«Пропаганда», «заговор» и террор в деятельности народников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 18:14, реферат

Описание работы

Цель народников, по определению В.И. Ленина, сводилась к тому, чтобы «поднять крестьянство на социалистическую революцию против основ современного общества». В.И. Ленин указывал, что «народники проповедовали всегда в своих теориях, начиная с 1861 года (а их предшественники ещё раньше, до 1961 года) и затем в течение более полувека, иной, т. е. некапиталистический, путь для России».

Содержание работы

В. И. Ленин о социальной сущности и доктрине народничества


Идеология народничества


Народнические организации начала 70-х годов


Хождение в народ


Кружок «москвичей»


«Земля и воля»


«Чёрный передел»


«Народная воля»


Эволюция народничества

Файлы: 1 файл

История России - народники.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

     Много внимания Большое общество пропаганды уделяло издательской деятельности: печатались сочинения русских и западноевропейских революционеров, печатались и распространялись листки и прокламации. В 1872 г. ряд членов общества (Н. А. Чарушин, А. И. Сердюков, С. С. Синегуб) перешли к пропаганде среди рабочих. В Петербурге возникли рабочие кружки, где читали нелегальную литературу, занимались самообразованием. Члены общества думали о том, чтобы перенести пропаганду в деревню, что отвечало их стремлению идти в народ. Программным документом организации стала составленная Кропоткиным осенью 1873 г. записка, которая призывала революционеров увеличивать число единомышленников и соединиться в одну общую организацию. К весне 1874 г., когда началось массовое хождение в народ, значительная часть членов общества была арестована, а к осени оно прекратило своё существование. Большое общество пропаганды оставило заметный след в истории русского революционного движения: атмосфера нравственной чистоты, характерная для организации, способствовала воспитанию убеждённых, преданных делу революции людей.

     Другой крупной народнической  организацией начала 70-х годов  был кружок А. В. Долгушина, возникший в 1872 г. в Петербурге. «Долгушенцы», организовав тайную типографию, печатали литературу для народа. По их просьбе народнический публицист В. В. Берви-Флеровский написал брошюру с изложением «религии братства», которая пользовалась успехом у крестьян. В 1873 г. члены кружка предприняли попытку распространения в народе прокламаций, призывавших его к бунту, что соответствовало их бунтарским убеждениям. Организация была разгромлена, но деятельность «долгушинцев» свидетельствовала о растущем стремлении революционной молодёжи к активной борьбе.

 

 

 

Хождение в народ

     Весной 1874 г. революционная  молодёжь предприняла массовую  попытку хождения в народ. Теория  Бакунина, его вера в близкую  революцию в России, его призывы  «бунтовать народ» стала для молодёжи программой действий. В движении участвовали представители всех течений революционного народничества. Лишённое организационного центра, стихийное по характеру, хождение в народ стало проявлением жертвенного порыва молодёжи.                   С. М. Степняк-Кравчинский вспоминал: «Движение это едва ли можно назвать политическим. Оно было скорее каким-то крестовым походом, отличаясь вполне поразительным и всепоглощающим характером религиозных движений. Люди стремились не только к достижению определённых практических целей, но вместе с тем к удовлетворению глубокой потребности личного нравственного очищения».

     Молодёжь Петербурга, Москвы, других университетских  центров покидала города, ехала  на Дон, в Поволжье, в места, где  по её расчётам, были живы традиции Разина и Пугачёва. Пропагандой было охвачено около сорока губерний. Участники движения переходили из деревни в деревню, в беседах с крестьянами пытались призывать их к неповиновению властям, проповедовали идеи социализма. Отношение крестьян к «бродячим» пропагандистам было различным, но в целом быстро выяснилась невозможность осуществления бунтарских идей бакунизма на практике. Призывы к бунту неизменно встречали настороженное, часто враждебное отношение крестьян.

     Неудачными были попытки  ведения длительной, «оседлой» пропаганды, когда революционеры под видом учителей, писарей, фельдшеров надолго селились в деревне. Местные власти арестовывали таких пропагандистов. К осени 1874 г. движение было разгромлено, власти арестовали около тысячи человек. Следствие, продолжавшееся три года, завершилось знаменитым процессом «ста девяноста трёх», блестящую речь на котором произнёс И. Н. Мышкин. Обращаясь к судьям, он указывал на закономерность революционного движения в России, выражал глубокую веру в неизбежность «всеобщего народного восстания».

     Хождение в народ  было, по словам В. И. Ленина, «расцветом  действенного народничества». Впервые  в истории русского освободительного  движения революционеры предприняли  попытку прямого обращения с  революционной проповедью к народу. Неудача хождения в народ не остановила их в поисках новых форм революционного воздействия на крестьянство.

 

 

Кружок «москвичей»

     Первая попытка создания  «всероссийской социал-революционной  организации» была предпринята  вскоре после разгрома хождения в народ. Осенью 1874 г. уцелевшие от арестов революционеры, а также студенты и студентки, вернувшиеся из Швейцарии, где они учились, объединились в так называемый кружок «москвичей». Среди его членов были В. Н. Фингер,              С. И. Бардина, А. О. Лукашевич, И. С. Джабадари, В. С. Любатович. Свою задачу они видели в продолжении пропаганды среди народа, с тем чтобы подготовить его к всероссийскому бунту. Они понимали, что успешное решение этой задачи невозможно без создания сильной революционной организации. Не отказываясь в принципе от работы в деревне, «москвичи» сосредоточили свои усилия на пропаганде среди фабричных рабочих. Они вели работу на фабриках Москвы, Тулы, Иванова-Вознесенска, содействовали распространению в России газеты «Работник», издавшейся группой эмигрантов в Женеве. На взгляды «москвичей» сильное влияние оказала бунтарская проповедь Бакунина.

     Организация не успела превратиться в общероссийскую. В апреле 1875 г. начались аресты, и к осени она была разгромлена. Членов кружка «москвичей» судили по «процессу пятидесяти», проходившему в начале 1877 г. Широкий отклик в революционной среде вызвали речи Софьи Бардиной и рабочего Петра Алексеевича, с которыми они, используя право последнего слова, выступили на суде. Алексеев говорил о приближении времени, когда «подымится мускулистая рука миллионов рабочего люда, и ярмо деспотизма, ограждённое солдатскими штыками, разделится в прах!». В. И. Ленин назвал речь Алексеева «великим пророчеством русского рабочего-революционера». Большинство членов организации было осуждено на каторгу и ссылку.

 

«Земля и воля»

     Тайное крупнейшее революционное общество народников 70-х годов возникло в Петербурге в 1876 г. Члены, составившие его ядро, вели подготовку к объединению разрозненных революционных групп с осени 1875 г. Среди членов центрального петербургского кружка были А. Д. Михайлов, Д. А. Лизогуб, Г. В. Плеханов, В. А. Осинский, М. А. Натансон, О. В. Аптекман. Организация ставила перед собой задачу объединения всех революционеров для решительной борьбы с самодержавием. В течение 1876-1879 гг. в неё вошли революционные кружки Поволжья, Центральной России, Белоруссии, Польши, Украины, Кавказа и Закавказья. Название «Земля и воля» организация получила в конце 1878 г., когда стал издаваться печатный орган под тем же названием.

     Впервые о своём  существовании организация открыто  заявила на Казанской демонстрации. 6 декабря 1876 г. в Петербурге перед  Казанским собором собралось  несколько сот демонстрантов, преимущественно студентов. С речью перед ними выступил Г. В. Плеханов, который сказал: «Наше знамя – их знамя; на нём написано: «Земля и воля» крестьянину и работнику. Вот оно. Да здравствует земля и воля!». Над толпой был выкинут красный флаг с надписью «Земля и воля». Полиция разогнала демонстрацию, некоторые её участники были ранены. Плеханову удалось скрыться. За участие в демонстрации несколько десятков человек были приговорены к каторге и ссылке. В. И. Ленин говорил о Казанской демонстрации как о первой социально-революционной демонстрации в России.

     Деятели «Земли и  воли» много внимания уделяли  разработке программы и тактики  организации. Первоначально их программные  требования заключались в передаче  всей земли крестьянским общинам, в разделении Российской империи на части, «соответственно местным желаниям», в развитии самоуправления общин. Осуществить эти требования они считали возможным «только посредством насильственного переворота». Подготовку переворота они надеялись осуществить путём агитации, направленной на «возбуждение народа к бунтам и стачкам» и дезорганизацию власти. В позднейших уточнениях программы (её последний вариант датирован маем 1878 г.) конечным идеалом землевольцев признавались анархия и коллективизм, конкретизировались задачи организаторской и дезорганизаторской деятельности – объединение революционеров как из среды интеллигенции, так и из рабочих, устройство постоянных поселений в деревнях, привлечение на свою сторону «разбойничьих шаек типа понизовой вольницы». Подчёркивалась необходимость издания собственного органа и распространения «листков зажигательного характера в возможно большем количестве». Для дезорганизации правительства революционеры должны вести работу в войсках, прежде всего среди офицерства, привлекать на свою сторону правительственных чиновников, «систематически истреблять наиболее вредных или выдающихся лиц из правительства». Программа «Земли и воли» исходила из идей Бакунина, переработанных с учётом накопленного опыта борьбы.

     Особое значение деятели  «Земли и воли» придавали созданию боевой централизованной организации. Они последовательно проводили в жизнь уставные требования централизма, конспирации, дисциплины, взаимного товарищеского контроля, подчинения большинству меньшинства. Душой организации был Александр Михайлов, который писал: «Если у нас не будет единства взглядов на наши взаимные отношения – это будет невыносимо и пагубно. Я первый постараюсь разрушить такой шаткий, жалкий и бессильный союз в надежде на создание лучшего, при более подходящем составе». Организацию, созданную землевольцами, В. И. Ленин называл «превосходной» и указывал на неё как на образец для всех революционеров. Главным в деятельности «Земли и воли» была организация поселений в деревне. Постоянные колонии революционеров возникли в Саратовской, Самарской, Воронежской, Тамбовской и других губерниях.

     Работа в деревне  занимала все силы революционеров, но успеха не приносила. Крестьянские  массы оставались глухи к революционной  пропаганде. Попытки создания «боевых»  революционных организаций в деревне неизменно кочались неудачей. Попытка революционеров Я. В. Стефановича и Л. Г. Дейча поднять в 1877 г. бунт среди крестьян Чигиринского уезда Киевской губернии с помощью подложной царской грамоты провалилась, нанеся вред революционному движению. Постепенно всё большее значение в деятельности «Земли и воли» начинает приобретать дезорганизаторская работа. Часть революционеров отказывается от характерного для землевольцев аполитизма, переходит на позиции целенаправленной политической борьбы с самодержавием.

     Первые дезорганизаторские  акты «Земли и воли» носили  характер мести и самообороны. В январе 1878 г. В. И. Засулич стреляла  в петербургского градоначальника  Ф. Ф. Трепова, приказавшего подвергнуть  телесному наказанию находившегося  в тюрьме политического заключённого. Суд присяжных оправдал Засулич. Попытка полиции арестовать её по выходе из зала сула была отбита революционной молодёжью. Процесс по делу Засулич привлёк внимание русского общества к борьбе революционеров. В 1878-1879 гг. отдельные землевольцы оказывали вооружённое сопротивление при аресте, устраивали покушения на правительственных чиновников. В августе 1878 г. С. М. Кравчинский убил кинжалом на улице Петербурга шефа жандармов Н. В. Мезенцева. Постепенно часть землевольцев пришла к мысли путём террора дезорганизовать правительство и вызвать революционный взрыв. В рядах «Земли и воли» назревал серьёзный кризис.

     2 апреля 1879 г. землеволец  А. К. Соловьёв стрелял в Александра II. Покушение оказалось неудачным. Соловьёв был повешен. Сторонники активной политической борьбы и методов террора (Михайлов, Морозов, Тихомиров, Ошанина) настаивали на активизации боевых действий, призывали к индивидуальному террору. Созданный ими Исполнительный комитет приступил к организации боевых террористических групп. Противники террора, «деревенщики» (Плеханов, Попов, Аптекман), считали необходимым продолжение пропагандистской работы в деревне.

     Для рассмотрения  вопроса о террористической борьбе  было решено созвать съезд  членов общества «земля и воля». Накануне съезда сторонники политической борьбы собрались в Липецке, где приняли решение отстаивать «необходимость с оружием в руках» бороться с существующим строем. В июне 1879 г. состоялся съезд «Земли и воли» в Воронеже. Споры «политиков» и «деревенщиков» привели к выработке компромиссного решения. Съезд оставил неизменной программу «Земли и воли», но согласился с террором как одним из методов ведения политической борьбы. Участники съезда высказались за цареубийство. Последовательным противником террора на съезде выступил Плеханов. Оставшись в одиночестве, он покинул съезд и заявил о выходе из организации. Компромисс, достигнутый на съезде в Воронеже, оказался непрочным.

     В августе 1879 г. в Петербурге  собрался новый съезд, где произошёл  полный раскол «Земли и воли».  «Деревенщики» составили общество «Чёрный передел», а «политики» - «Народную волю».

 

«Чёрный передел»

     В движении революционного  народничества группа «Чёрного  передела» не играла заметной  роли. Идейная платформа новой  организации в принципе не отличалась от землевольческой. Чернопередельцы издавали печатный орган «Чёрный передел», где предостерегали своих последователей от увлечения вопросами чисто политического свойства. Попытки деятелей «Чёрного передела» (Плеханов, Засулич, Аксельрод, Попов, Дейч, Аптекман) продолжать пропаганду в деревне в условиях массовых правительственных репрессий окончились неудачей. Многие видные члены «Чёрного передела», опасаясь ареста, вынуждены были уехать за границу, другие перешли в «Народную волю» или были арестованы. Деятельность «Чёрного передела» окончательно вскрыла ошибочность тактики отказа от политической борьбы.

 

«Народная воля»

     В конце 70-х годов  в России начался новый демократический  подъём. Участились случаи крестьянских  волнений, среди крестьян стали распространяться слухи о предстоящем переделе земли. Наблюдался подъём рабочего движения, росло число стачек и участников стачечного движения. Студенчество столиц и провинциальных университетских центров находилось в состоянии возбуждения. Оживилось либеральное движение. В стране сложилась революционная ситуация, чему в значительной степени способствовала героическая борьба революционеров «Народной воли».

     Народовольцы сразу  активно включились в политическую  борьбу, объяснив беспощадную войну самодержавию. В январе 1880 г. орган партии журнал «Народная воля» писал: «Война начата не на жизнь, а на смерть… из этой ожесточённой схватки нет другого исхода: либо правительство сломит движение, либо революционеры низвергнут правительство».

Информация о работе «Пропаганда», «заговор» и террор в деятельности народников