Великое княжество Литовское

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 10:53, контрольная работа

Описание работы

Вопрос образования Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского один из сложнейших и до конца не исследованных вопросов в истории Беларуси. В IX-XI веках белорусские земли входили в состав территории Древнерусского государства – Киевской Руси, затем был период феодальной раздробленности (XII-XIII века), когда на территории Беларуси существовали Полоцкое, Турово-Пинское, Новогородское княжества, а часть белорусских земель входила в состав Смоленского, Черниговского, Киевского и Владимиро-Волынского княжеств. В XIII веке обозначились два центра объединения восточных славян: первый – древнерусские города Новогородок и Вильно, во главе с которыми стали объединяться западные земли руссов и литовские земли.

Содержание работы

1. Образование Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского. ..3
2. Общественный и политический строй Великого княжества Литовского в
14-первой половине 16 веков. Национально-государственная символика
ВКЛ. …………………………........................................................................... 10
Список использованых источников …………

Файлы: 1 файл

1- копия.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Белорусский писатель и  историк  Николай Иванович Ермолович  в своей книге «По следам одного мифа» представил другую точку зрения на данный вопрос, где наиболее полно  изложил новую (белорусскую) концепцию  образования Великого княжества  Литовского. Ее также называют романтической и даже мифологизаторской концепцией.

 Основными ее тезисами  являются следующие.

Ни один исторический источник не подтверждает литовского завоевания Черной Руси и других белорусских  земель, что якобы и положило начало образованию Великого княжества Литовского. Данное утверждение возникло в середине XVI века, чтобы идеологически обосновать право данного государства на белорусские земли. Оно вошло во многие книги по истории, было принято многими  исследователями, и долгое время не пересматривалось.

Нельзя отождествлять  летописную Литву (XI-XIII веков) с восточной  частью современной Литвы (тогдашней  Аукштайтией). Исторические свидетельства  и топонимика показывают, что под  собственно Литвой понималась территория Верхнего Понемонья, распологавшаяся между Полоцкой, Турово-Пинской и Новогородской землями и являвшаяся вместе с ними одной из исторических областей Беларуси. Именно эта территория в 50-х годах XIII века была присоединена к Новогородку Миндовгом. И отсюда же, с летописной Литвы, пошло название государства как Литовского.

Завоевание балтско-литовских земель (Литвы, Нальшан, Дяволтвы) в процессе образования Великого княжества  Литовского, уничтожение и изгнание их феодалов, опровергает утверждение  о том, что возникновение этого государства диктовалось интересами литовских феодалов. В первую очередь создание Великого  княжества Литовского является результатом экономического, политического и культурно-этнического сближения и объединения белорусских земель, что характеризует государство как белоруское. Это объясняет господство белорусской культуры в Великом княжестве Литовском и использование белорусского языка, как государственного.

В данной концепции литовцев либо не замечают, либо преуменьшают их роль в создании Великого княжества Литовского. Считается, что они были ассимилированы, «обеларушены». Ее сторонники не рассматривают государственность, как политическое образование, совокупность политических институтов. Государственность сводится к территории, языку и другим этническим признакам.

Заслуга приверженцев данной точки  зрения не только в том, что они  сформулировали новую (белорусскую) концепцию  создания Великого княжества Литовского, но и уточнили границы Древней  Литвы. А также, опираясь на летописи и другие источники, использовали аргументы и факты для подтверждения сделанных ими выводов. Выводы же следующие:  во-первых, роль Миндовга в истории создания Великого княжества Литовского явно преувеличена. По мнению Н.И. Ермоловича он не яввляется основателем государства, потому как, потерял новогородский престол, не оправдав надежд новогородских феодалов. Во-вторых, именно с объединения Войшелком Новогородской, Пинской, Нальшанской, Деволтовской, Полоцко-Витебской и Литовской земель начался процесс образования данного государства. И, в-третьих, если присоединение балтских земель к Новогородку было насильственным, то белорусские земли входили в состав нового государства добровольно. Все вышеизложенное и характеризует его, в первую очередь, как белорусское, а уже потом – литовское, русское и так далее.

Существует еще и третий взгляд на данную проблемму, то есть центристская концепция создания Великого княжества  Литовского. Ее сущность сводится к  следующему. Процесс образования  Великого княжества Литовского растянут во времени с XIII  до 70-х годов XIV веков. На основании конкретных исторических сведений приверженцы данной теории выделяют два периода в процессе образования этого государства. То, что создано было на начальном этапе возникновения государства, правильнее всего считать Литовским государством, государством Миндовга или Новогородским княжеством, так как в это время литовские феодалы преобладали на всех уровнях управления государством и не только. Великое княжество рассматривают как литовско-белорусское государство.  С  середины же XV века роль беларусских феодалов в политической, духовной и культурной жизни государства возрастает, после уравнивания их в правах с литовской знатью. Соответственно с этого времени Великое княжество Литовское начинает существовать как белорусско-литовское государство. В то же время вопрос расположения Древней Литвы особо не рассматривается сторонниками данной теории. Они не опровергают Н.И. Ермоловича, но, в то же время, считают, что Литва существовала шире, чем указано в его работах.

Исходя из  вышеизложеного можно утверждать, что приверженцем какой бы концепции не являлся исследователь, однозначно точны следующие факты.

Великое княжество Литовское образовалось путем постепенного политического  объединения славяно-балтских земель. Процесс этот начался в середине XIII века и был довольно продолжителен. Расширение границ государства происходило в первую очередь за счет беларусских земель, а уже потом русских, украинских и других территорий. В основном это происходило в довольно мягкой форме, без принуждения и насилия. Хотя были и чисто военные операции. Такой характер возникновения Великого княжества Литовского нашел отражение в его государственно-политическом строе (Княжество фактически стало федерацией входящих в него земель), в названии государства и титуле князей литовских. Уже в XIV веке в названии государства присутствовало три компонента: Литва, Жемойть, Русь. Соответственно титул звучал как «Великий князь Литовский, Жемойтский и Русский». Позже слово «Русь» стало употреблятся сразу после Литвы, а Жамойть отступила на третье место. Со временем третий компонент перестали употреблять как в названии государства, так и в титуле. Таким образом, Великое княжество Литовское – это полиэтническое государство четырех основных народов – белорусского, литовского, русского и украинского, в котором славяне составляли  80 % населения, занимающего более 90 % территорий.

 

2. ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ  СТРОЙ ВЕЛИКОГО КЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО  В XIV – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVI ВЕКОВ.  НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА  ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО.

 

Великое княжество Литовское формировалось  как феодальная слабоцентрализованная  монархия (со временем ставшая ограниченной), так как многие территории входили  в его состав добровольно на различных  условиях. Система органов власти и суда в нем строилась на общих принципах феодального права. Как и во всяком классовом обществе феодального периода в государстве существовало два главных класса: феодалов-землевладельцев и феодально-зависимых крестьян. Кроме того существовала категория лично свободных людей, к которым можно отнести мещан, крестьян-данников и других.

В XIII-XIV веках земля, главное средство производства и богатство феодального  общества принадлежала великому князю  литовскому (господарю). Вся земля  и вся прибыль принадлежали ему и государству. Эти земли, в которых князь через своих экономов вел дела, преобрели статус государственных.

С конца XIV века наряду с великокняжеской  стала признаваться и частная  собственность на землю: княжеская, боярская и церковная. Частные владения росли за счет свободных земель, а также за счет сокращения господарского домена. Со временем все земли государства были поделены на три категории: государственные (господарские), частнособственнические и церковные. Лишь небольшая их часть осталась во владении городов и горожан.

Класс феодалов, занимавший господствующее положение в экономическом и  правовом отношении, не составлял единого  целого и делился на несколько  групп. В высшую социальную группу входила  наиболее богатая и привилегированная  часть феодалов: князья и паны (встречается термин «магнаты»). В документах различают панов-радных (входивших в состав Рады) и панов хоруговных (способных во время военных действий выставить под своим флагом значительное число воинов) [3, с. 40]. Владея значительными площадями земли и большим количеством зависимых крестьян эта группа выделялась и в политическом отношении – ее представители занимали важнейшие государственные должности в Великом княжестве Литовском. Они обладали широкими судебными полномочиями и собственными вооруженными силами. Некоторые из них занимали одновременно несколько государственно-административных должностей, несмотря на законодательные запреты.

Кроме того существовали еще средние  и мелкие феодалы, которые владели  небольшими имениями и со временем могли разориться переходя в более низкие социальные группы. И те, и другие находились в вассальной зависимости от князей и панов. Е.К. Новик упоминает также бояр, как землевладельцев. Причем они получали землю во владение при условии несения военной службы у князя или крупного магната.  Также в своих работах он отмечает, что русский термин «боярство» в Великом княжестве Литовском постепенно был заменен польским – «шляхта». Феодальные собственники земли, господствующий класс был самым малочисленным и составлял всего около 10 % населения.

Основную часть населения страны составляли крестьяне, которые делились на государственных, частнособственнических и церковных. Такое их деление  обусловливалось фактором принадлежности земель на которых проживали крестьяне.

В зависимости от налогового и имущественного положения крестьян выделяли три  класса зависимого населения:

Челядь невольная – полная собственность  феодалов. Не имели ни прав, ни свободы. Не вели собственного хозяйства, работали на земле феодала и жили, чаще всего, при господском дворе. Пополнялось данное сословие путем купли-продажи, пленения, рождения в неволе и так далее. Эта группа населения была малочисленной, лишенной права переездов и устройства своей судьбы, а также защиты личности и имущества, того немногого, что у них было.

Второй, более многочисленной, если не сказать главной частью крестьянского  населения были тяглые крестьяне. Они  пользовались наделами, состоящими из различного предназначения земель. Для  крестьянского землепользования характерна чересполосица. За пользование землей крестьяне платили ренту. Существовало три основных ее вида: отработочная рента или барщина (панщина). Крестьянин должен был отработать какое-то время в хозяйстве господина. В основном это была работа в поле, но выполнялись и другого рода работы. Например в имениях работали кузнецы, гончары и так далее. Второй вид ренты это денежная рента, она называлась – оброк или чинш. Крестьян, плативших данный вид ренты, называли осадными, оброчными или чиншевыми. К третьему виду относится дякло или дань продуктами. Она могла быть зерновой, сенной, пивной и так далее. Постепенно дякло перешло в разряд дополнительной повинности и заменилось чиншем. Чаще всего рента была смешанной.

Существовали также  и дополнительные повинности – толоки (общие сезонные безвозмездные сельскохозяйственные работы), и гвалты или сгоны (общие срочные работы - строительство дорог, облавы на диких животных и так далее).

Великокняжеская власть до второй половины XVI века, за небольшим  исключением, не вмешивалась в землеустройство  крестьян. Она занималась лишь обложением их податями и повинностями, в зависимости от величины и качества земельных наделов, количества податного населения. Ответственность за своевременное исполнение  крестьянских повинностей возлагалась на общину. Общинами называли крестьянские объединения, в которые входили все жители села, пользовавшиеся землей, находившейся вокруг данного поселения и считавшейся собственностью общины.

Третью категорию крестьян составляли люди служебные или служки. По своему экономическому положению они были ближе к тяглым крестьянам. То есть они пользовались землей, имели вотчины. Но основной их повинностью была воинская служба, а в мирное время эти люди разъезжали по делам князя и феодальной администрации. Пополнение данной категории населения происходило за счет беднейшего тяглового крестьянства и вольных землевладельцев.

По степени личной свободы крестьян делили на шесть  категорий:

Люди «похожие», или  свободные. То есть те, кто мог перейти  к другому феодалу. Однако их свобода  ограничивалась бедностью. Прежде чем оставить феодала нужно было рассчитаться за долги, чего многие не могли сделать.

Люди «непохожие» или  «отчичи», без права перехода к  другому землевладельцу. Юридическим  принципом лишения права перехода служила давность – продолжительность проживания крестьянина в одном поместье. Сначала этот срок составлял 50 лет, но статутом Великого княжества Литовского 1529 года был установлен десятилетний срок давности [4, с. 95].

Третью категорию эксплуатируемого населения составляла челядь невольная, или прислуга в панских дворах. Как было отмечено выше – полная собственность феодала.

Еще одну категорию зависимого населения составляли закупы. Это  были крестьяне, оказавшиеся в долговой зависимости до полной выплаты взятой ссуды (купы), либо ее отработки.

Следующую категорию  составляли крестьяне, которые убежали  от своих прежних хозяев. Новые  владельцы не отпускали от себя, выдавая за своих «отчизных людей», несмотря на иск от прежнего хозяина. Их называли закладниками.

И последней категорией зависимых людей были наймиты. К ним относились крестьяне не имевшие своего хозяйства и служившие за «задаток», полученный от хозяина.

Изначально прикрепление крестьян к земле не было безусловным. Они могли вернуть свободу  продав свою вотчину пришлому крестьянину, что широко практиковалось. Продавший не подлежал возврату феодалу и считался лично свободным. Также свободу могли получить крестьяне в случае разрастания семьи, когда вотчина не могла уже прокормить всех ее членов, тогда часть семьи уходила в другое место. Процесс закрепощения крестьян, юридически обоснованного, начался с издания в 1447 году Казимиром Ягелончиком Привилея, по которому крестьяне, прожившие на земле феодала 10 лет, становились «непохожими», старожилами. Старожительство стало основой для поиска и возврата в свои вотчины беглых крестьян [5, с.131]. Данный процесс стал вполне логичным продолжением процесса развития и роста феодальных владений. Чем крупнее становились имения феодалов, тем менее могла обеспечить их нужды и потребности челядь невольная в силу своей малочисленности. Кроме того, в связи с ростом и расширением городов, а также увеличением территории государства, возрастали потребности в зерне и других сельскохозяйственных продуктах. Именно поэтому феодалы стремились максимально удешевить, а по возможности и вовсе обесценить рабочую силу, дабы увеличить прибыльность своего производства и расширить площади обрабатываемых земель.

Информация о работе Великое княжество Литовское