Оренбургская экспедиция и начало инкорпорации Южноуральского региона в Российскую империю (XVIII – начало XIX века)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2016 в 17:45, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования является политика правительства, формы и методы ее реализации на Южном Урале.
Предмет исследования составляет экономический и социальный аспект инкорпорации Южноуральского региона в состав Российской империи в XVIII- начале XIX в.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 30-х гг. XVIII века до 1-й четверти XIX в. Нижняя грань обусловлена созданием Оренбургской экспедиции (комиссии), положившей начало включения региона в состав империи.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….. . 3

Глава 1. Оренбургская экспедиция и начало колонизации Южного Урала

1.1. Юго-восточная политика России как один из факторов колонизации Южного Урала …………………………………………………. 16

1.2. Оренбургская экспедиция…………………………………………............ 21

Глава 2. Инкорпорация Южноуральского региона

2.1. Переселенческая политика в Оренбуржье в XVIII-XIX вв.
Численный, национальный, конфессиональный состав населения края…. . 32

2.2. Хозяйственное развитие края…………………………………………….. 49


Заключение……………………………………………………………… 59

Список источников и использованной литературы……………… 62

Файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 518.00 Кб (Скачать файл)

  В начале XVIII века южноуральские степи являлись далекой юго-восточной окраиной Российской империи, а Яик – пограничной рекой. За ней начиналась «киргиз-кайсацкая» - казахская степь. Казахские кочевые роды были объединены в три государственных образования – Старший, Средний и Младший жузы. Основное занятие казахов – полукочевое скотоводство. 

 Активное освоение края при участии государства по реке Яик началось после преобразований Петра I, когда Россия твердо встала в один ряд с главными мировыми державами и нуждалась в укреплении торговых связей. Он понимал, что экономическое положение России усилится, когда она станет посредницей в торговом отношении между Европой и Азией. В 1717 году была снаряжена экспедиция во главе с князем Бекович-Черкасским, в задачу которой входило склонить хивинского хана к подданству. Но она задачи не выполнила. Сам Бекович-Черкасский погиб в Хиве вместе со своим отрядом. Тогда император решил проложить туда дорогу через киргиз-кайсацкие степи, определив их значение так: «Киргиз-кайсацкая орда всем азиатским странам и землям… ключ и врата»33. Эта задача была решена уже после его смерти.

   Для овладевания среднеазиатским  регионом требовалось укрепить  отношения с казахским народом, державшим в своих руках «ключи  и врата в среднюю Азию»34. К тому времени казахи постоянно подвергались нападениям Джунгарии – сильного государства, расположенного на северо-западе современного Китая. В начале XVIII века это ханство вело успешные войны со всеми соседями – народами Средней Азии и Казахстана. Причины военных успехов джунгар с этими народами заключаются в более высоком уровне централизации государственной власти по сравнению с государственными образованиями казахского и других ханств в Средней Азии. Действуя разобщено, казахи, теснимые джунгарами устремились на запад к реке Яику, где кочевали калмыки и башкиры.

  Жизнь казахов была полна опасностей, т.к. с востока нападали джунгары, а с запада – башкиры и калмыки, не желавшие расставаться с землей. Изнемогая в борьбе с врагами, казахи Малого жуза во главе с Абдулхаиром-ханом обратились к русскому царю с просьбой о принятии их в подданство. Добровольное принятие Малым жузом русского подданства отвечало интересам русского торгового капитала. Было снаряжено особое посольство, во главе с А.И. Тевкелевым, который должен был руководствоваться в своих действиях специальной инструкцией. «…По сем ему Тевкелеву стараться, яко о наиглавнейшем деле, дабы в верности к Ея Императорскому Величеству, оный Эбулхаир Хан со всеми другими Ханы, и с Старшиною, и с прочими всеми Киргис-Кайсаки присягу по своей вере на Алкоране учинили и тое руками своими подписали, и ему Тевкелеву отдали»35.

   10 октября 1731 года на верность России присягнули старшины большинства родов Малого жуза. Последствием этих событий стало то, что в конце XVII – первой половине XVIII в. на огромных просторах Южной, Центральной и Восточной Башкирии, в Зауралье, в бассейне Яика и в Волго-Яицком междуречье складывается близкое соседство и тесное взаимодействие трех крупных этнических образований – башкир, калмыков, казахов. Характер этого соседства и контактов был сложным и противоречивым.36

    Итак, в начале XVIII века южноуральский край представлял собой малонаселенную область с коренным населением, представленным башкирами и отчасти калмыками, ведущими кочевой образ жизни. Постоянные междоусобицы, а также набеги соседей – кочевников заставили эти народы просить подданства у русского царя. Отдаленность края, благоприятные природные условия, наличие торговых путей привлекли сюда казаков, выходцев с Дона, образовавших впоследствии Яицкое казачье войско, число которого увеличивалось за счет беглых крестьян.

В 30-е гг. в восточной части киргиз-кайсацкой  степи военные столкновения между племенными объединениями способствовали принятию казахами русского подданства, что в свою очередь способствовало активизации политики российского правительства на юго-восточном направлении.

 

  1.2. Оренбургская экспедиция

 

В 1734 г. по проекту обер-секретаря Сената И.К. Кирилова, правительство организовало специальную экспедицию для строительства города Оренбурга и сооружения укрепленной пограничной линии по реке Яику. В этом проекте И.К. Кирилов аргументировано доказывает историческую необходимость и целесообразность безотлагательного строительства города-крепости: «Требуется укрепить юго-восточные границы, государства, построить «великий город-крепость» и сделать его главным опорным пунктом края. А от него по Яику, Самаре и Сакмаре строить крепости, редуты и форпосты, которые составят оренбургскую пограничную линию»37. Стабилизация положения при дворе и в государственном аппарате после чехарды дворцовых переворотов 1725-1730 гг., в хозяйстве и финансах страны, оправлявшейся от перенапряжения Северной войны 1700-1721 гг., других петровских походов, позволила правительству активизировать не только западное направление внешней политики России, но и обратить взоры, силы, средства на восток. При таком более широком подходе Оренбургская экспедиция перестает представлять пусть важное, но изолированное явление.38

В задачи экспедиции так же входило исследование и описание малоизученной территории Южного Урала, казахской степи, их природных богатств, изучение истории, культуры, обычаев живших там народов. Одной из главных практических целей было налаживание торговли с азиатскими народами. В «Резолюции на проект Кирилова о постройке города при устье р.Ори» императрица Анна Иоанновна отмечала: «О котором городе сами Абулхаир хан и башкирцы просят, чтоб построить у устья Орь реки, то весьма нужен не только для одного содержания киргизцев, но и для отворения свободного с товарами пути в Бухары и Водохшан, в Балх и Индию..., а место оному городу самое удобное около 52 градусов северной широты, во всем изобильное, откуда до Аральского озера сухим путем и реками только с 500 верст и гораздо ближе и безопаснее, как и ходят из Астрахани, а озером Аральским и рекою Аму до самой Бухарин». Императрица также полагала, что Оренбург «закроет за собою башкирцев и все набеги воровские киргиз-кайсаков, которые теми местами проходили...».39

   Начальнику экспедиции И.К. Кирилову 18 мая 1734 года было предписано приводить казахов к покорности «иногда страхом, а иногда наградами». Инструкция коллегии иностранных дел предписывала: «…особенно ханам и их детям показывать угодливость и приласкание».40  Это говорит о том, что политика России на Востоке носила больше миролюбивый характер, чем агрессивный захватнический.

    В 1739 году к России  присоединилась Средняя орда. Однако  в самом Оренбургском крае  было крайне неспокойно. Башкиры, считавшие себя древнейшими обитателями  края, активно сопротивлялись вводимым  оренбургской администрацией порядкам, за что в свою очередь сурово наказывались: приговаривались к казням, ссылались в ссылку, подвергались сожжению их деревни. Озлобленные башкиры и помогавшие им в борьбе с русскими другие нерусские народности беспощадно мстили русским. Они грабили церкви, дома помещиков подвергали сожжению, крестьян убивали, уводили в плен и продавали в Хиву, Бухару, Крым. Колонизация для них означала, прежде всего, постепенное изъятие их земель, ограничение, а затем нарушение нормального ведения основных отраслей хозяйства, изменение всего уклада жизни и быта.41

Положение в Оренбургском крае усложнилось, когда мятежники обратились к Абдулхаиру и провозгласили его своим ханом. Явившись с толпой башкир и киргизов в Оренбург, Абдулхаир стал чинить расправу над местным населением. В это время в экспедицию вместо скончавшегося Кирилова был назначен Василий  Никитич Татищев. По прибытии в Оренбург он пришел к выводу, что нельзя усмирить Башкирию, находящуюся с 1934 года в ведении начальника Оренбургской экспедиции, крутыми мерами. По его мнению, следовало упорядочить сбор налога, а также отделить башкирские земли от чувашских и киргизских, чтобы не дать им возможности в случае бунта действовать сообща. В этих целях по обе стороны от Оренбурга, по всему течению Урала, от верховья реки до моря была выстроена линия крепостей, одну из которых он назвал своим именем – Татищево. Под прикрытием крепостной линии северная часть края стала быстро заселяться русским земледельческим населением. В.Н. Татищеву удалось уговорить Абдулхаира снова присягнуть императрице Анне Ивановне и этим ликвидировать бунт в Башкирии. В 1939 году В.Н. Татищев выехал в Петербург с докладом о положении дел в Оренбургском крае, но вследствие поступивших на него жалоб о злоупотреблении своим положением был устранен от управления краем.42

Между тем правительство в наказание башкирам за их мятежные выступления приняло ряд мер, направленных к ограничению их земельных прав и привилегий, дарованных царем Иваном IV. Первой мерой правительства стал указ 11 февраля 1736 г., разрешивший покупать и арендовать у башкир земли. Указ широко открыл двери колонизационному потоку русских переселенцев в Башкирию. Помещики, государственные крестьяне, промышленники и купцы двинулись в Башкирию и начали покупать и «кортомить» (т.е. брать в долгосрочную аренду) башкирские земли под пашни и заводы. Во-вторых, все башкирские тарханы были лишены своих прежних привилегий и обращены в «ясашных».43

Восстание 1735-1740 гг. было жестоко подавлено. По подсчетам современных исследователей, башкиры потеряли тогда погибшими, казненными, попавшими в рабство и крепостную неволю 12-14% своего населения44. Тептярям и бобылям – пришлому нерусскому населению, большинство которого поддержало правительственную политику – отныне передавались в вечное и безоброчное пользование земли участников восстания. Это привело к изъятию у башкир нескольких миллионов десятин земли.

Развитие событий в крае потребовало назначения сюда в качестве начальника человека, обладавшего опытом дипломатической работы. Выбор пал на И.И. Неплюева, который указом сената в апреле 1742 года был назначен начальником Оренбургской экспедиции. Ему предстояло трудное и сложное дело – наряду с устройством малонаселенного, беспокойного и дикого края, прежде всего, обезопасить границы, расширить торговлю со Средней Азией. Владимир Николаевич Витевский – биограф И.И. Неплюева – так описывает положение дел в Оренбургском крае к моменту назначения туда И.И. Неплюева: «Познакомившись с краем и с делами по его управлению, Неплюев убедился, что большая часть правительственных распоряжений, касающихся башкир и других народов края, оставалась пока только на бумаге».45  В результате ходатайства И.И. Неплюева 15 марта 1744 года учреждается Оренбургская губерния как самостоятельная административно-территориальная единица, и И.И. Неплюев назначается первым ее губернатором.

Вновь образованная губерния включала все Восточное Поволжье, Приуралье и часть Зауралья. В административном отношении Оренбургская губерния делилась на Оренбургскую, Уфимскую и Исетскую провинции. Оренбургская провинция состояла из Сергиевского уезда, г. Оренбурга, крепостей, редутов пограничной линии. Уфимская провинция соответствовала территории бывшего Уфимского уезда с городами Уфа, Бирск, Мензелинск. Исетская провинция включала часть Зауралья.46

В 1752 г. к Оренбургской губернии был причислен г. Гурьев, находившийся прежде в составе Астраханской губернии. В 1773 г. из Казанской губернии в ведение Оренбургской губернии был передан город Самара. В результате этих преобразований территория губернии значительно увеличилась. С востока на запад она тянулась на 500-800 верст, а с севера на юг - на 140-550 верст и включала в себя около 280 тысяч квадратных верст.47

Преобразование Оренбургской комиссии в губернию не было простым переименованием. Оно сопровождалось официальной передачей под ведение И.И. Неплюева не только пограничных и внешнеполитических дел, но и внутреннего управления обширными территориями с оседлым крестьянским и городским населением.48 Точная численность народонаселения вновь образованной Оренбургской губернии установлена не была. Число русских приблизительно составляло 200 тысяч человек, башкир – 9 тысяч, крещенных калмыков – 9 тысяч, мордвы, чувашей, вотяков – 3 тысячи человек, каракалпаков – 3 тысячи.49

С образованием Оренбургской губернии Яицкое казачье войско, бывшее до тех пор в ведении астраханского губернатора, было подчинено оренбургскому губернатору.

 Во время управления Оренбургской губернией И.И. Неплюевым, было, положено начало разработки руды в крае. В споре с Берг-Коллегией, управляющей горнозаводской промышленностью, он настоял на том, что разработка подземных богатств должна находиться в руках частных лиц. Так, в Оренбургском крае стали возводиться заводы графов Шуваловых, Сиверса, Строганова, дворян Демидовых и других с огромным количеством приписных крестьян. Однако сами башкиры всем этим устремлениям губернатора оказывали яростное сопротивление.

 Развитие торгового капитала  в крае во второй половине XVIII века, хищнические захваты башкирских земель, притеснения инородческого населения и эксплуатация крестьянских масс породили ряд национальных и социальных конфликтов, вылившихся в народные движения. В 1754 году среди башкир появился вождь, известный в народе под именем Батырша. Он обратился к мусульманскому народу с воззваниями, в которых указывал на опасность, грозящую мусульманству от русских, насильно обращающих правоверных в христианство. Он звал казахов и башкир объединиться для борьбы с Россией. В 1755 году башкиры стали собираться в отряды и опустошать край. Хан Средней орды Аблай обещал им свою помощь.           

   И.И. Неплюев предпринял энергичные меры к подавлению восстания с самом его начале, не допустив союза между башкирами и казахами. Им были пущены в ход все средства: подкупы, предательство, милости и суровые казни, чтобы только разъединить своих противников и посеять раздоры в их лагере. В конечном итоге вражда между казахами и башкирами настолько была обострена, что исключалась всякая возможность совместного выступления этих двух народов против России.50

Данный факт указывает на то, что  ходе постепенных завоеваний имперское правительство искусно использовало методы политики «разделяй и властвуй», натравливая нерусских друг на друга, и перетягивая на свою сторону часть вражеской элиты. Наконец, в дальнейшем в большинстве случаев следовало и военное насилие: сооружение крепостных линий, отсекавших противников, завоевательные и опустошительные походы.51

Одной из основных задач Оренбургской экспедиции было сооружение укрепленной пограничной линии по реке Яику. Благодаря успешной деятельности экспедиции, возглавляемой ученым-географом И.К. Кириловым, при впадении р. Орь в Яик был заложен Оренбург, переименованный впоследствии в Орскую крепость, и основаны крепости по Яику, Самаре и Сакмаре (Борская, Бузулукская, Тоцкая, Сорочинская, Татищева, Бердская, Верхнеозерская, Губерлинская и др.). Строительство новых укреплений продолжалось и при преемниках И.К. Кирилова. При В.Н. Татищеве, выдающемся ученом, основоположнике исторической науки, город Оренбург был заложен заново в том месте, где ныне расположено село Красногор Саракташского района, а так же были заложены крепости Чернореченская, Переволоцкая, Новосергиевская, Елшанская, Еткульская, Карагайская.

Информация о работе Оренбургская экспедиция и начало инкорпорации Южноуральского региона в Российскую империю (XVIII – начало XIX века)