Политический распад Древней Руси: причины и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 21:48, контрольная работа

Описание работы

Эта тяжелая эпоха, пережитая Русью в XIII веке, составляет переход от истории Киевского государства к истории тех государств, которые его заменили, а именно: Новгородского государства, великого княжества Владимирского и великого княжества Литовского.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ПРИЧИНЫ И НАЧАЛО ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ 6
2 СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ РУСЬ 10
2.2 Характер страны и влияние ее на быт поселенцев 12
2.3 Экономическое и политическое развитие княжества 15
2.4 Белокаменные зодчества Владимиро-Суздальской земли 17
2.4.1 Спасо-Преображенский собор в Переяславле - Залесском 17
2.4.2 Владимир и Боголюбово 18
2.4.3 Церковь Покрова на Нерли 20
2.4.4 Дмитриевский Собор 21
3 ЮГО-ЗАПАДНАЯ РУСЬ 22
4 СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ РУСЬ 25
4.1 Границы и территория 25
4.2 Стремление к независимости 26
4.3 Административное устройство 27
4.4 Система вечевых органов Новгородской феодальной республики 30
4.5 Исполнительная власть и высшие должностные лица 31
4.5.1 Посадник 31
4.5.2 Тысяцкий 32
4.5.3 Епископ 32
4.6 Судебная власть 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ИСТОРИИ.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

     В конце XI столетия, после Любечского съезда 1097 года, Суздальская область, выделилась в особое княжество. По соглашению князей, она была отдана Владимиру Мономаху, который начал устраивать ее для младшего своего сына Юрия Долгорукого(1125-1157гг). С этого времени в новом княжестве началась постройка городов и усилился приток русских переселенцев. Сам Мономах, его сын Юрий и дети Юрия, Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо, приложили много стараний для заселения и оживления их вотчины и в течение одного столетия сделали из нее цветущее и сильное княжество. С именем Юрия Долгорукого связано построения городов Москвы и Юрьева «Польского» (ставшего «на поле»); с именем Андрея Боголюбского – построение города Боголюбова. В то же приблизительно время возникли Тверь, Кострома, Галич и др. Строя города, устраивая дороги в лесах и заводя переправы через болота и реки, князья облегчали движение в их землю переселенцев из Руси. Люди шли сюда как с запада, из земель Новгородской, Полоцкой и Смоленской, так и с юга, из земли вятичей и даже из Киевщины. Движение с запада, от Новгорода и Смоленска, было постоянным и непрерывным; оно совершалось с незапамятных времен. Движение с юга началось позднее. Между южными княжествами, лежавшими на Днепре, и Суздальской землею простиралась непроходимая, лесная и дикая область вятичей. Она мешала прямому сообщению Киева и Суздаля; первоначально ее объезжали, направляясь от Суздаля на верховья Волги и оттуда уже на Днепр. С течением времени, именно в середине XII века, были проложены дороги и сквозь «вятичи», с Днепра на Оку. По этим дорогам из южной Руси пошло сразу много народа, который бросал свою прежнюю оседлость по причинам, нам уже известным. Княжеские усобицы, половецкие набеги, общее оскудение Киевщины – гнали оттуда население, и оно с открытых южных пространств укрывалось в леса вятичей, а через эти леса выходило и далее на север, в «Залесье»: так на юге звали Суздальскую область, лежавшую за лесами. Сильный приток населения с юга сказался на быте нового Суздальского княжества. Южане переносили на новые места свои родные, привычные им имена и называли здесь города и реки по-южному. На юге были города: Переяславль на реке Трубеже, Стародуб, Галич, Звенигород. Появились и на севере два Переяславля (Рязанский и Залесский) и в них река Трубеж; появились там два Стародуба (Ряполовский и Окский, или Воцкий); появились Галич Мерский, Звенигород. И так было со многими названиями: рядом с финскими именами рек и местностей появилось на севере много славянских, взятых именно с русского юга. Принесли южане на север и свои богатырские песни и былины, в которых они воспевали «ласковых» киевских князей и свою борьбу со степняками, неизвестными на севере. Южане в короткое время усилили русский элемент в Суздальском краю; они содействовали скорому обрусению этой финской окраины и подъему в ней княжеского могущества.

     Под давлением русской колонизации  финские инородцы или покидали свои места, уступая их русским пришельцам, или же подвергались обрусению и постепенно утрачивали свой язык и свое обличье. В том и другом случае финны исчезли бесследно, и на их местах оказывалось сплошное русское население. Летописец, сначала упоминающий о мерянах, потом как будто о них забывает.

     Если  бы меряне выселились в другую область  или же были избиты на месте, летопись знала бы об этом. Но так как меряне постепенно и мирно обрусели, то исчезновение их племен совершилось  для русских людей совсем неприметно. Однако смешение русских поселенцев с финскими туземцами не прошло бесследно для русских. Они восприняли некоторые физические и духовные черты того племени, с которым роднились на новых мечтах. Изменился их чисто славянский тип и характер; получилось как бы новое славянское племя. Это племя, в состав которого вошли русские славяне разных областей и племен и некоторая примесь финнов, называется «великорусским» племенем.     

         2.2 Характер страны и влияние ее на быт поселенцев 

     В XII в. продолжалась славянская колонизация. По-прежнему она шла по двум направлениям: с северо-запада из Великого Новгорода и подвластных ему областей и с юга из «Русской земли», как тогда назывался Киев и его земли.

     Владимиро-Суздальское княжество занимало территорию в междуречье Оки и Волги, богатую плодородными почвами. Здесь уже успела сложиться система крупного боярского землевладения. В результате притока переселенцев расчищались под пашню лесные урочища. Под воздействием славян в скотоводческо-промысловом хозяйстве аборигенов возрастает значение земледелия. В свою очередь переселенцы усваивают хозяйственный опыт местных скотоводов, охотников и рыболовов.

     Плодородные земли были отделены друг от друга  лесами и получили название ополий (от слова «поле»). На территории княжества  даже существовал город Юрьев-Польский (расположенный в ополье). Освоение региона приводило к образованию значительных пахотных площадей. Земледелие требовало большого труда и упорства. Но оно не всегда вознаграждало земледельца. Часты были неурожаи из-за неблагоприятных погодных условий. Средний урожай ржи с одной десятины в XII в. на лучших землях Суздальского Ополья составлял около 50 пудов (800 кг).

     В хозяйстве крестьян большое место  сохранило скотоводство. Разводили коров, овец, коз, свиней и лошадей. Археологи в раскопках повсеместно находят железные косы, которые использовались для заготовки сена для домашних животных. Лошади разводились для хозяйственных и ратных дел.

     Также возникло огородничество. Главным орудием труда в нём была деревянная лопата, имевшая по рабочему краю железную оковку - «рыльце». Такие оковки найдены при раскопках в Суздале. На «златых вратах» Рождественского собора г. Суздаля, есть изображение Адама, держащего в руках лопату, сопровождающееся надписью: «Адам рыльцем землю копал».

     В XII в. берёт начало и садоводство. Тогда оно было делом горожан. Это подтверждается раскопками в Суздале, когда в сгоревших наземных постройках были найдены обугленные яблоки и открыта корневая система сада на территории городской усадьбы. Предания сообщают о разведении с XII в. на территории княжества вишнёвых садов.

     Население Владимирского княжества продолжало заниматься охотой, рыболовством и бортничеством (пчеловодством). В раскопках на территории Владимира, Мурома, Суздаля, Ярополча-Залесского было найдено большое количество рыболовных железных крючков разных размеров, берестяных поплавков, глиняных грузил для сетей, игл костяных для плетения рыболовных сетей и перевесий.

     В городах Владимирской Руси развивались  ремёсла в том же наборе, что и на остальной территории Древнерусского государства.

     Летописи  свидетельствуют о развитии деревообрабатывающих ремёсел. Археологами во Владимире, Суздале, Муроме и Ярополче-Залесском найдены пилы, тёсла, свёрла, буравы, долота, скобели, топоры, стамески. Ещё одна не менее древняя профессия - гончарное дело. Свидетельством его развития в крае явилось строительство Владимиром Мономахом в конце XI века в Суздале Успенского собора из шинфы. На берегах р. Каменки были открыты три плинфяных печи, в каждой из которых обжигалось за приём до 5000 штук кирпича. Расцвет гончарного ремесла был связан с производством различных видов поливных плиток и кирпичей. Поливные плитки изготавливались разных размеров: от небольших, используемых для орнаментовки стен соборов, до очень крупных половых плиток (19x19x4 см). Для покрытия плиток использовалась красная, синяя, зелёная, коричневая, чёрная, жёлтая полива.

     С середины XII в. берёт начало камнетёсное ремесло. В городах, прежде всего во Владимире, появляется особая группа ремесленников-каменотёсцев. Поэтому не случайно во время социального кризиса в княжестве ростовские и суздальские бояре презрительно называют владимирцев «холопами и каменщиками». В конце 40-х годов XII в. появляется артель каменотёсцев в Суздале. Вероятно, её составили выходцы из Галицкой земли. Она участвовала в строительстве белокаменных храмов в Переяславле-Залесском, Юрьеве-Польском, Суздале.

     Широкое распространение получило кузнечное  ремесло. Археологи в разных местах нашли остатки домен, сыродутных горнов, а также многочисленные орудия труда (молоты, клещи, наковальники, пробойники, напильники, молотки). Во время раскопок под Вязниками обнаружены многочисленные куски болотной руды в постройках того времени, что позволяет сделать вывод о её добыче местным населением. Образцом кузнечного мастерства являются кресты Успенского собора и крест на Дмитриевском соборе, увенчанный фигуркой медного голубя-флюгера. К выдающимся изделиям владимирских кузнецов можно отнести великолепные медные полы в Рождественском и Успенском соборах Владимира.

     Среди кузнецов выделялась особая категория - оружейники. Их рукам принадлежат шлем Ярослава Всеволодовича и топорик Андрея Боголюбского, которые являются не только памятниками кузнечного, но и ювелирного мастерства. В числе изделий оружейников до нас дошли многочисленные кольчуги. Среди образцов оружия тех лет следует отметить крепостной лук, от которого сохранились семь стрел. Длина каждой стрелы составляет 169 см., а вес равен 2,5 кг. Имелась ещё и группа мастеров, изготавливающих щиты. Русские кузнецы, в том числе и владимирские, знали не менее 16 различных специальностей и умели изготовлять до 150 видов изделий из железа и стали.

     Во  Владимирском княжестве почти повсеместно  распространялось ткачество и прядение. Во многих пунктах археологами найдены различные фрагменты сукна, войлока, мешковины, верёвки. В раскопах же находят большое количество костяных и бронзовых иголок. Русские вышивальщицы знали до 50 приёмов шитья. В полуземлянке посада г. Суздаля была найдена берестяная шкатулка, в которой лежали вещи, изготовленные из ткани, меха, кожи и толстых льняных или шёлковых нитей. На ткани местами сохранились остатки вышивки «серебряной нитью».

     В ряде городов и селений издавна  существовало кожевенное производство. Кожевники выделывали юфть и сафьян (особые сорта коровьей и козлиной кожи), которые шли на изготовление сапог, более грубые кожи - на производство ремней, кошельков, лаптей и других необходимых в быту вещей.

     Жителям края известно было и косторезное мастерство. В раскопках встречаются многочисленные изделия из кости: иглы, гребни, стрелы, проколки и пуговицы.

     Широкое развитие получает ювелирное мастерство. Во Владимире, Суздале и Ярополче найдены литейные мастерские медников. Ювелиры использовали для своей работы до 60 литейных форм. О разнообразии продукции владимирских ювелиров говорят находки браслетов, серебряных ожерельев, бус, пуговиц и других украшений, выполненных в технике золочения и гравировки. 
 
 
 

         2.3 Экономическое и политическое развитие княжества 

     Экономическое развитие Владимирской Руси было тесно связано и с пролегавшими через её территорию древними торговыми путями. О торговых связях со странами Востока говорят многочисленные сердоликовые и хрустальные бусы, поливные сосуды и, конечно, клады восточных монет.

     Существовала  тесная связь Владимирской земли  с Новгородом Великим, особое место  в торговых отношениях между ними занимала торговля хлебом.

     Прочные контакты Владимирская Русь имела с  Византийской империей и странами Западной Европы. Немаловажным являлось и то обстоятельство, что в землях Северо-Восточной Руси пролегали выгодные торговые пути, важнейший из которых – Волжский – связывал княжество с Востоком. Речные пути пролегали по Оке, Клязьме, Нерли, но, кроме речных, существовали и сухопутные дороги. Перекрытие торговых дорог могло закрыть проезд купцов и нарушить торговые отношения. Именно экономические факторы в первую очередь способствовали возникновению здесь сильного боярства, которое подталкивало местных князей к борьбе за отделение от Киева.

     Города  Ростово-Суздальской Руси делились на старые («старшие») и новые (пригороды). К старшим относились бывшие центры племенных союзов - Ростов, Суздаль, Муром, к пригородам - Владимир, Переяславль и вновь возникавшие городские центры. В городах сосредотачивалось управление целой округой - волостью. Поэтому в них размещались дворы князей, посадников, тысяцких, бояр и членов дружины.

     По  своему географическому положению  Владимиро-Суздальское княжество  было со всех сторон защищено естественными преградами – крупными реками, топкими болотами и непроходимыми лесами. Кроме того, путь кочевникам в Владимиро-Суздальские земли преграждали южнорусские княжества, принимавшие на себя основную тяжесть вражеских набегов. Экономическому подъему княжества способствовал и тот факт, что в эти земли шел постоянный приток населения, бежавшего в леса то от половецких набегов, то от невыносимых поборов.

     Князья  довольно поздно обратили свое внимание на Залесский край – престолы в  здешних городах были малопрестижные, уготовленные для младших князей в роду. Лишь при Владимире Мономахе (1113-1125гг), на излете единства Киевской Руси, началось постепенное возвышение Северо-Восточных земель. Исторически сложилось так, что Владимиро-Суздальская Русь стала наследственной «отчиной» Мономаховичей. Между здешними землями-волостями и потомками Владимира Мономаха установились прочные связи, здесь раньше, чем в других землях, привыкли воспринимать сыновей и внуков Мономаха как своих князей.

Информация о работе Политический распад Древней Руси: причины и последствия