Опричный террор Ивана Грозного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 13:06, реферат

Описание работы

Опричниной назывался; во-первых, отряд телохранителей, на подобие турецких янычар, набранный Иоанном Грозным из бояр, детей боярских, дворян и др.; во-вторых – часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников. Эпохой опричнины называется время приблизительно от 1565 г. до смерти Ивана Грозного.

Содержание работы

Введение………………………………………………….. 3
Глава 1. Общественно-политическая обстановка в период правления Ивана IV 7
Глава 2. Политический кризис и созыв опричнины 14
Заключение 22
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

Опричный террор Ивана Грозного.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

     Исходным  моментом в проведении реформ явилась речь Ивана IV 27 февраля 1549 г. на заседании Боярской думы совместно с «освященным собором» (т.е. высшими представителями церкви). Эта речь носила программный характер и представляла собой декларацию, излагавшую основные принципы политики правительства; давалась резко отрицательная оценка боярского правления как времени. Основной вопрос, рассматриваемый в декларации Ивана IV, – это вопрос о боярских детях. Сначала оценивается их положение в прошлом, во время боярского правления, затем требованию о недопустимости продолжения «сил», «обид» и «продаж» по отношению к детям боярским и формулировке санкций в случае, если они все же будут иметь место.

      В прямо противоположном плане  трактуется вопрос о боярах. Бояре  рассматриваются как основной источник насилия, «обид» и «продаж», причинявшихся детям боярским в прошлом, в годы боярского правления, и как потенциальный источник таких же действий в настоящем и будущем. Поэтому обращение Ивана IV ко «всем боярам» носило характер ультимативного требования о прекращении таких актов насилия со стороны бояр в отношении детей боярских под угрозой опал и «казни» для тех бояр, кто попытался бы продолжать или возобновить такого рода действия.

      В тот же день, 27 февраля 1549 г., состоялось другое выступление Ивана IV. По своему значению оно представляло как бы повторение правительственной декларации, но только не перед боярами, против которых было направлено острие политики, провозглашенной в декларации Ивана IV, а перед детьми боярскими и дворянами, чьи интересы отражала и защищала декларация правительства.

      Закономерным  итогом политических событий 27 февраля  явился закон 28 февраля 1549 г., представляющий собой начало реализации политики, провозглашенной в декларациях  Ивана IV от 27 февраля. Закон 28 февраля был принят без участия «всех бояр»: добившись от них принятия требований, сформулированных в царской декларации, правительство Ивана IV не сочло нужным передавать на рассмотрение «всех бояр» текст нового закона и он был принят на заседании «ближней думы» с участием митрополита Макария.

      Рассмотрение  материалов, связанных с февральской  декларацией Ивана IV, показывает, что  к этому времени политика правительства  уже определилась как политика защиты интересов помещиков (детей боярских) и борьбы за ликвидацию последствий боярского произвола времен боярского правления. А.Е. Пресняков писал: «выступление царя защитником интересов «детей боярских», будущего дворянства, несомненно начало политики, достигшей полного развития в эпоху опричнины».

      Правительство Ивана IV, выступая против бояр и в защиту детей боярских – помещиков, стремилось представить себя защитником также и «всех крестьян царствия своего». Характер земельной политики 50-ых гг., выясняемый вполне точно на основании законодательства и политической практики этого времени, заставляет определить ее как политику защиты дворянско-помещичьих интересов и вместе с тем как политику, направленную против земельных интересов боярства. На пути реформ стояло сильное лобби крупных землевладельцев, в частности, клана бояр Шуйских. Их противодействие не могло не вызвать негативной реакции со стороны царя. Своеобразным катализатором, ускорившим процессы, позднее названные опричным террором, стала Ливонская война.

      Некоторые историки считали Ливонскую войну  политической ошибкой Ивана IV. Н.И. Костомаров19, например, усматривал в ней излишнее стремление Ивана Грозного к завоеваниям. Между тем для России эта война была поставлена в повестку дня самой историей – выхода к Балтийскому морю требовали ее экономические и военные интересы, а также необходимость культурного обмена с более развитыми странами Запада. Иван Васильевич, следуя по стопам своего деда – Ивана III, решил прорвать блокаду, которой фактически отгородили от Запада Россию враждебные ей Польша, Литва и Ливонский орден. Для развития экономических и культурных связей с Западной Европой Россия нуждалась в свободном выходе к Балтийскому морю. Но Прибалтика была в руках Ливонского рыцарского ордена, препятствовавшего торговле России с западом.

      В 20-х числах января 1558 г. русские войска перешли ливонскую границу в районе Пскова. Царь всенародно объявил о начале войны, подчеркивая ее общенациональный характер.

      В тоже время, в окружении самого Ивана  Васильевича многие именитые бояре  не понимали и не поддерживали идею этой войны. Аристократическая верхушка была заинтересована в оборонительных войнах, в отстаивании южных рубежей от набегов татар. Напротив, низшая часть дворянства – выступала за войну с западными соседями. Это и понятно: по сравнению с землевладельцами-аристократами, дворяне значительно хуже были обеспечены землей. Эта война представляла собой желанный источник обогащения: за счет военной добычи и, возможно, за счет получения новых земельных участков в присоединенных областях.

      Стремление  дворянства совпадало с крупными завоевательными планами царя и поддерживались Русской Православной церковью, но они противоречили чаяниям боярства, не видевшим смысла в завоеваниях, посадского населения, недовольного усилением налогов и повинностей. Пока в войне царским войскам сопутствовал успех, это противоречие не было столь очевидным, но как только начались серьезные неудачи, царь перешел к политике репрессий, стремясь любой ценой сломить сопротивление верхушки служилого класса, сделать из нее послушное, безгласное орудие.

      Феодальная знать больше беспокоилась о судьбе собственных вотчин и меньше всего думала о балтийских берегах. О бесперспективности войны в случае участия в ней на стороне Ордена Польши и Литвы говорили царю и Сильвестр, и Алексей Адашев, и другие видные члены Избранной рады. Под влиянием этих антивоенных настроений Иван IV заколебался и допустил серьезный политический промах – в разгар военных успехов в Прибалтике он дал согласие на перемирие с Ливонией в течение лета 1559 г. В этой сложной обстановке Иван Грозный, по-видимому, допустил вторую серьезную политическую ошибку – он не стал искать почетного мира и решил продолжать войну. Война затянулась на 25 лет. В результате, к 1580-м гг. Россия была обескровлена длительной войной. Ливонская война, длившаяся почти четверть века, окончилась для России поражением. В ходе войны для России сложилась неблагоприятная международная обстановка – против нее единым фронтом выступили Польша, Литва, Швеция и Дания; силы Русского государства во время войны были подорваны и острой внутренней борьбой. Экономика России не выдержала столь длительного напряжения20. Начался экономический кризис, повлекший за собой кризис политический.

      Итогами Ливонской войны стало с одной  стороны, фактическое объединение  ряда европейских стран с целью  выработки совместных действий по сдерживанию экспансии Руси на Запад. Что завершилась военным поражением и потерей ряда исконно русских земель. После Ливонской войны только Петру I удастся отвоевать надежный выход к Балтийскому морю и решить эту важную внешнеполитическую задачу. С другой, именно противодействие на Западе, и невозможность его преодоления, переменило вектор развития Руси с западного на восточный. В результате, царствование Ивана IV ознаменовалось небывалой скоростью увеличения территории Московского царства. В сферу влияния Ивана попали Казанское, Астраханское ханства, башкирские, ногайские, сибирские земли.

      В московском царстве появились четыре мощных центра силы. Первый – старая боярская знать – бояре-княжата, крупные землевладельцы центральных областей Руси. Второй – ближайшее окружение царя. Третий – мелкое и среднее служивое дворянство, чьи земли располагались в центральной Руси и на окраинах государства. Четвертый – новые вассалы царя, ханы, мурзы и другие феодалы новоприсоединенных земель. Невиданные прежде масштабы экспансии, с одной стороны, межклановые противоречия бояр-княжат, с другой, надежды мелкие дворян на получение дивидендов от новоприсоединенных земель не могли не спровоцировать попыток каждой из заинтересованных сторон перетянуть царя на свою сторону и тем самым провести выгодные реформы. Результатом этой борьбы стало возникновение опричнины.

 

       Глава 2.

      Политический  кризис и созыв  опричнины 

      С наступлением зимы 1564 года царь Иван IV стал готовиться к отъезду из Москвы. Он посещал столичные церкви и усердно молился в них. К великому недовольству церковных властей, он велел забрать и свезти в Кремль самые почитаемые иконы и прочую «святость». В воскресенье 3 декабря, царь, после службы в Успенском соборе, простился с митрополитом, членами Боярской думы, дьяками, дворянами и столичными гостями. На площади перед Кремлем уже стояли вереницы нагруженных повозок, под охраной нескольких сот вооруженных дворян. Царская семья покинула столицу, увозя с собой всю московскую «святость» и всю государственную казну.

      Через несколько недель царский поезд  достиг укрепленной Александровской  слободы. Оттуда в начале января он известил митрополита и думу о  своем отречении от престола, объясняя это раздором со знатью и боярами. Пока члены Думы и епископы собирались на митрополичьем дворе и выслушивали известие о царской на них опале, дьяки собрали на площади большую толпу и объявили ей об отречении царя. В прокламации к горожанам Грозный говорил о притеснениях и обидах, причиненных народу изменниками-боярами. Среди членов Боярской Думы были противники Грозного, пользовавшиеся огромным влиянием. Но никто из них из-за общего негодования на «изменников» ни осмелился поднять голос. Толпа на дворцовой площади увеличивалась час от часу, а ее поведение становилось все более угрожающим. Допущенные в митрополичьи покои, представители купцов и горожан заявили, что останутся верны старой присяге, будут просить у царя защиты «от рук сильных» и готовы сами расправиться со всеми «государевыми изменниками»21.

      Под давлением обстоятельств Боярская Дума не только не приняла отречение  Ивана IV, но была вынуждена обратиться к нему с верноподданническим ходатайством. Представители митрополита и бояре приехали в слободу, но Грозный допустил к себе только духовных лиц и заявил, что его решение окончательно. Но потом «уступил» их слезным молениям и допустил к себе руководителей Думы. Слобода производила впечатление военного лагеря. Бояр привели во дворец под сильной охраной как явных врагов. Вожди думы просили царя сложить с них гнев и править государством, как ему будет угодно.

      В ответ Иван IV под предлогом якобы раскрытого им заговора потребовал от бояр предоставления ему неограниченной власти, на что они ответили согласием. На подготовку указа об опричнине ушло более месяца. В феврале 1565 года Грозный въехал в Москву.

      Вернувшись  в Москву, Иван IV объявил Думе и Священному собору текст приговора, в котором говорилось, что для «охранения» своей жизни он намерен «учинить» на своем государстве «опришнину» с двором, армией и территорией, а Московское государство (земщина) передается в управление Боярской думы. При этом ему присваиваются неограниченные полномочия – право без совета с думой «опаляться» на непослушных бояр, казнить их и отбирать в казну «животы» и «статки»22 опальных. Членам думы, связанным своими обещаниями в дни династического кризиса, ничего не оставалось, как поблагодарить царя за заботу о государстве.

      Распри  с боярами завершились тем, что  Иван IV основал «государство в государстве» – опричнину. Он взял несколько городов и уездов в личное владение и сформировал там охранный корпус – опричное войско, образовал отдельное правительство и стал управлять страной без совета с высшим государственным органом – Боярской думой. Провинции, не попавшие в опричнину, получили название «земли» – «земщины». Они остались под управлением «земских» правителей – бояр23.

      Термин  «опричнина» происходит от старославянского «опричь» – кроме, поэтому опричников называли еще кромешниками. В Древней  Руси опричниной называли ту часть  княжества, которую после смерти князя выделяли его вдове «опричь» всех уделов24. Царская реформа включала три группы мероприятий:

      1. В системе централизованного  государства Иван Васильевич  выделил «опричь» всей земли  значительные территории на западе, севере и юге страны, которые и составили его особое личное владение – государев узел или опричнину. Верховное управление и суд в государевом уделе осуществляла опричная Боярская дума. В опричнину вошли города Можайск, Вязьма, Козельск, Перемышль, Суздаль, Шуя, Галич, Юрьевец, Вологда, Устюг, Cтарая Русса и ряд высокодоходных волостей. К опричнине отошли важные торговые пути на север и восток, основные центры соледобычи и стратегически важные форпосты на западных и юго-западных границах. Из всех городов, уездов, волостей и с улиц, перешедших в государственный удел, надлежало насильственно выселить всех князей, бояр, дворян и приказных людей, если они добровольно не записывались опричниками.

      2. Для своей охраны государь  создал из князей, бояр, дворян  и детей боярских гвардию телохранителей. Первоначально опричный корпус не превышал 1000 человек, но вскоре особое войско было доведено до 5000 человек. Отбор опричников производил сам Иван Васильевич в торжественной обстановке в Большой палате Кремлевского дворца. Каждый опричник отрекался от своих родных и обязывался служить только царю. За все это государь жаловал всех отобранных имениями и землей в тех городах и волостях, откуда выселялись князья, бояре, дворяне и приказные люди, не пожелавшие вступить в опричнину... Опричники носили черную одежду. К седлу они прикрепляли собачью голову и метлу. Это были знаки их должности, состоявшей в том, чтобы выслеживать, вынюхивать и выметать измену и грызть государевых злодеев – крамольников.

Информация о работе Опричный террор Ивана Грозного