Отечественная война 1812 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 14:30, контрольная работа

Описание работы

Отечественная война 1812 года явилась величайшим испытанием для русского народа и в то же время поворотным пунктом в духовной жизни огромной страны. Вторжение неприятеля в пределы России, бородинское сражение, пожар Москвы, напряженная борьба с Великой армией Наполеона вызвали могучий народный подъем. Все народы России и её армия проявили высокий героизм и мужество и развеяли миф о непобедимости Наполеона, освободив своё Отечество от иноземных захватчиков.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..4
1 Обстановка в Европе на момент начала войны. Причины войны………....6-7
2 Подготовка к войне. Диспозиция сил……………………………………...7-10
3 Отступление русской армии……………………………………………....10-11
4 Смоленское сражение……………………………………………………...11-13
5 Бородинское сражение…………………………………………………….13-18
6 Пожар Москвы. Тарутинский маневр…………………………………….18-20
7 Партизанская война………………………………………………………..20-22
8 Сражение под Малоярославцем и бегство Наполеона из России……....22-25
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

история.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Русская армия отступала все дальше и дальше, но Наполеон не видел близкой победы. В населенных пунктах, откуда ушла русская армия, французы не могли найти себе пропитания. На своем пути они встречали города, в которых не было ни одной живой души: мирные жители уходили вслед за армией, бросая свои дома и имущество. Наполеон повсюду оставлял свои гарнизоны, опасаясь партизанской войны. Великая армия редела с каждым днем. План Барклая-де-Толли постепенно приносил плоды, но великая армия Наполеона по-прежнему оставалась грозной силой. Она приближалась к Смоленску, который называли «ключом к России».

 

4. Смоленское сражение

22 июля 1-я и 2-я армии соединились. Все считали, что теперь война  пойдет по-другому, отступление прекратится, но скоро выяснилось, что это  невозможно.

У Наполеона под Смоленском было сосредоточено 250 тысяч человек, тогда как в обеих армиях русских насчитывалось всего 120 тысяч человек. Наполеон решил стремительно приблизиться к Смоленску, захватить его и таким образом отрезать русским путь отступления.

Французам удалось на некоторое время опередить полки Багратиона и Барклая. Дорогу на Смоленск прикрывала 27-я пехотная дивизия генерала Неверовского (1771 – 1813), состоящая из новобранцев, не умевших обращаться с оружием. Против нее шла знаменитая кавалерия маршала Мюрата, и Великая армия была уверена в своей победе.

Мюрат сумел выбить 27-ю дивизию Неверского с занятой ею позиции. Русские войны отошли по Смоленской дороге и укрылись в лесу. Деревья затрудняли действия неприятельской кавалерии, новобранцы во главе с Неверским отражали одну за другой яростные атаки трех корпусов Мюрата.

Но теперь и Смоленск был в опасности. Его защищали около 15 тысяч солдат под командованием генерала Раевского. На штурм Смоленска был брошен корпус французского маршала Нея. Одновременно французская артиллерия начала обстрел городских укреплений, однако Раевский держался весь день. Ночью к Смоленску подошли главные силы русской армии. Передовые позиции в городе занял корпус генерала Дохтурова (1756 – 1816). Блестяще действовала артиллерия под командованием генерала Кутайсова (1784 – 1812).

На следующий день Смоленск был окружен корпусами французских маршалов Даву, Нея и Мюрата. Французы начали генеральный штурм. Город пылал, его покидали жители. Несмотря на то, что штурм был отбит, Барклай-де-Толли приказал русской армии отступать к Москве, боясь оказаться ловушке в горящем городе.

Наполеон вошел в горящий Смоленск. В этом сражении он потерял 20 тысяч солдат (русская армия почти в 2 раза меньше) и не добился решительной победы, русские войска не были разбиты. Великая армия таяла на глазах, а русские продолжали отступать к Москве, пополняясь свежими силами. Приближенные Наполеона советовали ему прекратить наступление на восток и отойти в Белоруссию. Но наполеону во что бы то ни стало, была нужна победа в «генеральной баталии» и разгром русской армии. Он приказал своим войскам двигаться к Москве.

В русской армии солдаты начали возмущаться, до каких пор будет продолжаться отступление? Солдаты рвались в бой. Многие обвиняли Барклая в том, что это он настоял об отступлении. Разногласия Багратиона и Барклая-де-Толли возобновились.

Александр 1, следивший за развертыванием событий из Петербурга, понял, что ситуация требует каких-то изменений. Он решил, что нужно сменить главнокомандующего. Он должен обладать опытом руководства некрупными операциями, пользоваться большим авторитетом в армии и народе. Таким полководцем мог быть только Михаил Илларионович Кутузов.

17 августа он прибыл в расположение  русских войск. Солдаты восторженно  приветствовали нового главнокомандующего, прославленного во многих сражениях и походах. По армии разлетелась присказка: «Приехал Кутузов бить французов».[7]

 

5. Бородинское сражение

Русская армия находилась в 125 км от Москвы. Здесь, близ села Бородино, Кутузов решил дать французам генеральное сражение. Долго подыскивалось место для ведения боя и, наконец, выбор пал на Бородинское поле. Для этого было несколько важных причин.

Во-первых, через него идут Новая и Старая Смоленские дороги. Заняв оборону здесь, перерезав оба тракта, русская армия преграждала Наполеону путь к Москве.

Во-вторых, на этом поле было сравнительно легко занять сильную позицию благодаря тому, что правую часть поля прикрывала речка Колоча, в центре находилась Курганная высота; слева у деревни Шевардино, - большой холм, на Старой Смоленской дороге высился Утицкий курган. Кутузов оценивал выбранную позицию как «одну из наилучших, которую только на плоских местах найти можно» .На Курганной высоте и Шевардинском холме были возведены сооружения из земли и бревен, поставлены артиллерийской батареи. Укрепления получили названия «батарея Раевского» и «Шевардинский редут».[8]

Местность вынуждала французов на узком участке атаковать русские войска в лоб, преодолевая крутые берега Колочи. Это неизбежно приводило к большим потерям среди атакующих.

Наполеон заметил, что Шевардинский редут выдавался далеко вперед, и если бы французам удалось взять его с ходу, весь левый фланг русской позиции оказался бы открытым, т.к. за Шевардином укреплений не было.

Кутузов понимал неудобство этой позиции и приказал начать строительство Семеновских флешей – новых земляных укреплений позади Шевардина, южнее и западнее деревни Семеновское. Строительство только начиналось, а французская 35-тысячная армия уже атаковала редут с двух сторон. Его защищали 12 тысяч солдат во главе с генералом Горчаковым (1779 – 1855). Перед ним стояла задача продержаться до окончания строительства Семеновских флешей.

Французы раз за разом бросались в атаки и терпели неудачи. Наконец им удалось взобраться на редут, однако вскоре они были выбиты подоспевшей на помощь кирасирской дивизией.

Обдумывая предстоящую битву, Наполеон колебался между двумя вариантами ведения боевых действий. Первый вариант ему посоветовал маршал Даву: обойти главные силы русской армии по слабо защищенной старой Смоленской дороге, быстро достичь города Можайска, где сходятся дороги на Москву, и отрезать русским путь к столице. Но Наполеон, боясь того, что русские уклонятся от сражения, предпочел второй вариант. Он решил атаковать главными силами Семеновские флеши, прорвать там оборону и уничтожить.

Кутузов учел обе эти возможности. На правом фланге и центре он разместил войска 1-й армии под командованием Барклая. Курганную высоту занял пехотный корпус генерала Раевского. Левый фланг с Семеновскими флешами должна была оборонять 2-я армия Багратиона (поэтому Семеновские флеши называют «Багратионовы»).[9] На самом левом краю поля, близ Утицкого кургана, Кутузов поставил корпус генерала Тучкова, который должен был прикрывать Старую Смоленскую дорогу. Кроме того, в распоряжении Кутузова имелся большой резерв, которым он мог воспользоваться, в случае нужды.

Бородинская битва была одним из крупнейших сражений своего времени. Войска Наполеона насчитывали 135 тысяч человек и 580 орудий, у Кутузова было более 120 тысяч человек и 620 орудий.

При изучении Отечественной войны неоднократно возникал вопрос: была ли необходимость в Бородинском сражении? И если «да», то для каждой из противоборствующих сторон эта необходимость была более важной, более существенной? По-своему оригинально и однозначно на этот вопрос ответил Л.Н. Толстой. В романе «Война и мир» он писал: «Для чего было дано Бородинское сражение? Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла. Результатам ближайшим было и должно было быть - для русских то, что мы приблизились к погибели Москвы, а для французов то, что они приблизились к погибели всей армии».[10]

Однако Бородинской битвы не могло не быть. Она была неизбежна. Кутузов дал сражение, во-первых, потому, что этого желала отступавшая армия. Во-вторых, возбуждённое общественное мнение не простило бы Кутузову, если бы он без решительной схватки с неприятелем отступил до самой Москвы. Кроме того, принимая решение о Бородинском сражении, Кутузов с полным на то основанием рассчитывал обескровить врага, лишить его надежды на лёгкую победу и этим положить начало позорному изгнанию оккупантов из пределов России. У Наполеона были свои соображения. Учитывая своё временное превосходство в силах, он надеялся в генеральном сражении разгромить русскую армию, принудить Александра 1 к вынужденному миру и с блеском закончить очередную кампанию.

26 августа рано утром началось  сражение. Сначала с обеих сторон  открыли огонь артиллеристы. Затем  французский пехотный корпус  Богарне внезапной атакой захватил  село Бородино, развернул там  артиллерийские батареи и повел обстрел правого фланга русских войск и батареи Раевского. Однако русские артиллеристы подожгли мост через реку Колочу и предотвратили дальнейшее продвижение неприятеля на этом участке.

Одновременно с этим корпус маршала Даву начал наступление на Багратионовы флеши. Но и здесь русские артиллеристы огнем остановили противника, французы понесли большие потери. Вторая атака корпуса Даву была отбита 27-й пехотной дивизией генерала Неверского. Тогда Наполеон направил свои главные силы: пехотные корпуса маршала Нея и генерала Жюно, кавалерию Мюрата, против Багратионовых флешей. Французам удалось захватить флеши, но вскоре они были выбиты подоспевшим резервом. Отбиваясь от французов, почти полностью погибли две русские дивизии: генерала Воронцова и Неверовского.

Одновременно с третьей атакой на флеши перешел в наступление на старой Смоленской дороге корпус Понятовского, перед которым была поставлена задача преодолеть сопротивление русских близ Утицкого кургана и ударить в тыл Кутузову. Понятовский быстро сумел захватить Утицкий курган. В бою был смертельно ранен командир русского корпуса генерал Николай Тучков. Тогда же у Багратионовых флешей погиб его брат генерал Александр Тучков. Кутузов был вынужден перебросить с правого фланга на Старую Смоленскую дорогу корпус генерала Багговута, который остановил дальнейшее продвижение Понятовского и сорвал попытку окружения русской армии.

В это время корпус Богарне повел повторную атаку на батарею Раевского. Артиллерийским огнем французы нанесли большой урон защитникам Курганной высоты. Неприятель шел на штурм с трех сторон. Ситуация стала критической. Генералы Ермолов и Кутайсов бросились на спасение Курганной высоты. Завязалась жаркая схватка. Генерал Кутайсов был убит, его тела не смогли найти. Генерал Ермолов был ранен. Ценой огромных потерь французы были выбиты с батареи Раевского. Французский генерал Бонами попал в плен.

Упорные атаки французов на флеши продолжались. Было отбито 7 атак, безуспешно закончились попытки обойти флеши с флангов. Багратион решил быстрой кавалерийской контратакой сорвать планы французов, но неожиданно его ранили осколком ядра. Потеряв командира, защитники флешей начали отступать. Багратиона заменил генерал Коновницын (1764 – 1822). Он с трудом собрал разрозненные части 2-й армии и построил их за деревней Семеновское.

Наполеон уже хотел ввести в бой гвардию, чтобы разгромить русскую армию, но Кутузов бросил на левый фланг французский войск казачий корпус атамана Платова и кавалерийский корпус генерала Уварова.

Во французских войсках началась паника. Наполеон отменил приказ о вводе в бой императорской гвардии. «Я не могу рисковать последним резервом за три тысячи километров от Парижа», [11]заявил он.

Своим маневром Кутузов выиграл время, в течение которого приостановились яростные атаки французов. Генералу Коновницыну и генералу Дохтурову удалось привести в порядок отступившие от Семеновских флешей части 2-й армии. После этого Кутузов приказал Уварову и Платову отойти на исходные позиции.

Через пару часов атаки французов возобновились. На этот раз главной целью стала батарея Раевского. Да, французы прорвали Курганную высоту, но прорвать русские позиции они не смогли. Русские войска построились позади Курганной высоты, и французы не смогли выбить их и отбросить от деревни Семеновское. Наполеон не решился атаковать русские войска и приказал прекратить активные действия. К концу дня бородинское сражение окончилось.

Бородинское сражение - единственный в истории войн пример генерального сражения, исход которого и та, и другая сторона сразу же объявили и доныне празднуют как свою победу, имея на то основания.

С одной стороны, Наполеону удалось захватить все укрепления русской позиции: и Багратионовы флеши, и батарею Раевского, и Утицкий курган, и село Бородино. Поле боя осталось за французами. Поэтому Наполеон заявил, что победу одержал он.

С другой стороны, Наполеон не достиг своей главной цели – разбить русскую армию в генеральной сражении и тем самым решить исход всей войны. Замысел Наполеона не увенчался успехом. Разгромить русскую армию ему не удалось. Кроме того, Великая армия понесла большие потери: убито и ранено около 58 тысяч человек. Из строя выбыло полсотни генералов. Урон был огромен.

Русская армия потеряла убитыми и ранеными около 45 тысяч солдат, а также 29 генералов. Среди них были такие видные полководцы, как командующий 2-й армией Багратион, генералы братья Николай и Александр Тучковы и многие другие. 2-я армия фактически перестала существовать. Войска были сильно расстроены, значительных резервов не было. А наполеоновская армия, несмотря на понесенные потери, оставалась опасным противником. С запада к ней подходили свежие дивизии. Русские были не готовы к новой битве, поэтому Кутузов дал приказ отступать.

6. Пожар Москвы. Тарутинский  маневр.

Русская армия, оставив Бородино, отходила к Москве. За ней медленно двигались полки Наполеона. 1 сентября русские войска расположились в предместьях Москвы, около деревни Фили. Кутузов поставил на обсуждение вопрос: «Ожидать ли нападения на невыгодной позиции или уступить неприятелю Москву? ».[12]

Информация о работе Отечественная война 1812 года