Период дворцовых переворотов в истории России (1725 – 1762 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2016 в 20:23, реферат

Описание работы

Перенапряжение сил России в годы петровских преобразований, разрушение традиций, насильственные методы реформирования вызывали неоднозначное отношение различных кругов русского общества к петровскому наследию и создавали условия для политической нестабильности.
С 1725 года после смерти Петра I и до прихода к власти в 1762 году Екатерины II на престоле сменилось шесть правителей и множество политических сил, стоящих за ними.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Причины дворцовых переворотов. Екатерина I и Петр II…………………5
2. Царствование Анны Иоанновны……………………………………………17
3. Внутренняя и внешняя политика Елизаветы I (1741-1761)……………… 22
4. Правление Петра III. Внутренняя и внешняя политика…………………...30
Заключение…………………………………………………………………...…33
Список использованной литературы……………………………………….… 38

Файлы: 1 файл

контрольная по россии.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Политика Петра III оказалась на редкость близка к политике Петра Великого, но время изменилось. Император не имел прочной опоры в русском обществе. Его влиятельные слои, в первую очередь гвардия, не принимали поступки императора.

Отношение к нему не улучшилось даже после Манифеста о вольности дворянства (1762), по которому дворянство освобождалось от обязательной 25-летней службы. Правительство мотивировало это тем, что при Петре I необходимо было принуждать дворян служить и учиться. Дворянство проявило патриотическое рвение и усердие на службе государству, и теперь в принуждении уже не было смысла. Таким образом, свой Манифест Петр III связывал непосредственно с политикой деда и ее благодатными результатами для России. Дворянство ликовало. Теперь значительная его часть была вправе заняться собственным хозяйством, но это не могло положительно повлиять на общее развитие экономики страны.

Манифест освободил часть российского населения от подневольной службы. Это был шаг на пути дальнейшего освобождения населения от всеобщей неволи, которому всячески противилось само освобожденное дворянство, буквально вцепившееся в своих крепостных крестьян.

У Петра III была мощная оппозиция в лице значительной части русской элиты, гвардии, духовенства и в первую очередь – жены Екатерины Алексеевны. Немецкая принцесса все более определенно предъявляла претензии на российский трон. Терпеливо и настойчиво ткала паутину заговора против мужа, повсюду говорила о своей преданности интересам России, что шло в противовес голштинской линии Петра III. Действительно полезные для России начинания императора выдавались за инициативу его помощников. Внимание сосредоточилось на его ошибках и неблаговидном личном поведении. С легкой руки Екатерины и ее помощников такой искаженный облик Петра III надолго вошел в историю России. Между тем замалчивалось неудержимое стремление к власти самой Екатерины. Уже много лет спустя она призналась в своих записках, что приехала в Россию с девизом: царствовать или умереть.

Лидером партии Екатерины, которая осуждала все, что делал Петр III, широко оповещала двор и гвардию о его связях с немцами, стал образованнейший вельможа Никита Иванович Панин. Сюда же входили командир Измайловского полка, обер-прокурор, начальник полиции, офицеры гвардейских полков. Большую роль среди заговорщиков играли Григорий Орлов, фаворит Екатерины Алексеевны, его четверо братьев, и унтер-офицер конной гвардии Григорий Потемкин (1739-1791), будущий выдающийся деятель екатерининского правления.

В 6 часов утра 28 июня 1762 года пружина заговора развернулась. Алексей Орлов явился во дворец в Петергофе, где обитала в это время Екатерина, и сказал ей: «Все готово, чтобы провозгласить Вас».

Гвардейцы Измайловского, Семеновского и Преображенского полков присягнули новой императрице. Екатерина Алексеевна, получившая титул самодержавной императрицы Екатерины II, начала принимать присягу членов Правительствующего Сената, Светлейшего Синода и государственных чиновников. Петр III, осознав, что переворот уже произошел и Екатерине один за другим присягают полки, отказался от своих прав на трон и попросил отпустить его в Голштинию. Однако Екатерина вовсе не собиралась коллекционировать свергнутых императоров: в Шлиссельбурге еще был жив Иван Антонович. Вызревало решение устранить Петра III физически. Как это случилось в действительности, оставалось навеки сокрытым для истории.

Императора арестовали и препроводили в загородный дворец в местечке Ропшу. Пленник провел там всего семь дней. Есть сведения о том, что гвардейцы задушили Петра III. Гвардия снова поставила на престол своего человека. При этом Екатерина II совершила двойной переворот: она одновременно узурпировала права на престол своего сына Павла Петровича и заняла его место на троне.

Началось царствование Екатерины II, которую современники провозгласили Великой.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

25 ноября 1741 г. произошёл очередной, но не последний в XVIII веке дворцовый  переворот, и был он инициирован  Елизаветой Петровной, младшей дочерью  Петра I. Об этом перевороте написано  очень много и практически  вся историческая, и художественная литература трактует это событие как «торжество русского духа», окончание иноземного засилья, единственно возможный и даже вполне законный акт.

Ключевский называет Елизавету следующим образом: «Наиболее законная из всех преемников и преемниц Петра I». Имя цесаревны Елизаветы называлось при каждой смене правителей с 1725 г., но всякий раз корона доставалась кому-нибудь другому. Елизавета всегда весьма спокойно относилась к советам и призывам действовать ради восшествия на престол. Надо сказать, что и в 1741 г. «дочерь Петрова» поддалась на уговоры своего окружения только под влиянием страха перед неизвестным будущим. В общественном мнении Елизавета волею политических обстоятельств заслужила репутацию главы некоей «русской» партии, противостоящей засилью иностранцев при дворах Анны Иоанновны и Анны Леопольдовны. В этом отношении Елизавета 1741 г. была полной противоположностью Елизавете 1725 г.

После кончины Петра именно его дочери считались наряду с Екатериной главными покровителями иноземцев. Елизавета в союзе с Анной Петровной были символами гольштейнского влияния на русский двор. (Тем более, в тот момент Елизавета считалась невестой Любекского князя-епископа Карла — Августа, который впоследствии умер от скоротечной болезни). Патриотические чувства сторонников Елизаветы были вызваны не столько неприятием иностранцев, сколько собственными интересами. Лёгкость, с которой Миних устранил Бирона, повлияла и на решимость сторонников Елизаветы. К тому же гвардейцы ощущали себя особой силой, так сказать, «гегемоном». Сам Миних в своё время им так и заявил: «Кого хотите государем, тот и быть может». Кроме того, существуют неумолимые факты, говорящие о том, что Елизавета сотрудничала с французскими и шведскими агентами влияния — Шетарди и Нолькеном. Ночь переворота вошла не только в учебники истории, но и в легенды. Известна фраза, с которой цесаревна повела гвардейцев на штурм: «Знаете ли вы, чья я дочь?» Этого было вполне достаточно — авторитет Петра был слишком велик во всех слоях общества. Победа Елизаветы привела к власти новое поколение царедворцев и видных политиков - семейство Шуваловых, М. И. Воронцова, братьев Разумовских, возвысила и А. П. Бестужева — Рюмина.

Внутреннюю политику правительства в период «дворцовых переворотов» можно оценить, оттолкнувшись от петровского времени.

С одной стороны можно сказать, что за последующие десятилетия петровское наследство медленно, но верно приходило в упадок. Были сделаны существенные отступления от политики Петра Великого: любимое детище Петра I – флот к 1751 году сократился в 1,5 раза (из 37 линейных кораблей и 15 фрегатов остались соответственно лишь 27 и 8, да и те были в плохом состоянии), постоянная борьба за власть парализовала серьезную созидательную работу, снижала влияние России в международных делах.

Но, с другой стороны, можно заметить, что импульс преобразований Петра I был настолько силен, что страна все-таки частично продолжала развиваться по тому пути, на который ее направил царь-реформатор.

Например, развитие промышленности в России не только не остановилось, но еще более ускорилось: при правлении Петра I насчитывалось 96 мануфактур, а в середине XVIII века уже 600; за первую четверть века прирост выплавки чугуна составил 650 тысяч пудов, а за вторую – 1,2 миллиона; огромными темпами росла легкая промышленность (уже с 30-х годов она в основном удовлетворяла внутренний спрос).

Но во второй четверти XVIII века рост промышленности происходил главным образом за счет расширения принудительного труда. Преобладанию принудительного труда в промышленности способствовала нехватка свободных рабочих рук, которая была вызвана усилением крепостного права и быстрым увеличением количества мануфактур. Отличительной чертой социального развития страны стало значительное расширение привилегий дворянства. За десятилетия «дворцовых переворотов» дворянство изменило свой статус: из служилого сословия оно превратилось в привилегированное, отчасти в землевладельческое, более всего заботившееся о своем хозяйстве, а отчасти в сословие, из которого комплектовались офицерский корпус и бюрократия.

При Петре I дворяне были обременены различными повинностями, но после смерти императора начался медленный, но неуклонный процесс освобождения от них. Как бы там ни было, и Петр Великий, и его преемники возвышали дворян, но разными приемами и средствами. После смерти великого реформатора дворяне настойчиво добиваются облегчения условий службы, сокращения ее сроков и, наконец, объявления ее необязательной. В 1730 году дворянство добилось отмены ограничений в передаче поместья по наследству (указ о единонаследии), в 1736 году срок государственной службы дворян был ограничен 25 годами; 1754 год – дворянской монополией было объявлено винокурение; 18 февраля 1762 года Петр III подписал Манифест о вольности дворянской, освобождавший дворян от обязательной службы государству, а повинности, ранее возлагавшиеся на них законом, теперь превращались в требование их гражданской совести.

Дворцовые перевороты имели очень важное политическое значение, которое выходило далеко за пределы дворцовой сферы, затрагивало основы государственного порядка. При отсутствии или бездействии закона, политический вопрос обычно решался господствующей силой. В XVIII веке такой силой в России была гвардия, привилегированная часть созданной Петром регулярной армии. Во время правления Анны Иоанновны к петровским гвардейским полкам, Преображенскому и Семеновскому, добавились еще два новых, Измайловский и Конногвардейский. Почти ни одна смена на русском престоле в период «дворцовых переворотов» не обошлась без участия гвардии.

Исключением и не стало восшествие на престол императрицы Екатерины II. Екатерина Алексеевна была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, музыкантов, писателей, художников. В общении с подданными Екатерина была, как правило, сдержанна, тактична, терпелива. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого. По ее собственному признанию, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях.

За все время царствования Екатерины практически не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергался опале, не был сослан и тем более казнен. Поэтому сложилось представление о екатерининском царствовании как о «золотом веке» русского дворянства. Вместе с тем Екатерина II была очень тщеславна и более всего на свете дорожила своей властью. Ради ее сохранения она была готова пойти на любые компромиссы в ущерб своим убеждениям. Екатерина отличалась показной набожностью, считала себя главой и защитницей русской православной церкви и умело использовала религию в своих политических интересах. Вера ее, по-видимому, была не слишком глубока. В духе времени она проповедовала веротерпимость. При ней было прекращено преследование старообрядцев, строились католические и протестантские церкви, мечети, однако по-прежнему переход из православия в иную веру жестоко наказывался. Екатерина была убежденной противницей крепостного права, считая его антигуманным и противным самой природе человека. В ее бумагах сохранилось немало резких высказываний по этому поводу, а также рассуждений о различных вариантах ликвидации крепостничества. Однако сделать что-либо конкретное в этой области она не решалась из-за вполне обоснованной боязни дворянского бунта и очередного переворота. Вместе с тем Екатерина была убеждена в духовной неразвитости русских крестьян и потому в опасности предоставления им свободы, считая, что жизнь крестьян у заботливых помещиков достаточно благополучна. Во время правления Екатерины Алексеевны в России впервые был сделан шаг вперед в развитии местного самоуправления. В отношениях людей на первый план был вынесен закон, которому подчинялось все население страны без исключения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Анисимов Е.В. Жизнь замечательных людей. Елизавета Петровна. – М.: Молодая гвардия, 2005.
  2. Анисимов Е. В. Женщины на Российском престоле. – СПб.: Норинт, 2003.
  3. Анисимов Е.В. Безвременье и временщики: Воспоминания об «эпохе дворцовых переворотов». – Л.: Художественная литература, 1991.
  4. Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. – Т.5. Курс русской истории. – М.: Мысль, 1989.
  5. Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. – Т.4. Курс русской истории. – М.: Мысль, 1989.
  6. Керов В. В., Арсланов Р. А., Мосейкина М. Н., Смирнова Т. В. История России с древнейших времен до ХХ века. -М.: Норма, 2001.
  7. Миненко Н. А. История России с древнейших времен до второй половины XIX века. - Екатеринбург: Изд-во УГТУ, 1995.
  8. Со шпагой и факелом: Дворцовые перевороты в России 1725-1825 / Сост., вступ. Ст., коммент. М.А. Бойцова. – М.: Современник, 1991.
  9. Тепер Е. М. История государства российского: Жизнеописания, XVIII. - М., Книжная Палата, 1996.

 

 


Информация о работе Период дворцовых переворотов в истории России (1725 – 1762 гг.)