Развитие и становление купечества в Сарапуле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2010 в 20:41, Не определен

Описание работы

Данный реферат посвящен изучению жизни и деятельности купеческого сословия в городе Сарапуле

Файлы: 1 файл

реферат по удмуртии.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Согласно законодательству, «род, и свойство акционерных обществ  и товариществ на паях, особые преимущества им предоставленные, и время их действия определялись частными их уставами». Учреждение новых акционерных обществ проводилось постановлением Комитета министров ( а с 1906 г.) – Советом министров и утверждались императором.

 Одной из  наиболее примечательных черт  развития крупномасштабных капиталистов  в XX в. было интенсивное пополнение  их рядов дельцами из провинции, которые инвестировали свои личные или семейные финансовые ресурсы в дивидендные ценности, учреждали и возглавляли правления различных компаний, а также занимали посты членов наблюдательных советов и правлений. В годы предвоенного промышленного подъема многие из них занимали прочные позиции в высшем предпринимательском слое (Ушковы).

Исследование  отдельных купеческих династий на протяжении XIX – начала XX в. позволило сделать  вывод о том, что консолидация семейного капитала проходила в  несколько этапов. Чаще всего на первом этапе основу процесса составляли торговые дома, товарищества полные, объединявшие, как правило, деда, отца, сыновей. Этот период начинается с 70–80-х гг. XIX в., а иногда и захватывает более позднее время. Росли родовые ветви, крепли отдельные семейства и уже в конце XIX – начале XX в. с усилением в стране конкурентной борьбы, начинается второй этап консолидации семейных капиталов: объединение братьев, двоюродных братьев, их детей, внуков и родственников.

С дальнейшим ростом концентрации производства и централизации капитала стремление товарищеских ассоциаций, образованных в основном на семейных капиталах, к привлечению двух или более посторонних лиц привело к появлению более высоких форм товарищества, созданию акционерных компаний, что позволило значительно расширить сферу предпринимательской деятельности и создать достаточно крупные, оснащенные новейшим дорогим и сложным оборудованием предприятия. Такой эволюционный процесс развития прошли товарищеские объединения Пастуховых, Ушковых, Бодалевых и др. В 1910–1916 гг. объединение капиталов Стахеевы–Батолины–Путиловы с русскими коммерческими банками привело к образованию мощного концерна, утвердившего свое влияние почти во всех важнейших отраслях добывающей и обрабатывающей промышленности страны. В свое время деятельность семьи Рябушинских и концерна Стахеевых современники считали символом предпринимательства новой эпохи. В 1912–1913 гг. при участии нескольких акционеров и Сибирского торгового банка было создано акционерное общество «Северных заводов наследников Н. Пастухова». (Лигенко Н. П. Промышленность Удмуртии в период капитализма (1861–1917 гг.) // Вопросы истории развития промышленности Удмуртии: Сб. ст. / Отв. ред. Н. П. Лигенко. НИИ при Совете Министров УАССР. Ижевск, 1986. С. 59–86.) 
 
 
 

 Третья глава. «Благотворительная деятельность купечества»

Типичным явлением общественной жизни городов региона, как и повсюду в России, особенно в конце XIX – начала ХХ в. стала  благотворительность. Нельзя не отметить, что купечество участвовало во всех видах, благотворительных организаций, существовавших в регионе, и делало большие частные вклады. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что благотворительная деятельность купечества проходит 4 этапа. Благотворительность по своему размаху и идейной направленности, объемам вкладов, формам организаций претерпевает значительные изменения, непосредственно связанные с развитием экономики, социальной структуры общества, его образованности, культуры и т.д.

В конце XVIII – 50-х  гг. XIX в (I этап)., в период первоначального накопления капитала, когда купечество только еще шло к большим капиталам, акты благотворительности носили частный характер, были эпизодическим явлением, касались храмосозидания и просвещения, производились главным образом купцами наиболее развитых торговых центров –Сарапула.

В 60–70-е гг. XIX в. (II этап) накопление капиталов, образование  торговых домов, возрастание культурного  уровня позволило создать первые благотворительные комитеты. Наряду с эпизодической, благотворительность приобретает постоянный, планомерный характер.

В 80–90-е гг. XIX в. (III этап) с концентрацией и индустриализацией  производства, образованием ассоциированного капитала благотворительность отличается более крупными вкладами и появлением широкой сети различных благотворительных организаций. Начинает проявлять активность в создании благотворительных обществ сарапульское купечество.

В 1900–1917 гг. (IV этап) с образованием коллективных, обезличенных капиталов в различных его  формах происходит процесс сращивания торгово-промышленного капитала с различными кредитными учреждениями. С 1904г. благотворительная деятельность приобрела широкие общероссийские масштабы – пожертвования исчислялись миллиардами руб.

Меняются и  приоритеты – на первый план выходят культура, наука и просвещение, становятся более разнообразными формы благотворительных обществ.

Причина щедрых пожертвований, тяжелым трудом накопленных  капиталов, коренится в сословном  купеческом менталитете: высокая внутренняя культура лучших представителей купечества, уходящая корнями в христианство, глубокая их религиозность, патриотизм, с одной стороны, тщеславие, возможность получить чины, почетные должности, желание замолить грехи и т. д. – с другой. Какими бы ни были мотивы (хотя и это очень важный элемент в создании генофонда), купцы оставили богатое наследство. Оригинальные, непохожие друг на друга деревянные и каменные купеческие особняки – памятники зодчества, торговые площади, соборы, монастыри, банки, школы, гимназии, училища, приюты, а также водопроводы, средства связи, электрическое освещение, многое, что нужно было для жизни города и деревни, его обитателей, было создано с участием купечества края. Многие исследователи считают, что наряду с крестьянством, купцы в гораздо большей мере, чем другие слои общества, сохраняли самобытные черты, несли в себе ценности русского национального сознания и русской культуры. Суть российской православной этики заключалась в преобладании духовно-нравственных мотивов жизненного поведения над материальными. Идея «греховности богатства» преодолевалась через обращение его на пользу людям в виде широкой благотворительной деятельности. Опыт предпринимателей, вырабатывавшийся столетиями, был сконцентрирован в этических нормах, опубликованных в 1887 г. И. Е. Зегимилем в отдельной книге под названием: «Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося каким-либо делом». Все его положения основаны на христианских заповедях: «Работайте сами, то, что вы можете сделать сами, не давайте делать другим. Держите всегда данное слово. Относитесь к вашему делу с полным усердием, чем бы вы не занимались. Трезвость и выдержанность. Всякое дело основано на доверии, поэтому вы должны всеми силами стараться снискать себе полное доверие тех, с которыми вам приходится иметь дело. Главное честность и добросовестность. Соблюдайте экономию в ваших личных расходах, живите лучше ниже ваших средств, чем выше»( Зегимель И.Е. Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося каким – либо делом. СПб., 1881. С.3–22.). Вышесказанное обнаруживает единый «дух» этических норм, уходящих корнями в протестантизм и православие, выработанных лучшими представителями торгово-предпринимательской сферы. Труд и в православной этике также безусловная добродетель, ибо посредством его человек приближается к Богу. Однако для русской православной этики характерно негативное отношение к богатству, к любым формам накопительства. Наверное поэтому самый традиционный путь покаяния и общественного служения для российских предпринимателей заключался в многочисленных пожертвованиях капитала на благо народа.

На страницах  научной, научно-популярной, периодической  литературы за последнее время в  различных интерпретациях предстают определения понятий «благотворительность», «филантропия», «меценатство». Все они трактуются как явления нравственного порядка, как процесс оказания безвозмездной помощи нуждающимся в ней. Что касается понятия «благотворительность», то во всех дореволюционных авторитетных энциклопедических словарях определение его, в основном, совпадает. Благотворительность трактуется как проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность спешить на помощь к неимущему, она была необходимым условием личного нравственного здоровья; она больше нужна была самому нищелюбцу, чем нищему. Нищий был для благотворителя лучший богомолец, молитвенный ходатай, душевный благодетель. В словарях, изданных в советское время, дается иная интерпретация благотворительности. Так, в «Большой Советской Энциклопедии» (1927 г.) отмечается, что «благотворительность представляет явление, свойственное лишь классовому обществу... социальная структура которого обуславливает хроническое пребывание определенной части общества в состоянии бедности и нищеты». Благотворительность идентифицируется с филантропией. На наш взгляд, благотворительность имеет более емкое содержание, это собирательный термин, поскольку меценатство и филантропия – это тоже акты благодеяния. Более того, для конца XIX– начала XX в. с организацией ассоциированного капитала, с активизацией благотворительной деятельности, расширяется сфера благотворительности. Купечество, помимо филантропической деятельности, помощи сирым, калекам и убогим, начинает благоустраивать за свой счет города, строить общественные здания, больницы, школы, клиники, храмы и др. Филантропическая деятельность также расширяет свои границы. Предприниматели, отличающиеся высокой внутренней культурой, собирают большие библиотеки, коллекции, организуют художественные галереи, строят театры, музеи, реставрируют памятники искусства, основывают учебные заведения. Благотворительная деятельность, трансформируясь и наполняясь новым содержанием, превратилась в разветвленную сеть, включающую в себя государственные и частные организации, а также личные проявления. В современных условиях ученым удалось прийти к единому мнению по поводу дефиниций, связанных с благотворительностью. Так, «благотворительность», в первую очередь, относится к области общественной активности, связанной с передачей юридическими и физическими лицами (но не субъектами государства) денежных и материальных средств, и с сотрудничеством частных лиц в деле помощи нуждающимся. Понятие «благотворительность» не вполне совпадает с «общественным призрением» , ибо не включает государственный уровень социальной реабилитации. Термин «призрение» применяется ко всей сфере социальной реабилитации основных категорий населения , нуждающихся в помощи, а именно: детей, стариков и инвалидов, то есть тех, кто не может содержать себя собственным трудом( Ульянова Г.Н. Изучение истории и благотворительности в России: тенденции и приоритеты (1989–2002 гг.) // Благотворительность в России 2002. С.-Пб., 2003. С.17.).

По-видимому, нравственная направленность личности, воспитание, жизненные ситуации, семейные традиции, интересы окружающей среды – все это повлияло на выбор направленности благотворения: храмосозидание, филантропия и просвещение были характерны для Стахеевых, просвещение, меценатство для Ушковых и Александровых, храмы и всевозможного рода пожертвования церковному причту – для Черновых, Смагиных, Бахтияровых, Калашниковых, просвещение, строительство учебных заведений – для Ижболдиных, Ирисовых; филантропическая деятельность – для Колчиных, Созыкиных, Курбатовых, Смагиных. Таким образом, вкладывая капиталы в развитие торговли и промышленности, купцы немалую долю прибыли определяли на благотворительные акции: медицину, просвещение, храмосозидание и содержание церквей, создание домов для инвалидов, престарелых, бездомных. Постоянное внимание к делам насущным односельчан оказывало благоприятное воздействие на материальную и духовную жизнь людей, являлось серьезной поддержкой в развитии просвещения и утверждении православия. Купечество к концу XIX в. стало эпицентром общественно-экономической и культурной жизни провинции. Благотворительность по своему размаху и идейной направленности, объемам вкладов, формам организаций претерпевает значительные изменения, непосредственно связанные с развитием экономики, социальной структуры общества, его образованности, культуры. (Лигенко Н. П. Благотворительная деятельность купечества Удмуртии (XIX – начало ХХ в.) // Материальная и духовная культура народов Поволжья и Урала: История и современность. Материалы научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Г. Е. Верещагина. Глазов, 2001. С. 18–20.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Анализ конкретного исторического материала позволяет выявить 4 этапа в эволюционном развитии купеческого сословия. Изучение отдельных купеческих династий на примере четырех последних поколений (с учетом активно-продуктивного возраста): деды – сыновья – внуки – правнуки показывает поколенные изменения в сущности самого сословия, проходившего через определенные ступени внутреннего развития, определяемых переплетением правовых, демографических, экономических, психологических и др. факторов, в свою очередь тесно связанных с характером и масштабами благотворительной деятельности.

I этап (конец  XVIII– 50-е гг. XIX в.). Сословно-определяющим  фактором являлась торговая деятельность купечества. Этот период в основном связан с первоначальным накоплением капитала, сопровождавшимся выходом его владельцев преимущественно из крестьянского, либо мещанского сословий с приобретением гильдейского свидетельства. Акты благотворительности носили частный характер, были эпизодическим явлением.

II этап (60–70-е  гг. XIX в.). Сословно-определяющей становится  торгово-предпринимательская деятельность. Ведущую роль по-прежнему занимала  торговля, однако купцы начинали  вкладывать капиталы в разного рода производства. В изменении количественных и качественных показателей немаловажную роль сыграла законодательная политика правительства, установившая привилегии для купеческого сословия, а также обязательную связь между частным предпринимательством и записью в купеческую гильдию. Накопление капиталов, возрастание культурного уровня купечества позволило создать первые благотворительные общества. Наряду с эпизодической благотворительность приобретает постоянный, планомерный характер.

III этап (80–90-е гг. XIX в.). Основным занятием купечества являлась промышленно-торговая деятельность. Концентрация и индустриализация производства определили активный процесс сращивания торгового капитала с промышленным, сопровождавшийся образованием ассоциированного капитала в форме различных торговых домов (полных и на вере), а также товариществ на паях. Повышается культурный и образовательный уровень купечества. Капиталистическое производство уже не может существовать без квалифицированных специалистов. Купечество поворачивается лицом к просвещению, широкое развитие получает благотворительность, отличающаяся более крупными вкладами и появлением широкой сети благотворительных организаций. Однако для этого периода характерно размывание купеческого сословия. Помимо экономического фактора немаловажную роль в этом сыграла законодательная политика правительства, постепенно ликвидировавшая основные привилегии купечества и устранившая связь между занятием промышленностью и приобретением купеческих и промысловых свидетельств.

IV этап (1900–1917 гг.). Определяющим явлением становится  образование коллективных, обезличенных  капиталов в различных его  формах: торговые дома (товарищества  полные и на вере), товарищества  на паях, акционерные общества. Происходит  процесс сращивания торгово-промышленного капитала с различными кредитными учреждениями. На этом фоне наблюдается дальнейший процесс размывания, можно сказать, расслоения купеческого сословия. С одной стороны, приобретение статуса потомственного почетного гражданина или, более того, потомственного дворянина, сопровождавшееся иногда переездом в Петербург, Москву, Казань и др. города и с другой – возвращение «на круги своя» – переход в крестьянское, либо в мещанское сословие. Тем не менее, купечество в России как сословие существовало вплоть до 1917 г. В этот период дети передовой части купечества получили образование в ведущих российских и европейских учебных заведениях. Наряду с региональными вкладами, благотворительность приобрела общероссийские масштабы – пожертвования исчислялись миллиардами руб. Изменились приоритеты – средства стали направляться в культуру, науку, просвещение, разнообразнее становится сеть благотворительных обществ. Результаты исследования показывают, что купечество сыграло прогрессивную роль в развитии промышленности, торговли, культуры, градостроительства. В условиях модернизации сарапульское купечество претерпевает большие изменения разной степени интенсивности: кардинальные – в предпринимательской деятельности, значительные, но не опровергающие традиций – в культуре, образе жизни, внешнем облике и, в конечном счете – в менталитете. Третье сословие «не превращается в призрак», оно самоидентифицируется, сохраняя свой стержень, свои корпоративные устои. Провинциальное купечество определяет этические нормы предпринимательской культуры, сложившейся на основе христианских заповедей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Развитие и становление купечества в Сарапуле