Причины перехода к новой экономической политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 13:55, реферат

Описание работы

После окончания гражданской войны страна оказалась в тяжелейшем положении, столкнувшись с глубоким экономическим и политическим кризисом. В результате почти семи лет войны она потеряла более 1/4 своих национальных богатств. Особенно значительный урон понесла промышленность: объем валовой продукции уменьшился в 7 раз, запасы сырья и материалов к 1920 г. были в основном исчерпаны, по сравнению с 1913 г. валовое производство крупной промышленности сократилось почти на 13%, а мелкой — более чем на 44%.

Файлы: 1 файл

НЭП.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)
 

     I. Причины перехода к новой экономической политике

     После окончания гражданской войны  страна оказалась в тяжелейшем положении, столкнувшись с глубоким экономическим  и политическим кризисом. В результате почти семи лет войны она потеряла более 1/4 своих национальных богатств. Особенно значительный урон понесла промышленность: объем валовой продукции уменьшился в 7 раз, запасы сырья и материалов к 1920 г. были в основном исчерпаны, по сравнению с 1913 г. валовое производство крупной промышленности сократилось почти на 13%, а мелкой — более чем на 44%.

     Огромные  разрушения были нанесены транспорту. В 1920 г. объем перевозок железных дорог составил 20% к довоенному. Ухудшилось положение в сельском хозяйстве. Сократились посевные площади, урожайность, валовые сборы зерновых, производство продуктов животноводства. Сельское хозяйство все более приобретало потребительский характер, его товарность упала в 2,5 раза. Произошло резкое падение жизненного уровня и условий труда рабочих. Огромные лишения привели к тому, что с осени 1920 г. в среде рабочего класса стало усиливаться недовольство. Положение осложнялось начавшейся демобилизацией в Красную Армию. По мере того как фронты гражданской войны отодвигались к границам страны, крестьянство начало все более активно выступать против продразверстки. По существу, речь шла о кризисе политики “военного коммунизма”.

     Состоявшийся  в марте-апреле 1920 г. IX съезд РКП (б), по существу, узаконил “военный коммунизм”. Основная ставка в решении экономических задач была сделана на “народный энтузиазм” и административно-командные методы работы. Решения съезда укрепляли порядок принудительного изъятия продуктов у крестьян и свертывания товарно-денежных отношений.

     Опираясь  на уже проведенную национализацию крупных и средних предприятий, ВСНХ поставил своей задачей завершить обобществление всей промышленности. Руководство ВСНХ установило даже срок — один месяц. В этих целях издается постановление ВСНХ о национализации всей мелкой промышленности (29 ноября 1920 г.), предпринимаются дальнейшие шаги и по борьбе с частной торговлей. Вытеснение мелкой розничной торговли завершилось ликвидацией в Москве знаменитой “Сухаревки” и запрещением рыночной торговли в ряде других крупнейших городов.

     В 1920-м — начале 1921 г. был принят ряд декретов Советского правительства об отмене платы за топливо, коммунальные услуги, о бесплатном отпуске населению продуктов питания и предметов широкого потребления. В конечном итоге все эти преждевременные, непродуманные шаги правительства привели к политическому кризису весной 1921 г.  Еще в 1920 г. начались крестьянские волнения в Тамбовской губернии, на Украине, в Среднем Поволжье, на Дону и Кубани,  в Туркестане.  8 февраля 1921 г. на заседании Политбюро В. И. Ленин внес предложение отказаться от продразверстки, которое обсуждалось в ЦК партии в течение месяца.

     А тем временем положение продолжало ухудшаться: пришлось сократить продовольственные  пайки, углубился топливный кризис, который особенно сильно затронул Петроград. В середине февраля в городе практически  остановилась промышленность, не ходил трамвай, почти не стало электрического освещения. Все это привело в конце февраля к волнениям среди петроградских рабочих. В конечном итоге вспыхнул мятеж в Кронштадте, сыгравший большую роль в последующей истории республики. 
 
 

    II. Основные этапы новой экономической политики.

  1. Введение и основные цели НЭПа, его сущность и содержание
 

    Итак, на Х съезде РКП (б) в марте 1921 г. В. И. Ленин предложил новую экономическую политику. Это была антикризисная программа, сущность которой состояла в воссоздании многоукладной экономики и использовании организационно-технического опыта капиталистов при сохранении «командных высот» в руках большевистского правительства. Под ними понимались политические и экономические рычаги воздействия: полновластие РКП (б), государственный сектор в промышленности, централизованная финансовая система и монополия внешней торговли.

      Новый курс заключался в смене «военно-коммунистических» методов командования народным хозяйством и обществом экономическими рычагами руководства. Он был назван "новой экономической политикой". Сущность НЭПа заключалась в восстановлении в ограниченных рамках рыночной экономики при сохранении командных высот народного хозяйства в руках партийно-государственного аппарата. Фактической целью НЭПа стал выход из кризиса путем укрепления экономического союза рабочих и крестьян, города и деревни Стратегической целью НЭПа стало построение социализма, скачок к которому через "военный коммунизм" оказался неудачным  

      Для перехода от капитализма к социализму требовался переходный период. Первостепенное внимание уделялось деревне. Она стала тем звеном, ухватившись за которое большевики намеревались вытянуть всю цепь стоящих перед ними исторических задач. Первым и решающим шагом НЭПа стало решение Х съезда РКП(б) о замене продразверстки натуральным на- логом. Главные отличия налога от разверстки заключались в его размере и стабильности. Налог был почти в 2 раза ниже разверстки и не мог изменяться в течение хозяйственного года. Беднякам предоставлялись хозяйственные льготы, зажиточные облагались повышенным налогом. В 1921 г. всех налогов было установлено 13. Через год их свели в единый налог. А в 1924 году натуральный налог был заменен единым сельскохозяйственным налогом, взимаемым преимущественно в червонцах. После сдачи налога "излишки" сельхозпродукции оставались в распоряжении крестьян.

     2. Ход НЭПа

     Анализ, казалось бы, безнадежного хозяйственного положения, в котором оказалась  Россия к исходу "военного коммунизма", пройдя через две войны (мировую  и гражданскую) и две революции (февральскую и октябрьскую), позволили выделить действительно ту первоначальную задачу, решение которой дало основание наметить дальнейшие шаги по пути выхода из всеобщего экономического кризиса.

     Решение "начать с сельского хозяйства" обосновывалось рядом положений. Был выдвинут тезис: "Самое слабое место - в кризисе крестьянского хозяйства." А именно "продовольственный фонд" составлял основу народного хозяйства. "За исходный пункт, - писал В.И. Ленин, - следует взять продовольствие, ибо именно в этом корень всей массы затруднений", " неотложнее всего теперь меры, способные поднять производственные силы крестьянского хозяйства немедленно".

     Первой  крупной реформой, означавшей глубокий перелом в экономической политике, представлявшей собою первый крупный финансово-экономический акт новой экономической политики, явилась замена продразверстки продналогом. Продразверстка изымала у крестьянина не только все излишки сельскохозяйственной продукции, но и часть необходимого продукта, оставляя лишь минимум для поддержания хозяйства. Она привела к падению крестьянского производства и полному отсутствию стимулов к его развитию. Кстати сказать, вводить его начало не Советское правительство, а еще Временное правительство летом 1917 года. Продналог же был примерно вдвое меньше, чем продразверстка; все, что оставалось в хозяйстве после уплаты налога, вся остальная продукция крестьянского хозяйства могла поступать в обмен на промышленные и кустарные изделия, продаваться за деньги. Были изменены самые основы экономической политики, хозяйственные отношения стали строиться на совершенно иных основаниях - от натуральных отношений стал осуществляться переход к товарно-денежным отношениям и связям. С 1/I 1924 г. продналог, преобразованный в единый сельскохозяйственный налог, взимался только в денежной форме.

     До  этого замершее в натуральных  формах крестьянское хозяйство, сокращавшее  размеры своего производства ввиду  бесперспективности его упрочения  и развития, т.к. оставлялась в  распоряжение хозяйства только потребительская норма, существовала "рядом" с разрушенной промышленностью и "независимо" от нее в связи с отсутствием экономического оборота между ними. Экономический анализ устанавливал такую зависимость: без подъема крестьянского хозяйства "ни восстановление крупной промышленности, ни восстановление денежного обращения не может быть".

     Возрождение сельского хозяйства рассматривалось  как первоочередная, неотложная задача. Н.Д. Кондратьев предлагал "вспомнить  старую истину, провозглашенную еще  физиократами и Адамом Смитом, что внеземледельческие отрасли страны не могут быть развиты больше, чем позволяют естественные ресурсы, которые дает ей сельское хозяйство. Мало говорить, что нужно развивать сельское хозяйство. Нужно это осуществлять на деле. Но это значит, между прочим, что одним из отправных положений политики необходимо признать положение о недопустимости подрыва сельского хозяйства путем непосильных повинностей. Нужно идти по пути сокращения государственных расходов, сокращения некоторых отраслей государственного хозяйства, которые питаются соками сельского хозяйства. Иначе мы обречены стоять на месте и даже идти назад в деле хозяйственного возрождения страны" .

     Были  разрешены частная торговля, мелкое частное производство с использованием наемного труда. Государственная промышленность в соответствии с "Основными положениями к восстановлению крупной промышленности..." (август 1921 г.) постепенно переводилась на хозяйственный и коммерческий расчет, должна была во все большей степени работать на рынок. Без оживления торговли нельзя было восстановить производительные силы города и деревни, дать стимулы для роста производства в крестьянском хозяйстве и в государственной промышленности.

     4 октября 1921 г. был принят декрет, разрешающий государственным предприятиям, производить закупки необходимых им товаров; 27 октября того же года последовал декрет о свободной продаже продуктов государственных предприятий, работающий на нужды широкого потребителя.

     Часть национализированной промышленности, переданной в ведение местных властей (губсовнархозов), стала сдаваться в аренду частникам. Мельницы, крупорушки и кустарно- ремесленные предприятия выкупались прежними владельцами. Обанкротившиеся мелкие государственные предприятия распродавались. В Петрограде, например, к середине 1922 года для государственного производства было отобрано 291 предприятие, 435 закрыты, 90 сданы в аренду.

     Декрет  о продналоге, открывшиеся возможности  развития крестьянских хозяйств вызвали  немедленный пересмотр положений  о кооперации, "оставшейся от капитализма", административно подчиненной Наркомату продовольствия, расширение свободы ее деятельности, восстановление и развитие сбытовых, снабженческих, кредитных кооперативов (декрет СНК от 16 августа 1921 г. и др.). Кооперация получает ряд преимуществ перед частной торговлей. Ей передается значительный товарный фонд, предоставляются широкие возможности производства заготовок и развития местной промышленности и оживления хозяйственной жизни. Поддерживаются кредитные операции кооперации. В дальнейшем происходит формирование специализированных центров по сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции, превращение кооперативной системы в крупный фактор народнохозяйственной жизни.

     Одной из сильнейших преград развития хозяйственного оборота, подъема народного хозяйства вообще выступало состояние денежного обращения. По расчетам Конъюнктурного Института (директор Н.Д. Кондратьев) в среднем за декабрь 1921 г. обесценение рубля произошло в 228 тыс. раз, за январь 1922 г. - в 491 тыс. раз, за первую неделю февраля - в 760 тыс. раз, за вторую неделю февраля - 923 тыс. раз, за третью - в 1.073 тыс. раз, что привело к колоссальному росту цен. На первое января 1923 г. средний уровень цен по России в сравнении с 1913 г. поднялся почти в 20 млн. раз .

     Для восстановления торговли, коммерческого расчета финансов, необходима была устойчивая денежная единица. В 1922-24 гг. была проведена успешная денежная реформа.

     Находившийся  в обращении рубль ("совзнак") быстро обесценивался, государство  продолжало выпускать в обращение  огромные массы денег и покрывало за счет этого свои расходы бюджета.

     Начиная с ноября 1922 г. Госбанк (учрежденный  в 1921 г.) стал постепенно выпускать в  обращение денежные знаки нового наименования - банкноты Государственного банка - червонцы. Одновременно продолжался выпуск совзнаков для покрытия расходов бюджета (до весны 1924 г.). Но если совзнаки быстро обесценивались, то червонцы были устойчивы. Между двумя денежными единицами не устанавливается определенной связи. Размер выпуска червонцев определялся потребностью торгового оборота в средствах обращения и платежа, а не потребностями бюджета; червонцы использовались Госбанком для кредитования промышленности и торговли. Внедрение червонцев в обращение происходило с большой постепенностью.

     Начиная с декабря 1922 г. (и до начала 1924 г.) в стране существовали две валюты, из которых одна обесценивалась с чрезвычайной быстротой, а другая оставалась относительно устойчивой. Предприятия могли не только устанавливать цены и составлять балансы в червонцах, расплачиваться червонцами, но и держать их в своих кассах. Параллельное обращение имело и свои "в высшей степени тягостные стороны", как отмечал крупный экономист того времени Л.Н. Юровский. Всякий держатель совзнаков стремился обменять их на банкноты, на этой почве при быстрых колебаниях курса развивалась повсеместная спекуляция, которая, в свою очередь, вносила неустойчивость в хозяйственные расчеты. Вместе с тем червонец постепенно оттеснял совзнак и ускорял его обесценение. Границей оттеснения служило то, что червонец был сравнительно крупной денежной единицей и сфера мелких платежей оставалась в полной мере за казначейскими бумажными деньгами ("совзнаками"). С осени 1923 г. темп обесценения совзнаков стал настолько быстрым, что невозможность сохранения системы параллельного обращения становилась очевидной. Поскольку червонцы были устойчивыми деньгами, владельцы червонцев не стремились немедленно превратить их в товары (как это делали владельцы обесценившихся совзнаков), следовательно, движение червонцев было значительно медленнее, чем движение совзнаков. Направляя червонцы через ссуды, предоставляемые предприятиям, Госбанк тем самым способствовал формированию их оборотных средств, расширению производства. Кредит также должен был погашаться в червонцах, т.е. был обеспечен возврат червонцев в кассы Госбанка. Устойчивость червонцев обеспечивалась прежде всего тем, что количество их, определялось, исходя их потребностей хозяйственного оборота, а не исходя их потребностей бюджета. Червонцы выпускались в обращение в процессе кредитования предприятий, а не в процессе финансирования ведомств, наркоматов и т.д. Соответствие массы выпущенных в обращение червонцев потребностям народного хозяйства в деньгах достигалась благодаря тому, что в 20-х годах широко распространенной формой расчетов между предприятиями служил расчет с помощью векселей. Вексель, являясь долговым обязательством, свидетельствовал о том, что в народном хозяйстве совершилась товарная сделка (иногда вексель несколько раз переходил в другие руки, обслуживая несколько сделок). Банковские ссуды открывались предприятиями, главным образом, в форме "учета векселей", т.е. в форме покупки векселей банками. Покупая ("учитывая") вексели предприятий, банк тем самым заменял их банкнотами (червонцами). Червонцы появлялись в обращении в соответствии с уже заключенными товарными сделками и, в принципе, не могли явиться излишними для обращения денежными знаками.

Информация о работе Причины перехода к новой экономической политике