Отмена крепостного права в России в 19 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2010 в 21:46, Не определен

Описание работы

Кризис феодально - крепостнической системы хозяйства в России

Файлы: 1 файл

рефератик.docx

— 58.82 Кб (Скачать файл)

     Введение

     С окончанием Крымской войны в истории  России началась новая полоса. Современники называли ее эпохой Освобождения или  эпохой Великих реформ. Получилось так, что предыдущий период истории  прочно соединился с именем Николая I, а новый - с именем его преемника - Александра II.

     19 февраля 1855 г. на российский  престол вступил Александр II (1818 - 1881) - старший сын Николая I, при  этом во всех слоях русского  общества пробудились надежды  на серьезные перемены. Эти надежды  разделял и находившийся в  лондонской эмиграции А. И.  Герцен. В марте 1855 г. он направил Александру II письмо. «Дайте землю крестьянам, - убеждал царя Герцен, - она и так им принадлежит. Смойте с России позорное пятно крепостного состояния, залечите синие рубцы на спине наших братий... Торопитесь! Спасите крестьянина от будущих злодейств, спасите его от крови, которую он должен будет пролить!»1 По своей натуре Александр II не был реформатором. В отличие от своего младшего брата Константина Николаевича Александр не увлекался либеральными идеями. Крепостное право (форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судейской власти феодала) диктовало всей стране крайне замедленные темпы развития. Крымская война наглядно показала растущее отставание России. В ближайшее время она могла перейти в разряд второстепенных держав. Александр нашел в себе мужество признать необходимость внутренних перемен. Он понимал, что эти перемены должны были начаться именно с крепостного права, с «улучшения быта крепостных крестьян», как тогда принято было выражаться о крестьянском освобождении. Вскоре император Александр II, беседуя с дворянскими депутатами в Москве, сказал знаменитые слова о том, что «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу». Эти слова имели в виду неспокойное состояние крепостных, которые ждали освобождения и волновались год от году заметнее и сильнее. Слова государя произвели очень большое впечатление на все русское общество.

     Реформа 19 февраля 1861 года, приоткрыв путь для  капиталистического развития страны, сохранила в деревне крепостнические  пережитки, продолжавшие держать крестьянство в экономическом и политическом закостенении. Население деревни, то есть громаднейшее большинство русского народа, попало под двойной гнет. Оно продолжало страдать от эксплуатации со стороны помещичьего землевладения. И одновременно с этим его начинало давить развитие капитализма, которому реформа 19 февраля открыла доступ в деревню.

     Таким образом «низы» страдали одновременно как от натиска капитализма, так  и от недостаточного его развития, задержавшегося крепостническими пережитками. По какому пути пойдет дальнейшее развитие России - вопрос, который волновал прогрессивные слои российского общества. В революционном движении того времени мы можем заметить наличие нескольких различных направлений, начиная с умеренных, сохранивших остатки надежды на возможность мирного преобразования социально-политического строя, и кончая крайними, не видевшими иного исхода, кроме революции.

     Актуальность  этой темы заключена в том, что  ликвидация феодальных отношений в  деревне - не единовременный акт 1861 г., а длительный процесс, растянувшийся  более чем на два десятилетия. Этот момент в истории России оставался  малоосвещенным на страницах учебников, хотя отмена крепостного права - очень важное событие в российской истории. Поэтому целью этой работы является выяснить, каковы были предпосылки, проведение и последствия крестьянской реформы.  
 
 

     Кризис  феодально - крепостнической системы хозяйства в России

     В период царствования Александра II удалось  провести ряд прогрессивных для  того времени реформ, прежде всего, потому, что необходимость их осуществления - стала очевидной неизбежностью.

     Промышленность, служившая основой развития капиталистических  отношений, была лишена необходимого ей рынка свободной рабочей силы. Эта ситуация отрицательно сказывалась  не только на предпринимателях, но и  на землевладельцах: последние, исчерпав возможности повышения доходности имений за счет увеличения оброка и  повинностей, вынуждены были отпускать  крестьян в город на заработки, распродавать или закладывать земли, что объективно подрывало устои феодального  землевладения.

     Основной  «бедой» России оставалось крепостничество. Крестьянство разорялось. Прикрепленный к земле крестьянин был собственностью помещика, который мог его купить, продать, выменять. Крестьянин не смел уйти в город без разрешения барина. Помещик мог в любое время отозвать с фабрики своего оброчного мужика и тем самым нанести урон промышленному производству. Заработок такого крестьянина в значительной мере шел в карман помещика в виде оброка.

     В начале XIX века центром всей экономической жизни в деревне являлось помещичье имение. В их собственности находились почти весь земельный фонд страны и основная масса крестьян. Помещики были основными поставщиками хлеба (до 90%)2 и других продуктов на внутренний и внешний рынки. Земля, принадлежавшая помещику, подразделялась на две части: собственно барскую запашку, которая обрабатывалась трудом крепостных, и крестьянскую, находившуюся в их пользовании. Соотношение этих частей определялось хозяйственными соображениями самого помещика.

     Основой крепостного хозяйства являлась феодальная собственность на землю. Этот вид собственности характеризуется  следующими признаками: монопольное право владения землей принадлежало лишь дворянству; непосредственный производитель, крепостной крестьянин, находился в личной зависимости от помещика, был прикреплен к земле, чтобы гарантировать рабочие руки феодалу. Поэтому за крепостными крестьянами закреплялся определенный надел, который отнюдь не являлся его собственностью и мог быть у него отнят помещиком. Этой системе хозяйства соответствовало низкое состояние техники, отражавшее в свою очередь низкий уровень развития производительных сил при феодализме.

     С ухудшением положения крестьянства ухудшилось и качество обработки  помещичьей земли. Увеличение оброка порой  превышало рост крестьянских доходов. Большинство помещиков вело свое хозяйство по старинке, увеличивая доходы не за счет улучшения ведения  хозяйства, а за счет усиления эксплуатации крепостных. Стремление же части помещиков  перейти к иным, более рациональным методам ведения хозяйства в  условиях крепостного труда не могло  иметь большого успеха. Проведение тех или иных агрикультурных мероприятий: переход к многополью, введение сельскохозяйственных машин, посевы ряда технических культур, улучшение породы скота - все это находилось в полном противоречии с малопроизводительным подневольным трудом. Именно в силу этого уже в начале XIX в. ряд помещиков ставил в печати вопрос о переходе к вольнонаемному труду.

     Усиление  эксплуатации крепостного крестьянства на протяжении первой половины XIX в. вызвало обострение классовой борьбы, что выразилось в росте крестьянского движения. «В 30-40-е годы XIX века в среднем в год происходило от 30 до 40 крестьянских волнений: крестьяне бежали от своих господ на окраины, отказывались от работы, поджигали имения. В 1858 г. таких выступлений произошло уже 378, в 1859 г. - 161, в 1860 - более тысячи»3.

     Одной из наиболее частых форм протеста против крепостного права было стремление крестьян к переселениям. Так, в 1832 г. помещичьи крестьяне ряда губерний направляются на Кавказ. Поводом к  этому явился указ 1832 г., по которому в целях колонизации Черноморья разрешалось селиться там различным  категориям свободного населения. Этот указ не имел в виду крепостных, но вызвал большую волну самовольных переселений. Правительству пришлось применять  энергичные меры для задержания беглецов и отменить изданный указ.

     Таким образом, самодержавно-крепостнический  строй в значительной мере сковывал развитие производительных сил России. Несостоятельность российской экономики, внутренней политики и, как следствие  военно-техническая отсталость были подтверждены поражением России в Крымской войне (1853-1856 гг.). Завоевания Петра I и  Екатерины II, блестящие победы русского оружия в течение почти полутора столетий - все было поставлено на карту. В ходе войны обнажилась отсталость России: парусный флот не мог противостоять паровому; рекрутская система комплектования армии, основанная на крепостном праве, устарела и не соответствовала новой организации вооруженных сил в Европе; отсутствие железных дорог задерживало переброску войск, доставку боеприпасов и продовольствия. Более слабой оказалась и русская артиллерия, к тому же не хватало снарядов. Военные заводы с их крепостными рабочими и отсталой техникой не могли обеспечить армию вооружением и боеприпасами. В.И. Ленин отмечал, что «Крымская война показала гнилость и бессилие крепостной России»4. Эта война способствовала обострению социально-экономической ситуации внутри страны.

     Действовал  и мощный экономический стимул. Осознание  того, что вольнонаемный труд выгоднее крепостного, что крепостничество  тормозит развитие земледелия и товарного  производства хлеба, побуждало к  отмене крепостного права.

     Впервые о необходимости отмены крепостного  права Александр II официально заявил в краткой речи, произнесенной  им 30 марта 1856 г. перед представителями  московского дворянства. Упомянув о  своем нежелании сейчас «дать свободу крестьянам», царь вынужден был в то же время сказать о необходимости приступить к подготовке их освобождения в виду опасности дальнейшего сохранения крепостного права, указывая, что лучше отменить крепостное право «сверху», чем ждать, когда оно будет отменено «снизу»5. 

     Подготовка реформы

     Подготовка  крестьянской реформы заняла 4 года. Она началась с традиционных подходов, но закончилась совершенно новаторским  законом.

     Ни  торгово-промышленная буржуазия, ни крестьянство к подготовке реформы не были допущены. А готовившие реформу дворяне стремились главным образом к тому, чтобы обеспечить собственные интересы.

     Выработка оснований крестьянской реформы  сначала была возложена на Министерство внутренних дел. Этим занялась специальная  группа компетентных чиновников под  председательством А.И. Левшина - товарища (заместителя) министра внутренних дел  С.С. Ланского.

     3 января 1857 г. в Зимнем дворце  был учрежден очередной (10-й  для дореформенного времени) Секретный  комитет по крестьянскому делу  из высших сановников страны. Но в условиях «оттепели» старая  традиция дала вдруг неожиданный  эффект. Уже на втором заседании  государственные мужи николаевской  эпохи решили, что правительству  следует издать для всеобщего  сведения указ по крестьянскому  вопросу, отпечатать его, оформить  в рамочку под стекло и разослать  во все губернии, уезды, отдаленные  утолки империи, чтобы «успокоить  взволнованные умы». За эту меру  высказался даже шеф жандармов.  Указ не состоялся, но эпизод  этот показывает, как неожиданно  врывалась жизнь в привычные  условия правительственного механизма. Потребовалось еще 10 месяцев, чтобы секретность была снята и с самого комитета, и с крестьянского вопроса.

     Реформирование  помещичьей деревни в первой половине XIX в. включало, не считая указов о вольных хлебопашцах и об обязанных крестьянах, еще два варианта локального характера: освобождение крестьян без земли в трех прибалтийских (остзейских) губерниях и введение в трех юго-западных губерниях инвентарей - правительственной регламентации наделов и повинностей при сохранении крепостного права. На начальной стадии подготовки реформы это учитывалось.

     Когда в октябре 1857 г. Назимов привез адрес  дворянства северо-западных губерний на имя Александра II, царь потребовал срочно подготовить ответный рескрипт. Он и был одобрен Секретным комитетом 20 ноября 1857 г. Со стороны столичных дворян инициативы так и не последовало. Тем не менее, воспользовавшись их прежними ходатайствами, правительство все-таки приписало эту инициативу им, и 5 декабря 1857 г. был издан рескрипт на имя петербургского генерал-губернатора П. Н. Игнатьева. Это указывало на неизбежность распространения реформы на другие губернии.

     «Сразу же после подписания Александром II рескрипта Назимову его текст поездом был отправлен для рассылки всем начальникам губерний и губернским предводителям дворянства»6. Рескрипт давал первую правительственную программу реформы для трех губерний - Виленской, Гродненской и Ковенской. Помещикам сохранялось право собственности на всю землю, но крестьянам оставлялась их усадебная оседлость, которую они могли приобрести в собственность посредством выкупа (срок не определялся); полевая, надельная земля предоставлялась крестьянам в пользование за повинности (без указания точных размеров). Вотчинная власть помещиков сохранялась, термин «освобождение крестьян» заменен более осторожным - «улучшение быта». Для подготовки реформы предусматривалось открытие дворянских комитетов в названных трех губерниях. Сам по себе рескрипт Назимову носил локальный характер и впрямую еще не означал приступа к общероссийской реформе. Однако важность и кардинальная новизна этого акта заключалась в его гласности. Сразу же он был разослан всем губернаторам и губернским предводителем дворянства для ознакомления. 5 декабря 1857 г. был принят аналогичный рескрипт для Петербургской губернии, что, по сути, означало неизбежность ее дальнейшего распространения вслед за столицей.

     Дворянство  получало право создать на местах губернские комитеты и на основании  рескриптов разработать проекты  реформы для данной губернии: допускалось, что каждая из них будет иметь  свой проект и свой закон, и вводиться  они будут постепенно, с запада на восток.

     После этого один за другим начали поступать  адреса местного дворянства и принимались  ответные рескрипты, создавались губернские дворянские комитеты. В 1858 - начале 1859 г. открылись 46 губернских комитетов в Европейской России. В выборах этих комитетов и составлении адресов на имя Александра II участвовало около 44 тыс. дворян - владельцев крепостных (40% общего их числа)7. Так стал создаваться механизм реформы. Чтобы контролировать деятельность дворянства, были назначены в каждый губернский комитет по два «члена от правительства».

Информация о работе Отмена крепостного права в России в 19 веке