Внешняя и внутренняя политика СССР после ВОВ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2015 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Великая Отечественная Война явилась переломным периодом в истории СССР XX века. Это война унесла более 27 миллионов человеческих жизней Советского Союза. Историческая победа советского народа — это прежде всего убедительное свидетельство могучей жизненной силы социалистического строя. Общественная система социализма, ее экономические и организационные возможности, идейное и политическое единство советского общества, советский патриотизм и пролетарский интернационализм, дружба народов СССР, их сплоченность вокруг Коммунистической партии, беспримерный героизм и мужество воинов армии и флота — вот то главное, что определило победу Советского Союза в Великой Отечественной войне. 1

Файлы: 1 файл

курсовая работа Качалов М.А..doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

Центр, несмотря на известные колебания, в принципиальных вопросах, касающихся основ построения экономической и политической моделей развития, сохранял стойкую приверженность прежнему курсу. Поэтому центр был восприимчив лишь к тем идеям, которые не затрагивали основ несущей конструкции, т.е. не покушались на исключительную роль государства в вопросах управления, финансового обеспечения, контроля и не противоречили главным постулатам идеологии.

При соблюдении этих условий номенклатура была готова согласиться на реформы в определенных пределах, дальше которых она не могла и, не хотела идти. В ходе реформ предстояло реорганизовать или упразднить систему ГУЛАГа, стимулировать развитие аграрного сектора экономики, провести преобразования в социальной сфере, снизить напряжение постоянной “мобилизационности” в решении хозяйственных проблем и в поисках внутренних и внешних врагов.

Политические изменения в СССР требовалось закрепить изменениями и в экономике. Выступая в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР, Г.М. Маленков четко сформулировал основные направления экономической политики: резкий подъем производства товаров народного потребления, крупные инвестиции в отрасли легкой промышленности. Такой коренной поворот, казалось бы, навсегда должен был изменить принципиальные ориентиры развития советской экономики, устоявшиеся в предыдущие десятилетия.

Но этого, как показала история развития страны, не произошло. После войны несколько раз проводились различные административные реформы, но они не вносили коренных изменений в сущность планово-административной системы. В середине 1950-х годов были предприняты попытки отказа от применения мобилизационных мер при решении хозяйственных проблем. Через несколько лет стало ясно, что эта задача является неразрешимой для советской экономики, поскольку экономические стимулы развития были несовместимы с командной системой. По-прежнему нужно было организовывать массы людей для выполнения различных проектов. В качестве примеров можно привести призывы к молодежи участвовать в освоении целины, в возведении грандиозных “строек коммунизма” в Сибири и на Дальнем Востоке.

В качестве примера не очень продуманной реформы можно привести попытку перестроить управление по территориальному признаку (1957). В ходе этой реформы были упразднены многие отраслевые союзные министерства, а взамен появились территориальные советы народного хозяйства (совнархозы). Не были затронуты данной перестройкой лишь министерства, ведавшие военным производством, министерство обороны, иностранных и внутренних дел и некоторые другие. Таким образом, была сделана попытка децентрализации управления.

Всего в стране было создано 105 экономических административных районов, в том числе 70 в РСФСР, 11 - на Украине, 9 - в Казахстане, 4 - в Узбекистане, а в остальных республиках - по одному совнархозу. В функциях Госплана СССР осталось лишь общее планирование и координация территориально-отраслевых планов, распределение между союзными республиками важнейших фондов.

Первые результаты реформы управления были вполне успешными. Так, уже в 1958 г., т.е. через год после ее начала, прирост национального дохода составил 12,4% (по сравнению с 7% в 1957). Возросли масштабы производственной специализации и межотраслевого кооперирования, ускорился процесс создания и внедрения новой техники в производство. Но, по мнению специалистов, полученный эффект - следствие не только самой перестройки. Дело также в том, что на какой-то период предприятия оказались “бесхозными” (когда министерства фактически уже не функционировали, а совнархозы еще не сформировались), и именно в этот период они стали работать заметно продуктивнее, не ощущая никакого руководства “сверху”. Но как только сложилась новая система управления, прежние негативные явления в экономике стали усиливаться. Более того, появились новые моменты: местничество, более жесткое администрирование, постоянно растущая “своя”, местная бюрократия.

Все реорганизации, в конечном итоге, не приводили к заметным успехам. Более того, если в 1951-1955 гг. промышленное производство увеличилось на 85%, сельскохозяйственное - на 20,5%, а в 1956-1960 соответственно на 64,3 и 30% (причем рост сельскохозяйственной продукции шел, в основном, за счет освоения новых земель), то в 1961-1965 эти цифры стали снижаться и составили 51 и 11%22.

Итак, центробежные силы заметно ослабили экономический потенциал страны, многие совнархозы оказались неспособными к решению крупных производственных задач. Уже в 1959 г. началось укрупнение совнархозов: более слабые стали присоединяться к более мощным (по аналогии с укрупнением колхозов). Центростремительная тенденция оказалась более сильной. Достаточно скоро восстановилась прежняя иерархическая структура в экономике страны.

Традиционно слабым было так называемое низовое планирование, т.е. составление планов на уровне предприятий. Низовые плановые задания часто корректировались, поэтому план превращался в чисто номинальный документ, имеющий непосредственное отношение лишь к процессу начисления заработной платы и премиальных выплат, которые зависели от процента выполнения и перевыполнения плана.

Поскольку, как отмечалось выше, планы постоянно корректировались, то выполнялись (или точнее не выполнялись) совсем не те планы, которые принимались вначале планового периода (года, пятилетки). Госплан “торговался” с министерствами, министерства - с предприятиями насчет того, какой план они могли бы выполнить при имеющихся ресурсах. Но поставки ресурсов под такой план все равно срывались, и снова начинались “торги” по цифрам плана, по величине поставок и т.д.

Все это подтверждает вывод о том, что советская экономика зависела в большей степени не от грамотных экономических разработок, а от политических решений, постоянно меняющихся в прямо противоположных направлениях и заводящих чаще всего в тупик. В стране осуществлялись бесплодные попытки улучшить структуру государственного аппарата, наделить министров, начальников главков, директоров предприятий новыми правами или, наоборот, ограничить их полномочия, разделить существующие плановые органы и создать новые и т.п. Таких “реформ” в 1950-1960-х годах было немало, но ни одна из них не принесла реального улучшения в работу командной системы.

В основном, при определении приоритетов послевоенного экономического развития, при разработке четвертого пятилетнего плана - плана восстановления - руководство страны фактически вернулось к довоенной модели развития экономики и довоенным методам проведения экономической политики. Это значит, что развитие промышленности, в первую очередь тяжелой, должно было осуществляться не только в ущерб интересам аграрной экономики и сферы потребления (т.е. в результате соответствующего распределения бюджетных средств).

 

 

Заключение

Великая Отечественная война Советского Союза убедительно показала, что в мире нет сил, которые могли бы победить социализм, поставить на колени народ, верный идеям марксизма-ленинизма, преданный социалистической Родине, сплоченный вокруг ленинской партии. Это является грозным предостережением империалистическим агрессорам, суровым и незабываемым уроком истории.

Важнейшим следствием победы СССР в Великой Отечественной войне и революционного движения в мире, усилившегося в конце войны и в первые послевоенные годы, явилось образование мировой системы социализма. Под руководством коммунистических и рабочих партий — авангарда антифашистского движения в годы войны в ряде стран начались революционные политические и социальные преобразования. Они происходили в обстановке, когда внешние и внутренние контрреволюционные силы были ослаблены. Присутствие Красной Армии сковывало их деятельность, хотя она и не вмешивалась во внутренние дела народов. Все это облегчало решение вопросов государственного устройства самими трудящимися. Революционные процессы, естественно, развивались своеобразно, что объяснялось конкретными историческими и социально-экономическими условиями и особенностями стран. Теперь уже не один Советский Союз и Монгольская Народная Республика были знаменосцами социализма в мире. По социалистическому пути развития пошли также народы Албании, Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Вьетнама, Китая, Корейской Народно-Демократической Республики, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии, Кубы, Лаоса. Образование Народной Республики Кампучии открыло перед ней перспективу социалистического развития. Великая Отечественная война потребовала мобилизации всех материальных и духовных ресурсов нашей страны. Многонациональный советский народ вынес на своих плечах все тяготы войны и выступил как единое целое в борьбе с общим врагом.

В августе 1945 г. был подготовлен 4-й пятилетний план развития народного хозяйства на 1946-1950 гг., его разработка была тесно связана с именем председателя Госплана СССР Н.А. Вознесенского. В соответствии с ним предусматривался рост национального дохода на 38%, но, если учитывать материальные потери страны в войне, то это означало лишь возвращение к довоенному уровню. В перспективе сохранялась задача завершения строительства социализма и перехода к коммунизму. В представлении же Сталина построение коммунизма рассматривалось как достижение определённых количественных показателей в решающих отраслях промышленности. Именно в этой сфере народного хозяйства в годы 4-й пятилетки были достигнуты наиболее ощутимые успехи. Особо необходимо отметить темп роста промышленного производства, который к концу пятилетки достиг 23% в год.

К 1946 г. численность населения Советского Союза составляла 172 млн. человек. При этом продукция сельского хозяйства едва достигала половины от уровня её довоенного производства. При сохранявшейся в стране карточной системе распределения продуктов основная масса людей вела полуголодное существование. Ситуация усугубилась в связи с засухой и неурожаем 1946-1947 гг., но 10% собранного зерна было отправлено в страны Восточной Европы.

Именно тогда возникла идея о снижении воздействия природно-климатических условий на урожайность путём создания лесозащитных полос, строительства оросительных систем и т. п. Так в 1948 г. возник "сталинский план преобразования природы". Наряду с некоторыми разумными положениями этого плана предусматривались кардинальные изменения экосистем (в частности, при строительстве водохранилищ), что влекло за собой отрицательное воздействие на окружающую среду. В первые послевоенные годы были сняты некоторые ограничения военного времени (восстановлены 8-часовой рабочий день, ежегодные отпуска). Но в отношении колхозников сохранялось большинство прежних ограничительных мер (невозможность свободного передвижения, отсутствие обеспечения по временной нетрудоспособности и старости). К началу 50-х гг. среднемесячный доход колхозника составлял 16, 4 рубля, что было в 4 раза ниже оплаты труда в промышленности.

Лишения военного времени воспринимались советскими людьми как необходимость, но всегда существовала надежда на то, что после окончания войны уровень жизни станет более высоким. В декабре 1947 г. одновременно с денежной реформой была отменена карточная система и снижены цены на хлеб. При этом были повышены цены на значительную часть продовольственных и промышленных товаров, что делало их практически недоступными для большинства населения. Кроме того, послевоенный образ жизни не стимулировал повышения потребностей, поэтому для послевоенных лет не было характерным большое количество покупателей в магазинах. Такая ситуация позволяла руководству впоследствии регулярно объявлять о снижении цен на потребительские товары без развития отраслей промышленности, производящих их, а также во многом за счёт сохранения низких закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.

После войны около 35 млн. человек в стране осталось без крова, чрезвычайно острой была жилищная проблема, но в городах воздвигались помпезные административные здания или дорогостоящие жилые дома по индивидуальным проектам (в стиле так называемого "сталинского ампира"), поэтому коммунальные квартиры, бараки, полуподвалы надолго стали характерной чертой советского образа жизни., заставили активизироваться ее жизнеспособные силы.

После окончания войны главной задачей политики СССР в первые послевоенный годы было восстановление народного хозяйства. Оно началось еще в 1943 г. по мере изгнания оккупантов. В 46 г. принят план развития страны в годы 4-ой пятилетки (46-50 гг.). К 50 г. было восстановлено и построено вновь около 6 тыс. предприятий, в основном в тяжелой промышленности. Важное место в восстановлении промышленности уделялась электростанциям. Огромные средства были направлены на восстановления Днепрогэса. Уже в 47 г. – Днепрогэс дал промышленный ток. Сельское хозяйство вышло из войны ослаблено. В 46-49 гг. в пользу колхозов было прирезано около 11 млн. гектар земли крестьян. Началось укрупнение колхозов. В начале 50-х годов в деревни отправляли удобрения, технику, что позволяло достичь уровня 40 г. В 47 г. отменили карточную систему и провели денежную реформу. Война изменила общественно-политическую обстановку в стране. Однако власть была обеспокоена оживлением политической жизни. В стране вновь начались депрессии. В 48 г. появились лагеря специального режима для осужденных за антисоветскую деятельность. В 48-53 гг. политзаключенные лагерей Воркуты, Норильска, Печоры поднимали восстания в лагерях. В эти же годы проводилась депортация населения с западной Украины и Прибалтики в сибирские лагеря. Велась борьба с творческой интеллигенцией. В 46 г. постановлением ЦК КПСС были подвергнуты критике журналы “Ленинград”, “Нива”, творчество Зощенко и Ахматовой. Идейному разгрому подверглась наука. Большую поддержку получили лжеученые Лысенко, Лепешинская, которые вводили свои открытия о концепции наследственности, отрицая выводы науки, пороча ученых. Вновь нагнеталось атмосфера страха и террора. Возникло “Ленинградское дело” против видных деятелей партии Ленинграда, многих из которых репрессировали. В 53 г. арестована группа кремлевских врачей, обвиненные в смерти Жданова. Со смертью Сталина дело прекратили. 5 марта Сталин умер, и появилась надежда на проведение в стране демократических преобразований. После войны укрепился международный авторитет СССР, установились дипломатические отношения с 52 странами мира. В 46 г. с участием СССР прошла парижская мирная конференция, на которой были подписаны мирные договоры с бывшими союзниками Германии. Видную роль стал играть СССР в созданной в 45 г. организации объединенных наций (ООН). В 45-46 гг. советские юристы выступали на Нюрнбергском процессе над главными нацистскими военными преступниками. В 46 г. началась “холодная война” между западом и востоком, основанная на гонке вооружения. В 49 г. создается совет экономической взаимопомощи стран социалистического содружества. В 55 г. создается организация варшавского договора – военно-политический союз европейских политический стран. СССР проводил политику давления на соц. Страны, стремился оказывать влияния на развивающиеся страны.

Информация о работе Внешняя и внутренняя политика СССР после ВОВ