Воссоединение народа Беларуси в составе БССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 23:47, реферат

Описание работы

В судьбе каждого народа есть события, которые имеют особое значение для определения его будущего. Для каждого белоруса одним из таких событий стали сентябрьские дни 1939 года. В сентябре 2009 г. жители республики отпраздновали 70-летнюю годовщину воссоединения. Это событие, безусловно справедливое для белорусов и необходимое для становления суверенной белорусской государственности, произошло при крайне сложных и противоречивых обстоятельствах. Мир шел ко Второй мировой войне, а страны Европы стремились отвести военную угрозу от себя, в том числе за счет безопасности других государств. Сегодня в отношении событий того времени высказываются самые различные оценки.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 588.00 Кб (Скачать файл)

 

           Восстановление единства белорусского народа

          В 1934-1938 гг. руководство  СССР, осознававшее, что политика гитлеровской Германии неизбежно приведет к ее во-оруженному нападению на Советский  Союз, предпринимало все усилия для  того, чтобы создать в Европе систему  коллективной безопасности, которая исключила бы такой сценарий развития событий, сделала войну против Советов слишком рискованной. Однако идеологически и геополитически враждебные СССР международные силы (прежде всего франко-британские империалистические круги) обеспечили провал этих инициатив, оставив Москву в изоляции. Более того, в 1938 году Великобритания и Франция заключили с Гитлером и Муссолини Мюнхенское соглашение («мюнхенский сговор»), среди прочего развязавшее Германии руки в ее территориальных претензиях к Чехословакии.

          Примечательно, что  в преступном расчленении этой страны приняла участие и Польша. Еще  в 1934 году была подписана Декларация о дружбе и ненападении между  Польшей и гитлеровской Германией. Кроме того, Польша добровольно взяла  на себя защиту интересов Германии в Лиге Наций, которую Германия демонстративно покинула в 1933 году. 27 сентября 1938 г. Германия и Польша достигли договоренности о «демаркационной линии» в Чехословакии на случай, если начнутся военные действия. 1 октября 1938 г. Польша предъявила Чехословакии ультиматум и получила в свое владение Тешинскую область.

          Аналогично складывалась ситуация и на других направлениях. Англо-немецкий договор о ненападении  был подписан на мюнхенской встрече  в августе 1938 г., а франко-немецкий - в декабре. В июне 1939 г. договоры о ненападении с гитлеровской Германией заключили Латвия, Эстония и Финляндия.

          В этих условиях в  Москве было принято решение о  скорейшем заключении соглашения с  гитлеровской Германией с целью  максимально отсрочить неизбежное военное столкновение с ней. Это соглашение вошло в историю как Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом, секретный протокол к которому содержал договоренности о разделе сфер интересов между СССР и Германией в Восточной Европе. Дополнительным условием Москвы при заключении договора было также заключение торгового и кредитного соглашений с Германией, благодаря которым СССР получил значительные дополнительные средства для перевооружения армии и укрепления обороноспособности страны. Таким образом, заключение Договора о ненападении, сколь неоднозначным оно ни выглядело бы с моральной точки зрения, стало крупной политической победой советской дипломатии, позволившей отсрочить вступление Советского Союза во Вторую мировую войну и обеспечить более выгодные условия на момент начала боевых действий против гитлеровской Германии.

          1 сентября 1939 г. немецкие  войска перешли границу Польши. Началась Вторая мировая война.  Правительство и военное командование  Польши оказались не в силах  противостоять немецкой военной машине.

          Советское правительство  заняло позицию ожидания, несмотря на попытки Германии втянуть Советский  Союз в войну против Польши. Германское руководство через своего посла  в Москве графа Ф.В. фон Шуленбурга в первые сентябрьские дни неоднократно напоминало и даже требовало от Советского Союза решительных действий, заявляя, что Польшу немецкие войска займут за неделю и окажутся на территории, которая определена как зона влияния СССР. Тем не менее Москва отвечала, что время пока не пришло, чрезмерная поспешность может принести вред и приведет к объединению противников. 10 сентября В. Молотов заявил немецкому послу, что советское правительство должно убедиться в том, что Польша распалась, и оно придет на помощь белорусам и украинцам. Таким образом, Германии дали понять, что для СССР главное - не военные действия, а возвращение своей территории.

          С этого момента  началась пропагандистская работа. В  газетах «Правда» и «Известия» стали  выходить статьи о жизни соотечественников  на восточнопольских территориях. Проводилась идея срочной помощи белорусам и украинцам, чтобы те не оказались под немецкой оккупацией.

          11 сентября был  отдан приказ о создании Украинского  и Белорусского фронтов, с этого  дня запрещалось публиковать  любые данные о выпуске продукции всех отраслей промышленности и транспортных перевозках. Окончательно решение перейти в наступление было принято только после подписания советско-японского перемирия (15 сентября) и перехода немецкими войсками линии Керзона (14 сентября был взят Брест, 15 - Львов).

          16 сентября в 16.00 в частях Красной Армии был  зачитан приказ о выступлении  в освободительный поход на  Запад. В приказе подчеркивалась  освободительная миссия советских  войск, которые должны оказать  срочную помощь украинскому и  белорусскому населению, чтобы спасти их от врага. Кто враг - не уточнялось. Бомбить и обстреливать из пушек населенные пункты советским войскам было запрещено. К польским военнослужащим, не оказывающим сопротивления, предписано было относиться лояльно.

          В 5 часов утра 17 сентября 1939 г. войска РККА перешли западную границу СССР, вторгшись на территорию Польши.

          17 сентября 1939 г. польскому  послу в Москве была вручена  нота правительства СССР, в которой  говорилось: «По причине такой  обстановки Советское правительство  отдало распоряжение Главному командованию Красной Армии отдать приказ войскам перейти границу и взять под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии...»1. К этому моменту польская оборона была окончательно дезорганизована, государственная система разрушена, управление войсками и государственными институтами утрачено. Против деморализованной и наполовину разгромленной польской армии направили 4 тыс. танков, более 5,5 тыс. пушек, 2 тыс. самолетов.

          Белорусским фронтом, состоящим из 4 армий (3-й, 4-й, 10-й и 11-й), 23-го стрелкового корпуса, Дзержинской конно-механизированной группы и Днепровской военной флотилии, командовал командарм 2-го ранга Михаил Ковалев. Всего насчитывалось 200 802 солдата и офицера. По подсчетам польских историков, им противостояли 45 тыс. поляков, из которых половина были не вооружены и не введены в конкретные военные части. Вдоль границы несли службу 8 тыс. человек пограничной охраны. Кроме того, 2 тыс. военных моряков состояли в Пинской речной флотилии. Наиболее боеспособной была самостоятельная оперативная группа «Полесье», которой командовал генерал Ф. Клеберг. Ему удалось собрать 17 тыс. солдат и офицеров, но лишь половина из них были вооружены и введены в конкретные войсковые единицы.

          СССР войны Польше не объявлял. Польское правительство также признавало, что войны с Советским Союзом нет. Не сумев организовать эффективную защиту страны, польское правительство и командование во главе с Э. Рыдз-Смиглы на третьей неделе войны покинули страну.

          Первые эшелоны Красной Армии действовали рейдовым порядком - двигались по магистралям и нигде не задерживались, потому в непосредственное взаимодействие с польскими войсками практически не вступали. Кроме того, в некоторых районах Западной Белоруссии еще до прихода Красной Армии под руководством бывших членов КПЗБ, распущенной в 1938 году, создавались военно-революционные комитеты. Они организовывали военизированные отряды рабочих и крестьян, которые разоружали полицейских и осадников, брали под охрану железнодорожные мосты и прочие военные объекты. Зафиксировано лишь 40 стычек с пограничными патрулями, а также бои в полосе Белорусского фронта под Кобрином, Гродно, Вильно и Белостоком. Наиболее ожесточенные бои развернулись 20-21 сентября в Гродно. В ходе боя за город 15-й советский танковый корпус потерял 12 танков, было убито 47 человек и 156 ранено. Общие потери Белорусского фронта в ходе осенней кампании 1939 года составили 996 человек убитыми и 2002 ранеными. В период с 17 по 30 сентября были интернированы и разоружены 60 202 польских военнослужащих, из них 2 066 офицеров. Объективно действия советских войск усугубили безнадежное положение Польши.

          17 сентября были  освобождены Барановичи, 18-го - Новогрудок, Лида, Слоним, 19-го - Вильно и Пружаны, 20-го - Гродно, 21-го - Пинск, 22-го - Белосток. 22 сентября в 13.00          29-я танковая бригада 4-й армии вошла в Брест, который к этому моменту был занят немецкими войсками генерала Г. Гудериана. К 25 сентября Красная Армия полностью освободила Западную Белоруссию.

          Несмотря на быстрый темп продвижения, Красная Армия не смогла до прихода немцев занять все территории, которые в соответствии с советско-германскими соглашениями были включены в советскую зону влияния. В таких случаях немецкие войска при подходе советских частей просто покидали населенные пункты. Иногда этому предшествовали такие парады как в Бресте (аналогичный парад состоялся в Пинске и некоторых украинских городах). 28 сентября 1939 г. советско-немецкий военно-политический альянс был дополнен новыми соглашениями. Состоялось подписание Договора о дружбе и границах. В секретном дополнительном протоколе Западная Белоруссия по-прежнему оставалась в зоне влияния СССР, в сферу контроля советской власти также попала Литва.

 

          

          Включение Западной Белоруссии в состав БССР

          Большинство населения  Западной Белоруссии встретило советские  войска хлебом и солью. В деревнях и городах строились приветственные цветочные арки, организовывались многотысячные  митинги, вывешивались красные флаги, даже в одежде местного населения  присутствовал красный цвет.

          С продвижением Красной  Армии в западнобелорусских городах  и деревнях началось формирование новой  системы власти. Уже 19 сентября командующий  Белорусским фронтом М. Ковалев  отдал приказ, призывающий местное  население создавать органы советской власти.

          Во всех городах  и поветах были организованы временные  управления из представителей Красной  Армии и местного населения. Им предстояло осуществлять руководство территориями до созыва Народного Собрания. В  деревнях организовывались сельские комитеты, главной задачей которых декларировалась передача земель помещиков и осадников трудовому крестьянству. При этом необходимо отметить, что если городские органы власти первоначально создавались при содействии Красной Армии, то в деревнях это происходило «снизу» - сказывался партизанский опыт 1920-х гг. В городах и местечках организовывалась Рабочая гвардия, а в деревнях - отряды добровольной милиции, которые должны были стать надежной опорой советской власти на местах. Рабочая гвардия пользовалась поддержкой населения. Так, в Белостоке за первый день в нее вступили 397 человек, в Кобрине - 120 и т.д.

          Опираясь на поддержку  большей части населения, временные  управления и крестьянские комитеты осуществляли первые революционные  преобразования, устанавливали новый порядок.

          После занятия Красной  Армией западных белорусских областей в сентябре 1939 г. перед властью  встала проблема проведения внятной  политики по отношению к местному населению. Начинать это надо было с  нуля. Несколько осложняло дело и  неоднозначное отношение советского руководства и лично И.В. Сталина к Коммунистической партии и Коммунистическому союзу молодежи Западной Белоруссии, считавшего, что они «засорены» провокаторами. Решением Коминтерна в 1938 году эти довольно многочисленные и влиятельные в западнобелорусском обществе организации были распущены. Уже в конце сентября 1939 г. секретарь ЦК КП(б)Б П.К. Пономаренко попросил у И.В. Сталина разрешения создать в западных областях Беларуси комсомольские организации под эгидой ЦК ЛКСМБ.

          На третий день начала военных действий, 20 сентября, организационно-инструкторский отдел ЦК КП(б)Б составил списки работников для временных управлений западных областей БССР. На четвертый день, 21 сентября, были подобраны кандидатуры на партийные должности: секретарей обкомов, райкомов и горкомов КП(б)Б. Интересен социальный состав выбранных работников: от студентов, слесарей, электриков, литработников до ответственных партийных и советских работников - секретарей обкомов, райкомов и т. д.

          Уже в конце сентября - октябре в Белостокскую, Вилейскую, Полесскую и Новогрудскую области Западной Белоруссии из восточных областей БССР было командировано около 3 тыс. партийных работников, в том числе и более 1 тыс. комсомольцев. Главная задача, которую поставили перед ними, - организация выборов в Народное Собрание Западной Белоруссии. Новоприбывшие активисты составили костяк окружных и участковых избирательных комиссий во всех областях.

          Именно Народному  Собранию предстояло решить судьбу освобожденных  земель. Власти преследовали цель обеспечить в составе Народного Собрания определенную национальную и тендерную репрезентативность - не менее 70% депутатов-белорусов и не менее 30% женщин. Впервые в истории БССР женщины получили право не только выбирать, но и быть выбранными. Партийные активисты из восточных областей республики помогали в подборе нужных и отсеве нежелательных кандидатов, проверке их оперативно-чекистскими группами НКВД.

          1 октября 1939 г.  Политбюро ЦК ВКП(б) приняло  постановление «Вопросы Западной  Украины и Западной Белоруссии», состоявшее из 33 пунктов, первым из которых предписывалось созвать Народное Собрание Западной Украины и Народное Собрание Западной Белоруссии. Народное Собрание Западной Украины предстояло собрать во Львове, Белоруссии - в Белостоке. Развернулась выборная кампания по созыву Народного Собрания. Она проходила при большом количестве митингов и собраний. 22 октября - уже через месяц после присоединения земель - прошли выборы в Народное Собрание. В них принимали участие все граждане, достигнувшие 18 лет, независимо от национальной принадлежности, образовательного ценза, имущественного положения и прошлой деятельности. Женщинам были предоставлены равные с мужчинами права. Выборы проводились на основе всеобщего, равного и прямого выборного права при тайном голосовании. В них приняли участие 96,91% выборщиков. За народных депутатов проголосовали 90,67% участвовавших в выборах. Национальный состав 926 депутатов: 621 белорус, 127 поляков, 53 украинца, 43 русских, 72 еврея и 10 представителей других национальностей. Таким образом, в Народном Собрании были представлены все национальности, проживавшие в Западной Белоруссии.

Информация о работе Воссоединение народа Беларуси в составе БССР