Направления реформирования экономической деятельности в период царствования Павла I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2010 в 21:32, Не определен

Описание работы

Реферат

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Санкт –  Петербургский Государственный  Политехнический университет

факультет экономики и менеджмента

кафедра «Национальная экономика» 
 
 
 

Реферат 
 
 

по дисциплине: «Экономическая история» на тему: «Направления реформирования экономической деятельности в период царствования Павла I» 
 
 
 

            Выполнила студентка

            группы  № 20710/2:

            Крушина Ю. С. 

            Преподаватель:

            Градов  А. П. 
             
             
             
             
             

Санкт –  Петербург

2009

 

Содержание.

 

Введение

    А. С. Пушкин назвал Павла I «романтическим императором», «врагом коварства  и невежд» и собирался написать историю его царствования. Л. Н. Толстой  считал, что «характер, особенно политический, Павла I был благородный, рыцарский характер». В письме к историку Бартеневу в 1867 году он писал: «Я нашел своего исторического героя. И ежели бы Бог дал жизни, досуга и сил, я бы попробовал написать его историю» . [4] Речь шла о Павле I.

    Интерес к нему двух русских гениев был  неслучаен. Жизнь Павла Петровича отличалась такими трагическими чертами, «подобных которых не встречается в жизни ни одного из венценосцев не только русской, но и всемирной истории». [4]

    Правление Павла Петровича длилось всего  пять лет, но за этот небольшой срок наметились весьма серьезные изменения во внешней и внутренней политике России, в аппарате управления, в социальной сфере. Причины весьма противоречивых и незавершенных преобразований 1796—1801 гг. порой сводят к стремлению императора всё делать наперекор матери, но вряд ли так можно объяснить реформирование армии, отмену привилегий дворян и горожан, установление нового порядка престолонаследия, неоднозначные перемены во внешнеполитических ориентациях и т.д.

    Царствование  Павла, на первый взгляд, выбивалось из общего течения русской истории XVIII столетия; обозначился разрыв с предшествующей традицией — разрыв, во многом объяснимый новыми условиями, новыми вызовами времени, и внешними, и внутренними.

    Таким образом целю данной работы является рассмотрение одной из самых неординарных личностей в истории Российского государства - Императора Павла I. Передо мной стоит непростая задача определить его характер и привычки, описать  действия совершённые им как императором., чтобы оценить - что же действительно представлял из себя Павел Петрович как человек, как личность и как политический деятель. 
1. Рождение «Русского Гамлета» Биография Павла I

        «В России дворянином может быть лишь тот, с кем я говорю, и  лишь тогда, когда я с ним говорю...»

        Павел I

        «Его голова была лабиринтом, где заблудился разум....»

        Из  мемуаров Графини  Головиной 

    Павел родился 20 сентября 1754 года, и ему  было восемь лет, когда умер его отец. Но верховную власть захватила его  мать, и ему пришлось ждать до 1796 года, пока власть перешла к нему. Он находил, что Екатерина завладела престолом в ущерб его праву, и это и послужило основанием той драмы, которая в течение столь долгих лет делала сына более или менее открытым противником матери. [2]

    Павел стал сиротой еще при живых  родителях. Сначала его отлучила от матери бабушка Елизавета Петровна, видимо, считая, что нечего молодой невестке портить ее внука. Может, именно поэтому в Екатерине и не было никакой привязанности к своему отпрыску. Отец Павла, Петр III, посещал его редко. Воспитывала его бабушка, которая, видя глупого сына, хотела оставить престол внуку, но не успела cоставить завещание. В смерти отца он сомневался до того дня, как взошел на престол. Но, слушая обрывки разговоров взрослых и будучи не по годам способным, мальчик понимал, что отца убрали с трона насильственно, и мать его не имеет никаких прав на власть, и может быть лишь регентшей при нем.

    Только  смелость придворных спасла Павла от верной смерти. Граф Григорий Орлов  мечтал жениться на Екатерине и основать новую династию. Екатерина не возражала. Но все понимали, что для Павла этот брак был бы смертным приговором... Поэтому в ответ на просьбу Екатерины позволить ей выйти замуж Верховный Совет мужественно ответил: "Нет". А Никита Панин, воспитатель Павла, добавил: "Императрица может делать что хочет, но госпожа Орлова никогда не будет императрицей России". Екатерина, понимавшая, что придворные, которые привели ее к власти, могут ее же и свергнуть, не решилась пойти против Совета.

    В 14 лет Павел прочел историю Мальтийского ордена, и она стала его любимой книгой. Еще одной книгой, по которой будущий царь будет выверять свои поступки, станет история, рассказанная Сервантесом о Дон Кихоте. Придворные посмеивались над увлечением царя и ожидали, что детские игры в рыцарей пройдут, но они ошиблись. Павел с самого детства видел жизнь двора. Наблюдал казнокрадство, коварство чиновников, интриги придворных. Разве может благородный рыцарь что-то сделать в таком окружении? Чтобы выжить, надо быть сильным, коварным и беспощадным. А он наивно ждал, что на его благородство другие ответят тем же, и до последней минуты не мог поверить, что лучший друг способен предать, и вернейший из подданных может свободно переступить клятву. Эта ошибка потом стоила Павлу жизни. [7, с.23]

    Что касается нравственных устоев Павла, то они были неколебимы. Он боготворил дисциплину и порядок, сам был образцом в этом, стремился быть справедливым и блюсти законность, был честен и привержен строгим нормам семейной морали. Не случайно некоторые историки одной из определяющих черт личности и даже его идейных воззрений считали «рыцарственность», поставленное во главу всей жизни рыцарское понятие о чести. Политическая цель, осознанная еще до воцарения, — максимальная централизация власти как единственный путь к «блаженству всех и каждого». Мечта о «твердой благородной» власти сочетается с осуждением придворной роскоши, безнравственности, лени, пустословия. «Государь приучал к порядку и вельмож, доводит и самых знатнейших господ до тщательного исполнения своих должностей» .  [6, с. 54]

    Идеалист, внутренне порядочный человек, но с чрезвычайно тяжелым характером и без опыта и навыков государственного управления, Павел вступил на российский престол 6 ноября 1796 года.  Еще, будучи наследником, Павел Петрович продумывал программу своих будущих действий, но на практике стал руководствоваться скорее личными чувствами и взглядами, что вело к усилению элемента случайности в политике, придавало ей внешне противоречивый характер.

    Павел I был убит в ночь с 11 на 12 марта. Уже вскоре после его воцарения против него стал созревать заговор, в который был вовлечен и его старший сын. В ночь на 11 марта 1801 года заговорщики, в основном гвардейские офицеры, ворвались в покои Павла в только что выстроенном Михайловском замке с требованием отречься от престола. По одной версии Павел был убит Николаем Зубовым (зять Суворова, старший брат Платона Зубова), который ударил его массивной золотой табакеркой (при дворе впоследствии имела хождение шутка: «Император скончался апоплексическим ударом табакеркой в висок»). Согласно другой версии, Павел был задушен шарфом или задавлен группой заговорщиков, которые, наваливаясь на императора и друг друга, не знали в точности, что происходит. Приняв одного из убийц за сына Константина, закричал: «Ваше Высочество, и вы здесь? Пощадите! Воздуху, Воздуху!.. Что я вам сделал плохого?» Это были его последние слова.

    О Михайловском замке ходит множество  легенд, это место считается мистическим. На фризе замка расположена надпись: «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ  ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ». И один юродивый  (по некоторым данным это была Блаженная Ксения Петербуржская) сказал что количество лет жизни императора будет равно количеству букв в тексте этого изречения. Было предсказание или нет — сказать точно невозможно, но факт совпадения налицо.

2. Внешняя политика.

    Став  императором, Павел отменяет тяжелейший рекрутский набор и торжественно объявляет, что «отныне Россия будет  жить в мире и спокойствии, что  теперь нет ни малейшей нужды помышлять  о распространении своих  границ, поелику и без того довольно уже и предовольно обширна...». Сразу по вступлению на престол император Павел I заявил, что отказывается от приготовлений к войне с Францией.

    «Нельзя изобразить, — пишет Болотов, —  какое приятное действие произвел сей  благодетельный указ во всем государстве, — и сколько слез и вздохов благодарности испущено из очей и сердец многих миллионов обитателей России. Все государство и все концы и пределы оного были им обрадованы и повсюду слышны были единые только пожелания всех благ новому государю...»  [4, с. 220]

    29 ноября 1796 года была объявлена  амнистия пленным полякам. Император  повелевал «всех таковых освободить  и отпустить в прежние их  жилища; а заграничных, буде пожелают, и за границу. Об исполнении сего наш сенат имеет учинить немедленно надлежащий распоряжения, предписав куда следует, чтоб со стороны губернских правлений и других земских начальств взяты были меры к наблюдению, дабы сии освобождаемые оставались спокойно и вели себя добропорядочно, не входя ни в какие вредные сношения, под опасением тягчайшего наказания». [7, с. 305]

    Вскоре  заключается мир с Персией. В  письме к прусскому королю от 3 января 1797 года Павел писал: «С имеющимися союзниками многого не сделаешь, а  так как борьба, которую они  вели против Франции, только способствовала росту революции и ее отпору, то мир может ослабить ее, усилив мирные антиреволюционные элементы в самой Франции, доселе придавленные революцией» . Контрреволюционный переворот 27 июля 1794 года приводит к падению якобинской диктатуры во Франции. Революция идет на убыль. Блестящие победы генерала Бонапарта над австрийцами в Италии приводят к возникновению целого ряда демократических республик под эгидой Франции. Павел видит в этом дальнейшее распространение «революционной заразы» и выступает за созыв европейского конгресса для урегулирования территориальных споров и пресечения революционных завоеваний. Он готов даже признать Французскую республику «ради успокоения Европы», ибо иначе «против воли придется браться за оружие». Однако ни Австрия,  ни Англия его не поддержали, и в 1798 году создается новая  антифранцузская коалиция. Россия в союзе с Англией Австрией, Турцией и Неаполитанским королевством начинает войну   против Франции. [4, с. 237] 

    Российская  армия под руководством неподражаемого А. В. Суворова одержала ряд крупных побед. За два месяца французы потеряли всю Северную Италию. Поздравляя Суворова с этой победой, Павел I писал: «Поздравляю Вас вашими же словами: «Слава Богу, слава Вам!».[4, с. 251] 

    Но  спустя некоторое время коалиция государств, каждое из которых руководствовалось своими интересами, распалась. Павел не мог простить бывшим союзникам их предательства и преждевременного вывода войск эрцгерцога Карла из Швейцарии. Освобожденная от французов Италия была порабощена Австрией, а остров Мальта захвачен Англией. Коварство союзников, в руках которых он был только орудием, глубоко разочаровало императора. А восстановление во Франции сильной власти в лице первого консула Бонапарта давало повод для переориентации курса внешней политики на союз с Францией.

    Сближение между двумя великими державами  шло ускоренными темпами. В Европе возникает новая политическая ситуация: Россию и Францию сближают не только отсутствие реальных противоречий и  общность интересов, но и конкретные практические задачи по отношению к общему противнику — Англии. Неожиданно и быстро в Европе все переменилось: вчера еще одинокая Франция и Россия встали теперь во главе мощной коалиции европейских государств, направленной против Англии, оказавшейся в полной изоляции. В борьбе с ней объединяются Франция, Россия; Швеция, Пруссия, Дания, Голландия, Италия и Испания. [7]

 

3. Экономическое положение России к 1976 году

    В этой части работы рассмотрим общее  экономическое положение России в конце 18 века и политику правительства  Екатерины II в сфере экономики.

           Обратимся к некоторым статистическим  данным. К началу 1796 года в стране  насчитывалось 40 млн. человек.  Плотность населения была далеко  неравномерной. Большая часть  россиян проживала в западных  и  юго-западных губерниях,  1/3 - в нечерноземном центре, на всю Сибирь едва набирался миллион жителей.

           Из 40 млн. около  400 тыс.  составляли  дворяне. Приблизительно можно  указать и уровень "дворянского"  благосостояния:  на одного помещика  приходилось  в  среднем  100-150 крепостных,  что составляло 400-500 рублей годового оброка.  Столько же  получали  чиновники 8 класса и штаб-офицеры.

    Государственные доходы,  если иметь в виду только абсолютные цифровые  данные,  как  будто возросли.  Бюджет с 30 млн. руб. поднялся к концу правления Екатерины до 70 млн.  Но этот подъём, в отличии от Ключевского и многих других историков,  Н.Д.Чечулин объясняет не обогащением государства и повышением благосостояния населения, а  простым увеличением количества налогоплательщиков, благодаря присоединению новых территорий  и  росту  населения  с одной стороны, и повышением налогов, с другой стороны. [5]

Информация о работе Направления реформирования экономической деятельности в период царствования Павла I