Последствия Чернобыльской аварии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 20:11, Не определен

Описание работы


Введение
Социально-экономические последствия аварии на ЧАЭС
Медико-биологические последствия аварии на ЧАЭС
Последствия аварии для здоровья населения
Последствия аварии для животного мира
Последствия аварии для растительного мира
Правовые последствия аварии на ЧАЭС
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Последствия чернобыльской аварии.doc

— 414.50 Кб (Скачать файл)

    СОДЕРЖАНИЕ:

    Введение……………………………………………………………………..2

    Социально-экономические  последствия аварии на ЧАЭС……………….4

    Медико-биологические  последствия аварии на ЧАЭС…………………...7

    Последствия аварии для здоровья населения……………………………...7

    Последствия аварии для животного мира…………………………………8

    Последствия аварии для растительного мира……………………………..9

    Правовые  последствия аварии на ЧАЭС………………………………….10

    Заключение………………………………………………………………….12

    Литература…………………………………………………………………..13 

 

     ВВЕДЕНИЕ

    Черно́быльская  ава́рия — разрушение 26 апреля 1986 года четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, расположенной на территории Украины (в то время — Украинской ССР). Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю ядерной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу. На момент аварии Чернобыльская АЭС была самой мощной в СССР.

    В отличие от бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, взрыв напоминал очень  мощную «грязную бомбу» — основным поражающим фактором стало радиоактивное  заражение. Радиоактивное облако от аварии прошло над европейской частью СССР, Восточной Европой и Скандинавией. Примерно 60 % радиоактивных осадков выпало на территории Белоруссии. Около 200 000 человек было эвакуировано из зон, подвергшихся загрязнению.

    Чернобыльская авария стала событием большого общественно-политического  значения для СССР, и это наложило определённый отпечаток на ход расследования её причин. Подход к интерпретации фактов и обстоятельств аварии менялся с течением времени и полностью единого мнения нет до сих пор.

    Непосредственно во время взрыва на четвёртом энергоблоке погиб один человек, ещё один скончался в тот же день от полученных ожогов. У 134 сотрудников ЧАЭС и членов спасательных команд, находившихся на станции во время взрыва, развилась лучевая болезнь, 28 из них умерли[35].

    В 1.24 ночи на пульт дежурного СПЧ-2 (по охране ЧАЭС) поступил сигнал о возгорании на АЭС. К станции выехал дежурный караул пожарной части во главе с лейтенантом внутренней службы Правиком (14 человек на Зил-131). Приняв руководство тушением пожара на себя, по рации передал сообщение на пульт дежурного пожарной части по охране г.Припяти (СВПЧ-6) о помощи. Из этой пожарной части прибыл лейтенант Кибенок также с дежурным караулом (10 человек). По цепочке было передано сообщение о возгорании высокого номера сложности, по которому к станции должны прибыть пожарные подразделения Киевской и близлежащих областей. Руководство тушением пожара взял на себя прибывший на станцию майор Телятников. После прибытия первого караула началось тушение пожара на крыше машинного зала, реакторном зале. Серьезнее всего пострадали пожарные тушившие реакторный зал. К 4 часам утра пожар был локализован на крыше машинного зала. К 6 часам утра был затушен. Всего принимало участие в тушении пожара 69 человек личного состава и 14 единиц техники. Наличие высокого уровня радиации было достоверно установлено только к 3.30.

    Пожарные  не дали огню перекинуться на 3 блок (у 3 с 4 блоком единые переходы). Из средств  защиты у пожарных была только боевка (брезентовая роба), каска и рукавицы. В противогазах КИП-5 было невозможно работать из-за высокой температуры горения. Их пожарные поснимали в первые 10 минут. Вместо огнестойкого покрытия (как было положено по инструкции) крыша машинного зала была залита обычным горючим битумом. Примерно к 2 часам ночи появились первые пораженные из числа пожарных. У пораженных стала проявляться слабость, рвота, "ядерный загар", после снятия рукавиц снималась и кожа с рук. Помощь им оказывали на месте (медпункт станции), потом переправляли в городскую больницу Припяти. Практически не пострадали водители пожарных автомобилей. 27 апреля первую группу пораженных (28 человек) отправили самолетом в Москву (6-я радиологическая больница).

    Лейтенантам В. Н. Кибенок и В. П. Правик посмертно  было присвоено звание Героя Советского Союза. Пожарные Титенок, Тищура, Игнатенко и др. сражавшиеся с огнем в реакторном зале посмертно были награждены орденами и медалями.

    Из  двух имевшихся приборов на 1000 рентген  в час один вышел из строя, а  другой оказался недоступен из-за возникших  завалов. Поэтому в первые часы аварии были неизвестны реальные уровни радиации в помещениях блока и вокруг него. Неясным было и состояние реактора.

      Покинутые дома в прилегающих  селениях

    В первые часы после аварии, многие, по-видимому, не сознавали, насколько сильно повреждён  реактор, поэтому было принято ошибочное решение обеспечить подачу воды в активную зону реактора для её охлаждения. Эти усилия были бесполезными, так как и трубопроводы и сама активная зона были разрушены, но они требовали ведения работ в зонах с высокой радиацией. Другие действия персонала станции, такие как тушение локальных очагов пожаров в помещениях станции, меры, направленные на предотвращение возможного взрыва водорода, и др., напротив, были необходимыми. Возможно, они предотвратили ещё более серьёзные последствия. При выполнении этих работ многие сотрудники станции получили большие дозы радиации, а некоторые даже смертельные. В их числе оказались начальник смены блока А. Акимов и оператор Л. Топтунов, управлявшие реактором во время аварии.

    Выброс  привёл к гибели деревьев рядом с АЭС на площади около 10 км².

 

      Социально-экономические  последствия

    Масштабы  этой катастрофы и вызванных ею негативных последствий поистине колоссальны. В результате ядерного взрыва во внешнюю  среду поступили радиоактивные  вещества общей активностью 10 Эбк (1Э=10 18), в том числе 6,3 Эбк радиоактивных благородных газов. Было выброшено 50—60% йода и 30— 35% цезия, содержащихся в реакторе. По некоторым оценкам величина выброса была еще более высокой. Около 2/3 радиоактивных веществ в результате сухого и влажного осаждения выпали на территории Беларуси

     Радиоактивные выбросы привели к значительному  загрязнению местности, населенных пунктов, водоемов. Загрязнение территории Беларуси свыше 37 кБк/кв. м. по цезию - 137 составило 23% от всей площади республики. Эта величина для Украины составляет 5%, для России - только 0,6% (рис 1.), что свидетельствует о большей степени сложности и тяжести последствий  Чернобыльской катастрофы для Беларуси по сравнению с соседними странами.

    По оценке специалистов, общие экономические потери за 1986-2015 гг. составят 235 млрд дол. Это равно 32 Государственным бюджетам республики на 1968 г.

    При этом потери постоянно растут: 1986-1990 гг. – 29 млрд дол.; 1991-1995 гг. – 50 млрд дол.; 1996-2000 гг. – 61 млрд дол.; 2001-2015 гг. – 95 млрд дол.

    Потери  в различных отраслях народного  хозяйства и социальной сфере  за период с 1986 по 2015 г.:

  • ухудшение здоровья населения – 1,88 млрд дол.;
  • промышленность  – 0,63 млрд дол.;
  • социальная  сфера – 14,24 млрд дол.;
  • строительный  комплекс – 2,68 млрд дол.;
  • транспорт и связь – 3,39 млрд дол.;
  • жилищно-коммунальное хозяйство – 3,46 млрд дол.;
  • агропромышленный  комплекс – 72 млрд дол.;
  • лесное  хозяйство – 4,11 млрд дол.;
  • переселение населения – 5,08 млрд дол.;
  • реалезация  закона «О социальной защитеграждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС» - 86,32 млрд дол.;
  • загрязнение минерально-сырьевых и водных ресурсов – 2,67 млрд дол.;
  • дезактивация  загрязненных территорий – 36,85 млрд дол.;
  • образование службы мониторинга – 1,72 млрд дол.

     В результате столь мощного радиоактивного загрязнения руководству Беларуси, ее многочисленным предприятиям и учреждениям пришлось проводить экстренные   социальные, экономические, медицинские и радиологические мероприятия. Из наиболее загрязненных территорий эвакуировано и переселено 135 тыс.  человек.  Пришлось ликвидировать 415  населенных пунктов, 287 объектов народно-хозяйственного комплекса, 607 школ и детских садов, 95 больниц, более сотни объектов торговли, питания и бытового обслуживания населения. Таков невосполнимый урон, нанесенный Беларуси в результате ядерной катастрофы, произошедшей не на ее территории.

    Важно подчеркнуть, что в числе социальных категорий переселенцев, покинувших чернобыльские регионы, особое значение имеет молодежь, интеллигенция и  квалифицированные специалисты. Представители именно этих социальных групп наиболее интенсивно уезжали и уезжают из радиоактивных зон.

    В результате усугубляются социальные последствия  деградации восточно-белорусской деревни, уже давно находящейся под  воздействием естественного процесса урбанизации. В пораженных радиацией сельских местностях Беларуси остается в значительной степени социально деформированный и частично деградировавший социум.

    Одной из зловещих метастаз Чернобыльской  катастрофы является рост преступности в пострадавших регионах. Не случайно именно эти районы Беларуси становятся местом особенно высокой преступности. Ее уровень в Гомельской и Могилевской областях (в пересчете на душу населения),  примерно в два раза превышает соответствующие показатели по Гродненской и Брестской областям. При этом для чернобыльских областей особенно характерны тяжелые преступления: убийства, ограбления и спонтанная немотивированная преступность.

    В пораженной зоне растет и специфическая  «постчернобыльская» организованная преступность. Вероятно, не будет преувеличением утверждение, что практически все отселенные деревни к настоящему времени не только разрушены временем и природой, но и разграблены "чернобыльскими сталкерами" (хотя и находились под охраной государства). Речь идет о тех 485 деревнях на территории Республики Беларусь, население которых отселено в чистые зоны. Не меньшее количество населенных пунктов находится в состоянии фактического отселения и также разрушено и разграблено. (Для сравнения отметим, что, в ходе Второй Мировой войны фашистами были сожжены вместе с жителями 619 белорусских деревень).

    Разграбление  этих населенных пунктов совершено  криминальными элементами, порой  под прикрытием смыкающихся с  криминалом государственных структур. Особую опасность для общества представляют уже проявившиеся тенденции к становлению именно в индустриальных центрах, расположенных в чернобыльской зоне, структур организованного криминального мира, тесно связанных с однотипными группировками в других регионах Беларуси и в России.

    Особенно  быстрый рост криминалитета характерен для крупных городов: Могилева, Гомеля, Бобруйска, Светлогорска. Эти города и ранее отличались высоким уровнем  преступности. Теперь же на обычный  для всего постсоветского пространства криминальный фон наслаиваются дополнительные стимулирующие факторы, связанные с посткатастрофной мутацией и деформацией пострадавшего  социума.  

    Параллельно с ростом преступности в "чернобыльских" областях гораздо быстрее, чем в  других регионах Беларуси идет распространение наркомании и связанных с ней болезней. Видимо не случайно  эпицентром заболеваемости СПИДом в Республике Беларусь является расположенный на окраине зараженной зоны город Светлогорск. Но особенно быстро в чернобыльских местностях распространяются алкоголизм и психические заболевания. Все эти факты в значительной степени связаны именно с постчернобыльскими процессами и по существу являются своеобразными социальными мутациями и метастазами  атомной катастрофы.

    Помимо  этого, чернобыльский синдром оказывает  крайне неблагоприятное воздействие и на без того тяжелую демографическую ситуацию в Республике. Наиболее остро это проявляется в пострадавших регионах. Вследствие отъезда из радиоактивных зон, в первую очередь, лиц детородного возраста и детей, здесь особенно быстро растет процент лиц пенсионного возраста. В ряде особенно пораженных радиацией административных районов численность населения пенсионного возраста уже приблизилась к 70 процентам от общей численности населения (в целом в Беларуси лица пенсионного возраста составляют около 26 процентов населения). Столь искаженная демографическая структура порождает целый комплекс социальных проблем, связанных с уходом за стариками. В то же время, по мере естественного угасания этой социальной группы, количество чернобыльцев будет быстро сокращаться.  

    Чернобыльская катастрофа оказала свое влияние  не только на социально-стратификационные  и демографические процессы. Она  охватила и сферу управления. Региональные руководители поднепровских областей более других испытали на себе общий кризис и спад промышленного и сельскохозяйственного производства. Уже давно они превратились в просителей и выбивальщиков внешней помощи для своих пострадавших территорий. С одной стороны, политический контроль над ситуацией в чернобыльских регионах ныне находится в руках у традиционных постсоветских лидеров. С другой стороны, поддержание в этом регионе стабильности требует приспособления этих элит к местному деформируемому и все более отрывающемуся от окружающей реальности социуму.

Информация о работе Последствия Чернобыльской аварии