Попытка государственного переворота 1991г и её провал. Распад СССР. Беловежское соглашение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Действия ГКЧП сопровождались объявлением чрезвычайного положения на 6 месяцев, вводом войск в Москву, переподчинением местной власти назначенным ГКЧП военным комендантам, введением жёсткой цензуры в СМИ и запретом ряда из них, отменой ряда конституционных прав и свобод граждан.

Содержание работы

1 Цели ГКЧП 2

2 Выбор момента 3

3 Предводитель ГКЧП 4

4 Противники ГКЧП 4

4.1 Защитники Белого дома 4

5 Предыстория 5

5.1 Начало событий 5

5.2 Версия Геннадия Янаева 6

6 Развитие основных событий 6

6.1 19 августа 7

6.1.1 Сюжет в программе «Время» 7

6.2 20 августа 8

6.3 21 августа 8

6.4 22 августа 8

6.5 23 августа 9

7Жертвы 9

8Самоубийства руководителей СССР 10

9 Галерея 10

10 Символика 10

11 Предположение о сговоре Горбачёва и ГКЧП 10

12 Роль Альфы 11

13 Мнения участников событий 11

15 Значение 12

16 Августовский путч в культуре 13

17 Литература 14-15

Файлы: 1 файл

история (Автосохраненный)11.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Защитники Белого дома

По призыву российских властей, у Дома Советов Российской Федерации («Белого дома») собрались  массы москвичей, среди которых  были представители самых разных социальных групп — от демократически настроенной общественности, студенческой молодёжи, интеллигенции до ветеранов Афганской войны.

По словам лидера партии «Демократический союз» Валерии  Новодворской, несмотря на то, что она  в эти дни содержалась в СИЗО, члены ее партии приняли активное участие в уличных акциях против ГКЧП в Москве. Некоторые из участников обороны Дома Советов, входившие в отряд «Живое кольцо» 20 августа 1991 года, образовали одноименную общественно-политическую организацию Союз «Живое Кольцо» (лидер К.М. Труевцев).

Другое общественно-политическое объединение, сформировавшееся возле  Дома Совета в дни путча — «Общественно-патриотическое объединение добровольцев — защитников Белого дома в поддержку демократических  реформ — отряд „Россия“».

Среди защитников Белого Дома были Мстислав Ростропович, Андрей Макаревич, Константин Кинчев, Маргарита  Терехова, будущий террорист Шамиль Басаев и руководитель компании «ЮКОС» Михаил Ходорковский, вице-мэр Москвы Ю.М. Лужков и его беременная жена Е.Н. Батурина.

Предыстория

28 марта 1991 года  на совещании у Горбачева образован  Государственный комитет по чрезвычайному  положению, который должен был  подготовить введение чрезвычайного положения.

17 июня Горбачёв  и лидеры девяти республик  согласовали проект Союзного договора. Сам проект вызвал резко отрицательную реакцию у силовиков из Кабинета Министров СССР: Язова (Армия), Пуго (МВД) и Крючкова (КГБ).

20 июля — Президент  РСФСР Борис Ельцин издал указ  о департизации, то есть о запрещении  деятельности парткомов на предприятиях и в учреждениях.

29 июля в Ново-Огарёве  конфиденциально встретились Горбачёв, Ельцин и президент Казахстана  Н. А. Назарбаев. Они наметили  подписание нового Союзного договора  на 20 августа.

2 августа Горбачёв  в телеобращении объявил, что подписание Союзного договора намечено на 20 августа. 3 августа это обращение опубликовано в газете «Правда».

4 августа Горбачёв  отправился отдыхать в свою  резиденцию в районе посёлка  Форос в Крыму.

16 августа председатель  Верховного Совета СССР А.И. Лукьянов, находящийся в отпуске на Валдае, разговаривает по телефону с секретарем ЦК КПСС О.С. Шениным, работает над текстом своего заявления о недопустимости подписания договора о Союзе Суверенных Государств.

17 августа — Крючков,  Павлов, Язов, Бакланов, Шенин и помощник Горбачёва Болдин встречаются на объекте «АБЦ» — закрытой гостевой резиденции КГБ по адресу Теплостанский проезд, 1а. Принимаются решения ввести ЧП с 19 августа, потребовать от Горбачёва подписать соответствующие указы или уйти в отставку и передать полномочия вице-президенту Янаеву, Ельцина задержать на аэродроме «Чкаловский» по прилёте из Казахстана для беседы с Язовым, дальше действовать в зависимости от результатов переговоров.

Начало событий

18 августа в 8 часов  утра Язов сообщает своим заместителям Грачёву и Калинину о предстоящем введении чрезвычайного положения.

13:02. Бакланов, Шенин,  Болдин, генерал В. И. Варенников  и начальник охраны Президента СССР Юрий Плеханов вылетают с аэродрома «Чкаловский» на военном самолете ТУ-154 (бортовой номер 85605), закрепленным за министром обороны Язовым в Крым для переговоров с Горбачёвым, чтобы заручиться его согласием на введение чрезвычайного положения. Около 17 часов они встречаются с Горбачёвым. Горбачёв отказывается дать им своё согласие.

Мы в Чрезвычайном Комитете договорились, что группа поедет в Крым к Горбачёву для того, чтобы его склонить к принятию решения о введении чрезвычайного положения. … Другой целью нашего приезда в Форос к Горбачёву было сорвать намеченное на 20 августа подписание нового союзного Договора, который, по нашему мнению, не имел никаких правовых основ. 18 августа мы с ним встретились, где, как известно, ни о чём не договорились.— В. Варенников, интервью

Одновременно (в 16:32) на президентской даче отключены  все виды стационарной связи, включая канал, обеспечивавший управление стратегическими ядерными силами СССР.

19 августа, в 4 часа  утра Севастопольский полк войск  КГБ СССР блокирует президентскую  дачу в Форосе. По распоряжению  начальника штаба войск ПВО  СССР генерал-полковника Мальцева двумя тягачами перекрыта взлётная полоса, на которой расположены лётные средства Президента — самолёт Ту-134 и вертолёт Ми-8.

Версия Геннадия Янаева

По версии члена  ГКЧП Г.И. Янаева, 16 августа на одном  из спецобъектов КГБ СССР в Москве состоялась встреча Министра обороны СССР Язова и Председателя КГБ Крючкова, на которой обсуждалась ситуация в стране. 17 августа на том же объекте прошла встреча в том же составе, на которую был также приглашен Председатель правительства СССР Валентин Павлов. На ней было решено направить группу членов Политбюро ЦК КПСС в Форос, чтобы потребовать от Михаила Горбачёва немедленного введения чрезвычайного положения и не подписывать новый Союзный договор без проведения дополнительного референдума. 18 августа около 20:00 Янаев по приглашению Крючкова прибыл в Кремль, где прошла встреча с группой членов Политбюро, вернувшихся из Фороса от Горбачёва. Янаеву было предложено возглавить ГКЧП. После долгой дискуссии он согласился лишь около 1:00 19 августа.

Развитие основных событий

19 августа

В 6 часов утра средства массовой информации СССР объявляют  о введении в стране чрезвычайного  положения и о неспособности  Президента СССР М. С. Горбачёва выполнять  свои функции «по состоянию здоровья»  и о переходе всей полноты власти в руки ГКЧП. Одновременно в Москву были введены войска.

Ночью Альфа выдвинулась  к даче Ельцина в Архангельском, но не блокировала президента и не получила указания предпринять по отношению  к нему какие-либо действия. Тем временем Ельцин в экстренном порядке мобилизовал всех своих сторонников в верхнем эшелоне власти, самыми видными из которых оказались Р. И. Хасбулатов, А. А. Собчак, Г. Э. Бурбулис, М. Н. Полторанин, С. М. Шахрай, В. Н. Ярошенко. Коалиция составила и рассылала по факсу воззвание «К гражданам России». Б. Н. Ельцин подписал указ «О незаконности действий ГКЧП». Рупором противников путча стало «Эхо Москвы».

Осуждение Б. Н. Ельциным ГКЧП в ходе речи с танка Таманской дивизии у Белого дома. Президент России Б. Н. Ельцин в 9 часов прибывает в «Белый дом» (Верховный Совет РСФСР) и организует центр сопротивления действиям ГКЧП. Сопротивление принимает форму митингов, которые собираются в Москве у Белого дома на Краснопресненской набережной и в Ленинграде на Исаакиевской площади у Мариинского дворца. В Москве возводятся баррикады, распространяются листовки. Непосредственно у Белого дома располагается бронетехника Рязанского полка Тульской дивизии ВДВ под командованием генерал-майора А. И. Лебедя и Таманской дивизии. В 12 часов с танка Б. Н. Ельцин обращается к собравшимся на митинг, где называет случившееся государственным переворотом. Из среды митингующих создаются безоружные отряды ополченцев под командованием депутата К. И. Кобеца. Деятельное участие в ополчении принимают ветераны-афганцы и сотрудники частного охранного предприятия «Алекс». Ельцин подготавливает пространство для отступления, направляя своих эмиссаров в Париж и Свердловск с правом организации правительства в изгнании.

Вечерняя пресс-конференция  ГКЧП. На ней отсутствовал В. С. Павлов, у которого развился гипертонический криз. Участники ГКЧП заметно нервничали; весь мир обошли кадры трясущихся рук Г. Янаева. Журналистка Т. А. Малкина открыто назвала происходящее «переворотом», слова членов ГКЧП были больше похожи на оправдания (Г. Янаев: «Горбачёв заслуживает всяческого уважения»).

В 23:00 рота десантников  Тульской дивизии ВДВ на 10 БРДМ прибыла  в окрестности Дома Советов. Вместе с бойцами прибыл заместитель  командующего ВДВ генерал-майор А. И. Лебедь.

Сюжет в программе  «Время»

Центральное телевидение СССР в вечернем выпуске программы «Время» неожиданно пропускает в эфир сюжет, подготовленный своим корреспондентом Сергеем Медведевым об обстановке у Белого Дома, в который попадает Ельцин, зачитывающий подписанный накануне Указ «О незаконности действий ГКЧП». В завершение звучит комментарий С. Медведева, в котором прямо высказывается сомнение по поводу возможности выхода этого сюжета в эфир. Тем не менее, сюжет увидела огромная аудитория телезрителей всей страны, он резко контрастировал с остальным содержанием программы (с сюжетами в поддержку действий ГКЧП) и позволил усомниться в действиях ГКЧП.

Автор сюжета Сергей Медведев так объясняет его выход: мой сюжет был единственным, рассказывающим стране, что же происходит в Москве. Это стало возможным во многом благодаря мужеству и профессионализму моих коллег. Но меня сразу же уволили с работы. К счастью, ненадолго. Стоит отметить, что в 1995 году Сергей Медведев стал пресс-секретарем президента Бориса Ельцина и занимал этот пост до 1996 года

20 августа

По приказу ГКЧП, офицерами министерства обороны, КГБ  и МВД В. А. Ачаловым, В. Ф. Грушко, Г. Е. Агеевым, Б. В. Громовым, А. И. Лебедем, В. Ф. Карпухиным, В. И. Варенниковым и  Б. П. Бесковым была проведена подготовка не планировавшегося ранее захвата здания Верховного Совета РСФСР подразделениями силовых структур. По оценкам экспертов, разработанный ими план захвата был безукоризнен с военной точки зрения. Для проведения операции были выделены подразделения общей численностью около 15 тысяч человек. Однако у генералов, ответственных за подготовку штурма, начались сомнения в целесообразности. Александр Лебедь переходит на сторону защитников Белого дома. Командиры «Альфы» и «Вымпела» Карпухин и Бесков просят заместителя председателя КГБ Агеева отменить операцию. Штурм был отменён.

В связи с госпитализацией  В. Павлова временное руководство  Кабинетом министров СССР было возложено  на В. Х. Догужиева, который не делал  никаких публичных заявлений в течение путча.

Россия создаёт  временное республиканское министерство обороны. Министром обороны назначается Константин Кобец.

В 12:00 возле Дома Советов  начинается митинг, санкционированный  городскими властями Москвы. На нем  собрались несколько десятков тысяч человек. Организаторы митинга — движение «Демократическая Россия» и Советы трудовых коллективов Москвы и Московской области. Официально заявленный лозунг митинга — «За законность и правопорядок»

В 15:00 на первом канале Центрального телевидения СССР в программе «Время», в условиях строгой цензуры на других каналах, вышел неожиданный сюжет, позднее так описанный известным журналистом Е. А. Киселёвым: Я тогда работал в «Вестях». «Вести» были отключены от эфира. Сидим, смотрим первый канал И появляется в кадре диктор, и вдруг начинает читать сообщения информационных агентств: президент Буш осуждает путчистов, премьер-министр Великобритании Джон Мейджор осуждает, мировая общественность возмущена — и под занавес: Ельцин объявил ГКЧП вне закона, прокурор России, тогда был Степанков, возбуждает уголовное дело. Мы в шоке. И я представляю себе, как много людей, и в том числе участников событий, которые ловили в тот момент малейший намек на то, в какую сторону качнулась ситуация, побежали в Белый дом к Ельцину расписываться в верности и лояльности. На третий день, под вечер, встречаю Танечку Сопову, которая тогда работала в Главной редакции информации Центрального телевидения, ну, объятия, поцелуи. Я говорю: «Татьян, что произошло у вас?» — «А это я Мальчиш-плохиш, говорит Таня. Я была ответственным выпускающим». То есть она собирала папку, подбирала новости. А был порядок: пойти все согласовать. «Захожу, — говорит, — раз, а там сидит весь синклит и какие-то люди, совсем незнакомые. Обсуждают, что передавать в 21 час в программе „Время“. А тут я, маленькая, суюсь со своими бумажками». Она действительно такая крохотная женщина. «Мне прямым текстом говорят, куда я должна пойти со своими трехчасовыми новостями: „Сама верстай!“ — ну, я пошла и сверстала». По мнению Киселева, Татьяна Сопова — «Маленькая женщина, из-за которой, возможно, провалился путч в августе 91-го года». Группа российских руководителей (Руцкой, Хасбулатов, Силаев) встречалась в Кремле с Анатолием Лукьяновым. В ходе встречи с российской стороны были выдвинуты требования, сводившиеся «к прекращению деятельности ГКЧП, возвращению в Москву Горбачёва, но особых угроз при этом не высказывалось. У Лукьянова создалось впечатление, что эти требования не носили ультимативного характера». Отсутствие ультимативности в требованиях посетителей Кремля говорило об их желании не обострять ситуацию и тем самым удержать гэкачепистов от попыток силовых действий, а также не торопить события, то есть продлить неопределенность ситуации, выгодной Белому дому.

21 августа

В ночь на 21 августа бронетехника, контролируемая ГКЧП, осуществляет манёвры в районе Белого дома (здания Верховного Совета РСФСР). Танки Таманской дивизии и Рязанского полка ВДВ заменяются у Белого дома другими подразделениями. Происходят столкновения сторонников Бориса Ельцина с военной колонной в тоннеле под Новым Арбатом.

Информация о работе Попытка государственного переворота 1991г и её провал. Распад СССР. Беловежское соглашение