Внешняя политика Англии в годы буржуазной революции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Английская революция XVII в. была громовым ударом, возвестившим рождение нового общественного строя, пришедшего на смену старому порядку. Она была первой буржуазной революцией общеевропейского значения. Провозглашенные ею принципы впервые выражали не только потребности Англии, но и потребности всей тогдашней Европы, историческое развитие которой вело объективно к установлению буржуазных порядков.

Файлы: 1 файл

Курс_Внешняя политика Англии в годы буржуазной революции.docx

— 72.54 Кб (Скачать файл)

Во время войны в стране установились две враждующие и независимые власти, которые контролировали различные территории Английского королевства и пользовались в них всей полнотой законодательных и административных полномочий. Основным направлением деятельности короля и парламента в этот период стала организация собственной армии. Парламент, соединивший в своих руках законодательную и исполнительную власть на контролируемой территории, издал ряд законов и ордонансов, предусматривающих реформу сложившейся военной системы. В 1642 г. парламент несколько раз утверждал так и не подписанный королем “Ордонанс о милиции”, согласно которому командующие народным ополчением назначались только с согласия парламента и несли всю полноту ответственности перед парламентом. Король в ответ издал Прокламацию, запрещавшую народному ополчению действовать по воле парламента без согласия короля. В так называемой “Протестации”, принятой летом 1642 г., парламент вновь потребовал утверждения королем “Ордонанса о милиции” и своих требований, выдвигаемых ранее относительно осуществления некоторых прерогатив исполнительной власти: о назначении всех высших должностных лиц с согласия парламента, о несменяемости судей “до тех пор, пока они не поведут себя ненадлежащим образом”, о расширении судебной компетенции парламента в области уголовного правосудия. Отказ короля принять все эти предложения привел к началу непосредственно военных действий. Уже в ходе гражданской войны парламентом был принят  Ордонанс о новой модели 1645 г.,  который был направлен на образование вместо ополчения отдельных графств постоянной армии. Она должна была содержаться за счет государства. Рядовой состав комплектовался из свободных крестьян и ремесленников. Офицерские должности замещались вне зависимости от происхождения, по способностям. Эти меры привели к превращению парламентской армии в боеспособную силу, которая нанесла ряд решительных поражений армии короля.

В период первой гражданской войны Долгим парламентом был проведен и ряд других важных преобразований, которые свидетельствовали об углублении революции “под контролем” пресвитерианско-индепендентской верхушки. В 1643 г. был упразднен епископат и введено пресвитерианское устройство церкви. Земли епископов и роялистов были конфискованы в собственность государства и пущены в распродажу. В результате этих мер значительная часть земельной собственности перешла в руки буржуазии и джентри. Закрепить новый статус этих земель был призван Акт 1646 г.  об отмене системы феодальных рыцарских держаний и превращении их в свободные держания “на общем праве”, т. е. фактически в частную собственность владельцев. Таким образом, было осуществлено одностороннее решение аграрного вопроса, выгодное только буржуазии и новому дворянству. Бывшие рыцарские держания были освобождены от условий феодального землевладения (вассальных обязанностей), однако копигольд как форма держания был сохранен. Крестьяне-копигольдеры не стали собственниками земли, а остались в поземельной зависимости от лендлордов. Кроме того, основная масса крестьян не могла приобрести землю, так как она поступала в распродажу по очень высоким ценам. Наконец, парламент подтвердил законность огораживаний крестьянских земель.

Окончание войны и пленение короля сопровождалось обострением борьбы в парламенте между просвитерианами и основной массой индепендентов. Открытое выступление просвитериан в поддержку короля привело ко второй гражданской войне. В декабре 1648 г., учитывая “левеллерские” настроения основной части армии, индепендентское руководство провело чистку парламента от активных просвитериан. Политическая власть перешла в руки индепендентов. 4 января 1649 г.  палата общин объявила себя носителем верховной власти в Англии, постановления которой имеют силу закона без согласия короля и палаты лордов. После суда над королем и его казни в конце марта 1649 г. королевское звание и верхняя палата были упразднены. Конституционное закрепление республиканской формы правления было завершено актом  19 мая 1649 г.  В нем провозглашалось образование республики, верховной властью в государстве объявлялись “Представители Народа в Парламенте”. Высшим органом исполнительной власти стал Государственный совет, который нес ответственность перед парламентом. Однако фактическое руководство им осуществлял военный совет во главе с Кромвелем. [9, с 66]

Установление республики — наиболее демократической в существующих условиях формы правления — стало вершиной революции. Однако после учреждения республики социальная борьба не ослабела, а, наоборот, приняла более острые формы. Новые конфискации земель роялистов, распродажа королевских земель (акт 1649 г.) и захватническая война в Ирландии в начале 1650-х гг. превратили значительную часть индепендентов в крупных земельных собственников, стремившихся к прекращению революции. Напротив, для левеллеров провозглашение республики было лишь начальным этапом борьбы за углубление преобразований В армии, состоящей в основном из среднего крестьянства и ремесленников, влияние левеллеров продолжало усиливаться В этих условиях лидеры индепендентов, опираясь на армейскую верхушку, прибегли к установлению режима диктатуры, которая была прикрыта провозглашением “протектората”.

В конце  1653 г.  Совет офицеров подготовил проект акта о новой форме правления, названного  Орудие управления. Согласно ст. 1 акта, высшая законодательная власть в Англии, Шотландии и Ирландии сосредоточивалось в лице лорда-протектора и народа, представленного в парламенте. Чтобы в однопалатный парламент попали только представители буржуазии и джентри, акт предусматривал высокий имущественный ценз для избирателей (200 ф. ст.). Кроме того, избирательных прав лишались католики и лица, участвовавшие в войне на стороне короля.

Исполнительная власть в государстве вверялась лорду-протектору и Государственному совету, число членов которого могло колебаться от 13 до 21. Лорд-протектор наделялся широкими полномочиями. Он осуществлял командование вооруженными силами, с согласия большинства совета мог объявлять войну и заключать мир, назначать новых членов высшего исполнительного органа и офицеров, поставленных во главе административных округов. Главной опорой протектора оставалась армия. Для ее содержания и покрытия других издержек правительства вводился ежегодный налог, который не мог быть отменен или уменьшен парламентом без согласия лорда-протектора. Таким образом, финансовые прерогативы лорда-протектора практически стали бесконтрольными, как у абсолютного монарха.

 

2 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АНГЛИИ В ГОДЫ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

 

2.1 Буржуазные партии, их ориентации

 

 

Экономические трудности в поздневикторианской Англии дополнялись нарастанием социальной напряженности, борьбы пролетариата, а также ирландского освободительного движения.

На общественно-политической сцене страны по-прежнему выступали две буржуазные партии, и именно в последней трети XIX в. начал действовать механизм двухпартийной системы. Внутри либеральной партии основное звено ее правого крыла представляли виги (маркиз Хартингтон, лорд Розбери и др.). К ним примыкали «умеренные» либералы правого толка, не всегда согласные по тактическим вопросам с вигами (Дж. Си ли и др.). Правые либералы обычно имели большинство и главенствовали в парламентской фракции. Это были представители земельной аристократии, фермеров-капиталистов, банковских кругов, крупных железнодорожных, колониальных компаний, верхов торгово-промышленной буржуазии. Именно правые либералы формировали официальную политику партии и боролись за проведение се в жизнь. Лидером этих правых либералов был Уильям Гладстон, гуманитарно образованнейший человек, знаток древности и богословия, опытный политик, долгие годы работавший (с 1852 г.) в правительствах и парламенте, незаурядный оратор, речи которого всегда отличались морализирующим тоном, религиозной окраской. Гладстон имел в партии авторитет «великого человека».

Левое крыло партии — радикалы Дж. Чемберлен, Ч. Дилк и др. — составляли в парламенте, как правило, треть или четверть либеральных депутатов. Социальной базой радикалов были средние и мелкие предприниматели, часть сельской буржуазии, радикально настроенная интеллигенция, мелкобуржуазные слои, верхушка рабочего класса. Радикалы были разобщены, они «сходятся лишь на одном — они в той или иной степени отличаются по своим взглядам от официальных лидеров», — характеризовал левое крыло либералов Дж. Чемберлен.

В последней трети XIX в. либеральная партия оформилась организационно. Проявлявшая себя прежде в деятельности парламентской фракции и в избирательных кампаниях, теперь она структурно изменилась в связи с новыми условиями ее функционирования после реформы 1867 г., расширившей корпус избирателей. В 1877 г. была учреждена Национальная федерация либеральных ассоциаций. Она занималась анализом и регулированием политического поведения масс избирателей, выполняла пропагандистские функции и состояла из представителей внепарламентских либеральных организаций, демократически образованных на местах. Видным «архитектором» Национальной федерации был радикально настроенный промышленник из Бирмингема Джозеф Чемберлен, ставший с конца 70-х годов деятельным политиком общенационального масштаба. Радикалы отводили Национальной федерации, в противовес парламентской фракции, роль «подлинно народного парламента», в большей мере, по их замыслу, выражавшего либеральное общественное мнение. [10, с 164]

Консервативная партия, ядро которой составляли тори, также организационно оформилась. С 60-х годов основываются регистрационные общества на местах, ставшие впоследствии ячейками Национального союза консервативных и конституционных ассоциаций (так официально именовалась партия). Активными деятелями процесса консолидации партии были ее многолетний лидер Бенджамин Дизраэли, видный политик Рэндолф Черчилль. Социальным фундаментом партии оставались по-прежнему земельная, финансовая аристократия, широкие круги землевладельцев, англиканское духовенство, армия, университетская и другая интеллигенция правой ориентации. Кроме них, что знаменательно, к консерватизму впервые стали приходить наиболее крупные собственники из числа торгово-колониальной и промышленной буржуазии. После признанного лидера тори (с 1848 г.) энергичного и дальновидного Б. Дизраэли (умер в 1881 г.) главой консерваторов стал маркиз Солсбери, отстаивавший в парламенте их интересы с 1853 г. Высокообразованный не только в гуманитарных науках, но и в естественных, Солсбери — любимец королевы, олицетворял собой респектабельность правящих верхов поздневикторианской Англии. В историографии его обычно признают «самой интеллектуальной личностью в консервативной партии во все времена».

Раздоры между партиями и внутри партий обострялись в периоды предвыборных кампаний. Функционирование двухпартийной системы проявлялось в периодической смене правительств консерваторов (кабинеты Б. Дизраэли: 1874—1880; лорда Солсбери: 1885-1886, 1886-1892, 1895-1902) и либералов (кабинеты У. Гладстона: 1868-1874, 1880-1885, 1886, 1892-1894; лорда Розбери: 1894—1895). В последнюю треть века консервативная партия стала основным звеном партийно-политической системы: почти 20 лет у власти находились консерваторы, возглавляемые по преимуществу лордом Солсбери. Их успехи на выборах объяснялись поправением крупной торгово-промышленной буржуазии, буржуазной интеллигенции, поворотом широких кругов английской общественности к консерватизму в условиях «великой депрессии», разочарованием в результатах длительного правления либералов, большей монолитностью консерваторов под руководством Солсбери, тогда как либералов раздирали внутрипартийные разногласия и острые противоречия.

Противоречия буквально «взорвались» в период второго правительства У. Гладстона. Лидер либералов выступил в 1885 г. с инициативой предоставить «гомруль» (самоуправление) Ирландии и внес соответствующий билль в парламент. Акция Гладстона преследовала несколько целей: получить в парламенте голоса Ирландской парламентской партии; сбить волну освободительного движения в самой Ирландии; отвлечь английских трудящихся от борьбы за свои социально-экономические нужды и политические права. Борьба вокруг «гомруля» заострила имперскую проблему в целом. «Защита целостности империи», провозглашенная консервативными силами, консолидировала их лагерь, добившийся провала билля о «гомруле» и падения кабинета Гладстона. Явившись катализатором сильнейших разногласий внутри либеральной партии, проблема «гомруля» привела партию к расколу в 1886 г. Часть вигов и «умеренных» либералов ушла из партии, выразив тем самым свое негативное отношение к позиции правящих гладстонианцев. Группа радикалов Дж. Чемберлена, резко повернув вправо и полностью обнаружив свой псевдодемократизм, также порвала связь с правящими либералами. Сплотившись в союз либерал-юнионистов, отколовшиеся группы примкнули к консерваторам, окончательно слившись с ними в 1895 г. на платформе укрепления империи. Консерваторы стали доминирующей политической силой, что явилось отражением социально-экономических процессов, протекавших в обществе.

 

2.2 Внешняя политика  Англии в годы буржуазной революции

 

Во внутренней политике Англии, осуществляемой приходившими поочередно к власти партиями, с очевидностью проявились две тенденции. Первая — дальнейшая демократизация государственного строя, проводимая шаг за шагом в процессе постоянной партийно-политической борьбы. Демократизация поэтапно реализовалась в конечном итоге под давлением масс, политизация и активность которых неуклонно возрастали. В 1872 г. либералы провели в парламенте закон о тайном голосовании при выборах в парламент. В 1883 г. законодательство пополнилось еще одним демократическим актом, направленным против широко практикуемой коррупции государственных чиновников, членов парламента и подкупа избирателей. Важной вехой стал проведенный либералами в 1884 г. билль о парламентской реформе. Вступил в действие третий избирательный закон: право голоса получили мелкие фермеры и сельскохозяйственные рабочие. Состав избирателей увеличился с 25% до 58% всего мужского населения с 20-летнего возраста. Принятый в следующем 1885 г. закон устанавливал равномерное распределение избирательных округов в зависимости от численности населения. В 1888 г. консерваторы провели закон о реформе местного управления, которого давно добивались радикалы и демократические слои общества. Наряду с шерифами и мировыми судьями, вершившими до того власть на местах, формировались избираемые советы графств. Лондон получил статус графства и должен был, по закону, управляться также избираемым советом. Позже, в 1892 г., демократизация была распространена и на приход — низовую единицу государственно-территориального деления страны. Реформа самоуправления приходов устанавливала власть приходского собрания и избранного им приходского совета, тогда как раньше полной властью в приходе обладали местный лендлорд и англиканский священник. Парламент принял законы демократического содержания (1870, 1876, 1880), направленные на реорганизацию структуры образования. Ими впервые предписывалось создание системы государственных школ. По закону 1891 г. консерваторы впервые ввели государственное финансирование начального образования детей от 5 до 12 лет. [11,с 100]

Вторая тенденция внутренней политики — разрастание и бюрократизация государственного аппарата, все более заметное укрепление исполнительной власти в противовес законодательной, усиление роли кабинета министров и его главы. Таким путем обеспечивалась надежная гарантия незыблемости позиций господствующих классов и правящей элиты. Не слишком разветвленный до того государственный аппарат («дешевое государство») в последней трети века стал более сложным по своей структуре, начал обрастать дополнительными звеньями и инстанциями. Так, в 80—90-е годы учреждаются новые министерства: сельского хозяйства, местного управления, по делам Шотландии. Вошло в практику образование правительством комитетов. Комитеты брали на себя часть функций, прежде принадлежавших парламенту. Появились правительственные комитеты по подготовке законов, по торговле. Возрастала единоличная власть премьер-министра, решавшего те или иные важные вопросы, случалось, даже без ведома членов кабинета.

Информация о работе Внешняя политика Англии в годы буржуазной революции