Потребительская кооперация РТ после НЭПа до 1941 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

В связи с радикальной реформой экономики России значительно повысился интерес к опыту и идеям новой экономической политики. Мы видим, что реформы, проводимые в стране в этот период содержат тот же комплекс мероприятий, что и в период НЭПа. На современном этапе развития нашего государства необходимо учитывать ошибки и уроки НЭПа.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…4 - 5

1. Общая характеристика НЭПа…………………………………………....6 - 9

2. Новая экономическая политика………………………………………....10 -19

3. Политика и культура в годы НЭПа……………………………………..20 - 23

4. Противоречия и «кризисы НЭПа»……………………………………....24 - 26

5. Татарстан в годы НЭПа………………………………………………….27 - 32

6. Развитие потребкооперации Татарстана до 1941 года………………...33 - 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………39

Файлы: 1 файл

теория и практика потребительской кооперации.курсовая.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

4. Противоречия  и кризисы НЭПа

   Весной – летом 1923 года происходило усиленное кредитование промышленности и торговли без создания резервов; осенью в целях сокращения государственных расходов в связи с обеспечением предпосылок денежной реформы кредитование отменили; торговые организации вынуждены были выбросит товар на рынок тогда, когда крестьяне сдавали с\х. налог и у них не было наличных денег; обострило ситуацию интенсивное проведение скупки хлеба государством, сбившее хлебные цены.

   В 1925г. ожидался хороший урожай зерновых – основного экспортного продукта, а значит, снижение цен на хлеб, рост экспорта, импорта сырья и оборудования для промышленности. Были приняты масштабные планы развертывания индустрии. Однако хлебофуражный баланс оказался рассчитан неверно: недоучли, что после предыдущего неурожайного года в этом урожайном году крестьянство отложит часть хлеба в страховой фонд. Осенью стало ясно, что вместо прогнозировавшихся 780 млн. пудов вряд ли удастся заготовит даже 600 млн. пудов зерна. План импорта сырья и оборудования для промышленности был сорван.

    Из-за переоценки свободных сумм денег был сильно преувеличен размер сумм на долгосрочное кредитование. При помощи замораживания строительства многих промышленных объектов, равновесие удалось ненадолго выправить.

   С середины 1926 года по отношению к сельскохозяйственной и частной торговле  стала проводиться такая политика, которая сдерживала возможности их развития. Началось резкое перераспределение бюджетных средств в пользу промышленности. Обострилась проблема «ножниц цен» - промышленные товары, которые покупала деревня, стоили дорого, а заготовительные цены на сельскохозяйственную продукцию были низкие. Проводились конфискации хлебных излишков, закрытие всяких рынков, обыски для выявления излишков, заградительные отряды, принудительное распространение облигаций займа вместо выдачи денег за хлеб, нажим на середняка, нажим на продуктообмен. Чем это отличалось от продразверстки?

Острый  хлебозаготовительный кризис 1926 - 1928 годов вызвал введение продовольственных карточек в 1928 году и принятие некоторых чрезвычайных мер по решению продовольственной проблемы. Уменьшение товарооборота, отсутствие средств, вело к снижению объемов производства промышленных товаров. Значительно выросла безработица, достигшая к 1928 году 1,5 млн. человек.

   Самым важным итогом НЭПа стало то, что впечатляющие хозяйственные успехи были достигнуты на основе принципиально новых, неизвестных дотоле истории общественных отношений. В промышленности ключевые позиции занимали государственные тресты, в кредитно-финансовой сфере - государственные и кооперативные банки, в сельском хозяйстве - мелкие крестьянские хозяйства, охваченные простейшими видами кооперации.

   Результаты НЭПа выявились довольно скоро. В 1922 – 1927 гг. ежегодные темпы  роста промышленности в среднем составляли 30 – 40 %, сельскохозяйственного производства – 12%. В результате за 5 – 6 лет были достигнуты довоенные объемы производства в этих отраслях, а также уровень производительности труда и реальных доходов населения. В 1925 – 26г. было заготовлено более 89 млн.ц. хлеба, покончено с голодом. Быстро восстанавливался транспорт, налаживалась его работа. Огромная сеть бирж, ярмарок, различных торговых предприятий устанавливала прочную связь государственной промышленности с рынком, крестьянским хозяйством.

За семь лет новой экономической политики произошли разительные перемены: в 1928 году промышленность и транспорт  впервые вышли на довоенные уровень. Бурно развивалось сельское хозяйство: уже спустя два года после введения НЭПа российский хлеб появился на мировых рынках, крестьянство впервые накормило страну.

Однако  такому развитию не суждено было продолжаться: наступил 1929 год – «год великого перелома», когда Сталин, совершив реакционный переворот, вновь вверг страну в пучину бедствия и горя.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Татарстан  в годы НЭПа

   К концу 1920 года основные фронты Гражданской войны были ликвидированы. Красная Армия отстояла советскую власть. Главной причиной, обеспечившей эту победу, была поддержка партии большевиков, советской власти большинством народа — рабочими и крестьянами. 
Была еще немаловажная причина, это — национальная политика большевистской партии. Благодаря этой политике, основанной на демократизме, признании и уважении права каждого народа на свободу и суверенитет, удалось привлечь на сторону советской власти симпатии и поддержку широких масс нерусских народов.

   Экономическое и социальное положение страны было крайне тяжелым. По некоторым оценкам, за период с октября 1917 года до 1922 года население России сократилось на 13 миллионов человек. Промышленность и транспорт находились в полной разрухе. Не менее тяжелым было состояние сельского хозяйства. В конце 1920 года в ряде районов вспыхнули мятежи доведенного до отчаяния крестьянства. В этой обстановке руководство Коммунистической партии приняло решение отказаться от проводившейся в годы Гражданской войны политики «военного коммунизма», в первую очередь от продовольственной разверстки. X съезд РКП(б), состоявшийся в марте 1921 года, принял по предложению Ленина решение о замене продразверстки продовольственным налогом. Крестьяне получали право свободно распоряжаться излишками своего производства, включая свободу торговли хлебом и другими продуктами. Так начался переход к новой экономической политике (НЭП). Но в самом начале НЭПа Поволжье и Южный Урал  поразила  страшная  засуха. В Татарстане средний урожай зерновых в 1921 году составил: ржи — 2,3 пуда с десятины, пшеницы — 1,75, овса — 1 пуд. Неурожай обрекал массу населения на голодную смерть. Хотя в центре и на местах были созданы государственные комиссии по оказанию помощи, предотвратить гибель людей не удалось. По имеющимся данным, лишь с осени 1921 года по 22 января 1922 года в девяти кантонах Татарстана от голода умерли 40 тысяч человек. Свыше 15 тысяч детей, потерявших родителей, были вывезены за пределы республики и размещены в детских домах. 
   О масштабах голода говорят также такие данные: к лету 1922 года в Татарстане работало 7 тысяч общественных столовых, в которых получали бесплатное питание 440 тысяч человек. В этих тяжелейших условиях республике была оказана помощь со стороны правительства РСФСР, русского и других народов. Из 12 миллионов пудов зерна, которые были выделены для голодающих районов по решению IX Всероссийского съезда Советов, значительная часть поступила в Татарстан. Кроме того, центр выделил Татарстану из госфонда 500 тысяч пудов семян для проведения весеннего сева 1922 года. Успешно проведенная посевная кампания и собранный хороший урожай позволили уже к осени того же года в основном преодолеть тяжелые последствия засухи предыдущего года. 
Крестьянам республики на закупку лошадей в Сибири и в других районах, не подвергшихся засухе, было предоставлено на льготных условиях свыше 140 тысяч рублей ссуды. Завезли 31 тысячу лошадей. Стало восстанавливаться также поголовье крупного и мелкого рогатого скота. Сельское хозяйство начало получать современную технику. Если в 1920 году в Татарстане не было ни одного трактора, то в 1922 году поступило 12 тракторов, в 1924 —1926 годах — еще 74. Возрождающаяся промышленность за эти годы дала татарстанскому селу 70 тысяч плугов, 461 сеялку, 1437 жнеек, 640 сноповязалок, 2500 молотилок, 3000 зерноочистительных машин. 
   Большие изменения происходили в промышленности. Многие простаивавшие мелкие и средние предприятия были отданы в аренду кооперативам и частным лицам (в том числе и бывшим владельцам). Управление государственными предприятиями было децентрализовано. Предприятия переводились на полный хозяйственный расчет, объединялись в тресты. К началу 1922 года промышленных трестов в республике было уже 10. Кроме того, создавались кантонные объединения промышленных предприятий. Некоторые предприятия были перепрофилированы на выпуск новой продукции. Велось технологическое перевооружение производства. 
   Благодаря этим и другим мерам уже в первые годы НЭПа удалось увеличить производство на ряде предприятий: Казанской прядильной фабрике имени Ленина (бывшая — Алафузова), химическом заводе имени М. Вахитова (бывший — Крестовникова), Волжском стекольном заводе «Победа труда», фанерном заводе «Красный Октябрь» и других. В одно из самых крупных и передовых предприятий страны превратился в 20-е годы Бондюжский химический завод. На нем в 1926 году работали 3 тысячи человек. Он производил треть всей химической продукции СССР. В период НЭПа большое внимание уделялось материальному и моральному поощрению тех работников и целых коллективов, которые добивались наивысших результатов в труде и производстве. В 1922 году был учрежден орден Трудового Красного Знамени. В числе первых восемнадцати награжденных этим орденом заводов и фабрик РСФСР был и Паратский судоремонтный завод (ныне — Зеленодольский судостроительный имени Горького).

    К концу 1920 года основные фронты Гражданской войны были ликвидированы. Красная Армия отстояла советскую власть. Главной причиной, обеспечившей эту победу, была поддержка партии большевиков, советской власти большинством народа — рабочими и крестьянами. 
Была еще немаловажная причина, это — национальная политика большевистской партии. Благодаря этой политике, основанной на демократизме, признании и уважении права каждого народа на свободу и суверенитет, удалось привлечь на сторону советской власти симпатии и поддержку широких масс нерусских народов. Экономическое и социальное положение страны было крайне тяжелым. По некоторым оценкам, за период с октября 1917 года до 1922 года население России сократилось на 13 миллионов человек. Промышленность и транспорт находились в полной разрухе. Не менее тяжелым было состояние сельского хозяйства. В конце 1920 года в ряде районов вспыхнули мятежи доведенного до отчаяния крестьянства. 
   В целом промышленность Татарстана достигла довоенного уровня производства в 1926 году. В деревне посевные площади сравнялись с довоенными в 1925 году. Однако урожайность зерновых культур, продуктивность скота еще немного уступали дореволюционным. В деревне главной фигурой оставался крестьянин-единоличник. За годы НЭПа экономическое и социальное положение единоличного крестьянства значительно укрепилось. Оно, как тогда говорили, «осереднячилось»: 60 процентов хозяйств относились к середняцким, около 32 — к бедняцким и 8 — к зажиточным (кулаки). Определенное распространение получили различные формы коллективного ведения сельского хозяйства, в основном сельскохозяйственные артели и товарищества по совместной обработке земли (ТОЗ). К концу 1925 года таких хозяйств в республике было 310, в них объединились более 9700 крестьянских хозяйств. Высоких социально-экономических результатов добились артели «Агрокультура» из Чистопольского кантона, «Луч» из Челнинского, «Дружба» из Мензелинского, «Помощь» из Тетюшийского кантонов. Немаловажное социально-экономическое значение имело переселение татар на берега Волги. 
   В начале 20-х годов правительство Татарстана, возглавляемое Кашафом Мухтаровым (1896—1937), приняло решение о возвращении в ближнее Приказанье и на берега Волги татарского населения, изгнанного из этих мест после завоевания Казани Иваном IV. Идея «возвращения исторического долга» принадлежала заместителю председателя СНК ТАССР Гасыму Мансурову, а реализацией замысла занимался нарком земледелия Юнус Валидов. Именно тогда на карте республики появились названия сел Кызыл Байрак, Янга Булгар, Чингиз, Нариман, Бакча-Сарай и другие. Заселение проводилось в основном семьями малоземельных крестьян из других уездов (кантонов) республики.

   Село Бакча-Сарай было основано в 1925 году на Волге около Казани выходцами из Камско-Устьинского района. В 1927 году здесь организовалась сельскохозяйственная артель «Урак» («Серп»), которую возглавил один из основателей села Ярулла Каримов. Проводилась сильная социальная политика, направленная на улучшение условий жизни и труда рабочих и служащих. Принятый в 1922 году Кодекс законов о труде гарантировал всем рабочим и служащим 8-часовой рабочий день, оплачиваемый ежегодный отпуск (не менее 14 дней), выплату пособия по временной нетрудоспособности. Запрещалось использование детского труда. В эти годы в стране были введены бесплатное медицинское обслуживание, пособия по безработице и другие меры социальной защиты граждан. Неуклонно росли заработная плата рабочих и служащих, доходы крестьян и нэпманов, уровень потребления основных видов продовольствия и промышленных товаров. 
Успехи экономики и социальной политики способствовали улучшению демографической обстановки. По переписи 1926 года, численность татар в СССР составила 3369 тысяч человек против 3254 тысяч в 1912 году. Доля городского населения достигла почти 12 процентов. 
   Проведение новой экономической политики не было свободно от трудностей и противоречий. Однако общее направление и приоритеты этой политики были выбраны правильно. За исторически короткий срок в 4—5 лет НЭП вытащил страну из состояния глубочайшего кризиса и создал надежную базу для предстоящей индустриализации. Успехи НЭПа позволили значительно расширить социальную базу советской власти. Об этом говорит хотя бы такой факт. Численность коммунистов в Татарской республике с 1922 по 1925 год выросла более чем в 2 раза. В начале 1926 года 367 партийных организаций объединяли в своих рядах свыше 10 тысяч коммунистов. При этом проявлялась забота об увеличении удельного веса коммунистов-татар, а также женщин. Если в 1923 году представители татарской национальности в партийной организации республики составляли лишь 26 процентов, то в 1925 году — 33,6, доля женщин увеличилась с 1,5 до 9,9 процента. Еще более высокими темпами росли ряды комсомола. Если при образовании ТАССР в республике имелось немногим более одной тысячи комсомольцев, то к концу 1925 года — свыше 20 тысяч. 
   Оценивая итоги периода восстановления народного хозяйства, отметим следующее. Послереволюционные 9 —10 лет показали, что путь в светлое будущее более тернист и длинен, чем это представлялось вначале. Вместе с тем, с учетом последствий Гражданской войны и послевоенной разрухи, положение в середине 20-х годов выглядело вполне удовлетворительным и обнадеживающим. Татарский народ, создавший в 1920 году свою национальную государственность, успешно справился с восстановлением производительных сил Татарской республики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Развитие потребкооперации Татарстана до 1941 года

   С 1926 года народное хозяйство республики Татарстан, как всей страны, вступает в новую полосу развития. Этот этап характерен глубокой реконструкцией имеющихся предприятий и, немного позже, началом строительства новых. Если в 1926 году в промышленность Татарстана вложили чуть больше двух миллионов рублей, то в 1928 году капитальные вложения достигли почти десяти миллионов.

   В 1926-1928 годах более чем на  половину обновляют материальную  базу на 22 предприятиях. Начинается  строительство фанерного завода  в Зеленодольске, Казанского  холодильника, меховой фабрики, на  основе которой вскоре создаётся комбинат в Казани. Небольшие промышленные предприятия создаются и в районах.

   В 1928 году промышленное производство  в республике превысило довоенный  уровень, а промышленность впервые  после революции не принесла  убытков и дала небольшую прибыль. Всего на государственных предприятиях произвели в том же году продукции на 94 млн.рублей. Этому способствовало широкое использование различных форм мобилизации трудового энтузиазма рабочего класса – конкурсов на лучшего молодого рабочего, лучшие предприятия, производственных смотров и совещаний, перекличек фабрик и заводов.

   Рост промышленности сделал весьма ощутимый нехватку квалифицированных кадров – рабочих, инженеров и техников. Особенно мало было таких специалистов среди татар. На предприятиях открываются школы производственного обучения, организуется бригадно-индивидуальное обучение. При Казанском университете был открыт рабочий университет с тремя отделениями ( техническое, естественных и общественных наук), где повышение квалификации велось без отрыва от производства. Принимается и более долгосрочная программа – в высшие учебные заведения направляются по специальным путёвкам и на льготных условиях « парттысячники», «профтысячники» и «комсомольские тысячники». Отбор ведётся на классовой основе, и в 1929 году среди студентов рабочие составляли 24%, крестьяне – 45%. Среди студентов увеличивается число татар, чуваш и мари. Можно по-разному относиться сейчас к этой системе, ставившей главным критерием приёма социальное происхождение, но другого способа ускоренной подготовки интеллигенции из рабочей и крестьянской среды, а также национальной, очевидно, не было. Многие из тех, кто поступил тогда в вузы, стали высококвалифицированными специалистами, учёными, организаторами производства. Именно они обеспечили мощный научно-технический потенциал страны в тяжёлые годы Великой Отечественной войны, выиграли интеллектуальное соревнование с лучшим в Европе немецким инженерным корпусом.

Информация о работе Потребительская кооперация РТ после НЭПа до 1941 года