Предшественники казачества и проблема происхождения донского и терско-гребенского казачества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 11:11, контрольная работа

Описание работы

О времени возникновения донских казаков до сих пор среди историков нет единой точки зрения. Так Н.С. Коршиков и В.Н. Королёв считают, что «кроме широко распространённой точки зрения о происхождении казаков от русских беглых людей и промышленников, существуют в качестве гипотез и иные точки зрения

Файлы: 1 файл

Kazachestvo_9_37 22.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

 

2 УЧАСТИЕ КАЗАКОВ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

2.1 Начало  войны и нравственный выбор  казаков

Утром 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война.

Первые дни и месяцы войны – это череда тяжелых поражений Красной Армии, большие потери в личном составе и технике, отступление в глубь страны. В то же время – это период мобилизации сил для отпора агрессору, всенародного патриотического подъема, растущей ненависти к фашистам и всеобщей решимости отстоять своё Отечество.

  «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! – с этих слов начиналась речь Сталина 3 июля 1941 г. по поводу начала войны, обращенная к советским людям. Его знаменитое «братья и сестры!» отозвалась в сердцах людей острым ощущением близости всех живущих в Советском Союзе. Многими эти слова были восприняты через призму православной традиции как обращение ко всему русскому народу, его духовной силе и стойкости с тем, чтобы он взял на себя тяжелую ответственность за судьбу Отечества.

Русские люди, возможно, и не знали, что в наступающих частях Вермахта можно было увидеть плакаты: «Русские должны умереть, чтобы мы могли жить». Но грань жизни и смерти, на которую Гитлер поставил существование русского народа, была настолько очевидной, что отпор врагу стал делом каждого русского человека.

Некоторое изменение в отношении Советской власти к казачеству начинает происходить к концу 30-х годов. 20 апреля 1936 года публикуется постановление ЦИК СССР о восстановлении казачества вплоть до казачьей формы и атрибутов. Это происходило в русле сталинской политики укрепления государственности, возрождения исторических русских традиций и уничтожения старой «интернациональной» гвардии большевиков-разрушителей.

Укрепляя любыми способами страну, Сталин пытался вернуть России национальные ориентиры (в том числе и перед лицом набиравшего силы фашизма).

Стали создаваться и казачьи дивизии. Одной из таких дивизий  – 4-ой донской им. первого маршала Ворошилова, бывшей 4-ой Ленинградской – командовал тогда ещё мало кому известный комбриг Георгий Жуков. Как истинные патриоты казаки в первых рядах советских граждан стали записываться добровольцами на фронт.

Большие потери в составе механизированных соединений заставили руководство страны форсировать создание кавалерийских частей, с тем чтобы хотя бы частично возместить потерю мобильности Красной Армии.

4 июля 1941 г. принимается решение сформировать до 100 кавалерийских дивизий «легкого типа» численностью 3000 человек каждая. Их состав и вооружение, боевые возможности (в дивизию «легкого типа» входили 3 полка и эскадрон химзащиты; полк имел 4 сабельных и 1 пулеметный эскадрон, полковую батарею противотанковых средств – четыре 76 мм и два 45 мм орудия) были несопоставимы с наступающими немецким частями (в состав немецкой дивизии входило около 11 тысяч солдат и офицеров, 416 танков, моторизованная бригада и моторизованный артиллерийский полк).

Основная нагрузка по формированию кавалерийских дивизий легла на регионы компактного проживания казачьего населения, прежде всего, на Дон, Кубань и Ставрополье. Здесь в июле 1941 г. из казаков призывного возраста были сформированы и отправлены на фронт 10 кавалерийских дивизий (5 кубанских, 3 донские, 1 кубано-терская и 1 ставропольская), а в августе – еще 7 (4 кубанские, 2 донские и 1 ставропольская).

Семнадцать кавалерийских дивизий, сформированных в Северо-Кавказском регионе, составили 63% от всех кавалерийских дивизий, сформированных летом 1941 г.

Положение на советско-германском фронте было настолько тяжелым, что военно-политическое руководство страны стремилось использовать любую возможность для того, чтобы воспрепятствовать продвижению врага и выиграть время для подготовки новых рубежей обороны. Тысячи казаков-кавалеристов были брошены на выполнение этой задачи.

Патриотические настроения, господствующие в казачьей среде, привели к развитию казачьего добровольческого движения. Основную массу казаков-добровольцев составили казаки, по разным причинам не подлежащие призыву в армию: непризывной возраст (слишком молод или слишком стар), состояние здоровья, «бронь» (освобождение от призыва из-за важности профессиональной деятельности). Многие пожилые казаки записывались добровольцами вместе со своими несовершеннолетними сыновьями.

В июле начали формироваться две донские и две кубанские добровольческие казачьи кавалерийские дивизии, впоследствии составившие основу 17-го кавалерийского корпуса РККА.

Казаки-ветераны Гражданской войны г. Ворошиловска (с февраля 1943 г. - г. Ставрополь) в декабре 1941 г. обратились к бывшим красным партизанам и красногвардейцам края с предложением развернуть работу по формированию добровольческой кавалерийской дивизии. За короткое время только по 32 районам и городам края было подано 1663 заявления о вступлении в кавалерийскую дивизию. В ряде районов (Изобильненский, Багутский, Труновский) райкомы и райисполкомы приступили к практическому формированию добровольческих эскадронов, обеспечению их конским составом, седлами, холодным оружием, обмундированием и продовольствием за счет населения и колхозов. Бюро Орджоникидзевского краевого комитета ВКП(б) и исполком краевого Совета депутатов трудящихся на своем заседании 3 января 1942 г. одобрили инициативу ставропольских 1 июля после ожесточенных боёв дивизия была выведена в армейский резерв.

В конце июля 50-я кавалерийская дивизия полковника Я.А. Плиева и 53-я кавалерийская дивизия комбрига К.С. Мельника, сформированные из казаков-призывников и казаков-добровольцев кубанских и ставропольских станиц, объединенные в одну кавалерийскую группу под командованием Л.М. Доватора, приняли участие в Смоленском сражении. В этот период части Красной Армии начали наносить контрудары по войскам немецкой группы армий «Центр».

Казачьей кавалерийской группе Л.М. Доватора была поставлена задача - нанести удар по тылам противника, сковать вражеские части, действующие в районе Ярцево, и не дать противнику усилить свою ельнинскую группировку, против которой готовился контрудар.

Прорвав оборонительные позиции немцев, казаки-доваторцы сумели продвинуть в глубь территории, занятой противником, на 100 кило- метров. В немецком тылу был учинен такой разгром, что возникла паника. Всегда сопровождающие панику невероятные слухи распространились очень быстро. По слухам, «ходившим» в солдатской среде, в тыл прорвалось 100 тысяч казаков. Немецкое командование, для того, чтобы умерить страх своих солдат сообщило о том, что казаков не 100, а 18 тысяч. На самом деле их было 3 тысячи.

Видя успехи казаков, в Ставке приняли решение в первую очередь к 1 февраля сформировать один кавполк, а затем приступить к формированию остальных частей дивизии. В феврале 1942 г. добро- вольческий полк из ставропольских казаков был направлен на Западный фронт.

В январе 1942 г. добровольческие казачьи кавалерийские соединения были введены в штат Краской Армии и до самого конца войны пополнялись как призывниками, так и добровольцами.

Итак, в годы Великой Отечественной войны в Красной армии были сформированы донские казачьи дивизии, которые приняли активное участие боевых действиях, при этом особенно отличился Пятый гвардейский Донской казачий корпус.

Однако все же «восстановление» казачества имело зачастую декоративный и декларативный характер, ограничиваясь этнографией - костюмами, танцами, песнями и проч. То есть внешними проявлениями. Однако даже это со стороны старой большевистской гвардии вызывало активное неприятие (как и возвращение атрибутов старой царской армии - сначала званий, а позже - погон).

 

2.2 Предательство  Родины частью казаков и служба  Вермахту

Несмотря на усилия Сталина по смягчению отношения к казакам, многие из них приняли активное участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов на стороне гитлеровского фашизма.

В апреле 1942 г. Гитлер официально разрешил создание казачьих частей в составе вермахта. Такие части были созданы весьма скоро. Однако большинство офицеров там были не казаки, а немцы, и в большинстве случаев казачьи части придавались немецким охранным дивизиям для борьбы с партизанами.

Летом 1943 г. германское верховное командование сформировало 1-ю казачью дивизию под командованием полковника фон Панвица16. Она состояла из 7 полков – 2 полка донских казаков, 2 кубанских, 1 терекских, 1 сибирских и 1 смешанный резервный. Оснащены и обмундированы они были по-немецки, единственное отличие – нарукавная нашивка. В сентябре 1943 г. дивизия была размещена во Франции, для защиты Атлантического Вала. Однако казаки стали требовать отправки на фронт и верховное командование послало дивизию в Югославию на борьбу с партизанами. Там, кстати, уже сражался против югославских партизан-коммунистов Русский Охранный Корпус численностью 15 тысяч казаков, сформированный белоэмигрантами и их сыновьями.

В июне 1944 г. 1-я казачья дивизия фон Панвица получила статус корпуса – 15-й казачий корпус в составе примерно 50.000 бойцов. В июле 1944 г. корпус был формально введен в состав Ваффен СС (то есть получил статус, аналогичный гвардейскому в советской армии). К тому времени казаки добились ношения формы, более похожую на казачью, и ни казаки, ни немецкие офицеры корпуса не носили эсэсовских знаков различий. Сражались донские казаки на стороне германских войск и в битве за Ростов в 1943 году.

В подавляющем большинстве это были «советские» казаки; казаки-эмигранты чаще всего оказывались патриотами России и не шли на сговор с германцами.

Кроме того, целые казачьи дивизии входили в состав войск СС. При этом «германские казачки» сражались чаще всего упорнее, чем сами немцы. Казачьи части, сражавшиеся на стороне Гитлера, были разоружены только 27 мая 1945 года - через 18 дней после официального окончания войны17.

По секретному договору со Сталиным все казаки и их семьи, захваченные в расположении союзников, были депортированы в Россию. Передача мятежных казаков была произведена в австрийском городке Лиенц. Многие казаки были позже расстреляны, остальных ждал ГУЛАГ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе была подробно изложена история казачества по двум вопросам, относящимся к истории казачества до XIX века и с начала XIX века до нашего времени. В данной работе было отмечено, что, исходя из современных научно-обоснованных сущностных характеристик казачества, в прошлом казачество представляло собой сложное саморазвивающееся этно-социальное явление, к началу XX в. вобравшее в себя все основные элементы социально-этнической и социально-классовой структуры общества и, как следствие, являвшееся одновременно и субэтносом великорусского этноса, и особым военно-служивым сословием.

В процессе работы было выяснено, что казаками становились не только русские и украинцы, но и выходцы из среды местных народов. В конечном итоге, сближение пришлого люда с коренным населением сказалось на материальной и духовной культуре казачества, определило его специфические этнические приметы.

Во время Великой Отечественной Войны большинство донских казаков, несмотря на лишения и трагедии, связанные со становлением Советской власти, Гражданской войной и последующим периодом, стали на защиту Родины, однако, к сожалению, были и предатели, присягнувшие Гитлеру и воевавшие на стороне Вермахта.

В целом, по итогам работы можно сделать вывод, что воспитание у молодёжи уважения к истории своего народа влечёт за собой:

  • духовно-нравственное воспитание личности с ценностями свободы, народовластия, идеалами служения Отечеству, хозяина своей земли.
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности, основанной на духовных традициях казачества.
  • формирование общественно-значимых ценностей, идеалов, смыслов, качеств человека национальной культуры, потребности в активном труде на благо Родины.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бажанов Е. Страна незаходящего солнца. Национальная политика Российской империи и самоназвание русского народа. – М.: Litres, 2013. –640 с.
  2. Ганин А. Атаман А. И. Дутов. – М.: Litres, 2013. – 1661 с.
  3. Гордеев А. А. История казачества Вече. – 2008. – 633 с.
  4. Деникин А. Крушение власти и армии. (Февраль – сентябрь 1917 г.). – М.: Litres, 2013. – 811 с.
  5. Дулимов Е. И., Валерий Кулиевич Цечоев. Происхождение государства и права у народов Дона и Северного Кавказа. – М.: Издательство Ростовского университета, 2006. – 703 с.
  6. Казаков Д. Высшая раса, Том 1. – М.: Litres, 2013. – 686 с.
  7. Кирпичников А. Н. Свод археологических источников. – М.: Рипол Классик, 2013. – 134 с.
  8. Коваленко А. И. Культура казачества восточных окраин России:XVII--начало XX вв Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока. – М.: ДВО РАН, 2008. – 207 с.
  9. КравченкоА.И Культурология. Учебник. – М.: Издательство «Проспект», 2013. – 288 с.
  10. Никитин В. Казачество: нация или сословие?. – М.: Яуза, 2007. – 636 с.
  11. Рыблова М. А. Донское братство: казачьи сообщества на Дону в ХVI-первой трети ХIХ века. – М.: Изд-во ВолГУ, 2006. – 542 с.

 

 

1 Никитин В. Казачество: нация или сословие?. – М.: Яуза, 2007. С.16.

2 Дулимов Е. И., Валерий Кулиевич Цечоев. Происхождение государства и права у народов Дона и Северного Кавказа. – М.: Издательство Ростовского университета, 2006. С.21.

3 Там же. – С.23.

4 Кирпичников А. Н. Свод археологических источников. – М.:  Рипол Классик, 2013. С. 36.

5 Российской империи и самоназвание русского народа. – М.: Litres, 2013. С. 36.

6 Кирпичников А. Н. Свод археологических источников. – М.:  Рипол Классик, 2013. С. 62.

7 Кравченко А.И Культурология. Учебник. – М.: Издательство «Проспект», 2013. С.112.

8 Никитин В. Казачество: нация или сословие?. – М.: Яуза, 2007. С. 82.

9 Российской империи и самоназвание русского народа. – М.: Litres, 2013. С. 98.

10 Кирпичников А. Н. Свод археологических источников. – М.: Рипол Классик, 2013. С. 64.

11 Рыблова М. А. Донское братство: казачьи сообщества на Дону в ХVI-первой трети ХIХ века. – М.:  Изд-во ВолГУ, 2006. С. 99.

12 Там же. – С. 112.

13 Коваленко А. И. Культура казачества восточных окраин России:XVII--начало XX вв Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока. – М.: ДВО РАН, 2008. С. 82.

14 Рыблова М. А. Донское братство: казачьи сообщества на Дону в ХVI-первой трети ХIХ века. – М.:  Изд-во ВолГУ, 2006. С. 112.

15 Кирпичников А. Н. Свод археологических источников. – М.:  Рипол Классик, 2013. С.88.

Информация о работе Предшественники казачества и проблема происхождения донского и терско-гребенского казачества