Великие военоначальники России второй половины XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 16:48, реферат

Описание работы

Во второй половине XVIII века начал складываться капиталистический уклад, однако он не мог прочно утвердиться – помехой тому стал абсолютистический строй, консервировавший крепостничество. Самодержавие усиливало феодально–крепостническую эксплуатацию крестьянства, расширяло и укрепляло права и привилегии, а следовательно, экономическое и политическое государство дворянства. Абсолютизм, стремившийся сохранить существующий строй, препятствовал прогрессивному развитию страны как в социально – политическом, так и в культурном плане. Это вело, в свою очередь, к обострению социальных противоречий, вылившихся в последней трети XVIII века в самую мощную в истории России крестьянскую войну под предводительством Е.И. Пугачева. Перед Россией вплотную встал вопрос, по какому пути идти дальше: или сохранять незыблемым существующий строй, или каким – то образом, возможно путем реформ, приспособить его к новым развивавшимся отношениям, либо вообще устранить самодержавие и крепостничество.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Основные направления внешней политики России XVIII века 5
Глава II. Предпосылки и причины ренессанса (возрождения) военного искусства России 6
Глава III. Новая тактика: особенности и преимущества 9
Глава IV. Русские полководцы, новый взгляд на солдата 11
Глава V. Великие военоначальники России второй половины XVIII века.
5.1. Александр Васильевич Суворов – великий русский полководец 13
5.2. Федор Федорович Ушаков – морской «Суворов» 17
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

Военное искусство России во второй половине XVIII века.docx

— 93.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение                                                                                                                   3

Глава I. Основные направления внешней политики России XVIII века            5

Глава II. Предпосылки и причины ренессанса (возрождения) военного искусства России                                                                                                     6

Глава III. Новая тактика: особенности и преимущества                                     9

Глава IV. Русские полководцы, новый взгляд на солдата                                 11

Глава V. Великие военоначальники России второй половины XVIII века.

5.1. Александр  Васильевич Суворов – великий  русский полководец             13

5.2. Федор  Федорович Ушаков – морской  «Суворов»                                      17

Заключение                                                                                                             21

Список использованной литературы                                                                   22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Вторая половина XVIII века была сложным и во многом противоречивым периодом русской истории. Актуальность выбора темы заключается в том, что бы узнать как преобразилось русское военное искусство в XVIII  веке и какой вклад в это внесли великие русские полководцы .

Во второй половине XVIII века начал складываться капиталистический уклад, однако он не мог прочно утвердиться – помехой тому стал абсолютистический строй, консервировавший крепостничество. Самодержавие усиливало феодально–крепостническую эксплуатацию крестьянства, расширяло и укрепляло права и привилегии, а следовательно, экономическое и политическое государство дворянства. Абсолютизм, стремившийся сохранить существующий строй, препятствовал прогрессивному развитию страны как в социально – политическом, так и в культурном плане. Это вело, в свою очередь, к обострению социальных противоречий, вылившихся в последней трети XVIII века в самую мощную в истории России крестьянскую войну под предводительством Е.И. Пугачева. Перед Россией вплотную встал вопрос, по какому пути идти дальше: или сохранять незыблемым существующий строй, или каким – то образом, возможно путем реформ, приспособить его к новым развивавшимся отношениям, либо вообще устранить самодержавие и крепостничество.

История Российского государства  неразрывно связана с его военной  историей. В течение столетий России приходилось силой оружия отстаивать свою независимость и территориальную  целостность, оказывать военную  помощь другим народам. Большинство  войн России были оборонительными, освободительными или наступательными, но исторически  прогрессивными. Она не только защищала себя, но и осуществляла освободительную  миссию по отношению к другим странам  и народам. Русские военные гарнизоны  стояли на четырёх континентах, корабли  под российским флагом бороздили  моря всех океанов, памятники русскому воинству воздвигнуты в десятках стран. У России была, как правило одна из лучших в мире военная организация, сильные армия и флот; Россия дала миру немало великих полководцев; русское военное искусство всегда характеризовалось богатством эффективных способов и форм вооружённой борьбы; русские солдаты известны всему миру как одни из самых лучших. Именно с военной историей связаны лучшие традиции России. Народная память бережно хранит всё, что связано с защитой родных очагов, святынь, отеческих надгробий; лучшие черты души русского человека – патриотизм, верность отеческому долгу, честь и достоинство, военная слава Отечества. К сожалению, сегодня распространённое пренебрежение уроками истории в определённой мере препятствует научной разработке ряда весьма сложных проблем военной истории, необходимых для разработки новой военной доктрины, тормозит проведение военной реформы.

 

 

Цель работы: Характеристика военного искусства XVIII века и определение вклада великих русских военачальников.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать теоретические положения по данной теме.
  2. Выявить основные направления внешней политики России конца XVIII века.
  3. Рассмотреть новую военную стратегию данного периода и выявить вклад полководцев XVIII века в ее развитие.

 

 

 

 

Глава I. Основные направления внешней политики России XVIII века.

В наследие от своих предшественников Екатерина II получила три главных направления во внешней политике. Первое из них – северное. Шведы не теряли надежды вернуть утраченные земли, но успех им не сопутствовал. Это, однако, не исключало присутствие в Стокгольме сил, готовых воспользоваться любым удобным случаем, что бы попытать счастье.

На втором, южном направлении  истекшие со временем прусского поражения  десятилетия внесли существенные коррективы в соотношение сил: Османская  империя клонилась к упадку, в  то время как Россия находилась на пути к славе и могуществу. Робость  перед османами прошла, и на смену  осторожной оборонительной тактике  пришли широкие наступательные замыслы  и уверенность в победе над  некогда грозным неприятелем.

Традиционным было и третье направление, отражавшее стремление к  воссоединению с Россией украинского  и белорусского народов. Украинские земли правобережья Днепра находились под владычеством Речи Посполитой. В этой связи польский вопрос приобретал первостепенное значение.

В 60 – х годах главным противником России на международной арене была Франция. Цель её политики по отношению к России отчетливо выразил Людовик XV: «Все, что в состоянии ввергнуть эту империю в хаос и заставить её вернуться во мрак, выгодно моим интересам». Французское правительство придерживалось традиционной линии укрепления так называемого «восточного барьера», в состав которого входили пограничные с Россией государства: Швеция, Речь Посполитая и Османская империя. Французская дипломатия дважды использовала свое влияние, что бы толкнуть Швецию и Османскую империю в войну с Россией.

Глава II. Предпосылки и причины ренессанса (возрождения) военного искусства России.

После кончины Петра I в развитии отечественного военного искусства наступил некоторый застой, который был преодолён к середине VIII в., когда дело петрово оказалось в руках его талантливых продолжателей. Перевороты в военном искусстве, как учит история, могут происходить под воздействием социально-политического фактора, когда революция (как, например Французская) ставит под ружьё принципиально нового солдата – не наёмника, а гражданина. Переворот в военном деле может произвести также новая техника или технология, как это было с изобретением пороха и огнестрельного оружия. Случалось, что оба этих фактора совмещались во времени, и тогда революционные преобразования в военном искусстве становились более глубокими.

Ренессанс русского военного искусства второй половины XVIII века не был вызван военно-техническими причинами. «Золотым веком» истории своего военного искусства Россия прежде всего обязана остро назревшим геополитическим потребностям огромной евроазиатской страны, собравшей воедино до того разбросанные земли, жизненно нуждавшейся в выходе к открытым морям и в обретении достойного её места в европейском балансе сил. Из занятой своими внутринациональными проблемами Московская Русь превратилась в великую по европейским меркам империю. Утверждавшее себя имперское величие потребовало радикальных преобразований в военном деле.

Расцвет империи был немыслим без усиления её военной мощи и  расцвета военного искусства. А тем, что эта объективная геополитическая  потребность бала удовлетворена, Россия обязана прежде всего своим военным гениям. Без ренессанса военного искусства не было бы расцвета империи, а без П.С. Салтыкова, П.А. Румянцева, Г.А. Потёмкина, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова, Алексея Орлова, их соратников и последователей не было бы ренессанса военного дела.

Формирование русской  национальной военной школы Нового времени охватывает весь XVIII век. В начале его Россия бала отодвинута от активной европейской политики. Её основные усилия уходили на противодействие татарам, за которыми стояла Османская империя. Она решала проблемы внутреннего национального характера, принимала участие в судьбах таких родственных по крови и религиозной вере этносов, как украинцы и белорусы.

Вторая половина XVIII в. в истории России отмечена важными военными событиями, находившимися в тесной взаимосвязи с бурной внешнеполитической активностью русского самодержавия. В ходе многочисленных войн русская армия показала себя самой сильной и боеспособной армией Европы.

Одним из источников боевой мощи армии являлась введённая ещё  Петром Великим рекрутская система  комплектования, которая вплоть до 1790-х годов была передовой по сравнению  с системой комплектования западноевропейских армий, основывавшейся на найме и  принудительной вербовке солдат. Существенное преимущество рекрутской системы состояло в том, что она обеспечила России создание массовой армии. Страна располагала  армией, которая превосходила размерами  армии нескольких ведущих государств Европы, вместе взятых.

Важнейшее значение в развитии военного искусства  русской армии XVIII века имела Семилетняя война. В канун её русская военная мысль находилась под большим влиянием западноевропейской, преимущественно прусской школы. Основным методом ведения вооружённой борьбы являлось маневрирование с целью перехвата коммуникаций противника. Таким образом, главной задачей становился захват территорий, а не разгром противника. В это же время наступление на большую глубину вражеской территории считалось опасным из-за страха потери своих коммуникаций, а также ненадёжности разноплеменных наёмников, не спаянных чувством патриотизма( что выгодно отличало русскую армию), и боязни больших потерь личного состава дорогостоящих наёмных армий в генеральном сражении. Такая стратегия приводила к затяжным войнам, исход которых решался истощением одной из сторон. Ей на смену пришла стратегия, нацеленная на генеральное сражение и разгром живой силы противника. Выжидательной «стратегии маневрирования» русские полководцы противопоставили стратегию решительных действий, которую можно было бы условно назвать комбинированной. Этим термином подчёркивается ограниченное единство составивших новую стратегию элементов и черт, когда манёвр-угроза сменился манёвром для решительного сражения, использовав только часть «маневренной» стратегии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Новая тактика: особенности и преимущества.

К концу XVIII в. в русской армии окончательно сложились идеи новой стратегии. Полный отход от ведения маневренной борьбы на истощение, стремление сокрушить главные силы противника были нанесением прямого решительного удара, были её системообразующими признаками.

Новые элементы в развитии русской военной стратегии отражены в суворовских планах предполагаемой войны с Турцией (1793) и Францией (1799). Смысл первого плана заключался в том, чтобы в течение двух кампаний осуществить поход от нижнего течения Днестра до Константинополя (около 800 км.), сломить сопротивление полевой армии противника и завершить войну взятием турецкой столицы. Для снабжения наступающей вдоль побережья Чёрного моря армии А.В. Суворов планировал использовать морские коммуникации; парусному флоту ставилась задача обеспечить их прикрытие, гребная флотилия должна была непосредственно взаимодействовать с сухопутными войсками. Идея глубокого наступления, направленного на жизненно важные центры противника, которая составляла стержень плана, выдвигалась впервые.

План войны с Францией также подтверждает новаторский  характер русской военной стратегии, оказывавшей большое влияние  на западноевропейскую военно-стратегическую мысль XVIII в. В этом плане А.В. Суворов требовал: «Атаковать и бить противника в открытом поле… Не терять времени на осады… Никогда не распылять сил для сохранения различных пунктов. Не следует перегружаться тщетными комбинациями для контрмаршей или так называемых военных хитростей». Основная идея плана – наступать на Францию сосредоточенной массой войск, «непрерывно сражаясь», идти прямо на Париж. Документ является неопровержимым доказательством, что к концу столетия идеи решительной стратегии в русской армии сложились окончательно.

И ещё одна, чрезвычайно  важная и оригинальная стратегическая идея, выдвижением которой как  бы завершается развитие русского военного искусства в рассматриваемый  период, содержалась суворовском  плане Швейцарского похода осенью 1799 г. Он являлся попыткой спасти порочный общий план войны, принятый союзниками без Суворова. Фельдмаршал в своём  плане рассчитывал захватить  инициативу, нанеся удар главными силами, подходившими с юга, из Италии, по правому (южному) флангу войск противника, а  затем разгромить его путём концентрического наступления нескольких групп союзных  войск, расчленённых ( в силу сложившейся без участия Суворова обстановки ) на дугообразном фронте протяжением около 250 км. Использование внешних операционных линий для нанесения концентрических ударов и при этом согласование действий нескольких расчленённых групп войск по цели, месту и времени можно оценить, как выдающееся слово в военном искусстве.

Суворов своей «Наукой  побеждать» (1769) и Инструкцией по обучению войск Итальянской армии (1799) завершил также разработку новой  системы воспитания и обучения эпохи  русского военного ренессанса, начало которой было положено ещё в середине 1760-х годов. Суворов лучше, чем  кто-либо из современников, проник в  психологию русского солдата. Это позволило  полководцу найти более эффективные  методы боевой подготовки и развития морально-боевых качеств войск.

 

 

 

 

 

 

Глава IV. Русские полководцы, новый взгляд на солдата.

Русские военачальники и  полководцы второй половины XVIII века в своей деятельности учитывали особенности и характерные исторические условия, в которых складывалась и сражалась армия. Они показали себя великими знатоками русского национального характера, и сами воплотили в себе лучшие его черты. Их кругозор и широта мышления вместе с тем далеко выходили за рамки сугубо национального подхода: национальное и общечеловеческое соединились в их полководческом мышлении воедино. Они не только сами были войнами, обладавшими всеми необходимыми для защитника Отечества добродетелями. Лучшие из них в совершенстве владели искусством творить себе подобных. Они создали национальную военно-педагогическую и военно-патриотическую школу. Её отличало единство обучения и воспитания, глубокое понимание важности моральной подготовки и целенаправленное осуществление её на всём протяжении воинской службы. Благодаря этому русская армия в нравственно-психологическом плане заметно превосходила «хорошо вымуштрованных, но совершенно ненадёжных солдат, которых монархи вербовали из самых испорченных элементов общества, и которых только палка держала в повиновении».

Повседневное внимание к  моральному состоянию солдата, к  самой жизни его явилось для  передовой части офицерского  корпуса одним из источников зарождения в армии демократических и  гуманистических начал. Эти традиции были восприняты последующими поколениями  российского офицерства и нашли  определённое отражение в Красной  Армии, возникшей на обломках старой царской.

Русское военное искусство  второй половины XVIII века – важнейшее национальное достояние. Оно питает своими живительными соками отечественную военную мысль и в наше время.

В этом плане понятен пристальный интерес к тому периоду военной истории, когда русское военное искусство достигало своего апогея. Оттуда, из этого богатейшего и неиссякаемого источника, мы извлекаем бесценный опыт. Как оптимально решалась проблема сочетания оборонительной и наступательной тактики, как вёлся поиск наиболее эффективных способов и средств реализации новаторских идей в организации и ведении оборонительных и наступательных действий? Всё это, а также многое другое продолжает питать военную мысль преображающегося к новой жизни Российского государства. Русская армия XVIII века была сильна потому, что феодальное военное мышление соответствовало уровню феодальной военной техники, тогда как на Западе феодальное мышление отставало от ушедшей вперёд техники.

Информация о работе Великие военоначальники России второй половины XVIII века