Безработица в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

Содержание работы

Введение
Сущность, причины и виды безработицы
Безработица как социально – экономическое явление
Причины и теории безработицы
Безработица в современной России
Динамика и структура безработицы в России
Социально – экономические последствия безработицы в РФ и методы ее преодоления
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 97.34 Кб (Скачать файл)

 

DL= f (PL)

 

     Предложение труда на рынке рабочей силе SL также зависит от реальной заработной платы: чем выше PL, тем больше работников предложат на рынке свой труд, и, напротив, чем ниже заработная плата, тем меньше их число будет желать устроиться на работу. Поэтому предложение труда рассматривается как возрастающая функция от реальной заработной платы и кривая предложения труда имеет положительный наклон:

 

SL= f (PL)

 

Соединив  графики спроса и предложения, получим  неоклассическую модель рынка труда, показывающую, что все желающие работать могут найти работу при сложившейся  равновесной ставке заработной платы E.

Полная  занятость в данном случае означает, что каждый желающий продать определенное количество труда по сложившейся  в данный момент ставке заработной платы может осуществить свое желание. Если же заработная плата установится  выше рыночного равновесного уровня (при государственном вмешательстве), то это приведет к тому, что спрос  на труд будет значительно меньше предложения труда и определенная часть работников окажется без работы. Поэтому, по мнению неоклассиков, в рыночной экономике может быть только добровольная безработица, то есть такая, которая вызывается требованиями высокой заработной платы. Работники сами выбирают безработицу ради более высоких заработков. Неоклассическая концепция добровольной безработицы, изложенная в названной выше книге А. Пигу, стала предметом серьезной критики Дж. Кейнсом в его фундаментальной работе “Общая теория занятости, процента и денег”. Как подчеркивают П. Самуэльсон и У. Нордхаус, “одна из величайших заслуг Кейнса состоит в том, что он позволил фактам разрушить эту красивую, но ошибочную теорию”[19, с. 603].

В кейнсианской концепции рынок труда может находиться в состоянии равновесия не только при полной занятости, но и при наличии безработицы. Это объясняется тем,  что предложение труда, по мнению Кейнса, зависит от величины номинальной заработной платы, а не от реального ее уровня, как полагали неоклассики. Следовательно, если растут цены и реальная заработная плата понижается, то рабочие при этом не отказываются работать. Спрос же на труд, предъявляемый на рынке предпринимателями, является функцией реальной заработной платы, которая изменяется при изменении уровня цен: при повышении цен рабочие смогут купить меньше товаров и услуг и наоборот. В результате Кейнс приходит к выводу, что объем занятости в большей степени зависит не от работников, а от предпринимателей, поскольку спрос на труд определяется не ценой труда, а величиной эффективного спроса на товары и услуги. Если эффективный спрос в обществе недостаточен, поскольку он определяется прежде всего предельной склонностью к потреблению, которая падает по мере роста доходов, то занятость достигает равновесного уровня в точке, расположенной ниже уровня полной занятости.

В кейнсианской концепции делается два важных вывода:

1. Гибкость цен на товарном и денежном рынках, а также заработной платы на рынке труда не является условием полной занятости, даже если бы они и снижались, это не привело бы к сокращению безработицы, как считали неоклассики, так как при снижении цен падают ожидания владельцев капитала относительно будущих прибылей;

2. Для повышения уровня занятости в обществе необходимо активное вмешательство государства, поскольку рыночные силы не в состоянии поддержать равновесие при полной занятости.

 

 

 

 

 

 

2. БЕЗРАБОТИЦА В СОВРЕМЕННОЙ  РОССИИ

 

2.1. Динамика и структура безработицы  в России

 

Современная ситуация на рынке труда  России существенно отличается от той, что была еще 4 года назад. За эти  годы численность занятого населения  сократилась на 9%. В настоящее  время, по данным Госкомстата, которые  не отражают реального положения  дел, более 6,5 млн. человек не имеют  занятия, но активно его ищут; почти 2,7 млн. человек зарегистрированы в  органах службы занятости в качестве безработных.

 В связи с изменением отраслевой структуры занятости (уменьшением числа работающих в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении и легкой промышленности) обострились региональные проблемы занятости. В 47 субъектах Российской Федерации безработица превышает средний уровень по стране, в отдельных городах наблюдается массовая безработица.

 Региональная дифференциация  остроты безработицы с первых  же месяцев регистрации оказалась  весьма значительной. Уже к концу  1991 г. самый высокий и самый  низкий региональные уровни безработицы  отличались более чем в 10 раз,  но за прошедший период указанное  различие возросло еще почти  в 5 раз. В середине 1995 г. самый  высокий уровень безработицы  был зарегистрирован в Ингушетии  (20,2 %), а самый низкий в Москве (0,4%).

 Аналогичная картина наблюдалась  и по напряженности на рынке  труда. Самая высокая напряженность  в середине 1995 г. отмечалась в  Ингушетии (321 человек на одно  вакантное место), а самая низкая  в Москве, где на двух безработных  приходилось три вакантных рабочих  места.

 Самый большой прирост количества  безработных (и уровня безработицы)  за первое полугодие 1995 г. наблюдалось  также в Ингушетии - 2,5 раза. При  этом в некоторых регионах  отмечено некоторое снижение  количества безработных (и уровня  безработицы): Орловская, Курская,  Магаданская области, Республика  Адыгея. В Москве за первое полугодие 1995 года численность безработицы и уровень безработицы практически не изменились.

 Вынужденная неполная занятость  наиболее остра во Владимирской, Ульяновской, Ивановской областях - более 15% (т.е. в два раза  больше среднероссийского показателя по данным Госкомстата) занятых находились в первом полугодии 1995 г. в административных отпусках или вынужденно работали неполное рабочее время. Минимальна вынужденная неполная занятость в некоторых северных ресурсодобывающих регионах: Ненецком АО, Ямало-Ненецком АО, Якутии. В этих регионах ею охвачено менее 0,7% занятых (т.е. в 10 раз меньше чем в среднем по России).

 Интересна также дифференциация  регионов страны по составу  безработных. Первоначально основную  массу безработных в России  составляли женщины, лица с  высшим и средним специальным  образованием, лица предпенсионного возраста. Но затем в тех регионах, где уровень безработицы был выше среднего, стали расти доля мужчин, доля лиц с низким уровнем образования, доля моло­дежи.

 Таким образом, по составу  безработных можно судить о  продвинутости того или иного региона по остроте безработицы. В тех регионах, где преобладают ”высокообразованные женщины предпенсионного возраста”, можно говорить лишь о начальной стадии безработицы. Уровень безработицы и напряженность на рынке труда в таких регионах как правило невелики (например, в Москве), хотя расти они могут высокими темпами (например, в Татарии). В тех регионах, где среди безработных преобладает молодежь, мужчины, лица с низким уровнем образования, проблема безработицы очень остра, но численность безработных зачастую растет медленнее, чем в среднем по стране

 В общем случае все регионы  Российской Федерации по остроте  зарегистрированной безработицы  можно разделить на несколько  групп.

 Первая группа - регионы с  очень высокой безработицей. Это  Ингушетия, Северная Осетия, Карачаево-Черкессия, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область вместе с Корякским АО. В эту же группу, по всей видимости, входит и Чеченская республика, данные по которой Федеральной службой занятости не собираются. Эти регионы отличаются высоким уровнем безработицы, высокими темпами его роста (в 2 раза выше среднероссийских), большой напряженностью на рынке труда. При этом самая высокая безработица - в Ингушетии и Северной Осетии и связана она в первую очередь с очень большой концентрацией беженцев и вынужденных мигрантов (более 10% - максимальный показатель по России).

 Вторая группа - регионы с  высоким уровнем безработицы  и большой напряженностью на  рынке труда (показатели превышают  среднероссийские). Но темпы роста безработицы здесь средние или ниже средних. В основном это регионы северной половины европейской части страны. Многие из этих регионов отличаются повышенной вынужденной неполной занятостью. Лидируют здесь Владимирская и Ивановская области, где доля находящихся в административных отпусках и не полностью использовавших рабочее время превышает 20 и 15% соответственно.

 Третья группа - уровень безработицы  и напряженность на рынке труда  ниже среднероссийских, но темпы роста уровня безработицы выше среднероссийских. Фактически по остроте безработицы эта группа средняя.

 Четвертая группа - регионы с  наименее острой безработицей  в стране. В них уровень безработицы  ниже среднего, низка напряженность  на рынке труда, темпы роста  безработицы ниже среднероссийских. В данной группе много северных регионов с добывающей промышленностью: Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Якутия, Магаданская область, Чукотский АО. За последние годы здесь или объемы производства сократились незначительно по сравнению со среднероссийской ситуацией (округа Тюменской области, Якутия), или численность населения резко сократилась из-за миграционного оттока (Магаданская область, Чукотка). Интересно, что в группу попадают Москва и Санкт-Петербург, а также Калининградская область. С вязано это с массовым созданием здесь новых рабочих мест в рыночных отраслях (торговля, банковская деятельность, посредническая деятельность). В итоге для покрытия дефицита работников в непрестижных отраслях (транспорт, строительство, коммунальное хозяйство) в Москве, отличающейся наибольшим дефицитом работающих, пришлось использовать временных работников с Украины, из Белоруссии, Закавказья.

 Итак, в России острая безработица  имеется в регионах двух типов.

 Во-первых, это регионы с высоким  естественным приростом населения  (Дагестан, Калмыкия, Тува, Карачаево-Черкессия, Чечня, Агинский Бурятский АО и т.п.). Здесь на рынок труда постоянно выходит большое количество молодежи, тогда как количество рабочих мест в условиях экономического кризиса не только не увеличивается, но и сокращается. В особый подтип выделяются регионы, где высокий естественный прирост сочетается с массовым притоком беженцев ( Ингушетия и Северная Осетия). В регионах данного типа безработица существовала и в прошлом в виде аграрного перенаселения.

 Во-вторых, депрессивные регионы,  т.е. с преобладанием наиболее  кризисных отраслей. На данный  момент таковыми являются легкая  промышленность и военно-промышленный  комплекс, отличающиеся наибольшим  сокращением объемов производства  по сравнению с концом 80-х. К этому типу относятся Ивановская, Владимирская, Костромская, Ярославская, Кировская и др. области, Удмуртия, Мордовия, Марий-Эл.

 Важен также вопрос сельской  безработицы в России. В прогнозах  начала 90-х годов ожидался резкий  всплеск безработицы в городах  в итоге развала промышленности, сформировавшейся за советский  период (гигантские предприятия,  которые работали в основном  на оборону, оказались неспособны  адаптироваться к рыночным отношениям). Сельская же местность считалась  крайне трудодефицитной, способной  отвлечь большое количество безработных  из городских поселений. Современная  ситуация показывает, что и эти  прогнозы не оправдались. Начиная  с 1994 г. уровень безработицы  среди сельского населения превышает  аналогичный показатель для городского  населения. Очень высока также  напряженность на сельском рынке  труда, т.к. свободных рабочих  мест здесь практически нет.  В основном сельская безработица  наблюдается в регионах с высоким  естественным приростом и в  северных несельскохозяйственных  регионах. Так, в Ханты-Мансийском АО, в Томской области и др. уровень сельской безработицы в 2 раза превышает городской показатель (на конец 1995 г.). Повышенной сельской безработицей отличаются также депрессивные сельские регионы со значительным развитием в прошлом маятниковых миграций из села в городские поселения (Ивановская, Владимирская и др. области).

 Итак, развитие безработицы  в России на современном этапе  существенно отличается от общемировых  закономерностей. При резком сокращении  объемов производства (более чем  в 2 раза) уровень безработицы  с учетом незарегистрированных  безработных не превышает 10%[2]. При этом уровень безработицы  в сельской местности выше, чем  в городских поселениях. В причинах  безработицы существует значительная  региональная дифференциация. Существенными  оказались и социальные причины  (потоки беженцев и вынужденных  переселенцев, высокий естественный прирост, значительный миграционный отток), и экономические (резкий спад производства в одних отраслях, незначительный - в других).

Информация о работе Безработица в рыночной экономике