Общественная мысль и общественное движение в России в 19-ом веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:19, контрольная работа

Описание работы

Основной из них является идея "прогресса" в том виде, как она была сформулирована западно-европейской мыслью XVIII века. Человечество развивается по единым для всех народов законам, они неизбежно проходят одни и те же ступени развития, - утверждают "прогрессисты". На вершине этой лестницы находится Западная Европа*. Россия значительно отстала в своём развитии (показательно, что одной из причин отставания было тут же объявлено Православие - консервативно, мол, и несовременно), и единственная возможность "исправить" положение - срочно европеизировать всю русскую жизнь.

Файлы: 1 файл

история.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

Простая справедливость требует признать несомненные заслуги руского чиновника в устроении и упорядочении всех областей жизни страны, во всех успехах и победах Империи, во всём том, что составило славу и доблесть России в XVIII-XIX веках. Столь же безусловна и несомненна огромная доля вины чиновной бюрократии в катастрофе, постигшей Россию в начале XX века. Потому-то и представляет значительный практический интерес анализ мировоззрения русского административного сословия.

В жизни оно выражалось не языком идей, понятий или слов, а языком законов, практических действий и политических решений. Даже и не будучи оформлена словесно, идеология, лежащая в основании этих решений и действий, была вполне определённа и ясна. В её истоках лежало представление о ведущей, решающей роли государства во всех областях человеческой жизни.

К сожалению, искажение  основ русского домостроительства  не обошло стороной и государственный аппарат. Стремление подчинить ему всякую человеческую деятельность, все проявления человеческого духа вступало в явное противоречие с русским национально-религиозным мировоззрением. Чиновничество рассматривало церковь  лишь как один из государственных институтов, этакий "департамент по улучшению нравов народа", бюрократия стремилась поставить под контроль светской власти все стороны церковной деятельности, да и само духовенство.

При таком развитии событий  Самодержавное Царство, мало-помалу превращалось в абсолютистскую монархию по западно-европейскому образцу, а сам Самодержец - в простого главу государственного аппарата (нечто вроде современного президента наделенного практически неограниченными(!), в отличие от президентов других стран, полномочиями). Не случайно Лев Тихомиров - раскаявшийся террорист-народоволец, ставший впоследствии выдающимся теоретиком монархизма, - назвал как-то абсолютизм "идеей демократической".

Искажалась сама идея происхождения верховной власти, размывались её основы. Согласно бюрократическому воззрению на Царя как на главу административной системы управления государством, он, якобы, "делегирует" часть своей власти каждому чиновнику. Кажется, Константин Леонтьев, понимавший и чувствовавший, какие опасности грозят России, метко выразил эту идею так: "каждый урядник есть тоже немножко «Помазанник» Божий". Русский народ постепенно низводился к роли детали в грандиозном государственном механизме Империи.

Многие видели эти  искажения и в меру сил пытались исправить их, но лишь немногие понимали, к чему всё это может привести...

 

 

 

2. Внешняя политика СССР в 20-30-е годы 20-го века

 

Внешнюю политику СССР в 20-е гг. определяли два противоречивших  один другому принципа. Первый принцип  признавал необходимость выхода из внешнеполитической изоляции, укрепления позиций страны на международной арене, налаживания взаимовыгодных торгово-экономических отношений с другими государствами. Второй принцип следовал традиционной для большевизма доктрине мировой коммунистической революций и требовал максимально активно поддерживать революционное движение в других странах. Реализацией первого принципа занимались преимущественно органы комиссариата иностранных дел, второго - структуры III Интернационала (Коминтерна, создан в 1919 г.).

На первом направлении  в 20-е гг. было достигнуто многое. В 1920 г. Россия подписала мирные договоры с Латвией, Эстонией, Литвой, Финляндией (странами, до революции входившими в состав Российской империи). С 1921 г. началось заключение торгово-экономических соглашений (с Англией, Германий, Норвегией, Италией и др.). В 1922 г. впервые в послереволюционные годы Советская Россия приняла участие в международной конференции в Генуе. Главный вопрос, по которому развернулась борьба, был связан с урегулированием долгов России европейским странам. Генуэзская конференция не принесла никаких результатов, но в дни ее работы Россия и Германия подписали Рапалльский договор о восстановлении дипломатических отношений и торговом сотрудничестве. С этого момента советско-германские отношения приобрели особый характер: Германия, проигравшая Первую мировую войну и по условиям Версальского договора низведенная до положения второсортной европейской страны, нуждалась в союзниках. Россия, в свою очередь, получила серьезную поддержку в борьбе за преодоление международной изоляции.

Переломными в этом смысле стали 1924- 1925 гг. СССР был признан  Великобританией, Францией, Италией, Австрией, Норвегией, Швецией, Китаем и др. Наиболее интенсивно вплоть до 1933 г. продолжали развиваться торгово-экономические и военно-технические отношения с Германией, а также с США (хотя США официально признали СССР лишь в 1933 г.).

Курс на мирное сосуществование (этот термин, как считают, впервые  употребил нарком иностранных дел  Г. В. Чичерин) соседствовал с попытками возжечь огонь мировой революции, дестабилизировать ситуацию в тех самых странах, с которыми с таким трудом устанавливались взаимовыгодные отношения. Примеров немало. В 1923 г. Коминтерн выделил значительные средства на поддержку революционных выступлений в Германии и Болгарии. В 1921-1927 гг. СССР самым непосредственным образом участвовал в создании Коммунистической партии Китая, в развитии китайской революции (вплоть до направления в страну военных советников во главе с маршалом В. К. Блюхером). В 1926 г. по линии профсоюзов была оказана финансовая помощь бастовавшим английским горнякам, что спровоцировало кризис советско-английских отношений и их разрыв (1927). Существенные коррективы в деятельность Коминтерна были внесены в 1928 г. В руководстве ВКП(б) возобладала точка зрения И. В. Сталина о построении социализма в отдельно взятой стране. Она отводила мировой революции подчиненную роль. Отныне деятельность Коминтерна была жестко подчинена основной внешнеполитической линии, которую проводил СССР.

В 1933 г. международная  обстановка изменилась. К власти в  Германии пришли национал-социалисты во главе с А. Гитлером. Германия взяла курс на слом версальской системы, военное строительство, подготовку к войне в Европе. СССР оказался перед выбором: либо сохранять верность традиционно дружеской политике в отношении Германии, либо искать способы изолировать не скрывавшую агрессивные устремления Германию. До 1939 г. советская внешняя политика имела в целом антигерманский характер и была направлена на создание системы коллективной безопасности в Европе (принятие СССР в Лигу Наций в 1934 г., заключение договора о взаимной помощи с Францией и Чехословакией в 1935 г., поддержка антифашистских сил в Испании в 1936-1939 гг.). Последовательную антифашистскую политику проводил в эти годы Коминтерн.

Однако военная угроза со стороны Германии продолжала нарастать. Англия, Франция, США проявляли вызывавшую недоумение пассивность. Осуществлялась политика умиротворения агрессора, вершиной которой стало подписанное в октября 1938 г. в Мюнхене Англией, Францией, Германией и Италией соглашение, фактически признававшее аннексию Германией части Чехословакии. В марте 1939 г. Германия захватила всю Чехословакию. Была сделана последняя попытка организовать действенную, эффективную антигитлеровскую коалицию: СССР в апреле 1939 г. предложил Англии и Франции заключить договор о военном союзе и взаимопомощи на случай агрессии. Переговоры начались, но и западные страны, и СССР особой активности на них не проявляли, втайне рассчитывая на возможность союза с Германией.

Между тем крайне непростая  обстановка складывалась на восточных  рубежах СССР. Япония захватила Маньчжурию (1931), подписала Анти-коминтерновский  пакт с Германией (1936), спровоцировала серьезные пограничные столкновения у озера Хасан (1938) и реки Халхин-Гол (1939).

23 августа 1939 г. министры  иностранных дел СССР и Германии  В. М. Молотов и И. Риббентроп  подписали в Москве пакт о  ненападении и секретные протоколы  к нему. 28 сентября был заключен  советско-германский договор «О дружбе и границе». Секретные протоколы и договор устанавливали зоны советского и германского влияния в Европе. В зону влияния СССР входили Латвия, Эстония, Литва, Финляндия, Западная Украина и Западная Белоруссия, Бессарабия. Оценка этих документов вызывает у историков споры. Многие склонны считать, что подписание пакта о ненападении было необходимой мерой, направленной на то, чтобы оттянуть втягивание СССР, не подготовленного к войне, в военный конфликт с Германией, отодвинув при этом границы и преодолев тупик в отношениях с Францией и Англией. Секретные протоколы и договор 28 сентября 1939 г. оцениваются, как правило, негативно, хотя и у них есть немало сторонников.

1 сентября 1939 г. Гитлер  напал на Польшу. Началась Вторая  мировая война. Через две недели СССР ввел войска в Западную Украину и Белоруссию, в ноябре потребовал от Финляндии уступить территорию Карельского перешейка в обмен на другие территории и, получив отказ, начал военные действия (мирный договор с Финляндией был заключен в марте 1940 г., СССР получил Карельский перешеек с Выборгом, но понес значительные потери). В 1940 г. в состав СССР вошли Латвия, Эстония, Литва, Бессарабия.

В 1940 г. Гитлер отдал приказ о разработке плана вторжения  в СССР («план Барбаросса»). В декабре  была принята директива № 21, одобрившая этот план. До начала Великой Отечественной войны оставались считанные месяцы. СССР между тем продолжал неукоснительно соблюдать все договоренности с Германией, в том числе по поставкам стратегических материалов, вооружения и продовольствия.

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Г.Д. Бурдей. История  России XIX века. Саратов, “Лицей”, 1999.

2. М.В. Нечкина. Декабристы  – М., 1982.

3. История России (Россия  в мировой цивилизации): Курс лекций /Сост. и отв. редактор А.А. Радугин. - М.: Центр, 2001.-352с.

4. Орлов А.С., Георгиев  В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.  История России. Учебник.- М.:«ПРОСПЕКТ», 1997.-544 с.

5. Муравьев А.М. «Мой  журнал» Мемуары декабристов.  Северное общество под ред.  Федорова В.А. М., 1981.


Информация о работе Общественная мысль и общественное движение в России в 19-ом веке