Военные реформы Александра 2

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 14:29, Не определен

Описание работы

Введение
Глава 1.Русская армия в середине XIX века
Глава 2. Александр II и его военные взгляды
Глава 3. Военные реформы 1861-1874гг
Глава 4. Заключение
Приложения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

работа.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

Во время  службы, Александр набрался большого военного опыта, что помогло ему во время проведения военной реформы. Он уверенно и успешно вел традиционную имперскую политику, хотел возвратить Российскую империю к боевому духу, развить армию, сделать её более крепкой, надежной и стабильной. Благодаря крепости его духа, в первые годы своего царствования, он одержал победу в Кавказской войне3. После долгого сопротивления он решился на войну с Турцией 1877-1878 годов. По итогам войны он принял чин генерал-фельдмаршала и все это благодаря выносливости и крепкому нраву. На мой взгляд, военная реформа Александра II дала большой толчок в развитии русской армии, благодаря чему она остается крепкой духом, надежной и уверенной в себе по сей день.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3.

Военные реформы 1861 - 1874гг.

Как уже  говорилось выше, важные реформы начались в армии после назначения военным министром 9 ноября 1861 года генерал-адъютанта Дмитрия Алексеевича Милютина, видного общественного и государственного деятеля, высокообразованного  человека, примыкавшего к кругу либеральной бюрократии.

С первых шагов своей высокой должности  Д.А. Милютин  показал себя решительным, убежденным и стойким участником обновления России в духе тех начал  справедливости и равенства, которыми отмечена эпоха великих реформ второй половины XIX века.

«С назначением меня военным министром, - писал Милютин, - я счел своей обязанностью немедленно же заняться  составлением общей программы предстоящей мне деятельности…  Составление такой программы потребовало всестороннего пересмотра  и обсуждения всех частей  нашего военного устройства».1

К подготовке этой обширной программы фактически было привлечено все министерство.

Непосредственными помощниками Милютина  в этом  деле стали профессора Николаевской академии полковник   В.М. Аничков  и   Н.Н. Обручев, дежурный генерал Главного штаба, а с 1866 года его начальник Ф.Л. Гейден,  директор канцелярии Военного министерства генерал К.П. Кауфман и другие.

На регулярно  проводимых совещаниях под руководством Милютина тщательно обсуждались  различные вопросы намечавшихся преобразований. «Он один в России, - говорит о нем Б.Н. Чичерин, - мог совершить то великое дело, которое тогда представляло: преобразовать русскую армию из крепостного в свободную, приноровить ее к отношениям и потребностям обновленного общества; при радикально изменившихся условиях жизни, не лишая ее, однако, тех высоких качеств, которые отметили ее при прежнем устройстве» 1. Для разработки наиболее важных  проблем создавались особые комиссии. В результате общая программа военных преобразований была готова менее чем в два месяца и 15 января 1862 года представлена Александру II в виде всеподданнейшего доклада, состоявшего из 10 разделов  по основным направлениям военного дела. Этот доклад, утвержденный императором в конце января, стал программой практических действий Милютина. Он охватывал все области военного  управления и организации армии, ее комплектование, вооружение, обучение и воспитание.

Главным принципом  новой организации  вооруженных сил Милютин считал: «развивать в наибольшей соразмерности  боевые силы в военное время при наибольшем числе наличных войск в мирное время»2.

Именно  эта потребность возникла в ходе Крымской войны. Для решения поставленной задачи в империи был создан запас  людей,  которые были знакомы с  военным делом, и которых в  любое время можно было призвать в армию. 

Одной из первых ступеней военной реформы явились реорганизация центрального военного управления и создания местных органов управления в виде военных округов.

Военное министерство к началу реорганизации, по словам Милютина, представляло собой «орган неудобств, проволочек и пререканий»3. Оно включало в себя ряд департаментов. Генеральный штаб занимался вопросами размещения войск, разработка дислокационных  карт. Императорский департамент ведал личным составом и внутренним устройством войск, исключая артиллерийские и инженерные части, не подчинявшийся военному министру. Провиантский департамент осуществлял снабжение армии. Комиссариатский ведал денежным и вещевым снабжением войск, организацией госпиталей и их обеспечением. Медицинским и ветеринарным обслуживанием занимался медицинский департамент. Военно-судебные дела находились в компетенции аудиторского департамента.

Артиллерийский  и инженерный департаменты ведали хозяйственными вопросами. Общее  руководство артиллерийскими  и инженерными войсками осуществляли соответственно генерал-фельдцейхмейстер и генерал-инспектор инженерных войск. Эти должности традиционно предназначались великим князьям, которые не подчинялись военному министру и имели право непосредственного доклада царю.

Подготовка  военных кадров была в руках главного начальника военно-учебных заведений, также независимо от военного министра.

В 1863 году состоялась реорганизация департамента Генерального штаба, который стал называться Главным управлением Генерального штаба. Однако  это преобразование оказалось недостаточным, и приказом по военному ведомству 31 декабря 1865 г. Главное управление Генерального штаба и инспекторский департамент были объединены в одно управление - Главный штаб, который находился в составе министерства до 1905 года. В его компетенцию входили вопросы управления войсками в мирное и военное время, состава армии, комплектования, военной разведки, военно-научной работы.

1 января 1869 году Александр II утвердил новое «Положение о Военном министерстве», в котором верховное начальство над всеми сухопутными силами империи сосредоточивалось в особе государя-императора1.

Военное министерство по новой структуре состояло из Императорской Главной квартиры и Военно-походной канцелярии его величества, Военного совета, Главного военного суда, Канцелярии Военного министерства, Главного штаба, семи главных управлений (вместо отдельных департаментов) – интендантского, артиллерийского, инженерного, военно-медицинского, военно-учебных заведений, и регулярных войск, военно-судного. В состав министерства вошли также Военно-ученый комитет, управления генерал инспектора кавалерии, инспектора стрелковых батальонов и комитета о раненых. При военном совете было образовано 5 главных комитетов: военно-кодификационный, по устройству и образованию войск, военно-учебный, военно-госпитальный и военно-тюремный. К Военному министерству был причислен также главный священник армии и флота.1

Реформы, начатые в 60-х гг., коснулись и  Генерального штаба. Основная цель преобразования его состояло в том, чтобы Генеральный  штаб охватил все отрасли штабной  службы. В 1864 г. был упразднен гвардейский Генеральный штаб.2

В 1865 г. вышло «Положение для Генерального штаба», дававшее право причисленным к нему офицерам занимать должности, не только относящиеся по штабу к  Генеральному штабу.

По положению  устанавливалось правило: прежде чем  получить назначенное командиром полка, необходимо не менее года командовать отдельными частями. Это, с одной стороны приближало к войскам, а с другой, давало более широкую возможность продвижения по службе3.

В свою очередь предъявляли повышенные требования к подготовке офицеров Генерального штаба.

Д.А. Милютин  добился  уравнения в чинах  между гвардейскими и армейскими офицерами, причисленных к Генеральному штабу.     

После некоторого колебания Александр II утвердил представление военного министра о том, чтобы все офицеры Генерального штаба, при каких бы войсках они не стояли, имели  одну общую линию производства, одинаковую гвардию чинов и носили одинаковый мундир.

Такие меры подняли значение офицера Генерального штаба, увеличилось количество желающих служить в нем, а армия, в свою очередь, получила высокообразованных офицеров в области военного дела.

Одновременно  с преобразованием в центральном  военном управлении проходила и  реорганизация местного военного управления.

В период 1862 – 1867 гг. была осуществлена военно-окружная реформа. Целью ее было устранить главный недостаток существовавшей в то время системы военного управления – чрезмерной централизации, сковывающей инициативу и самостоятельность руководства на местах в решении даже мелких вопросов. Приказом военного министра Милютина  от 6 июля 1862г. в виде опыта в августе того же года были созданы  Варшавский, Виленский, Киевский, в декабре 1862 года Одесский и в 1864 г. Рижский военные округа.

В августе 1864 г. были образованы Казанский, Московский, Петербургский, Харьковский и Финляндский, в 1865 г. – Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Кавказский и Оренбургский, в 1867 г. – Туркестанский военные округа. Таким образом, вся территория империи была разделена на 15 военных округов (кроме Области войска Донского, которая находилась на особом положении). Во главе округа  стоял командующий (он же генерал-губернатор)1.

Полномочия  командующего округом позволили  устранить существовавшею раньше несогласованность  и споры между  строевыми начальниками и хозяйственными инстанциями.

В случае войны штаб округа становился штабом действующей армии. 

Находясь  в должности, Милютин сумел доказать Александру II всю несправедливость сословной воинской повинности и необходимость ее отмены. Ведь раньше воинскую повинность несло только подданное сословие, то есть крестьяне и мещане. Однако чтобы убедить царя  ввести всеобщую воинскую повинность, потребовалось немало времени. Сначала по инициативе Милютина в 1862 году была создана особая комиссия по пересмотру  рекрутского устава под председательством Государственного совета. В состав этой комиссии вошел ряд представителей Военного министерства во главе с генералом Ф. Л. Гейденом1. Работа комиссии была очень медленной.

Идея  равенства всех сословий для несения  этой тягчайшей воинской повинности нашла себе непримиримых противников среди тех слоев общества, на которые она до сих пор не распространялась. Крепостники всеми силами сопротивлялись  всесословной воинской повинности, которая заставила бы «благородное» дворянство отбывать ее наравне «с мужичьем».

7 ноября 1870 г. военный министр представил записку «О главных основаниях личной воинской повинности», одобренную императором. Через 10 дней для разработки  предложенных мер «высочайшим повелением» были созданы две комиссии: одна – по уставу о воинской повинности, другая по вопросу о запасных, местных, резервных войсках и государственном ополчении. Председателем обеих комиссий был назначен начальник Главного штаба генерал Гейден. Общее руководство их работой возглавил Д.А. Милютин.

Для более  квалифицированной подготовки различных глав устава комиссия была разделена на четыре отдела. Первый отдел разрабатывал вопрос о сроках службы и льготах по отбыванию воинской повинности, второй – о возврате  призываемых на службу, третий – о денежных расходах по призыву, четвертый – о вольноопределяющихся и о военной замене.

Другая, так называемая  Организационная  комиссия, приступила к работе в  начале января 1871 года. Она состояла в основном из военных и подразделялась на 9 отделов:1) об организации пехотных частей, служащих кадрами для формирования  в военное время резервных и запасных войск; 2) об артиллерийских и инженерных частях; 3)  о кадрах гвардейских частей; 4) о кадрах кавалерии; 5) о порядке счисления и призыва чинов запаса; 6) об интендантских и артиллерийских запасах и обозах; 7)о казачьих войсках; 8)  об иррегулярных  милициях; 9) о государственном ополчении. В  1872 г. Организационная комиссия была значительно усилена за счет введения в ее состав  нескольких командующих военными округами1.

Организационная комиссия, признав невозможность полного применения в России территориальной системы, единодушно пришла к выводу: «В устройстве армии применить из начал территориальной системы только то, что по условиям нашего отечества может быть с пользою применено, сохраняя возможность перемещения и сосредоточения войск, но допуская постоянное, из определенных районов, комплектование каждой части армии в мирное время и пополнение ее до военного состава, при  приведении на военное положение…»2

Исходя  из этого, было решено по проекту Главного штаба разделить всю Европейскую Россию на участки комплектования (на территории одного или нескольких уездов). Каждый участок должен был обеспечить комплектование не менее одного пехотного полка, одного отдельного  батальона, двух батарей  артиллерии, одного эскадрона кавалерии.

По завершении работы комиссии о воинской повинности Д. А. Милютина 19 января 1873 г.  представил в Государственный совет обширную записку, подобно освещавшую ход  ее деятельности. В качестве приложения к записке были представлены проекты Устава о воинской повинности  и Положения о государственном ополчении. При обсуждении проекта всесословной воинской повинности о Государственном совете развернулась ожесточенная и непримиримая борьба. Некоторые из членов совета  считали эту реформу  преждевременной, другие требовали  привилегий для дворянства.

Наконец 1 января 1874 г. закон о воинской повинности был утвержден Александром II. По принятому положению воинской повинности подлежали все без исключения лица мужского пола в возрасте 21 – 40 лет.

Информация о работе Военные реформы Александра 2