Организация коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 16:46, реферат

Описание работы

Начавшаяся Вторая Мировая война явилась самым страшным и кровопролитным военным конфликтом всего человечества. Первоначальный этап войны складывается крайне трагично для Западной Европы и успешно для гитлеровской коалиции, и к моменту нападения Германии на Советский Союз, Европа была покорена Гитлером. И уверенный в своём превосходстве фюрер планировал завершить войну с Советским Союзом за 5 месяцев, но на защиту своей Родины встали абсолютно все.

Содержание работы

Введение……………………………………………………..……………….....3
1.Военно-экономическая обстановка СССР в 1942 г.............................4-8
2.Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны...............8-20
2.1.Сталинградская битва.......................................................................8-15
2.1.1. Сталинградский фронт...............................................................9-13
2.1.2. Операция “Кольцо”..........................................................................14
2.1.3. Значение победы под Сталинградом..........................................15
2.2.Битва на Курской дуге.....................................................................16-20
3.Антифашисткая коалиция..................................................................20-25
3.1.Формирование антифашисткой коалиции....................................20-22
3.2.Второй фронт.....................................................................................22-23
3.3.Тегеранская конференция................................................................23-25
Заключение...................................................................................................26
Список литературы.....................................................................................27

Файлы: 1 файл

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.docx

— 57.20 Кб (Скачать файл)

Наряду с техническим совершенствованием всех видов вооруженных сил и родов войск изменялась и их организационная структура. Организация войск и их оснащение новейшей боевой техникой к началу Курской битвы вполне соответствовали условиям войны с еще сильным противником и отвечали требованиям советского военного искусства. После ожесточенных сражений на западном и юго-западном направлениях обе стороны перешли к обороне. Наступила своеобразная пауза, затишье на фронтах. Обширные территории Советской страны были освобождены нашими войсками, миллионы советских людей вызволены из фашистского рабства.  
 
Немецко-фашистское командование решило провести летом 1943г. крупную наступательную операцию и вновь захватить в свои руки стратегическую инициативу и для этого они решили бросить туда самые лучшие свои силы: «Для Осуществления операции под Курском, получившей название "Цитадель", противником были сосредоточены огромные силы и назначены наиболее опытные военачальники: 50 дивизий, в том числе. 16 танковых, группы армий "Центр" (командующий генерал-фельдмаршал Г. Клюге) и Группы армий "Юг" (командующий генерал-фельдмаршал Э. Манштейн). Всего в составе ударных группировок противника находилось свыше 900 тыс. человек, около 10 тыс. орудий и миномётов, до 2700 танков и штурмовых орудий и более 2000 самолётов. Важное место в замысле противника отводилось применению новой боевой техники – танков "Тигр" и "Пантера", а также новых самолётов (истребителей "Фокке-Вульф-190А" и штурмовиков "Хеншель-129").»                        [5, с.16]    
 
 
Наибольшее количество немецко-фашистских войск было сосредоточено на западном и юго-западном направлениях, т. е. на смоленском, орловско-брянском и харьковском. В ходе зимнего наступления 1942-43 г, здесь образовался огромный выступ, глубоко вдававшийся в расположение противника. Наличие Курского выступа создавало весьма выгодные условия для нанесения ударов по флангу и тылу немецко-фашистских группировок, сосредоточенных в районе Орла и Брянска и в районе Харькова и Белгорода, но  в то же время дугообразное начертание линии фронта позволяло и немецко-фашистским войскам осуществить удары по сходящимся направлениям с орловского и белгородско-харьковского выступов по флангам нашей группировки, занимавшей Курскую дугу.[3, с.25]   
 
Оборона Курского выступа возлагалась на войска Центрального и Воронежского фронтов. Оба фронта насчитывали более 1,3 млн. человек, до 20 тыс. орудий и миномётов, более 3300 танков и САУ, 2650 самолётов. Войска Центрального фронта (48, 13, 70, 65, 60-я общевойсковые армии, 2-я танковая армия, 16-я воздушная армия, 9-й и 19-й отдельный танковые корпуса) под командованием генерала К. К. Рокоссовского должны были отразить наступление противника со стороны Орла. Перед Воронежским фронтом(38, 40, 6 и 7-я гвардейские, 69-я армии, 1-я танковая армия, 2-я воздушная армия, 35-й гвардейский стрелковый корпус, 5-й и 2-й гвардейские танковые корпуса), которым командовал генерал Н. Ф. Ватутин ставилась задача отразить наступление противника со стороны Белгорода. [1, с.157] 
Советское командование приняло решение провести оборонительное сражение, измотать войска неприятеля и нанести им поражение, нанеся в критический момент контрудары по наступающим. С этой целью на обоих фасах курского выступа была создана глубоко эшелонированная оборона. Войска Центрального фронта (командующий — генерал армии Константин Рокоссовский) обороняли северный фас Курского выступа, а войска Воронежского фронта (командующий — генерал армии Николай Ватутин) — южный фас. Войска, занимавшие выступ, опирались на Степной фронт.

Германское наступление началось в 16-00 вечером 4 июля с разведки боем на южном фасе Курского выступа с целью выбить полевое охранение 6-ой гвардейской армии генерала Чистякова. Утром же 5 июля 1943 года наступление продолжилось как на южном, так и на северном фасах. Поскольку советскому командованию было точно известно время начала операции, в 3 часа ночи, за 30-40 минут до его начала была проведена артиллерийская и авиационная контрподготовка. Артподготовка пришлась по пустым позициям, немцы еще спали в своих блиндажах; однако советская контартподготовка их разбудила. Когда советское командование поняло позднее из показаний немецких военнопленных, что его удар не пришелся на плотные массы немецкой пехоты в окопах, ожидающие сигнала к началу атаки, оно посчитало причиной неудачи артудара то, что немцы якобы планировали вывести свои войска в первую линию траншей, по которой и был нанесен удар, за 5-10 минут до начала наступления, поэтому артподготовка и пришлась впустую. Однако считалось, что советский огневой удар все же нарушил связь в немецких частях и нанес большой ущерб немецкой артиллерии, почему удар был перенесен на 6 часов 30 минут (в 6 часов немцы начали артподготовку, через полчаса — атаку). Перед началом наземной операции, в 6 часов утра по нашему времени, немцы также нанесли по советским оборонительным рубежам бомбовый и артиллерийский удар. Перешедшие в наступление танки сразу столкнулись с серьезным сопротивлением. Главный удар на северном фасе был нанесен в направлении Ольховатки. Не достигнув успеха, немцы перенесли удар в направлении Понырей, но и здесь не смогли прорвать советскую оборону. Вермахт смог продвинуться лишь на 10—12 км, после чего уже с 10 июля потеряв до двух третей танков, 9-я немецкая армия перешла к обороне. На южном фасе главные удары немцев были направлены в районы Корочи и Обояни.

12 июля в районе Прохоровки  произошел крупнейший в истории  встречный танковый бой. С немецкой  стороны в нем участвовала  «1-я дивизия СС «Лейбштандарте-СС Адольф Гитлер» имевшая около 200 танков, в том числе 13 "Тигров" и ни одной "Пантеры". С советской стороны в сражении участвовала 5-я танковая армия П. Ротмистрова, насчитывашая около 800 танков. После нанесения массированного авиаудара сражение с обеих сторон перешло в активную его фазу и продолжалось до конца дня. К исходу 12 июля сражение завершилось с неясными результатами, чтобы возобновиться днем 13 и 14 июля. После сражения немецкие войска не смогли продвинуться вперед сколько-нибудь значительно, несмотря на то, что потери советской танковой армии, вызванные тактическими ошибками ее командования, были намного больше. Продвинувшись за 5-12 июля на 35 километров, войска Манштейна вынуждены были, протоптавшись на достигнутых рубежах три дня в тщетных попытках взломать советскую оборону, начать отвод войск с захваченного "плацдарма". В ходе сражения наступил перелом. Перешедшие 23 июля в наступление советские войска отбросили немецкие армии на юге Курской дуги на исходные позиции. Победа под Курском ознаменовала переход стратегической инициативы к Красной Армии. К моменту стабилизации фронта советские войска вышли на исходные позиции для наступления на Днепр.

В течение августа-сентября 1943 г. Красная Армия разгромила немецкие войска на Левобережной Украине и в Донбассе. Советские войска вышли к Днепру в его среднем течении почти на 750-километровом фронте и, форсировав реку, захватили 23 плацдарма. Планы гитлеровского командования по стабилизации фронта на Днепре были сорваны.

Развернулась ожесточенная борьба за удержание и расширение плацдармов, которая осложнялась отдаленностью аэродромов, ограниченным количеством переправочных средств.

На втором этапе битвы за Днепр (октябрь-декабрь 1943 г.) Ставка Верховного Главнокомандования поставила задачу фронтам ликвидировать на левом берегу Днепра оставшиеся предмостные укрепления врага, расширить захваченные плацдармы и в последующем провести операцию по освобождению Правобережной Украины и Крыма.

Таким образом, в напряженных оборонительных сражениях на советско-германском фронте 1942-1943 годов советские войска измотали и обескровили группировки врага. В итоге сокрушительного разгрома фашистских войск под Сталинградом стратегическая инициатива необратимо перешла в руки советского командования, а коренной перелом был завершен и закреплен в грандиозных битвах под Курсом и на Днепре.  

 

3.Антифашисткая коалиция.

Победоносным исходом единоборства с гитлеровской Германией Советский Союз был обязан не только своим собственным заслугам. В этой войне, охватившей весь мир, СССР был не одинок: он входил в могущественную коалицию, двумя другими опорами которой были Великобритания и Соединенные Штаты. Союз этот, правда, полностью обрел свое значение и свой облик (которым суждено было оказать неизгладимое влияние на весь послевоенный мир) лишь после того, как СССР сумел выстоять под ударом германской агрессии и склонить в свою сторону чашу весов противоборства на полях сражений.

В советской литературе часто подчеркивается, что возникновение антифашистской коалиции служит дополнительным подтверждением правильности довоенной сталинской внешней политики в период от борьбы за «коллективную безопасность» до заключения пакта с Гитлером в 1939 г. Именно эта политика, по мнению советских авторов, не позволила СССР оказаться втянутым в конфликт тогда, когда Англия уже сражалась с Германией. В подобных утверждениях есть доля истины, но не больше. Первым творцом коалиции вопреки собственным намерениям был Гитлер. Развязав агрессию против СССР в тот момент, когда еще шла война на Западе, он объединил в одном лагере трех главных своих противников.

3.1.Формирование антифашисткой коалиции.

Готовясь к войне против СССР, гитлеровская Германия рассчитывала на международную изоляцию Советского Союза. Однако нападение Германии на СССР вызвало рост глубоких симпатий и сочувствие трудящихся и всех прогрессивных людей мира к Советской стране. Под давлением общественного мнения правительства западных стран пошли на сотрудничество с СССР. 12 июля 1941 г. в Москве по предложению советского Союза было подписано советско-английское соглашение о совместных действиях в войне против Германии. Оно явилось первым шагом на пути создания антигитлеровской коалиции. Летом и осенью 1941 г. между СССР, США и Англией был заключен ряд соглашений. Одновременно Советское правительство установило дипломатические контакты с национальным комитетом "Свободная Франция", с правительствами Польши и Чехословакии, находившимися в эмиграции.

14 августа 1941 г. американский  президент Франклин Рузвельт  и британский премьер-министр  Уинстон Черчилль на борту  английского линкора «Принц Уэльский»  в бухте Арджентии (Ньюфаундленд) подписали совместную декларацию, которая получила название «Атлантической хартии». Это был весьма расплывчатый по содержанию документ. Его основные положения сводились к следующему: руководители США и Англии заявили, что они будут добиваться окончательного уничтожения нацистской тирании, они не стремятся к территориальным или иным приобретениям, но не согласятся на территориальные изменения, которые не находятся в соответствии со свободно выраженной волей соответствующих народов. Рузвельт и Черчилль заявили об уважений США и Англией права народов избирать форму правления по собственному желанию, о необходимости дать всем странам доступ на равных основаниях к торговле и мировым источникам сырья и о том, что после уничтожения нацистской тирании люди должны жить, не зная страха и нужды. Наконец, в Атлантической хартии содержались широковещательные декларации о послевоенном периоде — обеспечение «свободы морей», отказ государств от применения силы и избавление народов от бремени вооружений. На бумаге, таким образом, был изложен ряд демократических принципов, но все зависело от того смысла, который вкладывали в Атлантическую хартию правящие круги США и Англии. 24 сентября на межсоюзной конференции в Лондоне Советский Союз присоединился к Атлантической хартии. Хотя Советское правительство ясно заявило, что оно не поддерживает колониальной политики империалистических держав. Если составители Атлантической хартии носились с планами американо-английского господства в мире, то советская декларация предлагала основывать международные отношения на системе "коллективных действий против агрессоров".

С 29 сентября по 1 октября 1941 г. в Москве состоялась встреча представителей СССР, США и Великобритании, на которой была достигнута договоренность об англо-американских поставках вооружения, военных материалов и продовольствия в Советский Союз. В обмен Советский Союз обязывался поставлять союзникам стратегическое сырье. Московская конференция явилась шагом на пути создания антифашистской коалиции. Однако США и Англия затягивали выполнение взятых обязательств. В начале 1942 г., после разгрома немецко-фашистских войск под Москвой, английское правительство стало склоняться к тому, чтобы пойти на признание западной границы СССР. В Англии все более отчетливо понимали, что укрепление сотрудничества с Советским Союзом означает упрочение всей антифашистской коалиции. В то же время готовность английского правительства изменить свою позицию являлась маневром, вызванным стремлением сгладить недовольство Советского Союза невыполнением согласованных поставок оружия и боевой техники.

26 мая 1942 г. был подписан  советско-английский договор о  союзе в войне против гитлеровской  Германии и ее сообщников в  Европе и о сотрудничестве  и взаимной помощи после войны. Первая его часть предусматривала  обязательство сторон оказывать  друг другу всевозможную помощь  в борьбе с агрессором. Стороны  обязались не вступать без  взаимного согласия в переговоры с гитлеровским или каким-либо другим правительством Германии, которое не откажется от агрессивных намерений, а также не заключать перемирия или мирного договора с ней или любым другим государством, выступающим на ее стороне. Вторая часть договора устанавливала основные принципы дружественного сотрудничества СССР и Англии после войны в целях предотвращения агрессии и организации безопасности в Европе. Стороны согласились, что если одна из них в послевоенный период окажется вовлеченной в военные действия с Германией или ее сообщниками в Европе, то другая сторона будет обязана прийти ей на помощь. В договоре подчеркивалось, что ни одна из сторон не будет заключать никаких союзов и не примет участия ни в каких коалициях, направленных друг против друга.

Серьезного обсуждения потребовал вопрос об американских поставках Советскому Союзу вооружения и материалов на основе закона о ленд-лизе. До этого времени поставки Советскому Союзу осуществлялись согласно подписанному в Москве 1 октября 1941 г. протоколу, а расчеты по ним регулировались соглашениями, заключенными в ноябре 1941 г. и феврале 1942 г., путем обмена посланиями между президентом США Ф. Рузвельтом и главой Советского правительства И. В. Сталиным. Срок действия протокола истекал в июне 1942 г.

 

3.2.Второй фронт

Важная и вместе с тем наиболее сложная задача советской внешней политики состояла в том, чтобы добиться от Великобритании и США открытия второго фронта в Европе. Вопрос этот приобрел особое значение, когда весной 1942 г. стало очевидно намерение Германии организовать решающее наступление на советско-германском фронте.

Великобритания и США, обладавшие мощным военно-экономическим потенциалом, были в состоянии начать в 1942 г. широкие и активные военные действия против гитлеровских агрессоров. Советское правительство делало все возможное, чтобы добиться скорейшего открытия второго фронта в Европе, и неоднократно обращалось с этим вопросом к правительствам Великобритании и США. В Вашингтоне 29 мая Рузвельт заявил Молотову о необходимости в первую очередь покончить с Германией, а затем с Японией. Президент сообщил, что США к концу года будут располагать армией в 4 млн. человек, флотом с численным составом в 600 тыс. человек и подготовку к открытию второго фронта смогут закончить в 1943 г. Чтобы как-то сгладить возможное недовольство Советского правительства, президент обещал попытаться убедить американское командование провести высадку 6—10 дивизий во Франции в 1942 г. На следующий день обсуждение вопроса об открытии второго фронта продолжалось с участием генерала Дж. Маршалла, адмирала Э. Кинга и Г. Гопкинса.

Информация о работе Организация коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны