Основные этапы теории внешней политики современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 16:32, контрольная работа

Описание работы

Внешняя политика государства относится, как известно, к одной из самых сложных сфер деятельности. Но так же, как в случае с внутренней политикой, эффективность этой деятельности во многом зависит от ее реалистичности, целеустремленности и последовательности. Все эти характеристики в значительной мере закладываются уже на этапе выработки теории политики, принимающей в конечном счете форму доктрин, концепций, конкретных программ и т.д.

Файлы: 1 файл

Контрольная по истории.docx

— 31.47 Кб (Скачать файл)

Введение

Внешняя политика государства относится, как известно, к одной из самых сложных сфер деятельности. Но так же, как в случае с внутренней политикой, эффективность этой деятельности во многом зависит от ее реалистичности, целеустремленности и последовательности. Все эти характеристики в значительной мере закладываются уже на этапе выработки теории политики, принимающей в конечном счете форму доктрин, концепций, конкретных программ и т.д.

 Но какой совершенной и выверенной ни была теория, практическая политика всегда будет от нее отличаться, поскольку ни одна теория не способна учесть все те конкретные проблемы, которые ставит жизнь.

Несмотря на это нельзя не признать справедливость выражения «Нет ничего практичнее хорошей теории» и не отдать должное высокой роли хорошей стратегии. Без реалистичной фундаментальной теории практика продвигается вперед на ощупь, как бы вслепую, находится в безраздельной власти метода «проб и ошибок». Поэтому, прежде чем рассмотреть вопросы, связанные с эволюцией практики внешней политики современной России, рассмотрим, как в последние годы шло становление теории этой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Основные этапы теории внешней политики современной России

Интенсивный поиск новой внешнеполитической концепции (о теории на этом этапе говорить еще не приходится) России начался вскоре после распада СССР и обретения ею полного суверенитета. Первая попытка сформировать и представить ее миру была предпринята Президентом России Б. Ельциным уже 31 января 1992 г. Выступая в этот день на специальном заседании Совета Безопасности ООН перед главами государств и правительств 15 стран – членов этого Совета, российский Президент предложил преобразовать программу Стратегической оборонной инициативы (СОИ) в международный проект с учетом технологических разработок оборонного комплекса России. В результате такого объединения могла бы быть создана глобальная система космической защиты. Заявив, что Россия рассматривает США и другие западные государства не только как партнеров, но скорее, как союзников, Б. Ельцин выдвинул целый ряд инициатив. Он предложил, в частности, создать механизм быстрого реагирования, который мог бы быть оперативно задействован Советом Безопасности ООН в любом районе планеты, где возникает угроза миру и стабильности. «Мы, - говорил Президент России в речи на заседании СБ, - исключаем какое-либо подчинение внешней политики идеологическим доктринам. Наши принципы просты и понятны: главенство демократии, прав и свобод человека, законности и нравственности».

Выступлению российского Президента в СБ ООН предшествовало его специальное послание Генеральному секретарю ООН Бутросу Гали. В нем были изложены основные направления российской политики в области сокращения вооружений и разоружений: стратегических наступательных вооружений, тактического ядерного оружия, противоракетной обороны и космоса, запрещений испытания ядерного оружия и запрещения производства расщепляющихся материалов для целей оружия, нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, обычных вооружений, химического и биологического оружия, оборонных бюджетов, конверсии военного производства. Двумя неделями позже министр иностранных дел России А. Козырев выступил в Женеве на конференции по разоружению и в Комиссии ООН по правам человека, разъяснив и дополнив предложения Б. Ельцина, содержавшиеся в упоминающемся выше его Послании Генеральному секретарю ООН.

Параллельно с исполнительными структурами власти над внешнеполитической доктриной трудились и в представительных властных органах. В результате уже в конце февраля 1992 г. свет увидела параллельная, точнее говоря, альтернативная внешнеполитическая концепция. Это была концепция Верховного Совета России. Выступая на научно-практической конференции в МГИМО «Преображенная Россия в новом мире» председатель Верховного Совета Р. Хасбулатов изложил ее основные аспекты. В конференции принимали участие также Е. Примаков, бывший тогда генеральным директором внешней разведки России Независимая газета 29 апреля 1997 г., А. Козырев, министр иностранных дел, и другие государственные деятели.

Содержание концепции Р. Хасбулатова во многом совпадало с главными положениями президентской доктрины. Обе исходили из отказа внешней политики новой России от идеологизированной биполярности, т.е. от привычного деления мира на две противостоящие мировые общественные системы; обе декларировали отказ от преимущественной опоры на военную силу как средство внешней политики, обе признавали важность «формирования в России дееспособной экономики», «помощи национальной промышленности, национальному предпринимательству в целом в выходе на внешние рынки и т.д. Обе концепции признавали также важность для новой России дружественных и конструктивных отношений с США, странами Европейского Сообщества, Японией, Китаем, Индией, Турцией и другими государствами.

Однако в концепциях Б. Ельцина и Р. Хасбулатова содержались не только одинаковые или созвучные подходы, но и заметные различия, что явно указывало не только на разногласия, но и на определенное противостояние между двумя ветвями власти. Так, в концепции председателя Верховного Совета особо акцентировались те направления внешней политики России, которые были традиционными для СССР в прошлом, а именно отношения со странами Центральной и Юго-Восточной Европы и, в частности, со странами, входившими в свое время в СВЭ и ОВД. Арабский Восток и Азия и Африка также упоминались как особо важные направления внешней политики новой России. По мнению Р. Хасбулатова, этого требовали геополитические соображения и экономические интересы России. В концепции Хасбулатова, кроме того, речь шла также о предпочтительности и приоритетности отношений с государствами – членами СНГ и странами, граничащими с СНГ.

В конце апреля 1993 г. распоряжением Б. Ельцина был утвержден документ под названием « Основные положения концепции внешней политики Российской Федерации». В его подготовке участвовала группа высококвалифицированных экспертов от МИДа, МВЭС, Минобороны, Службы внешней разведки, аппарата Совета Безопасности и двух комитетов Верховного Совета – по международным делам и внешнеполитическим связям, а также по вопросам обороны и безопасности. Руководил этой работой председатель Межведомственной внешнеполитической комиссии Совета Безопасности Юрий Скоков. Документ прошел всю процедуру согласования и утверждения в рамках нового механизма подготовки и принятия внешнеполитических решений. Он был одобрен Межведомственной внешнеполитической комиссией и утвержден на заседании Совета Безопасности страны.

Концепция, как отмечали ее создатели, разрабатывалась исходя из «жизненно важных интересов страны и ее граждан», а не из идеологических установок или пристрастий тех или иных сил в российском обществе. В числе этих интересов – «обеспечение процессов формирования государственности Российской Федерации и защита ее территориальной целостности; создание условий, обеспечивающих стабильность и необратимость политических и экономических реформ; активное и полноправное участие России в строительстве новой системы международных отношений, в которой ей было бы обеспечено достойное место». (Мокшин В.К. Политология. М.: Академ. Проспект, 2010)

  

 Внешняя политика современной России

Понятие «внешняя политика» раскрывает деятельность государства на мировой арене, направленную на осуществление взаимодействия с другими субъектами международных отношений: иностранными государствами, союзами государств, международными государствами – всемирными и региональными, зарубежными политическими партиями, общественными организациями и группами интересов.

Основными формами проведения внешней политики являются: дипломатические отношения между государствами; членство государств в международных организациях; переговоры и контакты на разных уровнях, высшим из которых являются встречи глав государств и правительств.

Для осуществления внешней политики во властных структурах современных государств существуют специальные органы – министерство иностранных дел и соответствующие парламентские комитеты. В случае возникновения спорных ситуаций, например при ратификации международных договоров и т.п., они разрешаются конституционными судами или другими органами конституционного или высшего судебного надзора.

В Российской Федерации руководство внешней политикой осуществляет Президент.

Внешняя политика признана защищать государственные интересы страны, способствовать благоприятному развитию ее международных связей и эффективному участию в мировой политике. Она неразрывно связана с внутренней политикой государства.

И поэтому, выстраивая схему взаимодействий внутренних факторов и внешней политики, исследователи часто помещают в центр своего анализа национальные интересы, процессы и механизмы их формирования и реализации.

Национальный интерес включает в себя систему отношений, сочетающих в себе потребности функционирования и развития нации-народа как единого организма. Его основу составляют потребности общества, необходимые для его развития и функционирования, защита народа от угроз со стороны других государств и природно-климатических факторов, а также поддержание социального мира и порядка внутри страны.

Современное понимание национальных интересов России нашло отношение в двух стратегических документах – Концепции национальной безопасности и Концепции внешней политики.

Новая концепция внешней политики утверждена Президентом РФ В.В. Путиным 30 июня 2000 г. Необходимость разработки обновленной внешнеполитической платформы прямо связана с принятием в начале 2000 г. в России новой концепции национальной безопасности. Она является базовым документом, содержащим анализ внешних угроз безопасности Российской Федерации.

Целями внешней политики России провозглашаются: обеспечение надежной безопасности, суверенитета и территориальной целостности государства, создание благоприятных внешних условий для его поступательного развития, подъема экономики, укрепление гражданского общества, защита прав и свобод наших граждан и соотечественников.

Среди приоритетных направлений внешней политики России можно выделить следующие.

Строительство демократической многополярной системы международных отношений. Предпринимаются попытки принизить значение суверенного государства как основополагающего элемента международных отношений, внедрить в международный оборот концепции типа «гуманитарной интервенции» в целях оправдания односторонних силовых акций в обход Совета Безопасности ООН.

Сотрудничество с государствами СНГ. Предполагается развитие добрососедних отношений и стратегического партнерства с государствами Содружества, углубление взаимовыгодных интеграционных процессов. «Первостепенной задачей является укрепление Союза Беларуси и России как высшей на данном этапе формы интеграции двух суверенных государств.

Отношения со странами Европы. В придании дополнительного импульса нуждается разностороннее сотрудничество между Россией и Европейским Союзом. В российском понимании европейская интеграция – это единая Европа на принципах демократии и взаимного уважения, а не создание замкнутых оазисов благополучия.

Отношения со странами Азии. В шкале внешнеполитических приоритетов России возрастает значение Азии. Подчеркивается заинтересованность России в развитии регионального сотрудничества в рамках Форума «Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества» и в активизации деятельности «шанхайской пятерки» (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан).

В отношении государств Ближнего Востока, Средиземноморья, Африки, Южной и Центральной Америки в Концепции выделены, главным образом, те направления сотрудничества, которые реально представляют или могут представлять интерес для России в политическом или экономическом аспектов.

Реализм новой внешнеполитической концепции России – это признание и осмысление новых реальностей, мирового развития, в том числе тенденций глобализации.

Тенденции к глобализации международных отношений носят сложный и противоречивый характер. Сегодня просматриваются два варианта развития международных отношений в условиях глобализации. Один из них – использование ее возможностей в основном для индустриально развитых стран, представляющих так называемый золотой миллиард человечества, в целях обеспечения их стабильности, устойчивого экологического и социального развития и благополучия. Другой – объединение национальных усилий для решения проблем глобализации, создание механизмов регулирования ее процессов в интересах всех членов мирового сообщества.

Фактор глобализации создает новые критерии оценки реального положения и роли страны в мире, видоизменяет традиционные представления о мощи держав в мировой политике.

Россия активно вовлечена во все мировые процессы, включая глобализацию. Для России глобализация таит в себе немало опасностей. Задача внешней политики помочь минимизировать эти опасности, в частности, содействовать формирование таких международных механизмов, которые обеспечивали бы наиболее благоприятные условия устойчивого развития российской экономики, ее органичное встраивание в систему мирохозяйственных связей при должном учете факторов, определяющую их экономическую безопасность страны. (Василик М.А., Вершинин М.С. Политология. М.: Гардарики, 2001)

 

Угрозы во внешнеполитических отношениях

Внешняя политика России при Путине – это логичное продолжение политики ельцинского режима. Разница лишь в том, что ей приходится действовать в условиях, когда лимит возможных дальнейших уступок Западу сокращается, как шагреневая кожа, что делает необходимым для российской дипломатии проявлять большую гибкость и изворотливость, показную твердость и изобретательность, шире использовать в своих целях методы информационного прикрытия и пропаганды, привлекать под видом «профессионалов» доморощенных и чужестранных специалистов для оболванивания народа и парализации его воли.

Как же на деле формируется внешняя политика России на ее нынешнем этапе? Совершенно очевидно, что наибольшее влияние на ее проведение продолжают оказывать прозападные группировки, укоренившиеся в администрации президента, правительстве, Совете Безопасности, в МИДе, в экономических, военных, научных и прочих ведомствах со времен Горбачева и контрреволюционного переворота 1991 г. Им как бы противостоят с большим или меньшим успехом группы родителей «национальных интересов России», набранных президентом в основном из числа бывших высокопоставленных деятелей КГБ, предавших Советскую Родину, а сейчас под видом «патриотов» пытающихся овладеть ключевыми позициями во власти. Неудивительно, что при таком положении дел внешняя политика России, будучи к тому же связанной вполне определенными обязательствами по партнерству США и НАТО и постоянно подвергающихся с их стороны давлению, а то и неприкрытым угрозам, отличается крайней неуравновешенностью, а предпринимаемые ею акции на международной арене сплошь и рядом носят весьма противоречивый и двусмысленный характер. Было бы, однако, глубоким заблуждением не видеть при всем этом ее антинародного, проимпериалистического и капитулянтского характера.

Информация о работе Основные этапы теории внешней политики современной России