Подготовка Германии ко второй мировой войне и ее начало

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2010 в 18:51, Не определен

Описание работы

Опасность Второй мировой войны возникла сразу после окончания Первой мировой войны, из которой Германия, выдержавшая давление едва ли не всего мира, вышла озлобленной, с желанием взять реванш. Версальская система не могла быть эффективной, потому что ее прямыми или косвенными жертвами оказались две крупнейшие державы континента – Германия и Советская Россия

Файлы: 1 файл

реферат германия.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

  Велись последние приготовления к войне. До вторжения в Польшу оставалось менее суток. Окончательный приказ должен был быть подтвержден днем 25 августа. Гитлер направляет Муссолини письмо, где языке просит подтвердить, что в случае начала войны Италия в соответствии со "Стальным пактом" выступит на стороне Германии. Днем 25 августа Гитлер вызывает английского посла Невиля Гендерсона и сообщает ему, что "провокации поляков стали совершенно нетерпимыми". Германия полна решимости при любых условиях ликвидировать эту "македонскую обстановку". Проблемы Данцига должны быть и будут разрешены. Он готов не только гарантировать существование Британской империи, но и в соответствующих условиях обеспечить ей помощь рейха, независимо от того, где бы она не понадобилась. Что касается западного направления, то он не преследует там никаких целей и даже согласен пойти на "разумное" сокращение вооружений. Замысел Гитлера заключался в том, когда станет известно о германском вторжении в Польшу, на столе у Чемберлена одновременно появится это его новое заверение о стремлении к "дружбе". По существу это был ответ на предложение правительства Великобритании о заключении "оборонительного союза с рейхом". Когда перед Лондоном станет вопрос о выполнении "гарантий", рассчитывал Гитлер, подобная бумажка даст возможность  затянуть решение, а тем временем вермахт успеет задушить Польшу.

      У Гендерсона после встречи с Гитлером создалось впечатление, что тот  хотел "избежать мировой войны"; посол рекомендовал британскому  кабинету отнестись к предложению "самым серьезным образом".

      Тем временем 25 августа 15 часов 02 минуты. Гитлер заявляет своему порученцу: "Белый план!". Тот мгновенно понимает: приказ о вторжении в Польшу на следующее утро подтвержден! Он спешно передает распоряжение верховному командованию. Огромная военная машина приведена в действие. Невообразимая суета в генеральном штабе, во все концы летят распоряжения. Телефонная связь иностранных миссий прервана, прекратила полеты гражданская авиация. Германским гражданам, проживающим в Англии, Франции, Бельгии и Польше, дано указание немедленно вернуться на родину.

      В 17.30 рейхсканцлер принимает французского посла Кулондра. Он вручает ему личное послание для передачи Даладье. Рейх не имеет враждебных намерений в отношении Франции, пишет фюрер, сама мысль о возможности возникновения конфликта между двумя странами для него мучительна. Но это уже от него не зависит: Германия не может более мириться с "провокациями со стороны Польши. Если возникнет новый инцидент, он будет вынужден действовать. Я желаю избежать конфликта с вашей страной. Я не нападу на Францию, но если она вступит в конфликт, то я пойду на все".

       2. Позиция Италии.

      Теперь  Гитлер ждет только ответа из Рима. Ответ  от Муссолини приходит только вечером. Он вручает рейхсканцлеру личное письмо Муссолини: "... К несчастью, я вынужден сообщить Вам, что Италия, не располагая необходимыми видами сырья и вооружением, не может вступить в войну". В официальном ответе позиция Италии излагается следующим образом: "Если Германия нападет на Польшу и конфликт останется локализованным, Италия предоставит Германии политическую и экономическую помощь в той форме, в которой она будет необходима. Если Германия нападет на Польшу и ее союзники контратакуют Германию, то наше вмешательство, однако, могло бы быть осуществлено сразу, при условии, что Германия предоставит нам немедленно военную технику и сырьевые материалы, необходимые нам для того, чтобы противостоять нападению французов и англичан, которое они предпримут, несомненно, прежде всего против нас."

      Это - отказ. "Стальной пакт" "не сработал. Мало того, когда Гитлер беседовал  с итальянским послом, ему  передали по телефону содержание англо-польского договора о взаимопомощи, подписанного в Лондоне сегодня в 17.35.

      Сразу две подобное неприятные новости  вышибли Гитлера из седла. Подписание Англией договора с Польшей он воспринял (совершенно ошибочно) как свидетельство провала предпринятого им утром того же дня дипломатического демарша через Гендерсона. (В действительности телеграмма Гендерсона, содержавшая предложение Гитлера о "защите Британской империи", поступила в Лондон лишь на полчаса позже, в 18 часов 25 минут 25 августа). Фюрер немедленно потребовал Браухича, чтобы отменить вторжение.

- Можно попытаться  остановить войска у самой  границы, - ответил Браухич.

- Тогда немедленно отмените приказ!

В генеральном  штабе сухопутных войск  - паника. Отменить наступление, когда получен  окончательный приказ и вся армия  находится в движении!

    3.   Последние попытки переговоров.

      На  что рассчитывал Гитлер, отложив  вторжение? Ему просто необходимо было время для переговоров. Фюрер имел цель, пишет Черчилль в своих мемуарах, "дать возможность правительству его величества увильнуть от выполнения гарантий". Английское правительство уже приняло решение сделать это. А Гитлер хотел еще раз удостовериться, что это именно так.

      В те же дни велись секретные переговоры Германии и Англии через посредника - шведского промышленника Далеруса. Далерус поспешил в Лондон с предложениями  Геринга, где был принят Галифаксом сразу же после подписания англо-польского договора - в 18 часов 15 минут - факт, свидетельствующий о том, какое значение придавалось в Форин офисе переговорам через шведского посредника. Галифакс уже знал о сделанном за четыре часа до этого и переданном Гендерсоном по телефону предложении фюрера. Галифакс сообщил Далерусу, что теперь рассматривает положение более оптимистически. Все шло, казалось, по прошлогоднему мюнхенскому сценарию. Далерус летает между Берлином и Лондоном. Наконец, после серий взаимного недоверия, Геринг определил конкретные пункты требований Германии.

      В конечном итоге получилась следующая  программа. На первом месте - заключение союза с Англией, что обеспечит, по словам Гитлера, мирное разрешение всех политических и экономических  вопросов в отношениях между двумя  странами. Далее Германия требует передачи Данцига , взамен обещая "гарантировать" новые польские границы. И кроме того Германия обязуется защищать Англию в случае нападения на нее.

      В Лондоне, казалось, что  открывается  путь для "спасания мира" путем  заключения соглашения с Германией. Но в сложной дипломатической игре Англии пришлось дать Польше "гарантии"и как поступить с ними сейчас непонятно.

       27 августа 1939 года Далерус сообщает  решение английского правительства:  Англия в основном согласна  на заключение договора с Германией, - гласил ответ на первый пункт гитлеровских предложений. Что касается претензий не Данциг и коридор, то британская дипломатия считала возможным разрешить вопрос путем прямых переговоров с Польшей.

      Какую же цель преследовали англичане в  отношении Польши? Подлинные цели дипломатии, проводившейся Лондоном в отношении Польши признает и известный английский историк Дж. Толанд. Он подчеркивает, что подписание англо-польского договора как раз в те дни, "через несколько часов после того, как Гитлер сделал свое "последнее" предложение Англии, было не случайным. Это гарантирование военной помощи могло создать у поляков столь сильное ложное чувство безопасности, что они откажутся от переговоров с Германией".

      По  поводу английского ответа Гитлер высказал только одно заключение: "Англия должна убедить Польшу немедленно согласиться на переговоры с Германией, и чрезвычайно желательно, чтобы в ответе, который будет доставлен Гендерсоном, было отражено это обязательство убедить Польшу".

      Итогом  этих секретных переговоров явилась беседа Гендерсона и Гитлера, где Гендерсон не исключал союза Германии и Англии, а Гитлер потребовал, кроме Данцига, исправление границы в районе Силезии.

      Что же касается французских гарантий Польше, то в развитие существовавшего между  двумя странами договора 1921 г. 19 мая 1939 г. был подписан в Париже протокол. Он предусматривал конкретные формы и сроки оказания помощи: французская авиация немедленно начнет боевые действия против Германии. На третий день мобилизации Франция откроет военные действия против Германии ограниченного масштаба; начиная с 15 дня мобилизации эти действия будут осуществляться основными силами французской армии.

      Но  французы сумели превратить это обязательство  в пустую бумажку, заявив, что оно  вступит в силу только после подписания дополнительного политического соглашения, которое подписывать не собирался.

      Дипломатическая игра Гитлера дала свои результаты. Таким образом, затянув нападение, Гитлер получил двойную выгоду. Первое впечатление от ответа британского  правительства - общая готовность к переговорам, никаких неприемлемых требований. Правящие круги Франции вообще казались безучастными, единственное, что они требовали от Гитлера, это "заверений о стремлении к миру". Все идет, как и задумано. Теперь для нападения на Польшу нужен только предлог. Около 7 часов вечера 29 августа Гитлер вручил Гендерсону свой ответ, освещавший в мрачных красках состояние германо-польских отношений. "Варварское" обращение с лицами немецкого происхождения в Польше более нестерпимо, писал фюрер. Правительство рейха скептически оценивает возможность решить вопрос путем предлагаемых Англией прямых германо-польских переговоров. Гитлер готов принять предлагаемые Великобританией добрые услуги и ожидает, что польский представитель, имеющий необходимые полномочия, прибудет на следующий день, 30 августа. Предоставление столь короткого срока похоже было на ультиматум.

      Гендерсон спросил, какие условия предлагаются Польше. Гитлер ответил, что это полный пересмотр Версальского договора. Кроме  того, возвращение рейху Данцига  и принятие мер, обеспечивающих безопасность германского населения в Польше. По смыслу принятых на себя функций посредника английское правительство должно было изложить содержание гитлеровских требований Польше, ведь Германия не довела их до сведения Варшавы. В течение 30 августа обстановка обострялась с часу на час. Берлин "ожидал" польского представителя. Варшава просила Лондон как можно скорее информировать ее о  содержании германских требований. Галифакс дал указание осуществить  демарш в Варшаве лишь после получения от Гендерсона сообщения о том, что он договорился о встрече с Риббентропом. Таким образом, возможность появления польского представителя в Берлине в назначенный Гитлером срок полностью исключалось. Зная, что Гитлер ищет предлог для агрессии против Польши, английская дипломатия фактически преподнесла ему такой подарок.

      В конце беседы Риббентропа с Гендерсоном, первый зачитал на немецким языке  документ на нескольких машинописных страницах, где излагались новые "великодушные" предложения Гитлера в отношении Польши. Они состояли из 16 пунктов. Надеясь, что в соответствии с дипломатическими правилами ему вручат документ, Гендерсон, как он объяснял позже, не старался запомнить их. Когда же в конце беседы он попросил текст этих предложений, Риббентроп заявил, что они уже устарели, поскольку польский представитель не явился.

      В этом и заключался дипломатический  ход гитлеровцев. "16 пунктов" были призваны создать впечатление, что  рейх стремился к урегулированию конфликта более или менее "демократической" форме. Вместе с тем текст условий не был сообщен ни Польше, ни Гендерсону.

        Гитлеровцы опасались, что польское  правительство могло согласиться  начать на их основе переговоры. А приказ войскам уже был  отдан - до вторжения оставалось  менее 30 часов.

      31 августа в 12.40 Гитлер позвонил  Кейтелю и дал указание о  вступление в действие Директивы  N 1 на ведение войны. День наступления  - 1 сентября 1939 года. Начало наступления  - 4 часа 45 минут. Директива предписывала  строго соблюдать на Западе оборонительную тактику.

      Днем 31 августа 1939 года по просьбе польского  посла Липского его принял Риббентроп. Липский сообщил, что Варшава "изучает  в благожелательном духе" предложение  о переговорах с рейхом и сообщит  официальный ответ несколькими  часами позже. Но инструкция содержала еще один - строго секретный - абзац: "Ни в коем случае не позволяйте втянуть себя в переговоры по практическим вопросам. Если правительство рейха в устной или письменной форме сообщит вам свои предложения, вы должны заявить, что совершенно не располагаете полномочиями для того, чтобы согласиться с ними или обсуждать их." Но это было уже все равно. Приказ о начале наступления был отдан. Эта телеграмма явилась последним кирпичиком в стене созданного предлога.

4. Предлог нападения на Польшу.

      План  провокации на границе был разработан Гейдрихом. По его расчетам  должно было бы выглядеть так. Несколько  поляков захватывают радиостанцию в Глейвице всего на несколько  минут, передают заранее подготовленный текст, при этом радиостанция "случайно" подключена к германской трансляционной сети. На следующий день газеты опубликуют фото с убитыми в результате перестрелки, всего 1 -2 трупа в полькой форме.

Информация о работе Подготовка Германии ко второй мировой войне и ее начало