Политическое развитие России в второй половине ХIХ в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 06:39, контрольная работа

Описание работы

1. Политика контрреформ императора Александра III.
2. Противоречия капиталистического развития страны.

Файлы: 1 файл

контрольная работа по Истории.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

     Тема 17. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ ВО ВТОРОЙ

        ПОЛОВИНЕ XIX в. 

     1. Политика контрреформ императора  Александра III.

     2. Противоречия капиталистического  развития страны.

 

      К середине XIX в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события середины века показали ее значительное ослабление и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени.

     Таким образом, в своей работе я попытаюсь  рассмотреть политическое развитие России во второй половине 19 века, его  особенности и основные направления.  
С вступлением на престол Александра III (1845-1894) был положен конец либеральным преобразованиям. Суть политики его правительства выражалась в отходе от зародившихся в российском обществе демократических элементов, в проведении контрреформ, продолжавшихся с 1881 г. по 1892 г. Это был период торжества консервативной политики, попятным движением. Самодержавие видело свою социальную опору только в дворянстве.

     Вдохновителями  реакционного политического курса  самодержавия явились К.П.Победоносцев и М.Н.Катков, которые считали, что для процветания и блага России нужны три твердые позиции: неограниченное самодержавие, решительная русификация национальных окраин (вплоть до переименования географических названий), православная религия.

     Новое время требовало перемен, однако Александр III не спешил проводить какие-либо преобразования. Одним из первых шагов его царствования стало обнародование 29 апреля 1881 г. написанного К.П.Победоносцевым и М.Н.Катковым "Манифеста о незыблемости самодержавия". В нем провозглашалось, что император "с верою в силу и истину самодержавной власти" будет ее "утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений". На следующий день в отставку были отправлены либеральные министры Александра II М.Т.Лорис-Меликов, Д.А.Милютин, А.А.Абаза и др.

     Однако  в обстановке продолжавшегося брожения в стране правительство не решилось перейти к открытой реакции. Новым министром внутренних дел был назначен Н.П.Игнатьев, бывший до этого послом в Турции и получивший прозвище "лгун-паша". Он предпринял ряд мер, чтобы прикрыть переход правительства к откровенно реакционному политическому курсу: опубликовал циркуляр "О неприкосновенности прав дворянства и городского сословия"; начал игру в "совещания" представителей земств; сделал некоторые уступки крестьянству. Н.П.Игнатьев также издал распоряжение "О мерах к сохранению государственного порядка и общественного спокойствия и приведении определенных местностей империи в состояние усиленной охраны" (14 августа 1881 г.). Согласно этому документу любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении и каждый ее житель подвергнут аресту, предан военному суду или сослан без суда на 5 лет в любое место Российской империи. Местная администрация, согласно распоряжению, могла закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати. Это распоряжение, изданное как "временное" на 3 года, постоянно возобновлялось и действовало вплоть до 1917 г.

     27 мая 1882 г. Н.П.Игнатьев представил проект созыва совещательного Земского собрания к коронации Александра III в 1883 г. Однако под давлением консерваторов проект был отвергнут, а сам Игнатьев получил отставку, которая знаменовала собой переход самодержавия к прямой и неприкрытой реакции.

     В 80 – начале 90-х гг. в области  просвещения и печати, местного управления, суда и в конфессиональной политике последовал ряд законодательных актов, которые традиционно принято называть "контрреформами". Но внутреннюю политику Александра III составляли не только контрреформы, но и меры, направленные на решение аграрно-крестьянского вопроса, укрепление финансов и развитие экономики страны. Главной опорой самодержавия было консервативно настроенное дворянство, от которого император получал многочисленные записки и ходатайства с просьбами о возвращении ко временам твердого правления, что весьма импонировало правительству.

     Первоначально реакционные меры затронули сферу  печати и просвещения. В 1882 г. был введен новый цензурный закон, по которому высшей инстанцией в делах печати становился комитет четырех министров (внутренних дел, юстиции, просвещения и обер-прокурор Святейшего Синода). Устанавливался строгий административный надзор за газетами и журналами. Редакторам вменили в обязанность по требованию министра внутренних дел сообщать имена авторов статей, публиковавшихся под псевдонимами. Усилилась также "карательная цензура" – репрессивные меры против прогрессивной печати, в результате чего был закрыт ряд радикальных и либеральных периодических изданий. Правительство оказывало поддержку "правым" изданиям, среди которых выделялись "Московские ведомости" М.Н. Каткова. Цензура при Александре III была еще более жесткой, чем при Николае I.

     Главной целью правительственного курса  в области просвещения было вернуть образование на всех его ступенях от начального до высшего к сословным началам. В области народного образования было признано желательным (согласно мнению и советам Победоносцева) увеличение числа церковно-приходских школ и усилен правительственный надзор над земскими школами. В средней школе по-прежнему процветал толстовский «классицизм». В 1887 г. был опубликован циркуляр о "кухаркиных детях", запрещавший принимать в гимназии "детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей". Реальные училища были преобразованы в технические школы, окончание которых не давало права на поступление в вузы. В 1884 г. был введен новый университетский устав, по которому фактически ликвидировалась автономия университетов и усиливалась их зависимость от администрации: отменялась выборность ректора и деканов, студентам предписывалось ношение формы, повышалась плата за обучение, вводилась инспекция с полицейскими функциями, поступающие в университет должны были предъявлять свидетельство о политической благонадежности. Программы университетского преподавания должны были утверждаться министерством. Надзор за занятиями и поведением студентов  поручается «инспектору студентов» (который назначается министром) и его помощникам. Значительно сузилось женское высшее образование: прекращен прием на Высшие женские курсы (сохранились лишь Бестужевские курсы с ограниченным контингентом). Реакционные меры в сфере высшего образования вызвали серию студенческих волнений в 1887 – 1893 гг.  

     Как правило, понятие "контрреформы" связывают с тремя законодательными актами: "Положением о земских участковых начальниках" (1889), "Положением о губернских и уездных земских учреждениях" (1890) и "Городовым положением" (1892). Однако всю намеченную программу контрреформ правительству провести не удалось, было лишь несколько ограничено действие земской, судебной, городской и других реформ за счет созданных после 1861 г. учреждениях.

     Одной из забот правительства Александра III было поддержать, возвысить и утешить российское дворянство, обиженное и униженное (по мнению правых публицистов) реформами предшествовавшего царствования. — В 1885 году, по случаю 100-летия Екатерининской жалованной грамоты дворянству, был дан «высочайший рескрипт благородному российскому дворянству», в котором царь заявлял: «Мы, для пользы государства, признаем за благо, чтобы российские дворяне и ныне, как и в прежнее время, сохраняли первенствующее место в предводительстве ратном, в делах местного управления и суда, в бескорыстном попечении о нуждах народа, в распространении примером своим правил веры и верности и здравых  начал народного образования».

     Тот же рескрипт утешил дворян сообщением, что для поддержания дворянского  поместного землевладения правительством учреждается государственный дворянский земельный банк.

     «Первенствующее»  положение дворянства «в делах местного управления и суда» было обеспечено законом 12 июля 1889 года, создавшим в деревне полновластие «земских начальников». В лице «земских участковых начальников» были созданы новые судебно-административные органы с такой обширной властью в крестьянских делах, при которой крестьянский «мир» и выборные органы крестьянского самоуправления совершенно лишились своей самостоятельности.

     Земские начальники назначались из местных  потомственных дворян, обладавших известным (не слишком высоким) образовательным, имущественным или служебным цензом (часто — из отставных офицеров); губернатор, по совещании с предводителями дворянства, представлял кандидатов министру внутренних дел, который утверждал их в должности.

     Земскому  начальнику принадлежал надзор за всеми  действиями органов крестьянского самоуправления; он рассматривал все приговоры волостных и сельских сходов и, если усматривал, что приговор «постановлен несогласно с законами, либо клонится к явному ущербу сельского общества, либо нарушает законные права» частных лиц, то он не утверждал приговор и делал представление уездному съезду об его отмене. Земский начальник имеет дисциплинарную власть над выборными должностными лицами сельского и волостного управления, которых он может подвергать, без формального производства, выговору, штрафу до 5 руб. или аресту до 7 дней.

     Он  имеет дисциплинарную власть также  над всеми подведомственными ему крестьянами и в случае неисполнения ими его «законных распоряжений или требований», «он имеет право подвергать виновного, без всякого формального производства, аресту на время не свыше 3 дней или денежному взысканию не свыше 6 рублей». — Волостной сход, по новому закону, должен был избирать двух кандидатов в старшины, из них земский начальник утверждал одного в должности старшины.

     Высшим  органом над земскими начальниками были уездные съезды, состоявшие, под  председательством  уездного предводителя дворянства, из всех земских начальников уезда  и некоторых других должностных лиц судебного и административного ведомства. — Над съездом стояло «губернское присутствие», состоявшее, под председательством губернатора, из вице-губернатора, губернского предводителя дворянства, прокурора и двух «непременных членов».

       Роль дворянского представительства в земском самоуправлении усилилась новым земским положением 1890 года.  Вместе с тем усиливался надзор администрации над земскими учреждениями. Согласно Положению 12 июня 1890 года, «губернатор имеет надзор за правильностью и законностью действий земских учреждений»; «губернатор останавливает исполнение постановления земского собрания в тех случаях, когда усмотрит, что оно а) несогласно с законом... или б) не соответствует общим государственным пользам и нуждам, либо явно нарушает интересы местного населения» (ст. 87). Таким образом, не только об общегосударственной пользе, но и об интересах местного населения главным печальником является губернатор, а не представители этого населения. Постановления земских собраний, которые, по мнению губернатора, не подлежат приведению в исполнение, он вносит на рассмотрение «губернского по земским делам присутствия», состоящего из высших губернских чиновников, губ. предводителя дворянства, председателя губернской земской управы и одного члена, избираемого земским собранием. Если губернское присутствие признает постановление земского собрания подлежащим отмене, земство может принести жалобу в Сенат, которому принадлежит окончательное решение.

     Избиратели-землевладельцы, по новому закону, разделяются на два избирательных собрания: в первом принимают участие дворяне, во втором — «прочие лица», имеющие установленный ценз. При новом распределении гласных между различными разрядами избирателей дворянству было предоставлено решительное преобладание в земских собраниях.

     Соответственная «реформа» была в 1892 году проведена  в городах. Согласно «городовому положению» 11-го июня 1892 года, губернатор (или градоначальник) «имеет надзор за правильностью и законностью действий городского общественного управления». Главнейшие постановления городской думы подлежат утверждению администрации.

     Куриальная  система избрания городских гласных, установленная Положением 1870 года, отменяется. В выборе гласных городской думы, по новому положению, принимают участие владельцы недвижимых имуществ, стоимостью по оценке от 300 руб. (в маленьких уездных городах) до 3000 руб. (в столицах), затем владельцы торгово-промышленных предприятий и купцы 1-й и 2-й гильдии (в результате этих перемен число избирателей в городах значительно сократилось).

     Разного рода урезкам и ограничениям подвергалась при Александре III компетенция и независимость новых судов, но всё же суд присяжных уцелел, несмотря на яростные атаки реакционных публицистов на эту крепость правосудия. Только мировые судьи выпали из стройной системы судебных учреждений, созданной в 1864 году; в сельских местностях их заменили земские начальники, в городах — городские судьи (назначаемые правительством); выборный «мировой» сохранился только в столицах и еще в нескольких больших городах.

       Несмотря на контрреформы, правительству Александра III все-таки не удалось окончательно уничтожить земства и городское самоуправление. Они остались центрами объединения либералов. Сохранилась система судопроизводства. В ходе завершения военной реформы наметалась некоторая демократизация офицерского корпуса. Правительство было вынуждено сделать новые шаги в решении крестьянского вопроса. Были понижены выкупные платежи и прекращено временно-обязанное состояние крестьян. Законами 80-х годов о штрафах, о фабричной инспекции, о запрещении ночной работы для женщин и подростков было положено начало правительственной регламентации взаимоотношений между предпринимателями и рабочими. Однако главным образом социальная направленность внутренней политики 80—90-х годов состояла в усилении позиций дворянства, значительно ослабленных общим ходом исторического развития страны.

 

      2. Противоречия капиталистического развития страны

     Период  с 70-х годов XIX века и начала XX века был временем относительно мирного развития, когда Запад в основном уже покончил с буржуазными революциями, а Восток до них еще не дозрел. На тот период Россия была самая огромная по территории держава, где проживало 126 млн. человек, и самая многонациональная, границы которой продолжали раздвигаться. В 1864-1873 годах в результате военных действий в состав Российской империи вошла Средняя Азия.

Информация о работе Политическое развитие России в второй половине ХIХ в