На современном этапе исторического развития главной проблемой как мира в целом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 14:52, реферат

Описание работы

На современном этапе исторического развития главной проблемой как мира в целом, так и каждой страны является глобализация. Под глобализацией принято понимать объективный необратимый процесс интеграции наций-государств, рынка (капиталов, товаров, услуг), технологий. Глобализация оказывает радикальное воздействие на все сферы общественной жизни, создавая тем самым принципиально новый социальный контекст, в котором придется разрешать актуальные проблемы ХХI века. Глобализация эксплицирует новые грани проблем, доставшихся в наследство от ХХ века. Речь идет о системе сложнейших противоречий, которые совсем недавно принято было называть “глобальными проблемами современности”.

Файлы: 1 файл

На современном этапе исторического развития главной проблемой как мира в целом.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

В современной  России наблюдается тенденция увеличения масштабов нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду. Не реализуются права: на компенсацию ущерба, нанесенного экологическими правонарушениями, на полную объективную, достоверную и своевременную экологическую информацию; на непосредственное участие населения в принятии решений по вопросам, затрагивающим их экологические интересы; на судебную защиту общественных интересов и прав граждан в сфере экологии. К основным нарушителям экологического законодательства относятся хозяйствующие субъекты, а также природоохранные органы и органы санитарно-эпидемологического контроля.

Экологические права нарушаются природопользователями  при попустительстве или халатности государственных структур. Ни исполнительная власть федерального и регионального уровней, ни Прокуратура РФ, имеющая в своем распоряжении специальные природоохранные подразделения, не являются пока непреодолимыми препятствиями для экологических правонарушений.

Государство не в состоянии осуществить принцип  неотвратимости наказания за экологическое правонарушение и обеспечить право граждан на компенсацию в полном объеме. Неукоснительное соблюдение права граждан на компенсацию ущерба сможет радикально изменить отношение промышленных предприятий к экологическим проблемам.

Составной частью экологической политики должна стать  реализация права малочисленных  коренных народов на традиционное природопользование. Экологические правонарушения сопутствуют  хозяйственной деятельности по нефте  и газодобыче, строительству, лесозаготовкам, добыче полезных ископаемых. Наиболее часто они проявляются в виде отказа вторичных (временных) пользователей заключать договоры на проведение работ с первичными пользователями, в отказе от рекультивации земель, возмещении вреда. Местные власти часто принимают незаконные постановления, признающие недействительными документы родовых общин на угодья. Группы малочисленных народов практически не информированы о правовом статусе своих исконных земель, поэтому эти земли могут легко переходить в частную собственность добывающих компаний, передаваться в долгосрочную аренду. Национальные предприятия создаются, как единственное средство выжить в условиях реформ, проводимых без учета особенностей северных территорий, традиционных видов деятельности. Но эти предприятия ставятся местными властями в заведомо неприемлемые для осуществления экономической деятельности условия. В результате, вымирают села, имеющие все возможности жить за счет возобновляемых биоресурсов. Прокуратура не занимается разрешением ситуации, противоречащей нормам международного права, нормам федерального и регионального законодательства. (Нарушение экологических прав граждан в России…, 2002, с. 89-90).

Распространенным  нарушением прав граждан в сфере  экологии является ограничение доступа  к экологической информации – публикуемые данные не носят системного характера, практически отсутствует экологическая реклама, агитация. Понятие “экологическая информация” юридически не определено и, следовательно, в отношении его существует законодательный пробел: право на открытость экологической информации, закрепленное Конституцией РФ и российским законодательством, в определенной степени противоречит требованиям защиты государственной тайны. В результате чего остаются безнаказанными многие экологические правонарушения. (Экология и нарушение прав человека…, 2002, с. 51). Новый Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за сокрытие, искажение или несвоевременную информацию о состоянии окружающей среды. Следует принять, как составную часть будущего Экологического кодекса России, специальный закон “О доступе к экологической информации”. К сожалению, Россия не подписала Конвенцию, отражающую механизмы реализации права на экологическую информацию, принятую в 1998 году в Орхусе (Дания). [c.51]

Ограничение конституционных  прав граждан на участие в формировании государственной политики в сфере  экологии и контроле за её осуществлением негативно влияет на развитие российского  гражданского общества. Ярким примером нарушения экологических прав граждан России явился срыв всероссийского природоохранного референдума. Официальная причина – для проведения референдума надо было собрать 2 млн. подписей, с августа по октябрь 2000 года в 62 субъектах РФ. Было собрано 2,5 млн. подписей, из которых 600 тыс., ЦИК были объявлены недействительными. Решение ЦИК Верховный Суд РФ оставил в силе. Фальсификация такого количества подписей сомнительна.

Граждане России должны беспрепятственно реализовывать  свое право на референдум, организацию обсуждений и участие в проведении общественных слушаний. Граждане должны иметь право на участие в проведении экологической экспертизы и в общественном экологическом контроле, право на участие в формировании политики в области использования атомной энергии. Разрешение на ввоз отработавшего, т.е. переработанного и готового к дальнейшему использованию ядерного топлива из стран, в которые оно было завезено из России, (2 тыс. т., а также 550 кубометров высокоактивных ядерных отходов) было принято в 2001 году. Надлежащий технический контроль при обращении с ОЯТ отсутствует, как и прозрачная экономическая схема, гарантирующая целевое внутрироссийское использование полученных денег – 20 млрд. долл. в течение 10 лет, предназначенных для создания новых комплексов по переработке, хранению ядерного топлива, реализации медицинских программ, реабилитации пострадавших территорий. Нет законодательной базы, которая бы регулировала механизмы распределения выделяемых средств. Указанные факты характеризуют решение о ввозе в Россию ОЯТ как недальновидное.

В результате экстраординарной техногенной аварии на Чернобыльской  АЭС основные конституционные права  и интересы граждан были ущемлены столь значительно, что причиненный  вред оказался реально невосполним (как зафиксировано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997 года № 18-П). Масштаб трагедии и число пострадавших указывают на то, что подобный вред не может быть возмещен только в порядке, установленном российским законодательством, поэтому обязанность его возмещения государство берет на себя. Россия должна действовать как объединение федеральных субъектов, демонстрировать всенародную поддержку жертвам природных, техно– и экологических катаклизмов (Экология и нарушение прав человека…, 2002, с. 29).В случае глобализации, как утраты национальным государством своей решающей роли, население просто становится заложником экологических, технологических катастроф, без возмещения ущерба с чьей-либо стороны.

В России существует необходимая законодательная база, позволяющая гражданам влиять на процесс принятия государственных решений. В то же время, население России недостаточно информировано о своих экологических правах. И в этой области важна просветительская работа. Сейчас только в 16 субъектах РФ существуют нормативные акты об обязательном экологическом образовании (Агентство региональных новостей. – 2002. – 19 июня). Нарушение экологических прав деформирует социально-экономическое развитие, деструктивно влияя на социально-психологический климат в стране.

Несовершенна  система разделения полномочий управления и ответственности в области охраны окружающей среды между федеральным центром, субъектами РФ и органами местного самоуправления.

Многое в реализации экологических прав граждан зависит  от исполнительной власти, которая  на современном этапе не обеспечивает в полной мере реализацию экологических прав граждан. Экологическая неграмотность, невежество и авантюризм стали обычными для принимающих решения в сфере природопользования и даже в сфере природоохраны. Иногда чиновники органов исполнительной власти, имея деловые и коммерческие связи с представителями бизнеса, препятствуют участию общественности в процессе разработки и реализации экологических решений. В России происходит криминализация [c.52]природопользования, сращивание криминальных структур с органами власти в отраслях рыбного и лесного хозяйства, недр и землепользования, переработки отходов производства и потребления (Экология и нарушение прав человека…, 2002, с. 59).

Доходы от ренты  распределены несправедливо: объем  средств, идущих на социальную защиту, обеспечение безопасности населения, охрану среды обитания, воспроизводство природных ресурсов значительно ниже требуемого. Система налогообложения должна быть изменена с целью изъятия государством в полном объеме реальных рентных платежей. Охрана здоровья людей и природы должны получать приоритетное бюджетное финансирование, источники которого следует максимально расширить за счет привлечения внебюджетных, негосударственных, благотворительных средств, при обязательном соблюдении прозрачности их расходования. Необходимо создать условия для формирования и развития рынка природоохранных услуг, экологического бизнеса.

Судебная система, зависимая от исполнительной, недостаточно подготовлена к развертыванию соответствующей  экологической практики. Суды допускают явные нарушения законодательства при рассмотрении “экологических дел”. Действующее законодательство не содержит целостной и эффективной системы правовых норм для предотвращения экологических правонарушений. Несовершенство нормативной базы приводит к тому, что государство не в состоянии осуществить принцип неотвратимости наказания за экологические правонарушения. Многое из законодательных деклараций о намерениях должно превратиться в действующий правовой механизм.

Следует выделить такой феномен общественной жизни современной России как идеология деэкологизации, “обоснованная” принципами экономической целесообразности.

Формированию  отрицательного общественного мнения в отношении сомнительных, с экологической  и социальной точек зрения, проектов препятствует низкая экологическая и правовая культура населения, неразвитость экологического мышления, низкий уровень самосознания и самоорганизации. Общественное экологическое движение слабо и раздроблено. Как и правозащитное движение на современном этапе оно не является мощным фактором укрепления гражданского общества и решения экологических проблем. В России не созданы институты соблюдения и защиты прав граждан в сфере экологии. Общественным экологическим и правовым организациям в сотрудничестве с государственными органами предстоит добиваться выполнения в полном объеме принятых государственных экологических программ; принятию превентивных мер в отношении создания или реконструкции “грязных” промышленных объектов.

Функции контроля за природопользованием должны быть отделены от функций природопользования; необходимо создать самостоятельное федеральное ведомство по охране окружающей среды; активизировать природоохранную деятельность на региональном и муниципальном уровнях.

России необходима научно обоснованная экологическая политика, тесно связанная с политикой в области охраны здоровья населения и программой социальной защиты населения от последствий экологических катастроф, от негативных социально-экологических и антропологических последствий процесса демонтажа атомных станций, конверсии, дезактивации, программой разработки технологий обеспечения экологической безопасности. Экологическая политика должна основываться на новейших технологических разработках, которые позволят не останавливать производства, а экологизировать их, развертывая затем, непосредственно экологические производства. Особенное внимание надо уделять технологическому переоснащению ВПК.

Эффективность экологической политики будет определена направленностью макроэкономической стратегии. Экологическая политика является в первую очередь политикой защиты человека, который, должен обладать достаточными средствами для отстаивания своих конституционных прав в суде. В современной России человек беззащитен в подобных случаях. Более того, обремененный проблемой выживания он не имеет времени и сил для участия в экологическом движении, в выяснении сущности, [c.53] причин обострения экологической ситуации, поиске средств давления на власти с целью разрешения социально-экологических противоречий.

Разработка и  проведение экологической политики – сложнейший многоступенчатый процесс, и, учитывая развитие глобализационных тенденций, влияющих на социально-экономические  процессы в России, новое дело для  всех органов как законодательной, так и исполнительной власти, для общественных структур. Следовательно, реализация экологической политики – это путь формулировки экологических аргументов, путь разумных компромиссов, а не дефиле амбиций властных или неправительственных правозащитных и экологических структур. Без подобного компромисса не будет создана столь необходимая политико-правовая, гражданская, экономическая база экологической политики. Назрела необходимость появления действительно самостоятельных экологических партий, способных на контакт с гражданским обществом, властными структурами, выражающих, а не декларирующих реальные интересы населения. Декоративные, эпатажные, карманные экологические партии не способны проводить экологическую политику.

Экологический алармизм, наивная вера в то, что  знание принципов этики благоговения перед Жизнью достаточны для экологизации общественного сознания и преобразовательной деятельности должны остаться в ХХ веке. ХХI век – век экологических аргументов, развертывания глобальной экологической практики. Без продуманной, научно обоснованной, поддерживаемой властными структурами и общественностью экологической политики как неотъемлемой составной части глобальной экологической кооперации будущее России под вопросом.

Информация о работе На современном этапе исторического развития главной проблемой как мира в целом