Экологическая оценка состояния лесов в Сибири: тревожные результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 19:01, доклад

Описание работы

Леса занимают самую большую площадь (около 40%) среди всех наземных экосистем. В них распространено более половины мирового разнообразия видов флоры и фауны, обитающих на суше планеты. До того как появилось сельское хозяйство и промышленное производство, площадь лесов составляла примерно 6 млрд. га (более 3/5 площади суши). За несколько столетий хозяйственной деятельности эта площадь сократилась до 4 млрд. га, из которых лишь 1,5 млрд. га остались нетронутыми, т. е. девственными, или малонарушенными лесами

Файлы: 1 файл

Экологическая оценка состояния лесов в Сибири- тревожные результ.doc

— 5.05 Мб (Скачать файл)

 

Погибший от промышленных выбросов ОАО ГМК “Норильский никель” лиственнично-еловый древостой, одних из самых северных лесов на планете. На заднем плане возвышаются на высоту до 100 метров отвалы пустой породы рудника “Медвежий ручей”. Полуостров Таймыр, Норильский промышленный район, долина реки Ергалах. Фото: Александр Брюханов.

 

4.4. Ущерб от загрязнения воды 

В наибольшей степени загрязненные промышленные стоки поступают в сибирские реки и озера в Красноярском крае, Кемеровской и Иркутской областях (Таблица 3). В первом и втором субъекте общий ежегодный объем сброса сточных вод в гидросеть субъектов превышает 2 млрд. м3 воды, а в Иркутской области 1 млрд. м3.

Таблица 3

Сибирские субъекты с  крупнейшим объемом сброса сточных  вод в поверхностные водные объекты  в 2007 г.

Административные субъекты

Объем сброса, млн. м3

Общий объем сброса сточных вод

В том числе загрязненных

В том числе нормативно очищенных

Красноярский край

2531,2

448,9

50,9

Кемеровская область

2037,4

767,1

6,1

Иркутская область

1014,1

788,0

15,5

Новосибирская область

568,7

н.д.

н.д.

Томская область

555,1

9,2

75,6

Алтайского края

273,9

26,4

146,8

Читинская область

259,1

85,1

19,1

Омская область

210,0

207,

н.д.


 

Основными источниками загрязнения  вод бассейна р. Ангара и р. Енисей являются сточные воды крупнейших в  Восточной Сибири и России предприятий  химической, нефтехимической, лесной и  деревообрабатывающей промышленности, цветной металлургии, а также хозяйственно-бытовые сточные воды населенных пунктов. К характерным загрязняющим веществам относятся фенолы, нефтепродукты, органические вещества, соединения меди, ртуть. Реки бассейна р. Томь и р. Обь загрязняются сточными водами предприятий горнодобывающей, топливно-энергетической, металлургической, коксохимической, химической промышленности, агропромышленного комплекса и коммунального хозяйства.

4.5. Ущерб при строительстве ГЭС

В регионах Сибири лишь Aнгaрский и  Енисейский кaскaды ГЭС используют часть потенциала наиболее крупных рек. На остальной территории использование свободной энергии движения воды имеет точечный характер (Новосибирская, Усть-Хантайская, Вилюйская ГЭС и др.).

В настоящие время в России и  странах ближнего зарубежья существует около 200 гидроэлектростанций, при строительстве которых было затоплено 12 млн. га лесных и сельскохозяйственных земель. Объем затопленной в ложах водохранилищ Ангаро-Енисейского региона древесины составляет 22,7 млн. м3. Активное обрушение покрытых лесом берегов ложа водохранилищ, нарушение технологий лесосплавных работ на водохранилищах и на впадающих в них реках, привели к тому, что в воде оказалось более 4 млн. м3 древесной массы (Алексеевич, 2006). Наибольшие потери были при строительстве Братской, Усть-Илимской, Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС.

При создании водохранилища Усть-Илимской ГЭС было затоплено 154,9 тыс. га земель, в том числе 31,8 тыс. га сельхозугодий, переселено 14,2 тыс. человек из 61 населенного пункта, вырублено 11,9 млн. м3 леса. В ходе заполнения Братского водохранилища затоплено более 100 деревень и не менее 70 хозяйственно освоенных островов. Запас древесины в лесах, ушедший под воду, составил 40 млн. м3, половина которого к моменту затопления так и остался не вывезен. При строительстве Красноярской ГЭС затоплено 120 тыс. га сельхозугодий, Саяно-Шушенской ГЭС - 35,6 тыс. га (2,2 млн. м3 древесины ушло под воду). В зоне затопления и подтопления Иркутского водохранилища оказалось 138,6 тыс. га, в том числе 32,3 тыс. га земель сельхозназначения, более 200 населенных пунктов, участок шоссейной дороги Иркутск – Листвянка и железнодорожная линия.

Но это лишь одна сторона проблемы гидроэнергетики. Только недавно начали всерьез изучать экологические  явления, характерные для территорий водохранилищ ГЭС. Уровень воды в водохранилищах изменяется не по природным законам, а по командам диспетчера. Колебания различных параметров, определяющих условия обитания живых организмов, совершаются скачкообразно и вне зависимости от их жизненных циклов. Масса сине-зеленых водорослей в отдельных местах начинает превышать 50 кг/м2. При их отмирании и разложении резко уменьшается содержание кислорода в воде, выделяются токсические вещества. Гибнет рыба, вода становится непригодной для питья, ее практически невозможно использовать в технических целях, нарушаются рекреационные условия на побережье, уменьшается самоочищающая способность водоемов. Несмотря на то, что гидроузлы ликвидировали во многих районах опасность весенних наводнений и регулирование русел рек позволило направить воду на орошаемые поля и промышленные предприятия, в то же время создание водохранилищ привело к постоянному затоплению лесов и лугов, многих населенных мест, памятников культуры, месторождений полезных ископаемых и других ценных объектов.

Просачиваясь в грунт, вода подтапливает и заболачивает обширные прибрежные территории, изменяет их ландшафт и  микроклимат. Например, после перекрытия Оби плотиной Новосибирской ГЭС  и образования Новосибирского водохранилища, изменились природные условия реки: активизировалось загрязнение воды и дна, уменьшился видовой состав рыб.

Енисей в  верховье и в среднем течении  зарегулирован гидроузлами Енисейского  каскада ГЭС, образующими крупнейшие в России Саяно-Шушенское и Красноярское водохранилища, вода которых относится к категориям “загрязненная” и “грязная”. Вода большинства притоков по всему течению Енисея характеризовалась как грязная. При строительстве Красноярской ГЭС энергетики не соорудили в плотине рыбоприемники и рыбоходы, что привело к сокращению запасов рыбы ценных пород в Енисее.

Объем затопленной древесины  в ложах сибирских водохранилищ составляет десятки миллионов кубометров. Мертвая древесина, разлагаясь, не только снижает качество воды и приводит к сокращению популяции многих видов водной флоры и фауны, но и существенно затрудняет судоходство по рекам. Водохранилище Саяно-Шушенской ГЭС. Фото: Геннадий Миронов.

 

Вода Братского водохранилища, как и в предыдущие годы, характеризовалась  в диапазоне условно чистая –  слабо загрязненная. Ангара до Братского водохранилища испытывает влияние сбросов сточных вод предприятий Иркутска и Ангарска. Усть-Илимское водохранилище отличается неоднородным гидрологическим режимом на разных участках и формируется в основном в результате сбросов через Братскую ГЭС, в связи, с чем качество воды в верхней части водохранилища определяется содержанием в воде загрязняющих веществ, поступающей из Братского водохранилища. На входных створах водохранилища среднегодовые концентрации загрязняющих веществ превышали нормы по ряду параметров. Обнаруживалось повышенное содержание органических соединений по ХПК до 1,2 ПДК, формальдегида – до 1,8 ПДК, лигнина – до 2,2 ПДК, фенолов – до 3 ПДК, нефтепродуктов – до 2,2 ПДК, азота нитритного – до 6,4 ПДК. Вода характеризовалась как загрязненная.

Кроме того, серьезную озабоченность  у экологов вызывает строительство  будущей Богучанской ГЭС на Ангаре. При подготовке ложа, водохранилища которой затапливается 149,5 тыс. га земель, в том числе 29,6 тыс. га сельхозугодий, необходимо переселить 12,2 тыс. человек (часть населения уже переселена) из 31 населенного пункта. Покрытая лесом площадь, подлежащая затоплению, составляет 121,4 тыс. га, вырубке подлежат 10,7 млн. м³ древесины, из-за трудностей с полной очисткой ложа водохранилища под воду уйдут значительные объемы практически не тронутого рубкой леса на неудобъях (около 2 млн. м³), отходы рубок, тонкомерный ликвидный и неликвидный лес на делянках - более 3,5 млн. м³. Возможно возникновение проблем в связи с затоплением больших массивов торфяных болот (76 тыс. га) и последующим всплыванием торфов (до 4,5 млн. м³). Высказываются опасения повышенного загрязнения водохранилища, снижения запасов ценных видов рыб (данные сайта Общественного движения «Плотина.Нет!» http://www.plotina.net).

4.6. Ущерб от радиационно-опасных  объектов

Несмотря на то, что в Сибири нет АЭС, в ряде субъектов региона имеются радиационно-опасные объекты: в Красноярском крае - Горно-химический комбинат (г. Железногорск) и Электрохимический завод (г. Зеленогорск), в Иркутской области – Ангарский электролизно-химический комбинат (г. Ангарск) и пункт захоронения радиоактивных отходов Иркутского СК «Радон». Кроме того, в Томской области потенциальным источником радиоактивного загрязнения окружающей среды является Сибирский химический комбинат.

С момента существования данных объектов на них не зафиксировано ни одной аварии, которая видимым образом повлияла бы на леса региона, однако потенциальной угрозы, которую несут объекты ядерной энергетики для природы, исключать нельзя и данный вопрос требует всестороннего и тщательного изучения.

Резюме

В Сибири наибольший ущерб  лесам причинен в наиболее промышленно  развитых районах, особенно где ведется  интенсивная добыча и переработка  полезных ископаемых. При добыче полезных ископаемых открытым способом значительная часть лесной территории переводится в нелесную, а в тех местах, где раньше шумели леса, образуются карьеры, отвалы, шлако- и хвостохранилища. От промышленной добычи полезных ископаемых в наибольшей степени пострадали леса Кемеровской и Иркутской областей, а также Красноярского края.

Подавляющее большинство  отходов (шлако и хвостохранилища) образуется от работы предприятий энергетики, металлургии, а также от жизнедеятельности  крупных городов (полигоны и стихийные  свалки). Наиболее опасная для лесов  ситуация с загрязнением окружающей среды твердыми промышленными отходами складывается в Кемеровской и Иркутской областях, а также в Красноярском и Забайкальском краях.

Самый большой ущерб  от воздушного промышленного загрязнения  испытывают леса на севере Красноярского  края, расположенные в зоне воздействия выбросов ОАО ГМК "Норильский никель". Суммарные выбросы в Красноярском крае (2,5 млн. т в год) составляют половину всех выбросов СФО, что обеспечивает краю первое место в России по этому показателю. Значительное загрязнение воздуха наблюдается в настоящее время также в Кемеровской (1,24 млн. т) и Иркутской областях (0,55 млн. т). Кроме того, сильное загрязнение лесов от выхлопов автомобильного транспорта зафиксировано вокруг таких крупнейших сибирских городов, как Новосибирск, Омск, Красноярск, Томск и Иркутск.

Практически все крупные  сибирские реки характеризуются  как очень загрязненные или грязные, что обусловлено, прежде всего, значительным количеством поступающих в их воды неочищенных промышленных стоков и канализации из населенных пунктов. Наибольшее количество жидких отходов в Сибири поступают в водоемы Красноярского края (р. Енисей, Ангара, Пясина, Чулым), Кемеровской (р. Томь с притоками), Иркутской (р. Ангара и ее притоки) и Новосибирской областях (р. Обь с притоками).

В наибольшей степени от строительства ГЭС в Сибири пострадали леса Иркутской области и Красноярского края, на территории которых построены по три крупнейших в России гидроэлектростанции (пуск Богучанской ГЭС в Красноярском крае запланирован на 2011 г.). Объем затопленной древесины в ложах водохранилищ Ангаро-Енисейского региона составляет около 23 млн. м3. Кроме того, создание плотин ГЭС на крупнейших сибирских реках отрицательно повлияло на изменение погоды, почвенную эрозию, качество и уровень грунтовых вод.

 

 

 

Выводы

Важнейшей особенностью сибирских  лесов является сохранение на больших  территориях естественных насаждений, относительно слабо затронутых антропогенным  воздействием людей. Лесные экосистемы, еще сохранившиеся в этих обширных рефугиумах, имеют естественный (фоновый) уровень биоразнообразия и представляют собой эталоны популяционного, видового и экосистемного разнообразия. Эти леса коренным образом отличаются от «культурных» лесов, представленных в Западной Европе и в нашей стране искусственными насаждениями, обладающими пониженной устойчивостью к неблагоприятным факторам среды.

В Сибири нет субъекта, леса которого полностью избежали отрицательного влияния антропогенной деятельности. Сильнейший урон сибирским лесам  наносят следующие антропогенные  факторы: промышленная заготовка древесины и пожары, разработка полезных ископаемых и выбросы промышленных предприятий. Наибольший ущерб природе за последние годы нанесен в промышленно освоенных районах Сибири: Омская, Томская, Кемеровская, Новосибирская, Иркутская области, южная и центральная часть Красноярского края, а также на север в Норильском промышленном районе.

Относительно нетронутыми остались леса лишь в районах, где практически  отсутствуют дорожная сеть, промышленные предприятия, лесозаготовка и невысока плотность проживания населения: Эвенкия, север Томской и Иркутской областей, северные и восточные районы Якутии, Ненецкий АО, Тыва и Горный Алтай.

В России площадь крупных массивов малонарушенных лесных территорий составляет 289 млн. га (26% от площади всех лесных земель) и почти половина их находится в четырех сибирских регионах: в Якутии, Красноярском крае, Ханты-Мансийском АО и Иркутской области. В пяти сибирских регионах они занимают более половины общей площади - это Ненецкий АО (100%), Республика Алтай (63%), Ямало-Ненецкий АО (62%), Эвенкийский АО (61%) и Тыва (57%). Данные территории лесов в наименьшей степени почувствовали влияние хозяйственной деятельности.

Однако во многих областях Сибири наблюдается ряд нежелательных  явлений: обезлесивание (Тыва, Алтай и Забайкалье), смена коренных хвойных пород мелколиственными (Красноярский край, Томская и Иркутская области), гибель леса на значительных площадях от промышленных выбросов предприятий (Красноярский край), гибель в огне катастрофических природных пожаров (Алтайский, Забайкальский и Красноярский края, Республики Тыва и Якутия, Иркутская области). Все это привело к тому, что доля массивов малонарушенных лесов в Сибири за последнее столетие уменьшилась в 2-3 раза. Таким образом, в сибирской тайге не осталось нетронутых массивов, а остались только те, которые мало нарушены!

Информация о работе Экологическая оценка состояния лесов в Сибири: тревожные результаты