Идеальные типы хозяйств и роль протестанской этики в развитии капитализма М. Вебера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2011 в 14:01, реферат

Описание работы

Идеи Вебера пронизывают все здание современной социологии, составляя его фундамент. Он внес вклад в теорию и методологию, заложил основы отраслевых направлений социологии: бюрократии, религии, города и труда.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

2.2. Протестантская этика как основа «капиталистического духа»

      В основе «капиталистического духа»  по М. Веберу лежит протестантская концепция  спасения. «Высокие» религии внедряют в сознание верующих представления  о смысле жизни и ее высшей цели – о спасении. Для христианства вообще и протестантизма в частности этой высшей жизненной целью является обретение праведником вечного блаженства в потустороннем мире. В спасении осуществляется полная реализация личности христианина. Именно в представлении о спасении выявляются принятые в данном религиозно-культурном комплексе общие представления о нормах и правилах отношения индивида к внешнему миру, об основных направлениях и пределах его активности, о содержании и ценностной иерархии жизненных ожиданий.

      Протестант  живет для того, чтобы быть орудием Бога и нести Его волю в мир. Для этого он должен подчинить все свое земное бытие преобразованию мира во славу Божью, честно и добросовестно трудиться и добиваться успехов. Вся его жизнь – трудовая, духовная, интимная – должна быть проникнута суровой аскезой и рациональностью.

      Идее  спасения соответствует методика, определяющая практические пути достижения религиозного идеала, реальные формы поведения  индивида в мире, меру и направления  его активности.

      Основой протестантской методики спасения является мироотвергающая аскеза, базирующаяся на признании несовершенства и греховности товарного мира, на его решительном отрицании. Отрицание греховного мира естественно предполагает отказ от его благ, сознательное ограничение своих потребностей, обуздание эмоций и подчинение всего образа жизни идее служения Богу.

      При отказе от мирских благ и принципов  мирского существования вообще, идеалом  аскета-христианина является систематизированная  деятельность, направленная на преодоление  мирских страстей, мешающих сосредоточиться на служении Богу. М. Вебер подчеркивает, что такая аскеза, которую можно назвать потусторонней, ведет к «полному отрешению от "мира", к разрыву социальных и душевных уз семьи, к отказу от имущества, от политических, экономических, художественных, эротических, вообще от всех тварных интересов»2.

      При всем его несовершенстве, мир является единственным объектом деятельности, направленной на прославление Бога, той  особой деятельности, которая «дает  аскету возможность достичь тех  качеств, к которым он стремится, а они в свою очередь служат выражением милости божьей, в силу которой аскет обретает способность к деятельности такого рода»3.

      М. Вебер подчеркивает, что «принципиальное  и систематически непреложное единство мирской профессиональной этики и религиозной уверенности в спасении создал во всем мире Только аскетический протестантизм. Только в протестантской профессиональной этике мир в его несовершенстве имеет исключительное религиозное значение как объект исполнения Долга путем рациональной деятельности в соответствии с волей надмирного бога»4. Человек, принадлежащий к товарному миру и несущий в себе все его несовершенство, в аскетическом протестантизме через свою деятельность становится орудием Бога, исполняющим в миру его волю, его призвание.5

2.3. М. Вебер и протестантская этика

      В начале своей знаменитой книги М. Вебер проводит детальный анализ статистических данных, отражающих распределение протестантов и католиков в различных социальных слоях. На основании данных, собранных в Германии, Австрии и Голландии он приходит к выводу, что протестанты преобладают среди владельцев капитала, предпринимателей и высших квалифицированных слоев рабочих.

      Кроме того, совершенно очевидны различия в  образовании. Так, если среди католиков  преобладают люди с гуманитарным образованием, то среди протестантов, готовящихся, по мнению Вебера, к "буржуазному" образу жизни больше людей с техническим образованием. Он объясняет это своеобразным складом психики, складывающийся в процессе начального воспитания.

      Так же Вебер замечает, что католики, не занимая ключевых постов в политике и коммерции, опровергают тенденцию о том, что национальные и религиозные меньшинства, противостоящие в качестве подчиненных какой-либо другой "господствующей" группе …. концентрируют свои усилия в области предпринимательства и торговле. Так было с поляками в России и Пруссии, с гугенотами во Франции, квакерами в Англии, но не католиками в Германии. Он задается вопросом, с чем связанно столь четкое определение социального статуса во взаимосвязи с религией. И, не смотря на то, что действительно существуют объективно-исторические причины преобладания протестантов среди наиболее обеспеченных слоев населения, он все же склоняется к тому, что причину различного поведения следует искать в "устойчивом внутреннем своеобразии", а не только в историко-политическом положении.

      Далее следует попытка дать определение так называемого "духа капитализма", вынесенного в заглавие книги. Под духом капитализма Вебер понимает следующие: " комплекс связей, существующих в исторической действительности, которые мы в понятии объединяем в одно целое под углом зрения их культурного значения.

      Автор приводит целый ряд цитат Бенджамина Франклина, который является неким  пропагандистом философии скупости. В его понимании идеальный  человек - " кредитоспособный, добропорядочный, долг которого рассматривать приумножение своего капитала как самоцель". На первый взгляд речь идет о чисто эгоистичной, утилитарной  модели мира, когда "честность полезна только потому, что дает кредит".  Но высшее благо этой этики в наживе, при полном отказе от наслаждения. И, таким образом, нажива мыслится как самоцель. В данном случае речь идет не просто о житейских советах, а о некой своеобразной этике. Так же можно сказать, что такая позиция является прекрасным этическим основанием теории рационального выбора. Вебер считает, что честность, если она приносит кредит столь же ценна как и истинная честность.

      Вебер замечает такую характерную особенность, что если рассматривать капитализм с точки зрения марксизма, то все  его характерные черты можно  обнаружить в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, но всем этим эпохам не хватало именно духа современного капитализма.  Там всегда была жажда к наживе, деление на классы,  но не было нацеленности на рациональную организованность труда.

      Так, южные штаты Америки были созданы  крупными промышленниками для извлечения наживы, но там дух капитализма  был менее развит, нежели в позднее образованных проповедниками северных штатах.

      Вебер проводит морфологический разбор слова  призвание в немецком и английском языках. Это слово впервые появилось  в Библии и далее оно обрело свое значение во всех светских языках народов, исповедующих протестантизм. Новое в этом понятии то, что выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая нравственная задача человека. В этом утверждении находит подтверждение центральный догмат протестантской этики в противу католицизму, отвергающий пренебрежение мирской нравственностью с высот монашеской аскезы, а предлагает выполнение мирских обязанностей так, как они определены для каждого человека его местом в жизни. Тем самым обязанность становится его призванием. Т. е. декларируется равенство всех профессий перед Богом.

      Основные  значимые догматы  протестантизма:

    1. Человек изначально грешен
    2. До начала жизни все предопределено
    3. Знак о том, спасен ты или нет можно получить лишь совершенствуясь в своей профессии.
    4. Послушание властям
    5. Отрицание превосходства аскетического долга над мирским.
    6. Примирение со своим местом в мире.

     Протестантская  церковь отменила выкуп грехов. Взаимоотношения  Бога и человека были определены предельно жестко - есть избранные и есть неизбранные, изменить ничего нельзя, но можно почувствовать себя избранным. Для этого необходимо, во-первых, тщательно исполнять свой профессиональный долг, а во-вторых, избегать наслаждений - и в совокупности это должно обеспечить рост богатства. Так, по мнению Веберу, предприниматель - трудолюбивый, инициативный, скромный в потребностях, любящий деньги ради самих денег.

     Можно заметить, что Вебер строит изложение  своей теории иногда на отрицании  или перефразировании своих ранее изложенных мыслей, предположений и доводов. То есть он строит предположение, а потом далее или утверждает, или отрицает его.

     По  мнению Вебера над миром господствует рационализм. Именно рационализм определяет отношения человека к природе,  отношения между людьми,  причем господство рационализма растет вместе с развитием техники и науки. М. Вебер  обосновал рационализм науки и искусства. Это вовсе не значило, что искусство и наука совмещаются.  Истинность, красота, рациональность всегда будут различны, но вопрос ставился о развитии этих ценностей на Западе.

     М. Вебер  пытался проанализировать все формы религии и те способы действия  людей,  которые они порождают. В этом заключается его глубокое социологическое исследование. Социология по Веберу - наука, которая занимается социальными действиями,  толкуя и понимая эти действия. Таким образом, социальные действия – это предмет ее изучения.  Социология образует типовые понятия и ищет  общие правила совершающегося, противоположно исторической науке, которая стремится объяснить только частные события.

     Анализируя  психологию и мировоззрение протестантов, Вебер приходит к выводу, что духовные источники капитализма лежат  в протестантской вере,  и он ставит перед собой задачу: найти связь  между религиозным убеждением и духом капитализма.

2.4. Будущее протестантской этики глазами М. Вебера

      М. Вебер в «Протестантской этике» описал духовные факторы становления  первичного капитализма на Западе. В этот период именно духовная, религиозная  мотивация предпринимательской  деятельности, ее восприятие с точки зрения религиозного спасения души доминировала над стремлением к наживе, рационализировала его и наделяла религиозным смыслом. В современном западном обществе положение изменилось: страсть к наживе вырвалась из религиозной «обертки» и превратилась в самодовлеющий мотив, в базовую ценность:

      «В  настоящее время дух аскезы - кто знает, навсегда ли? - ушел из этой мирской оболочки. Во всяком случае, победивший капитализм не нуждается более в подобной опоре... В настоящее время стремление к наживе, лишенное своего религиозно-этического содержания, принимает там, где оно достигает наивысшей своей свободы, а именно в США, характер безудержной страсти, подчас близкой к спортивной»6.

      Из  протестантских этических ценностей  лишь «представление о "профессиональном долге" бродит по миру, как призрак прежних религиозных идей»7. Протестантская этика, заложив духовные основания высокой профессиональной культуры, утратила непосредственное влияние на нее. Как свидетельствуют современные социологические исследования, прямого соответствия между высоким уровнем протестантской религиозности и трудовой этикой не наблюдается, но в целом она выше там, где была более сильная протестантская традиция.

      Капитализм  уже развивается не на основе религиозной  культуры, а на своем собственном базисе. Если первоначально человек со своими целями, ценностями, стремлениями создавал капиталистическое хозяйство, то теперь оно превратилось в колоссальный самостоятельный механизм, формирующий образ мысли и стиль жизни каждого члена общества, навязывающий ему свои нормы и «правила игры». М. Вебер пишет: «Пуританин хотел быть профессионалом, мы должны быть таковыми».  

4. Протестантская этика и ее роль

 

    Протестантская этика, выступая в процессе становления капитализма его могущественнейшим союзником в борьбе с традиционализмом, имела не только огромное конкретно-историческое значение в смысле  формирования психологических и культурных основ его "духа", но и самое широкое историческое значение в смысле формирования всей капиталистической культуры.

    Рациональное  жизненное поведение на основе идеи профессионального призвания и других идей пуританской этики стало одним "из конституционных компонентов современного капиталистического духа, и не только его, но и всей современной культуры"

    Благодаря  протестантской  этике  капиталистическая  деятельность  и  деятельность  вообще  приобретают  рационально  смысловое,  культурно-детерминированное  значение.  Отношения  между субъектами  получают  социальный  характер.  Сам  субъект  превращается  в  культурное  существо,  сознательно  организующее  деятельность,  ориентируясь  на  среду  и "значимость других".  Возникающий  общественный  строй  как  продукт  осмысления действий также становится культурным продуктом.

Информация о работе Идеальные типы хозяйств и роль протестанской этики в развитии капитализма М. Вебера