Образование Киевской Руси. Спорные проблемы теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:25, реферат

Описание работы

Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев – от р. Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считает, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тысячелетия до н.э.

Файлы: 1 файл

Реферат по Отечественной истории.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

                                                                                   
 

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

(указывается  наименование дисциплины  в соответствии  с ГОС)

 
 

Реферат

 
 

Образование Киевской Руси. Спорные проблемы теории.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва – 2011

 

План

1. Первые свидетельства  о славянах

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Первые свидетельства о славянах

      Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев – от р. Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считает, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тысячелетия до н.э.

      Первые  письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н.э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы упоминают славян под именем венедов (римский писатель Плиний Старший, историк Тацид, I в. н.э.; географ Птолемей Клавдий, II в. н.э.).1

      В эпоху Великого переселения народов  (III-VI вв. н.э.), совпавшего с кризисом рабовладельческой цивилизации, славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зоне, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство. Заселив Балканы, славяне сыграли значительную роль в разрушении дунайской границы Византии. Монах Киево-Печерского монастыря Нестор в древнем летописном своде «Повесть временных лет» писал: «Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земли Венгерская и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами  своими, где кто сел, на каком месте… Когда волохи напали на славян на дунайских.., то славяне эти пришли и сели на Висле…

      Так же и эти славяне  пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что  сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назывались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке, которая впадает Двину и носит название Полота. Так же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Семи, и по Суле и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота называлась «славянская». (Повесть временных лет. Ч.I.- М.-Л., 1950.- С. 207.)

      Первые  сведения о политической истории  славян относятся к IV в. н.э. С Балтийского побережья германские племена готов пробились в Северное Причерноморье. Готский вождь Германарих был разбит славянами. Его преемник Винитар обманом заманил к себе 70 славянских старейшин во главе с Божем (Бусом) и распял их. Спустя 8 столетий неизвестный нам автор «Слова о полку Игореве» упомянул «время Бусово».

      Особое  место в жизни славянского  мира занимали отношения с кочевыми народами степи. По этому степному, протянувшемуся от Причерноморья до Центральной Азии, волна за волной кочевые племена вторгались в Восточную Европу. В конце IV в. готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедшими из Центральной Азии. В 375 г. орды гуннов заняли своими кочевьями территорию между Волгой и Дунаем, а затем продвинулись дальше в Европу до границ Франции. В своем продвижении на запад гунны увлекли часть славян. После смерти предводителя гуннов Атиллы (453 г.) гуннская держава распалась, и они были отброшены на восток.

      В VI в. тюркоязычные авары (русская летопись называла их обрами) создали в южнорусских степях свое государство,  объединив кочевавшие там племена. Аварский каганат был разбит Византией в 625 г. «Умом гордые» и телом великие авары-обры исчезли бесследно. «Погибоша аки обре» - эти слова с легкой руки русского летописца стали афоризмом.2

      Крупнейшими политическими образованиями VII-VIII вв. в южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский  каганат, а в районе Алтая – Тюркский каганат. Государства кочевников были непрочными конгломератами степняков, промышлявших военной добычей. В результате распада Болгарского царства часть болгар под предводительством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где была ассимилирована жившими там южными славянами, взявшими себе имя воинов Аспаруха, т.е. болгар. Другая часть болгар-тюрок с ханом Батбаем пришла на среднее течение Волги, где возникла новая держава – Волжская Болгария (Булгария). Ее соседом, занимавшим с середины VII в. территорию Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым, был Хазарский каганат, который взимал дань с приднепровских славян вплоть до конца IX в.

 

2. Восточные славяне

      До  сих пор в исторической и лингвистической  литературе широко распространено мнение об исходном единстве всего восточноевропейского славянства, о распространении всех восточных славян из единого центра, каковым признается Поднепровье. В соответствии с указанным представлением находится и господствующая в славянском языковедении концепция, согласно которой в древнейший период (до XIII в.) язык восточных славян был единым, без разделения на диалекты. Последние якобы возникли в эпоху раздробленности русских земель, когда разные княжества и области оказались разделены политическими, экономическими и культурными барьерами.

      Между тем, еще в начале века высказывалась  и иная точка зрения. Так, основываясь на изучении этнографии и диалектологии восточных славян, Д.К. Зеленин утверждал: «южнорусское население (т.е. русское население Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Тульской, Орловской и Калужской губернии)... отличается от северорусского (в Новгородской, Владимирской, Вятской, Вологодской и др. губерниях) значительно больше, чем от белорусов».3

      Из  этого он сделал вывод о существовании  двух «русских народностей» и, следовательно, четырех восточнославянских народов:

      «украинцы, белорусы, северорусские (окающий диалект) и южнорусские (акающий диалект)»

      Исторические  корни такого этнического деления  ученый видел в том, что восточные  славяне в VII-VIII вв. распались на три  «племени»:

      «Восточная группа русских, фигурирующая в древнейших рукописях под названием вятичи, проникла на восток и заселила области по северному течению Дона; ей впоследствии принадлежала Тьмутаракань – третий после Киева и Новгорода значительный культурный центр Древней Руси. Северные русские распространились к северу; летописец называет их словенами (на оз. Ильмень возле Новгорода), кривичами (по верхнему течению Волги и Западной Двине и у истоков Днепра, т.е. в Смоленске, Витебске и Пкове) и полочанами (на Западной Двине, у Полоцка). Южные русские остались на древней территории, т.е., согласно терминологии летописи, поляне - на Днепре, около Киева, древляне - в Полесье, дулебы - на Буге, уличи и тиверцы - на Днестре, северяне - на Десне, Сейме и Суле, дреговичи - между Припятью и Двиной».

      «Все  они (славянские территориально-племенные объединения,   сост.) имели свои обычаи и законы своих отцов и предания, и каждые – свой нрав. Поляне имеют обычай  отцов своих кроткий и тихий, стыдливый перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай… А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски, убивали друг друга, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах. И браков у них не бывало… если кто умирал, то устраивали по ним тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, складывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах, как делают теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи и прочие язычники, не знающие закона божьего, но сами себе устанавливающие закон». (Повесть временных лет, С. 211)  

       Выводы о неоднородности восточных славян, основанные на этнографических наблюдениях и данных диалектологии, хорошо согласуются с результатами исследования языка берестяных грамот древнейшего периода. Установлено существование древнейшего новгородско-псковского диалекта, который в XI-XII вв. отличался от южнорусского не менее чем двумя десятками существенных признаков. В то же время этот диалект был сходен многими элементами с языками балтийских славян, а также сербско-словенской группы южных славян. Такие выводы имеют особое значение, поскольку в берестяных грамотах отразился живой разговорный язык, не сохранившийся в памятниках древнерусской книжности.4

 

3. Путь «из варяг в греки»

      Великий водный путь «из варяг в греки» был своеобразной «столбовой дорогой», связывающей Северную и Южную  Европу. Он возник в конце IX в. Из Балтийского (Варяжского) моря по р. Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по р. Волхов в озеро Ильмень и далее по р. Ловать до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Западным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царьграда). Наиболее развитые земли славянского мира – Новгород и Киев контролировали северный и южный участки Великого торгового пути. Это обстоятельство дало основание ряду историков вслед за В.О. Ключевским утверждать, что торговля мехом, воском и медом была главным занятием восточных славян, т.к. путь из «варяг в греки был «главным стержнем экономической, политической, а потом и культурной жизни восточного славянства».5

4. Хозяйство славян

      Основным  занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо)  и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, и др.). Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда название зерновых культур – «жито», сохранившееся до наших дней. О земледельческих традициях этого региона говорят заимствованные славянами римской хлебной нормы – квадрантала (26,26 л), называвшегося на Руси четвериком и просуществовавшего в нашей системе мер и весов до 1924 г.6

      С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, бороне-суховатка и заступ, которыми разрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.

      В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Там плодородных  земель было много и участки земли засевали в течении двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т.е. орудия приспособленные для горизонтальной вспашки.7

      С земледельческим занятием было тесно  связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе – лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).

 

5. Община

      Низкий  уровень производительных сил при  ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община – мир, вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах).8

      К моменту образования государства  у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь, прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

      В результате передачи князьями права  на владение землей феодалам часть  общин попадала под их власть. Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в бояр вотчинников превращалась старая родо-племенная знать, подчинявшая себе общинников.9

      Общины, не попадавшие под власть феодалов, обязаны были платить подать государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

      Крестьянские  хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И те, и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.

Информация о работе Образование Киевской Руси. Спорные проблемы теории