Вклад Демидовых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2009 в 15:35, Не определен

Описание работы

вклад Демиовых в историческое развитие страны

Файлы: 1 файл

строгановы демидовы.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

    Обострение  франко-русских отношений вынуждают его незадолго до перехода Наполеоном р.Неман вернуться в Россию. Здесь на свои средства он формирует "Демидовский" полк московского ополчения и вместе с ним участвует в Бородинской битве, где бок о бок с ним сражались его четырнадцатилетний сын Павел и другие представители Демидовского рода.

    Этим, однако, не исчерпываются патриотические поступки Николая Никитича. В огне московского пожара погибают коллекции, подаренные Демидовыми Московскому  университету. Николай Никитич практически восстанавливает эту утрату, подарив университету кабинет естественной истории из 6000 предметов стоимостью в 50 тысяч рублей. На свои средства

    Николай Демидов строит четыре чугунных моста в Петербурге (Поцелуев, Красный, Семеновский, мост на Обводном канале у Московской заставы) и боевой фрегат на Черном море. Москве он дарит свой "Слободской дворец" и 100 тысяч рублей для устройства в нем дома трудолюбия, а несколько раньше преподносит в дар правительству каменный дом в Гатчине, чтобы разместить в нем благотворительный приют.

    100 тысяч рублей Николай Никитич  внес в Комитет инвалидов, а  в 1824 году выделил еще 50 тысяч  пострадавшим от наводнения в  Петербурге. Общая сумма его пожертвований на благотворительные цели только в России составила по неполным данным свыше 720 тысяч рублей.

    От  отца Николай Никитич унаследовал  интерес к собирательству. Но у  него уже не интерес, а настоящая  страсть к коллекционированию произведений искусства. Он покупает картины, мебель, предметы декоративного искусства, бронзу, делает заказы крупнейшим европейским фирмам. Коллекция его растет и скоро она - одна из богатейших в мире. По его заказам работали Адамо Тадолини, выполнивший мраморные бюсты супругов Демидовых, малахитчик Франческо Сибиллио, мозаист Станислав Морелли - сын знаменитого Николо Морелли, флорентийский ювелир Филиппьери и особенно выдающийся французский бронзовщик Пьер-Филипп Томир, с которым Н.Н.Демидов поддерживал деловые и дружеские отношения более четверти века. Считается, что появление малахита в сочетании с золоченой бронзой в произведениях Томира связано с именем Н.Н.Демидова. 11

    Судя  по реестру, составленному самим  Николаем Никитичем в 1826 году, его  коллекция включала в себя произведения скульптуры, обширное собрание декоративно-прикладного искусства, мебели, изделий из серебра, мрамора, малахита, бронзы и свыше 500 картин европейских художников с эпохи Возрождения до начала XIX века.

    Живя  во Флоренции, Николай Никитич, как и России, не жалел денег на благотворительность. "Самый щедрый в Италии благотворитель" (так назвал Николая Демидова Стендаль), будучи российским посланником при дворе Великого герцога Тосканского, строит там школу (она существует и по сию пору носит имя Демидовых), больницу, дом трудолюбия для престарелых и детей-сирот. Он щедро помогал во Флоренции всем нуждающимся и по смерти своей, как писал М.Бутурлин, "был оплакиваемым нищею братию той части города, где жил". За эти благодеяния благодарная Флоренция воздвигла Николаю Демидову памятник, который и ныне украшает площадь его имени (Piazza Niccola Demidoff) на набережной реки Арно.

    Не  менее яркой фигурой в четвертом  поколении рода Демидовых был  двоюродный брат Николая Никитича, Павел Григорьевич Демидов. В течение многих лет он поддерживает научную переписку с ведущими европейскими учеными, особенно с Карлом Линнеем, который был не только его учителем, но и другом. Считая просвещение "первой степенью благосостояния государства", он одним из первых откликнулся на призыв Александра I к патриотам содействовать благу отечественного просвещения.

    Пожертвования Павла Григорьевича на нужды просвещения произвели большое впечатление на просвещенное российское общество. Ему был пожалован орден св. Владимира первой степени, а по велению Государя в его честь была выбита золотая медаль с изображением мецената и надписью "За благотворение наукам".

    Ярославское Демидовское высших наук училище  начало свою историческую жизнь с 1 августа 1804 года. Примерно в это же время была создана Демидовская кафедра натуральной истории в Московском университете, а год спустя при университете был открыт Императорский музей естественной истории, заведовать которым по предложению П.Г. Демидова был приглашен из Майнца профессор Иоганн Готхельф Фишер фон Вальдгейм. Пожертвования П.Г.Демидова размещались в трех залах музея.

    Среди представителей пятого поколения рода Демидовых неизгладимый след в истории  России оставили Павел и Анатолий Демидовы, сыновья и наследники Николая Никитича Демидова, который завещал своим детям "вдвое против своего наследства". Занимаясь хозяйственными делами, Павел Николаевич не забывал о семейной традиции благотворительности. Многочисленные пожертвования на разные нужды делались им на протяжении всей его жизни; он считал своей обязанностью "быть по возможности полезным человечеству сколь в своем отечестве, а также и в других местах".

    Открытие  Демидовского дома трудолюбия состоялось 19 марта 1833 года. Он был взят под покровительство Императрицей Марией Федоровной, а Анатолий Николаевич Демидов был назначен его попечителем. Дом трудолюбия находился под опекой Демидовых вплоть до 1917 года. В 1894 году при нем была открыта рукодельно-профессиональная школа и первое в России женское коммерческое училище для подготовки счетчиц, кассирш и делопроизводительниц, а в 1907 году - женская гимназия и педагогические курсы, готовившие преподавателей иностранных языков. Помимо капитала в 500 тысяч рублей, пожертвованного на устройство дома трудолюбия, Анатолий Николаевич ежегодно выплачивал 12 тысяч рублей на содержание 80 воспитанниц.

    В 1834 году он внес 100 тысяч рублей на строительство в Петербурге Николаевской детской больницы, которую патронировал и его брат Павел Николаевич. Как и старший брат, Анатолий не жалел денег на медицину. Немалые суммы по его указанию были выплачены на покупку кроватей для холерных больных, устройство временных госпиталей, благоустройство офтальмологических больниц в Одессе и Петербурге. На средства Анатолия Демидова в том же Петербурге раздавались бесплатные обеды беднякам, причем только в 1839-1851 годах было выдано более трех миллионов порций.

    Немало  сделал Анатолий и для популяризации  русской культуры за рубежом. Благодаря  ему, европейская общественность познакомилась  с шедеврами русского зодчества  по рисункам французского художника  А.Дюрана, экспедицию которого по России Анатолий финансировал. Он же впервые представил европейскому зрителю искусство создателя русско-византийского стиля в архитектуре К.А.Тона, оплатив и установив в Карлсбаде, Брюсселе и Спа изваянные Тоном бюсты Петра I.12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    История предпринимательства Строгановых и Демидовых при всей своей исключительности весьма характерна для позднего средневековья, для эпохи, положившей начало процессу так называемого первоначального накопления капитала. Этот процесс происходил во всех странах и означал формирование крупных капиталов, направляемых в производство при непременном условии создания рынка наемной рабочей силы за счет разорения множества мелких производителей. В России в условиях господства крепостнической системы этот процесс растянулся на века. На промыслах тех же Строгановых трудились зависимые от них люди. Но в их деятельности очевидны и такие черты эпохи первоначального накопления, как сочетание предпринимательской энергии с насилием и внеэкономическим принуждением, захват промыслов мелких производителей, поддержка со стороны государства, привилегии и монополизм в связи с этим, извлечение прибыли из эксплуатации природных богатств колонизуемых районов, причем предприниматель пользуется здесь и правами администратора.

    Демидовых справедливо считают одними из основоположников горнометаллургической промышленности России, и в этом нет преувеличения. Построенные ими заводы уже в первой половине XVIII века давали продукции в четыре раза больше, чем казенные. Более того, благодаря Демидовым, уже в 30-х годах XVIII столетия Россия по масштабам производства железа обогнала индустриальную Англию и прочно заняла первое место в мире, удерживая это первенство до конца XVIII века. 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. М. Чернеловский.  Всеобщая история государства и права. – М.: Юристъ, 1999 г.
  2. Политическая история России: Учеб. пособ. / Отв.ред. В.В. Журавлев. – М., 1998. с.
  3. История: Учеб. пособ. для вузов. – Ростов-н/Д., 2000.
  4. История Отечества в лицах. – М., 1993.
  5. Платонов О. 1000 лет русского предпринимательства.
  6. Полянский Ф.Я. Первоначальное накопление капитала в России.
  7. Е.П. Хорькова История предпринимательства и меценатства в

    России, 1998.

Информация о работе Вклад Демидовых