Органы власти и управления в городах с Магдебургским правом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 19:50, контрольная работа

Описание работы

Великое Княжество Литовское никогда не было жестоким централизованным государством. Основой его всегда были соглашение между Великим князем и конкретной землей. Так в Полоцке и Витебске Великий князь не имел права лично назначать воевода без согласия земского сейма - собрания представителей знати воеводства.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 36.19 Кб (Скачать файл)

Брестский государственный  педагогический университет им. А.С. Пушкина

Кафедра истории  государства и права 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

На тему:

Органы власти и управления в городах с Магдебургским правом 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подготовила :

Студентка 1 курса «А» группы

Заочного  отделения

Юридического  факультета

Правоведения(6)

Новак Яна Юрьевна

Проверил:

Загорнов Александр Александрович 
 
 
 
 

Брест 2011 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

Самоуправление - форма принятия управленческих и  других решений самостоятельно теми, кому они адресован, или их представителям. При самоуправлении коллективный субъект управления практично совпадает с сообществом людей, которыми управляют или устанавливается постоянное взаимодействие между субъектами управления и всеми кто заинтересован в принятии решений.

Великое Княжество Литовское никогда не было жестоким централизованным государством. Основой его всегда были соглашение между Великим князем и конкретной землей. Так в Полоцке и Витебске     Великий князь не имел права лично назначать воевода без согласия земского сейма - собрания представителей знати воеводства. Большинство белорусских городов пользовались Магдебурским правом, то есть правом на самоуправление, которое освобождало город от суда и власти великокняжеских воевод.

 

Органы власти и управления в городах с Магдебурским правом 

    Великое  княжество Литовское было федеративным государством, разные части его имели разную степень подчиненности центру. Так, Полоцкое, Витебское и Мстиславское воеводства имели специальные грамоты, где оговаривались значительные права на самоуправление. Потому наблюдалось разнообразие в правах и обязанностях некоторых должностей, в особенности на уровне воеводства.

    Воевода - руководитель административных, хозяйственных, военных и части судебных органов на территории воеводства. Назначался князем и Советом (в Полоцком и Витебском воеводствах - с согласия местного боярства) пожизненно. Все воеводы были членами Рады и Сейма, где защищали интересы воеводства. Обязанности воеводы: поддержание порядка; управление государственным и великокняжеским имуществом в воеводстве (наблюдение за сбором налогов); организация вооруженных сил воеводства; исполнение суда в городском (замковом) суде. В Полоцке и Витебске воевода обязан был советоваться с местными феодалами.

    Второй  по рангу особой в воеводстве был  Каштелян - командующий вооруженными силами замка воеводы и ополчения  военнообязанных воеводств. Он тоже был членом Рады и Сейма.

    Заместителем воеводы был подвоевода. Он управлял канцелярией, свидетельствовал документы, председательствовал в городском (замковом) суде.

    На  более низкой ступени стояли ключник (сбор налогов), конюшист(разведение лошадей для армии), городничий( комендант замка). Все эти должности имели право занимать только феодалы и только жители княжества, а в некоторых воеводствах и уездах (Витебское и Полоцкое) - только местная знать.

    Во  главе администрации уезда стоял староста, обязанности его были похожие на обязанности воеводы. Назначался он князем и Радой пожизненно, с течением времени эта должность стала более почетной, была источником дохода для ее владельца. Непосредственное руководство уездной администрацией проводил подстароста.

    Помогали  старосте и падстарасте уездный предводитель, он председательствовал на уездных сеймах и управлял уездным ополчением. Знаменосцем уездного ополчения был хоружий.

    На  более низкой степени находились государственники (раньше назывались тиунами), что управляли отдельными государственными конторами.

    В воеводствах и уездах проводились  местные (воеводские или уездные) сеймики, что могли решать разные вопросы о жизни воеводства или уезда. На сеймиках присутствовали все руководящие особы и все желающие шляхтичи территориальных единиц. Главная роль сеймиков - это выбор 2-ух послов на общегосударственный сейм и выработка для их инструкций и ходатайств перед правительством. На сеймиках слушали отчеты послов о сеймах, выбирали судей и назначали на должности местного управления.

    Система органов местного управления складывалась параллельно обустройству административно-территориального раздела ВКЛ. Долгое время княжества  не имели одинакового раздела. В  состав ВКЛ входили удельные княжества, что управлялись своими княжескими династиями, наместничества (ликвидированные  удельные княжества, что управлялись  великокняжескими заместителями). Они образовывали около 20 судебно-административных округов, границы их точно определенны не были (XV - первая половина XVI вв.). Постепенно удельные княжества ликвидировались, росло количество наместничеств. В 1413 г. были основаны первые воеводства - Виленское и Трокское. После Городельской унии ВКЛ стало перенимать принципы территориального раздела, что существовал в Польше. Большие наместничества стали называться воеводствами, строчные - уездами. В 1504 г. воеводствам стола Полоцкое наместничество, в 1507 - Новогрудское, в 1508 г. - Витебское. Окончательно раздел на воеводства и уезды был проведен во время административной реформы 1565-1566 гг. В результате ее последние удельные княжества (Слуцкое, Друцкое, Лукомское) были ликвидированны. ВКЛ было разделено на воеводства: 

    Берестейское, Виленское, Витебское, Минское, Мстиславское, Новогрудское, Полоцкое и Трокское.  В состав воеводств входило 30 уездов, 16 из них - на территории современной Беларуси. Такой раздел был закреплен в Статуте ВКЛ 1588 г. и сохранялся до конца существования государства.

    Самоуправление в ВКЛ в XVI-XVII вв. имело сословный характер. Именно потому оно складывается из нескольких подсистем: крестьянское, шляхетское и городское самоуправление.

    Крестьянское  самоуправление  осуществлялось через  крестьянские собрания, на которых  разбирались спорные вопросы между крестьянами, происходили выборы старосты и пр. Также элементом крестьянского самоуправления являются крестьянские копные суды.  В копных судах рассматривались преимущественно вопросы простых людей (крестьян, свободных поселенцев, мещан городов, которые не пользовались магдебурским правом) самими же крестьянами. Копный суд был скорым, справедливым, милостивым, доступным для каждого и тайным.

    Справедливость  выявлялась в том, что шляхтич и простой крестьянин  пользовались равными правами. Копное право не признавало сословного раздела общества. Справедливость копного решения основывалось на том, что оно выносилось не на основе феодального законодательства, которое создавало разные слои знати и духовенства, а на основе народной осведомленности копных судей. Копные суды действовали на основании норм обычного права.

    Что касатся шляхетского самоуправления, то оно осуществляется через сеймики и собрания знати. Сеймики являются одновременно и органом местного самоуправления, и парламентским институтом государства. Существуют следующие виды сеймиков: передсеймовые, реляционные, коптуровые, депутатские, элекцийные и хозяйственные. Элементами шляхтетскогоо самоуправления является земский, падкаморский и каптуровый суд. Земский суд - это первый суд, который был от органов государственного управления. Земский суд рассматривал криминальные и гражданские дела знати, жалобы на незаконные действия служебных особ уезда. Комплектование суда  происходило в следующем 
 

порядке: выборы назначались великим князем, а  в его отсутствие - воеводой или  старостой, или другой служебной  особой местной администрации, о  чем знать сообщали за 4 недели. Именно знать обладала правом избрания кандидатов на должности писаря, подсудка и судьи земского суда. Избранными могли быть только рожденные в ВКЛ, шляхтичи, землевладельцы, христианской веры, которые знали право, умели писать, не занимали других духовных, государственных судебных должностей.

    В общем земские суды соответствовали современным Областным (Минскому городскому) судам, но земские суды рассматривали дела только знати. Потому можно сказать, что в земских судах существовал принцип сословности. На основании Статута ВКЛ 1566 года был созданный подкаморский суд. Его возникновение было связано с земельной реформой и получением знатью права частной собственности на землю. С 1588 года на уездных соймиках на должность подкамория выбирали четырех кандидатов, одного из них утверждал великий князь.

    Главные вопросы подкоморского суда - земельные. Суд складывался из подкомория и межевика, который его заменял в случае необходимости. При решении дел подкаморий действовал от имени великокняжеской власти. Однако надо отметить, что подкаморские суды защищали уже ни только государственные интересы, но и законные права и интересы частных особ. Подкаморские суды в то время были необходимыми, потому что была проведена земельная реформа, существовал острый земельный вопрос, земля находилась  в частной, государственной, монастырской собственности. В современной судебной системе земельные дела рассматривают как общие, так и хозяйственные суды.

    И создание нового суда, который бы рассмотривал земельные дела ни, потому что земля находиться в собственности государства. Каптуровы суд, который действовал в период бескоролевья, был чрезвычайным, временным судом, который рассмотревал дела феодалов. В состав суда входили воевода или уездный староста или их заместитель, судья и писец замкового суда, падкаморый. Каптуровый суд рассматривал криминальные дела о убийствах, разбоях, поджогах, нападениях на поместья, фальсификации имущественных прав, а так же цивильные дела магнатов, знати, монастырей.

В общем во время между назначением королей с целью обеспечения внутренней безопасности и сохранения целостности государства и избрания нового монарха знати принадлежала вся власть  в уезде.

    С конца XIVв. города (и даже некоторые городки) постепенно  начинают приобретать самоуправление по принципу западноевропейских. Эта форма местного самоуправления получила название "Магдебургскае право". Магдебургское право - это совокупность правовых норм, которые регулировали жизнь и деятельность граждан и местачковцев. В городах с Магдебургским правом органом городской власти был магистрат, который складывался из рада и лавы.  Магдебургское право давалась на основании специальных городских грамот, в которых вместе с другими правами за мещанами закреплялась право на свой сословный суд. В связи с этим шел процесс разграничения юрисдикции государственной администрации и магистрата.

    Первым  право на самоуправление получил  город Магдебургв XШ  веке. Именно от названия этого города и получило свое название «Магдебургское право». Многие белорусские города  были центрами ремесла, торговли и культуры. И многие получили право на самоуправление. Это не противоречило традиционному местному праву, белорусским законам и не обменяло их Магдебургское право было своеобразной частью законодательства ВКЛ.

    Первым  в Белоруссии Магдебургское право  получил Брест – в 1390 г., топом  Гродно-в 1381 и т.д. До второй половины XVII в Магдебургским правом владели почти все города и местечки, которые были более-менее значимыми. Это было в интересах ВКЛ, поскольку оно постоянно подвергались нападемиям.  А это значит, что в случае войны мещане защищали не только государство, но и свой город, поместье, личную свободу.

    Магдебургское право становится официальным гарантом  независимости от феодальной администрации и юстиции. В городах с Магдебургским правом  действовал бурмистарски, бурмистраво-радецкий и войтовско-лавницкий суды. Бурмистарский суд рассмотрений мелкие и незначительные правонарушения и споры средь мещан. Этот суд складывался из одного бурмистра. Бурмистарско-радецкий суд в 16-17 ст. складывался с двух бурмистраў (выбирались с мещан) и с советников, которые тоже разделялись на две половины. Надо отметить, что бурмистарска-радецких суд существовал только в крупных городах. В малых городах и в большинстве частных городах его ни было. Полностью на принципах выборности и участия представителей населения создавались войтовско-лавницкие суды. Яны рассматривали криминальные дела, жилищные споры, свидетельствовали завещания имущества, договоры купли-продажи и пр. Такие суды складывались с войта, его заместителя лентвойта и лавников (заседателей).

Юрисдикции войтовско-лавницкого суда подлежали все мещане. Компетенция суда была следующей:

1) Рассмотрение  дел по криминальным преступлениям.

2) Право первой  апелляции на решения бурмистарска-радзецкого суда;

3)Рассмотрение  дел, в которыходна изс сторон ни находилась под городской юрисдикцией.

 Иногда, как  криминальная, так и штатские дела рассматривались объединенным войтовско-лавницким и бурмистравско-радецким судом, который назывался магистратским. Введение Магдебурского права на Беларуси не было простым заграничных правовых узоров, ведь право на самоуправление является старинной традицией наших предков. Магдебурское право помогло сформировать систему представительных, исполнительных и судебных органов местного самоуправления, разграничить их компетенцию, установить прочные правовые связи великокняжеской власти и местного самоуправления, очертить точно их взаимные права и обязанности.

Информация о работе Органы власти и управления в городах с Магдебургским правом