Образование Московского государства (кон. XIII – нач. XVI вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2011 в 00:13, контрольная работа

Описание работы

В XIII веке русские земли подверглись удару со стороны Монгольской империи – центральноазиатского государства, завоевавшего в первой половине XIII века огромную территорию от Тихого океана до Центральной Европы. После походов на Северо-Восточную и Южную Русь объединенного монгольского войска под командованием внука основателя империи – Чингисхана – Батыя установилось так называемое монголо-татарское иго. Часто его называют золотоордынским игом – по названию западного улуса Монгольской империи, который в 60-е годы XIII века стал самостоятельным государством.

Содержание работы

1.Борьба народов Руси за независимость – предпосылка создания единого государства.


2.Возвышение Московского княжества.


3.Междоусобная война второй четверти XV в. и победа великокняжеской власти.


4.Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Становление самодержавия в России.

Файлы: 1 файл

Отеч история к р.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

     Уже в ночь смерти Василия Дмитриевича митрополит Фотий, сторонник его сына, отправил к Галицкому князю гонцов, приглашая его на церемонию присяги новому великому князю. Юрий, почувствовав неладное, не поехал. В глазах Москвы, это был вызов. На стороне юного великого князя стояли энергичные, властолюбивые, деятельные люди: его мать, княгиня – вдова Софья Витовтовна, митрополит Фотий, видный боярин Иван Дмитриевич Всеволжский.

     Князь Юрий, претендуя на великое княжение, рассчитывал на собственные силы. Это был отважный воин, талантливый полководец. Вопреки веку, он не был жестоким. Напротив, в междоусобных бранях князь отличался немстительностью.  Начиная борьбу за престол, Юрий Дмитриевич, вероятно, полагал, что терять ему нечего: ему было уже за пятьдесят – по средневековым меркам, возраст почтенный. Власть Юрия распространялась на большую и стратегически важную область: Галич, Звенигород, Руза, Вятка. Эти районы переживали в те годы экономический подъем. Правда, положение Юрия не было прочным. Его столица Звенигород располагалась слишком близко к Москве и соседствовала с Литвой, которая, естественно, поддерживала Василия – внука Витовта по матери.  К тому же Звенигород был плохо укреплен.

     Начавшиеся  было военные действия к решительному столкновению не привели: уклонился  Юрий, стремившийся тщательнее подготовится и заручиться поддержкой хана. Шанс у него был: вступивший на престол без санкции ордынских правителей, Василий II был в их глазах мятежником. Орда, хоть и ослабевшая от усобиц, все еще представляла серьезную угрозу для русских княжеств. Москва тоже не была заинтересована в развитии войны, опасаясь сговора Юрия с Ордой. Митрополит Фотий убеждал Юрия пойти на перемирие, чтобы избежать кровопролития. И перемирие было достигнуто. Юрий обещал, что больше не будет «искать» великого княжения. Казалось, конфликт исчерпан. Однако обе стороны осознавали, что окончательное решение спора возможно лишь в Орде.

     Поворотные  события произошли в начале 30-х  годов. 27 октября 1430 года умер Витовт, власть в Великом княжестве Литовском  перешла в руки родственника Юрия князя Свидригайло. Летом 1431 года скончался Фотий, один из главных деятелей московского правительства. Осенью русские князья отправились в Орду. Каждый рассчитывал склонить хана на свою сторону.  Юрий Дмитриевич собирался ссылаться на духовную грамоту отца, Дмитрия Донского. Московские представители построили аргументацию иначе. Иван Дмитриевич Всеволжский заявил в Орде: «князь Василий ищет великого княжения не по «мертвой» грамоте, а по праву ханского пожалования. Василий II», говорил он хану, «сидит на троне на твоем жалование». Хитроумное подыгрывание Орде решило спор в пользу московского князя. Но за поддержку надо было платить: Василий II дал обещание возобновить уплату ордынского выхода.

     Юрий, получивший в удел город Дмитров, несмотря на поражение в Орде, не смирился.  Неожиданно поддержку ему оказал бежавший из Москвы  Всеволжский. Он рассчитывал женить Василия Васильевича на своей внучке. Однако Софья Витовтовна нашла сыну более «достойную» партию – внучку Владимира Андреевича Сепуховского,  Марию Ярославну. Рассорившись с великим князем, честолюбивый боярин решил переметнуться к Юрию.  Свою внучку он выдал за его сына – Василия Косого.

     Противостояние  вылилось в открытую борьбу после  скандала, произошедшего на свадьбе  Василия II в 1433 году. Самого Юрия там не было, но присутствовали два его старших сына – Василий Косой и Дмитрий Шемяка. По рассказу летописи, на Василии Косом  был золотой пояс, принадлежавший великокняжеской семье. Он был дан в приданое нижегородским князем Дмитрием Константиновичем своей дочери, выданной замуж за Дмитрия Донского. Вторая дочь Дмитрия Константиновича вышла замуж за московского тысяцкого Василия Вельяминова. За ней в приданое отец тоже дал золотой пояс, но победнее. По преданию, тысяцкий подменил пояса. Впоследствии Всеволжский получил великокняжеский пояс в приданое за женой и, в свою очередь, дал в приданое за внучкой. Кто-то из старых бояр рассказал великой княгине эту историю. Вспыльчивая и властная Софья Витовтовна публично сорвала пояс с Василия Косого, нанеся ему тем самым великое оскорбление. Но считается, что случай на великокняжеской свадьбе имеет и иное, более глубокое объяснение. Золотой пояс Дмитрия Донского был не просто драгоценностью. Он, по-видимому, был символом великокняжеской власти. А за нее противоборствующие стороны готовы были биться до конца.

     Ссора повлекла за собой войну, начавшуюся весной 1433 года походом Галицких князей Юрьевичей на Москву. Сражение с Василием II произошло 25 апреля 1433 года на реке Клязьме.  Великий князь был разбит и вместе с семьей бежал в Тверь, а затем – в  Кострому.  В Москву вошел победитель – Юрий Дмитриевич.  От щедрот (и по традиции великокняжеской семьи) Василию II была дана в удел Коломна.  Но тут произошло такое, чего Юрий никак не ожидал. Московские служилые люди, в том числе и бояре, стали уходить из Москвы в Коломну: они «не привыкли» служить галицким  князьям. Да и ордынский «выход», на который согласился в свое время Василий II, приходилось теперь собирать Юрию, что в глазах современников превращало его в пособника Орды. Вскоре Юрий Дмитриевич вынужден был покинуть великое княжение и вернуть трон Василию II. Между князьями был заключен договор, согласно которому престарелый дядя признал своего молодого племянника «братом старейшим» и обещал участвовать в выплате «выхода». Князья поклялись помогать друг другу.

     Однако  война не утихла. Ее продолжили сыновья  Юрия Дмитриевича. 28 сентября 1433 года они  вновь полностью разгромили войска Василия II. Путь на Москву опять был открыт. Но Юрий, верный своим представлениям о чести, не захотел нарушить данную племяннику клятву и отказался «взяти» великое княжество. Василий II, собрав немалые силы,  сам напал на Юрия. 20 марта 1434 года в Ростовской земле между ними произошло решающее сражение.  Василий Васильевич был, видимо, неважным полководцем. Его войска вновь потерпели сокрушительное поражение. Юрий повторно вошел в Москву победителем.

     Василию Васильевичу, авторитет которого резко  упал, приходилось теперь рассчитывать лишь на помощь Орды. А положение нового великого князя укреплялось. Он стал чеканить монеты с изображением всадника, поражающего змия, – Георгия Победоносца (имена Георгий и Юрий имеют общее происхождение). Считается, что в этом проявилось стремление Юрия утвердить единодержавие Руси и бороться против Орды (змия). Несмотря на то, что в конце концов победа досталась противникам Юрия, изображение его святого покровителя стало гербом Москвы. В зените славы, добившись своего в «честном бою», утвердив было в стране мир, князь Юрий умирает 5 июня 1434  года. Это был выдающийся государственный деятель, продолжавший традиции отца – Дмитрия Донского. Он стремился к созданию единого государства, независимого от Орды. Увы, после его смерти вновь разразилась братоубийственная война.

     Смерть  Юрия не могла не обострить обстановку. Юрий отстаивал принцип наследования престола по старшинству в роде. В соответствии с этим принципом его сыновья должны были передать престол Василию II – старшему в новом поколении великокняжеской семьи. Однако объявил себя наследником и великим князем старший сын Юрия – Василий Косой. Даже его братья – Дмитрий Шемяка и Дмитрий Красный выступили против него.  Возможно,  впрочем, что, выступая против брата, оба Дмитрия думали не столько о чести, достоинстве, «принципах», сколько о собственной выгоде. Непопулярный и неоднократно «битый» Василий II мог казаться им «меньшим злом» по сравнению с властным и склонным к непредсказуемым поступкам Василием Косым.

     Не  располагая силами для борьбы одновременно с двоюродным и родными братьями, Василий Косой покинул Москву «до лучших времен». На престол вновь взошел Василий II, на сей раз благодаря своему злейшему врагу – Дмитрию Шемяке. Но Василий Косой продолжил борьбу. В битве при реке Которосли 6 января 1435 года он был разбит великокняжескими войсками. Затем военные действия развивались с переменным успехом. В том же 1435 году был заключен на выгодных для Василия Косого условиях. Но затишье оказалось непродолжительным. Зимой 1435 года Дмитрий Шемяка, не желая, по-видимому, ничего дурного Василию II, пригласил его на свадьбу.  А тот, заподозрив ловушку, арестовал Дмитрия.  Это была ошибка великого князя, она привела к распаду его коалиции с двоюродными братьями и новому обострению ситуации в стране.

     Против  Василия II вновь выступил Василий Косой.  На сей раз, военное счастье улыбнулось великому князю. 14 мая 1436 года его войска разбили галицкого князя,  Василий Косой попал в плен и был ослеплен.  По традициям того времени,  слепой покидал арену активной политической деятельности.  Как правило, его ждал монастырь.  Дмитрия Шемяку Василий II вскоре отпустил на свободу.  По вновь заключенному договору Шемяка признал себя «братом молодшим». Но было очевидно, что и это перемирие временное: ни великий князь, ни Шемяка не питали никаких иллюзий насчет возможности доверять друг другу.

     В 1445 году удача вновь отвернулась  от Василия II.  Проиграв бой монголам, он попал в плен, и власть в Москве перешла к Шемяке, поскольку на время пленения Василия II он стал старшим в роде Ивана Калиты.  Но вскоре Василий II был отпущен ордынцами за большой «окуп».  Узнав о приближении Василия II в сопровождении ордынских войск, Дмитрий Шемяка бежал. Успокоившийся Василий II позволил себе в 1446 году выехать из Москвы на богомолье в Троице-Сергиев монастырь.  Шемяка немедленно воспользовался этим. Он захватил Москву и приказал арестовать великого князя.  В ночь с 13 на 14 февраля 1446 года Василия II привезли в Москву и ослепили.  После этого он получил прозвище «Темный». Отвратительно жестокое наказание во многом объяснялось местью за Василия Косого. Варварское даже по средневековым меркам наказание самого великого князя вызвало негодование на Руси. Шемяка всячески пытался укрепить свой авторитет. Отчеканил монеты с изображением всадника и буквами «Д.о.» («Дмитрий-осподарь»), старался заручиться поддержкой русской церкви.  Он даже заставил Василия II сделать заявление, что он достоин смерти, но милосердием Шемяки ему дарована жизнь.  Василий II поклялся, что впредь не будет стремиться к великокняжескому престолу. Но все это плохо помогало.

     В Вологду, ставшую удельным княжеством Василия Темного, стали собираться все недовольные правлением Дмитрия  Шемяки. Летопись отмечает, что их было «множество». Игумен Кирилло-Белозерского монастыря  Трифон,  поддерживая  стремление Василия II вернуться к власти, снял с него грех нарушения клятвы: она ведь невольная. Василия Темного поддержал тверской великий князь Борис Александрович. Союз был закреплен обручением шестилетнего сына Василия II – Ивана с четырехлетней тверской княжной Марьей (венчание произошло, когда жениху исполнилось 12 лет, а невесте – 10). Через год после ареста и ослепления Василий Темный въехал в покинутую Шемякой Москву, с тем, чтобы никогда уже до самой смерти не покидать великокняжеского престола. В 1447 году противники заключили мир. Шемяка клялся в верности великому князю Василию II, но ненадолго. Вскоре он нарушил клятву. В 1450 году в сражении под Галичем войско Шемяки потерпело поражение, князь бежал в Великий Новгород. Здесь в 1453 году он умер при загадочных обстоятельствах (по слухам, его отравил повар, подкупленный подосланным из Москвы человеком). Так окончательно закончилась междоусобная война.

     Эта война разорила страну. За торжество  единовластия в стране пришлось заплатить  дорогой ценой – жизнями ни в чем не повинных людей, сгоревшими селами и разоренными городами. Заметно усилилась власть Орды, вновь получившей больше возможностей вмешиваться во внутренние дела Москвы. В то же время война показало неизбежность объединения русских земель в одно государство. Если во времена Калиты неясно было, какой город станет центром объединения, то теперь этот вопрос решился. Речь шла лишь о том, кто из князей будет править в Москве – признанной столице Северо-Востока Руси. Никто из участников этой войны не выступал против объединения страны. Борьбы велась только за власть.

     Во  время войны погибли многие князья. Усилилась власть того единственного, кому удалось выжить и победить. Счастье улыбнулось Василию Темному  – не самому достойному государственному деятелю. Но страна не хотела больше повторения кровавой междоусобицы. Она жаждала порядка и твердой власти. И эта власть действительно оказалась твердой и жесткой, обретая постепенно деспотические черты. Великий князь беспощадно карал своих врагов(не только настоящих, но и возможных), обрушивая на них массовые казни.

     Власти  Василия II хватило даже на вмешательство в церковные дела. Раньше подобное если и случалось, то лишь эпизодически. Главу русской церкви назначал, как известно, константинопольский патриарх. В 1439 году митрополит Исидор, ставленник Константинополя, подписал во Флоренции унию между католической и православной церквами. За это он был арестован Василием II (правда Исидор сумел бежать). Через несколько лет собор, состоявший из высших деятелей русской церкви, избрал митрополитом ставленника великого князя – епископа Иону. А уж после захвата турками Константинополя и падения Византии в 1453 году великий князь тем более стал, по существу, сам решать, кто у него в государстве будет митрополитом. Церковь становилась верным орудием политики московской династии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Завершение  объединения русских  земель

       вокруг   Москвы.

     Становление самодержавия в России. 

     Проблемой Василия стали отношения с  Великим Новгородом. Великий князь был недоволен тем, как Новгород поддержал Шемяку и дал ему убежище. В 1456 году Василий II вместе с татарским отрядом двинулся в поход. В завязавшемся бою новгородцы потерпели поражение, и их предводители попали в плен. На переговорах в Яжелбицах Василий II заставил новгородцев урезать свои права в пользу Москвы. Теперь Новгород не мог сам вести внешнюю политику. Времена переменились: с годами силы Москвы росли, а недружные новгородцы не думали об упрочнении обороны своего государства. Ни с кем из соседей они не состояли в прочном союзе, наоборот, со всеми постоянно ссорились и своими руками готовили погибель своей вольной республики. Это имело печальные последствия для будущего России, для самосознания ее народа.

Информация о работе Образование Московского государства (кон. XIII – нач. XVI вв.)