Причины Гибель империи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Столицей Византии всю её историю был Константинополь, один из крупнейших городов тогдашнего мира. Наибольшие территории империя контролировала при императоре Юстиниане I. С этого времени постепенно утрачивала земли под натиском варварских королевств и восточноевропейских племён. После арабских завоеваний занимала лишь территорию Греции и Малой Азии. Некоторое усиление в IX—XI веках сменилось серьёзными потерями, распадом страны под ударами крестоносцев и гибелью под натиском турок-сельджуков и турок-осман.
Я бы хотела кратко рассказать об общей истории Византии. Ну и главное, рассмотреть причины гибели Византийской империи. Ведь во многом Россия является преемницей Византии. Нам необходимо изучать историю крупнейшего государства средневековой Европы, причины его распада, впитывая уроки Византии и избегая подобных ошибок.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ 4
1.Развитие аграрных отношений в IV-VII вв. 4
2.Город 10
3.Церковь 15
4.Армия 17 5.Разделение на Восточную и Западную Римские империи 18
6.VI в. Император Юстиниан 18
7. Византия XI в. 19
8. Новые победы и поражения 21
9. Поздневизантийский феодализм (XII - середина XV в.) 29
II. ПРИЧИНЫ ГИБЕЛЬ ИМПЕРИИ 31
1.Кризис экономики 31
2. Коррупция и олигархия 33
3. Духовный кризис 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 88.04 Кб (Скачать файл)

          9. Поздневизантийский феодализм (XII – середина XIV в.).

     В этот период господство крупного светского и церковного феодального землевладения еще более упрочилось. Прония вновь приобретает форму наследственного условного владения, расширяются иммунитетные привилегии феодалов. Кроме пожалованного налогового иммунитета, они все чаще приобретают административный и судебный иммунитет. Государство по-прежнему определяло размеры публично-правовой ренты с крестьян, которую оно передавало феодалам. Ее основу составлял налог с дома, с земли, с упряжки скота. На всю общину распространялись налоги: десятина скота и пастбищные сборы. Зависимые крестьяне (парики) несли и частноправовые повинности в пользу феодала, причем они регулировались не государством, а обычаями. Барщина составляла в среднем 24 дня в году. В 14–15 в. она все чаще превращались в денежные платежи. Очень существенными были денежные и натуральные сборы в пользу феодала. Византийская община превратилась в элемент вотчинной организации. В стране росла товарность сельского хозяйства, но продавцами на внешних рынках выступали светские феодалы и монастыри, которые извлекали большие выгоды из этой торговли, усилилась имущественная дифференциация крестьянства. Крестьяне все больше превращались в безземельных и малоземельных, они становились наемными работниками, арендаторами чужой земли. Укрепление вотчинного хозяйства способствовало развитию в деревне ремесленного производства. Поздневизантийский город не обладал монополией изготовления и сбыта ремесленной продукции.

     Для Византии 13–15 вв. был характерен возрастающий упадок городской жизни. Латинское завоевание нанесло тяжелый удар экономике византийского города. Конкуренция итальянцев, развитие ростовщичества в городах приводило к обеднению и разорению широких слоев византийских ремесленников, которые пополняли ряды городского плебса. Значительная часть внешней торговли государства сосредоточилась в руках генуэзских, венецианских, пизанских и других западноевропейских купцов. Торговые фактории иностранцев находились в важнейших пунктах империи (Фессалонике, Адрианополе, почти во всех городах Пелопоннеса и т.д.). В 14–15 вв. на Черном и Эгейском морях господствовали корабли генуэзцев и венецианцев, а некогда могущественный флот Византии пришел в упадок.

     Особенно заметно проявился упадок городской жизни в Константинополе, там целые кварталы были в запустении, но и в Константинополе экономическая жизнь полностью не заглохла, а временами оживлялась. Более благоприятным было положение крупных портовых городов (Трапезунд, в котором существовал союз местных феодалов и торгово-промышленной верхушки). Они принимали участие и в международной и местной торговле. Большинство средних и мелких городов превращались в центры местного обмена товарами ремесленного производства. Они, будучи резиденциями крупных феодалов, являлись также церковно-административными центрами.

     К началу 14 в. большая часть Малой Азии была захвачена турками-османами. В 1320–1328 в Византии вспыхнула междоусобная война между императором Андроником II и его внуком Андроником III, стремившимся захватить престол. Победа Андроника III еще более усилила феодальную знать и центробежные силы. В 20–30-е 14 в. Византия вела изнурительные войны с Болгарией и Сербией.

     Решающим периодом явились 40-е 14 в., когда в ходе борьбы двух клик за власть разгорелось крестьянское движение. Встав на сторону «законной» династии, оно стало громить имения мятежных феодалов, возглавлявшихся Иоанном Кантакузином. Правительство Иоанна Апокавка и патриарха Иоанна поначалу проводило решительную политику, резко выступив как против сепаратистки настроенной аристократии (и прибегая при этом к конфискации имений непокорных), так и против мистической идеологии исихастов. Горожане Фессалоник поддержали Апокавка. Движение возглавила партия зилотов, программа которой вскоре приняла антифеодальный характер. Но активность масс испугала константинопольское правительство, которое не решилось использовать шанс, какой давало ему народное движение. Апокавк в 1343 был убит, борьба правительства против мятежных феодалов фактически прекратилась. В Фессалониках положение обострилось в результате перехода городской знати (архонтов) на сторону Кантакузина. Выступивший плебс истребил большую часть городской знати. Однако движение, потеряв связь с центральным правительством, осталось локальным по своему характеру и было подавлено.

     Это крупнейшее городское движение поздней Византии было последней попыткой торгово-ремесленных кругов противостоять засилью феодалов. Слабость городов, отсутствие сплоченного городского патрициата, социальной организации ремесленных цехов, традиций самоуправления предопределили их поражение. В 1348–1352 Византия проиграла войну с генуэзцами. Черноморская торговля и даже снабжение Константинополя хлебом оказались сосредоточенными в руках итальянцев.

     Византия была обессилена и не могла противиться натиску турок, которые овладели Фракией. Теперь в состав Византии входили Константинополь с округой, Фессалоники и часть Греции. Поражение сербов от турок у Марицы в 1371 фактически сделало византийского императора вассалом турецкого султана. Византийские феодалы шли на компромисс с иноземными завоевателями, чтобы сохранить свои права на эксплуатацию местного населения. Византийские торговые города, в том числе Константинополь, видели своего основного врага в итальянцах, недооценивая турецкую опасность, даже рассчитывали с помощью турок уничтожить засилье иностранного торгового капитала. Отчаянная попытка населения Фессалоники в 1383–1387 бороться против турецкого владычества на Балканах окончилась неудачей. Итальянское купечество также недооценивало реальной опасности турецкого завоевания. Разгром турок Тимуром при Анкаре в 1402 помог Византии временно восстановить независимость, но византийцы и южнославянские феодалы не сумели использовать ослабление турок, и в 1453 Константинополь был захвачен Мехмедом II. Затем пали и остальные греческие территории (Морея – 1460, Трапезунд – 1461). Византийская империя прекратила свое существование.

            

                          II. ПРИЧИНЫ ГИБЕЛИ ИМПЕРИИ

     Мы рассмотрим  лишь три предпосылки к гибели  Византийской империи: кризис  экономики, коррупция и олигархия,  духовный кризис.

        1.  Кризис экономики 

Сегодня мы привыкли считать  основой благосостояния общества его  экономику. Хотя слово «экономика»  да и сама экономическая наука  византийского происхождения, сами византийцы никогда не уделяли ей первостепенного внимания. За свою историю византийская финансово-экономческая система пережила несколько тяжелых  кризисов, но эффективное производство и сельское хозяйство в целом  позволяли выправлять ситуацию. Достаточно сказать, что в течение тысячи лет вся международная торговля была основана на золотой византийской монете.

Проблемой, которую Византия не смогла решить и которая, в конце  концов, погубила ее экономику, стала  утрата государственного контроля над  финансами, грандиозный неконтролируемый процесс оттока капитала на Запад  в развивающуюся Европу. Государство  выпустило из своих рук рычаги контроля над торговлей и промышленностью  и, в конце концов, отдало свои основные торговые и экономические ресурсы  иностранным предпринимателям.

Произошло это так. Одним  из главных финансовых ресурсов страны была не нефть, как сейчас, и не газ, а таможенные поступления от грандиозной  международной торговли на Босфоре  и Дарданеллах. Византийцы, которые  ранее всегда принципиально полагались только на свои силы в управлении страной  и в хозяйственных вопросах, вдруг  стали бурно обсуждать, а потом  и решили, что международную торговлю разумнее предоставить зарубежным «друзьям», более предприимчивым и готовым  взять на себя все расходы по созданию сложных транспортных потоков, вооруженной  охране торговых путей, строительству  новых портов, интенсификации и развитию коммерческой деятельности. Были призваны западные специалисты из Венеции  и Генуи, за несколько столетий выросшие на византийской торговле, и им была разрешена беспошлинная торговля и  поручена охрана морских коммуникаций на территории империи.

Запад всеми правдами и  неправдами стал вовлекать Византию в зарождающийся тогда прообраз всеевропейской торговой организации  и, воспользовавшись одним из сложных  периодов в жизни империи, добился  своего: император Алексий Комнин на самых невыгодных для страны условиях подписал международный торговый договор, названный «Золотая булла». На поверку  этот договор оказался кабальным  и выгодным только Западу.

До поры до времени все  были довольны: оживилась торговля, в городских лавках и магазинах  появилось невиданное прежде изобилие европейских и азиатских товаров. Но все это не далось даром: за считанные  десятилетия отечественное производство и сельское хозяйство деградировали  стремительными темпами.

Разорились или попали в зависимость от иностранцев  все византийские предприниматели. Когда всерьез спохватились, оказалось  уже поздно. Был аннулирован договор  «Золотая булла», и император Андроник попытался вернуть стране текущие  потоками за границу доходы. Он конфисковал  все до одного иностранные коммерческие предприятия, высасывающие последние  ресурсы из экономики государства. Это не прошло даром ни ему, ни империи. Его зверски убили, а Венецианская республика, ставшая к тому времени крупнейшей финансовой олигархией, наняла целый крестовый поход и вместо Святой Земли направила его на грабеж Константинополя. Византийцы, которые до этого воспринимали крестоносцев, в общем-то, как братьев по вере и военных союзников, были настолько не подготовлены к такому коварнейшему удару, что не организовали должного сопротивления. В 1204 году французский, германский и итальянский контингенты западных союзников осадили Константинополь и захватили его. Город был безжалостно разграблен и сожжен.

При этом венецианцы – оплот  тогдашнего свободного предпринимательства  – объявили на весь западный мир, что  восстанавливают попранную законность, права свободного международного рынка, а главное – борются с режимом, отрицающим общеевропейские ценности. Именно с этого момента на Западе стал создаваться образ Византии как еретической «империи зла». В  дальнейшем этот образ всегда, когда  требовалось, извлекался из идеологических арсеналов.

Хотя через 50 лет Константинополь  был освобожден от крестоносцев, Византия больше никогда не смогла оправиться от этого удара. А иностранные  торговцы навсегда остались полными  хозяевами и в экономике, и  на византийском рынке.

                                   2. Коррупция и олигархия

Другой неразрешенной  проблемой Византии стала коррупция  и олигархия. Борьба с ними велась постоянно и долгое время была эффективна. Зарвавшихся чиновников и финансовых махинаторов подвергали наказаниям и ссылкам, их имущество  полностью конфисковывалось в казну. Но, в конце концов, у власти не хватило решимости и сил последовательно  пресекать это зло. Олигархи обзавелись целыми армиями под видом слуг и подразделений охраны и ввергли  государство в пучину гражданских  воин.

Откуда в Византии вообще взялась олигархия и почему она  стала неуправляема? Византия всегда была жестко централизованным бюрократическим  государством, и это было отнюдь не ее слабостью, а напротив, ее исторической силой. Любые попытки срастания  власти и частных интересов всегда пресекались здесь жестко и решительно. Но в один из моментов, в период политических и административных реформ, возник соблазн заменить старую и кажущуюся  неповоротливой бюрократическую машину на более эффективную и гибкую, в которой роль государства была бы ограничена и сведена к надзору над формальной законностью. Короче говоря, государство ради благих целей, фактически добровольно, отказалось от части своих стратегических монопольных функций и передала их в руки некого узкого круга семейств.

Эта вскормленная государством новая аристократия недолго находилась под контролем бюрократического аппарата, как это задумывалось. Противостояние шло с переменным успехом и кончилось тяжелейшим политическим кризисом, выбраться из которого пришлось ценой необратимых  уступок иностранцам. Олигархическое же разложение государства продолжалось до самого завоевания турками Константинополя.

Кстати, во время последней  турецкой осады олигархи не только не дали ни монеты на оборону города, но и расхитили те скудные средства, которые еще оставались в казне. Захватив Константинополь, молодой  султан Мехмед, потрясенный богатствами  некоторых горожан и в то же время полным отсутствием средств  у защитников города, призвал к  себе самых богатых граждан и  задал им простой вопрос: почему они не дали деньги на защиту города от неприятеля? «Мы берегли эти  средства для твоего султанского  величества», – льстиво ответили те. Мехмед тут же приказал предать  их всех самой жестокой казни: им отрубили головы, а тела бросили собакам. Те же из олигархов, которые бежали на Запад, надеясь там укрыть свои капиталы, были нещадно обобраны западными  друзьями и закончили жизнь в  нищете.

                                         3. Духовный кризис

Смыслом существования и  душой Византии было Православие  – ничем не поврежденное исповедание  христианства, в котором тысячелетие  принципиально не изменяли никаких  догматов. Такого демонстративного консерватизма  Запад просто не выносил, называл  его нединамичным, тупым, ограниченным и, в конце концов, с угрюмым  фанатизмом стал требовать, чтобы Византия модернизировала всю свою жизнь  по западному образцу – в первую очередь религиозную, духовную сферу, затем интеллектуальную и материальную. По поводу уникальности и своеобразия  Византии Запад, несмотря на свою порой  поразительную и страстную любовь к этой цивилизации, вынес свой приговор: все это должно быть уничтожено. Если потребуется, то вместе с Византией  и с ее духовными наследниками.

Информация о работе Причины Гибель империи