Военные кампании 1914 года на Русском фронте в ходе первой мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2009 в 01:10, Не определен

Описание работы

В курсовой работе описывается ход Первой мировой войны на Восточном фронте в 1914 году

Файлы: 1 файл

Курсовая по первой Мировой войне.doc

— 580.00 Кб (Скачать файл)

     Галицийская битва - одна из крупнейших стратегических операций первой мировой войны. Она  характеризовалась сложностью и  большим размахом. Военные действия развернулись первоначально на фронте 320 км, который расширился затем до 400 км, и продолжались свыше месяца. Они состояли из ряда одновременных и последовательных операций групп армий. Их завершением явилось общее преследование австро-венгерских войск всеми армиями Юго-Западного фронта. Со стороны русских в операции участвовали 9-я, 4-я, 5-я, 3-я, 8-я армии и Днестровский отряд. Противник имел 1-ю, 4-ю, 3-ю, 2-ю армии и ландверный корпус Войрша. В итоге русского наступления австро-венгерские войска понесли серьезное поражение. Их потери составили около 400тыс. человек, включая 100 тыс. пленными, и 400 орудий. Русские потеряли 230 тыс. человек64. Победа была достигнута объединенными усилиями всех армий Юго-Западного фронта. Но австро-венгерским армиям удалось, все же избежать полного разгрома.

     Русская Ставка и главнокомандование Юго-Западного  фронта оказались на высоте стоящих  перед ними задач. Они имели серьезного противника в лице австро-венгерского  верховного командования, возглавляемого такой крупной фигурой как, какой был Конрад фон Гетцендорф. Стратегические решения принимались с учетом быстро менявшейся обстановки и настойчиво проводились в жизнь. Ставка влияла на ход событий постановкой фронту задач и вводом в сражение своих резервов. Особо важную роль сыграла перегруппировка войск варшавской группы в кризисный момент Люблин-Холмской операции, когда 19 августа (1сентября) прорыв между 4-й и 5-й армиями докатился до Травников, а переброска австро-германских соединений с западного берега Вислы на восточный грозила крайнему правому флангу всей группировки русских. Верховное главнокомандование понимало, что до выхода 3-й и 8-й армий на линию Рава-Русская, Городок обеспечение оперативной устойчивости 4-й и 5-й армий являлось вопросом первостепенной важности. Только после прибытия в район Люблина 9-й армии в составе трех корпусов успех в полной мере склонился на сторону русских65. Выход 3-й и 8-й армий на линию Рава Русская, Городок окончательно закрепил положение.

     Перегруппировка 9-й армии на юго-западное направление в тоже время нарушила замыслы верховного главнокомандования о развитии наступления на центральном, берлинском направлении. Отрицательную роль играло отсутствие должной твердости в руководстве войсками. Это не позволило своевременно обеспечить координацию действий обеих групп армии Юго-Западного фронта и организовать решительное преследование противника.

     Благоприятный для русских исход Галицийской  битвы упрочил положение их стратегического  фронта. Большая помощь была оказана англо-французским войскам. Победа русских армий над австро-венгерскими войсками имела важное значение в общем ходе первой мировой войны. «… События на Марне и в Галиции, - писал Фалькенгайн, - отодвинули ее исход на совершенно неопределенное время. Задача быстро добиться решений, что до сих пор являлось основой для немецкого способа ведения войны, свелась к нулю»66.  

     IV. Варшавско – Ивангородская операция 

             Победа в Галиции поставила русское командование перед необходимостью определить очередную стратегическую задачу. В штабе Юго-Западного фронта имелось определенное намерение по завершении переправы главных сил через Сан двинуть их затем в северо-западном направлении, перевести на левый берег Вислы и, развернув на рубеже р. Нида действовать, смотря по обстановке: или к Кракову или к Бреславлю67. Ставка не возражала против такого решения, поскольку оно отвечала его собственным предположениям. Верховное командование вынашивало план вторжения в пределы Верхней Силезии.

             Успех наступления Юго-Западного фронта, как и выполнение общей задачи по планируемому Ставкой вторжения в Силезию, во многом зависел от действий Северо-Западного фронта. Но вскоре выяснилось, что состояние этого фронта не может надежно обеспечить не только выдвижение за Ниду, но даже сообщения армий правого крыла Юго-Западного фронта при их операции на Сане.

             Пока представители высшего военного руководства России делали различные предположения относительно способа дальнейших действий, положение на фронте быстро менялось не в их пользу. С завершением Восточно-Прусской операции наступил наконец, момент, когда, по мнению германского командования, можно было оказать помощь австро-венграм. Этого требовала обстановка. Поражение войск Австро-Венгрии в Галицийской битве поставило их на грань катастрофы. Русские армии угрожали захватить Западную Галицию, Краков и Верхную Силезию – важный промышленный район. Союзник Германии вновь и вновь просил о поддержке. Командование 8-й германской армией считало наиболее целесообразным осуществить обещанный австро-венграм, еще до войны, удар на Седлец. 1 (14) сентября Гинденбург доносил в главную квартиру: «Наступление на Нарев в решающем направлении возможно через 10 дней. Австрия из-за Румынии просит непосредственной поддержки путем переброски армии к Кракову и в Верхнюю Силезию. Для этого имеется четыре армейских корпуса и одна кавалерийская дивизия. Переброска по железной дороге займет 20 дней. Помощь туда опоздает. Прошу решения»68.

              Германское верховное командование имело другую точку зрения. Считалось, что Наревская операция не приведет к желаемым результатам. Было решено согласиться с просьбой австро-венгров и перебросить из Восточной Пруссии в район Краков, Ченстхов, Калиш основные соединения 8-й армии, на базе которых сформировать новую, 9-ю армию. Во главе ее поставили Гинденбурга. Намечалось силами этой армии совместно с 1-й австро-венгерской армией предпринять наступление на Средней Висле с целью выйти во фланг и тыл войск Юго-Западного фронта. На 8-ю армию командование которой перешло к Шуберту, возлагалась задача обеспечить оборону Восточной Пруссии от возможного нового вторжения русских. Переброска боевых соединений из Восточной Пруссии в Верхнюю Силезию была проведена в период с 4(17) по 15 (28) сентября. Южнее германцев между Вислой и Саном развернулась 1-я австро-венгерская армия генерала Данкля. Всего для наступления в Средней Висле предназначалось 9 корпусов.

            Анализ русским верховным командованием донесений штабов армий и фронтов позволили ему сделать вполне определенный вывод о том, что в районе Калиш, Ченстхов, Краков происходило сосредоточение крупных германо-австрийских сил. Так 12(25) сентября Янушкевич писал Рузкому: «Из двух указанных Вами направлений возможного наступления противника, а именно на фронт Сандомир, Ивангород и Ивангород, Варшава, более вероятным по-видимому, является первое, как кротчайшее и выводящее в наиболее опасном для нас направлении во фланг и тыл армиям Юго-Западного фронта; кроме того, двигаясь по этому направлению, германцы оказывают ближайшую поддержку разбитым австрийцам. Этими соображениями не исключается возможность движения и на Варшаву, особенно при наступлении большими силами»69. Последующие события полностью подтвердили этот прогноз.

             Русское командование своевременно обнаружив переброску немецких войск из Восточной Пруссии и раскрыв замысел германского командования, должно было решить вопрос о способе противодействия намерениям врага. Ставка считала наиболее целесообразным прикрыть район Средней Вислы, перегруппировав туда главные силы Юго-Западного и часть сил Северо-Западного фронтов. По ее мнению эта мера позволила бы не только парировать удар противника, но и создать условия для перехода в контрнаступление. Окончательное решение Ставки было сформулировано в директиве от 18 сентября (1 октября). Вносились уточнения в определения цели операции. Директива гласила: «Для достижения общей задачи, заключающейся в глубоком вторжении в пределы Германии со стороны Верхнего Одера, Верховный главнокомандующий ставит ближайшей целью поражение войск неприятеля, наступающих по левому берегу Вислы, стремясь развить сильный удар против его левого фланга». Ставилась задача разгромить неприятельскую группировку, движущуюся от границ Силезии в Северо-восточном направлении.

             Главнокомандующему армиями Юго-Западного фронта предоставлялось право объединить в руках одного из командующих армиями общее руководство операциями в Галиции. Главнокомандующий Северо-Западным фронтом должен был спешно сосредоточить в районе Варшавы 2-ю армию. Сохранилась задача по обеспечению, во что бы то ни стало, правого фланга Юго-Западного фронта от возможного удара немцев со стороны Восточной Пруссии. Главным силам надлежало развернуться на правом берегу Вислы от Яблонны до Сандомира, имея в своих руках переправы хорошо обеспеченные укреплениями на левом берегу Вислы, для массового перехода в наступление. Особую роль призвана была играть 2-я армия. Ее намечалось направить на левый фланг противника, развертывание которого предполагалось на рубеже Лодзь, Кельцы. Командование фронта надеялось усилить арию новыми подкреплениями с целью прикрытия ее правого фланга и «более глубокого охвата противника, дабы отбросить его на Краков». Войскам главных сил указывался рубеж,  который им предстояло достигнуть. Он шел от Лодзи на Опочно, Скаржисно, Сандомир. Галицийской группе под командованием генерала Брусилова предстояло действовать против германо-австрийских войск на правом берегу Вислы, осуществлять блокаду Перемышля, прикрывать Львов и левый фланг всего Юго-Западного фронта. Директива устанавливала лишь исходное положение на Висле для последующих действий, которые главнокомандующий Юго-Западным фронтом генерал Иванов намеревался окончательно определить по более точном выяснении обстановки.

             Планом русского командования предусматривалось проведение перегруппировок крупных войсковых масс. Надлежало перебросить 2-ю армию Северо-Западного фронта с рубежа рек Нарева и Немана в район Варшавы, а 4-ю, 9-ю и 5-ю армии Юго-Западного фронта – с рубежа р. Сана на участок Ивангород, Завихост. Задача осуществлялась последовательно, по мере того как в Ставке складывался окончательный план операции. 9(22) сентября в день получения указаний верховного главнокомандующего о перемещении одной из армий Юго-Западного фронта на Среднюю Вислу, генералу Эверту было приказано прекратить переправу своих войск через Сан и с 11 (24) сентября начать выдвижение к Ивангороду70. Перемещая Эверта к Ивангороду, Иванов ставил перед ней задачу в случае развития удара немцами с северо-запада от Млавы на Нижний Нарев обеспечить правый фланг и тыл Юго-Западного фронта и оказать содействие Ольховского в удержании Варшавы.

             В последнюю очередь из войск Юго-Западного фронта на среднюю Вислу перебрасывалась 5-я армия. Первоначально этот маневр не планировался. Еще 15 (28) сентября имелось в виду лишь несколько севернее сместить ее войска, чтобы занять ими полосу 9-й армии, направленной в район Юзефов, Аннополь, устье Сана. Соответственно сдвигалась к северу полоса 3-й армии. Корпусам 5-й армии надлежало начать перемещение 16 (29) сентября, выслав приданные им кавалерийские дивизии на р. Вислока. Задача армии состояла в том, чтобы, прочно став на Сане, готовиться к наступлению в направлении Кракова71. Директива Ставки от 19 сентября (2 октября) требовала от главнокомандующего фронтом переместить на Среднюю Вислу и 5-ю армию. Ее войскам было приказано возможно скорее перейти в район Люблина, начав движение с 20 сентября (3 октября)72. По мере выхода корпусов в указанный район намечалось перевозить их по железной дороге к Ивангороду73.

             Наряду с перегруппировкой армий Юго-Западного фронта осуществлялось перемещение на Среднюю Вислу части сил Северо-Западного фронта. Директивой от 18 (29) сентября Рузскому предписывалось направить в район Варшавы 2-ю армию. Фактически перемещение началось раньше. Еще 16 (29) сентября Ставка, принимая срочные меры по усилению обороны Варшавы, предписала Рузскому разработать соображения о наилучшем расположении корпусов 2-й армии для осуществления скорейшей переброски их к Висле74. Ставке казалось, что войск двух фронтов, сосредотачиваемых на Средней Висле, недостаточно. Было предписано дополнительно отправить в Варшаву из состава 6-й армии 50-ю пехотную дивизию и полк Офицерской стрелковой школы. Имелось в виду усилить этими частями Принаревскую группу75. В распоряжение Иванова передавались все прибывшие из глубокого тыла резервы верховного главнокомандования: 1-й Сибирский корпус, Забайкальская казачья бригада и 1-я Сибирская тяжелая артиллерийская бригада, 12-я и 14-я Сибирские пехотные дивизии. Выход армий в новый оперативный район осуществлялся в период с 10 (23) сентября по 1 (14) октября. Переброска войск производилась частью походным порядком, а частью - по железной дороге. Развертывание 2-й армии и частично 4-й армии обеспечивало постоянными укреплениями Варшавы и Ивангорода и выдвинутыми впереди крепостей оборонительными позициями на левом берегу Вислы. Остальные армии развертывались без соответствующего прикрытия. Сказался определенный просчет русского Генерального штаба, заблаговременно не принявшего нужных мер к укреплению рубежа Средней Вислы.

          

              В конце сентября завершились стратегические перегруппировки на русском фронте. Очередной задачей являлся выход войск на рубеж развертывания. К ее решению приступил Иванов.26 сентября (9октября) он подписал директиву, где говорилось: «Целью ближайших действий ставится: 1) переправа войск 4-й и 5-й армий на левый берег Вислы и утверждение их на этом берегу, 2) развертывание всех сил 2-й, 5-й и 4-й армий и занятие ими общего фронта для дальнейшего наступления и атаки противника»76. Директива не предусматривала переход армий в наступление. Имелось в виду закончить сосредоточение войск на Средней Висле, выждать подвоз подкреплений и занять исходное положение для ведения операции.

             Обстановка на левом берегу Вислы складывалась крайне не приятно для русских. 9-я немецкая армия начав наступление 15 (28) сентября, настойчиво продвигалась вперед. Гинденбург намеревался произвести фланговый удар по 9-й русской армии, которая, как он предполагал, должна была переправиться через Вислу южнее Ивангорода. 20 сентября (3 октября) германские войска подошли к Висле.21-23 сентября (4-6 октября) начались боевые действия на фронте от Ивангорода до Сандомира. Немцы оттеснили русские авангарды на правый берег реки. Но их замысел о разгроме 9-й армии не осуществился, поскольку переправа этой армии через Вислу не последовала. Наступавшие южнее австрийские войска 26 сентября (9 октября) вышли к Сану. Их попытки форсировать реку были отбиты русскими.

Информация о работе Военные кампании 1914 года на Русском фронте в ходе первой мировой войны