Нормандское завоевание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2010 в 17:42, Не определен

Описание работы

Нормандия была в середине XI в. страной, достигшей полного расцвета феодальных отношений. Это сказалось прежде всего в ее военном превосходстве: герцог являлся главой тяжеловооруженной рыцарской конницы своих вассалов, а большие доходы, получаемые государем Нормандии с его владений, и в частности с городов, позволили ему иметь и собственные прекрасные военные отряды.
Герцогство имело лучшую по сравнению с Англией внутреннюю организацию и сильную центральную власть, которая держала в руках и феодалов, и церковь.

Файлы: 1 файл

4-Нормандское завоевание.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

    Итоги нормандского завоевания.

    Завоеватели не собирались окончательно разорять крестьянство, так как своих крестьян они в Англию не привезли, а им необходимо было увеличивать население поместий ради получения ренты и налогов. Но завоевание ускорило закрепощение крестьянства, т. е. способствовало быстрейшему завершению процесса феодализации, начавшегося в предшествовавший нормандскому завоеванию период. Это был настоящий переворот, в результате которого число свободных крестьян резко уменьшилось. Каждый лорд получил право иметь судебную курию для всех своих держателей, что дало ему дополнительные возможности подчинять население поместий. Новые лорды и бароны начали активно хозяйничать: восстанавливать разрушенные усадьбы, осушать болота, строить мельницы, основывать рынки и города. Завершение феодализации стало фактором, который способствовал дальнейшему прогрессу общества.

    В результате завоевания установилась вполне законченная по форме феодальная система земельных держаний и  вассальных связей. Эта система была в значительной мере перенесена в  Англию из Нормандии. Феодальный строй  в Англии был более совершенным, поскольку он перенесен в готовом виде, чем во Франции, где он сложился естественным путем .

    Английские  отношения отличались тем, что здесь  в силу самого факта завоевания и  необходимости удержаться на захваченной  территории среди враждебного населения создались условия для укрепления королевской власти. Король здесь —верховный собственник всей земли в королевстве, ему непосредственно приносят присягу все держатели, бароны не имеют права строить замки, получают землю в разных графствах, что исключает возможность их политического усиления, бароны не имеют государственной власти над держателями, не обладают верховной юрисдикцией, правом ведения частных войн. В противовес баронам Вильгельм сохраняет и поддерживает судебные собрания графств и сотен. Сохраняется фирд — пешее ополчение свободных держателей, которые платят налоги королю. Королевский совет не принимает характера феодального совета французского образца, в нем заседают лица, желательные королю и проводящие его политику. Вильгельм правит Англией сам, посредством своих письменных приказов, изготовляемых капелланами под надзором канцлера. Приказы рассылаются шерифам, представляющим власть короля в графствах. В результате всех этих обстоятельств возникает монархия, настолько сильная, что уже можно говорить об определенном единстве Англии. Этому способствовало и то, что королевскую власть поддерживали мелкие и средние феодалы, церковь, купечество и сохранившееся в некоторых районах свободное крестьянство. Сыграло роль и наличие у Вильгельма значительных доходов от его доменов в Нормандии.

    Вильгельм проводил весьма целенаправленную политику в отношении церкви: с одной  стороны, она получила большие земельные  пожалования и ряд привилегий (создание церковных судов), с другой — все претензии папы на верховенство были отвергнуты. Вильгельм отказался принести вассальную присягу Григорию VII и заявил, что никто, кроме короля, не может контролировать дела английской церкви и что без его разрешения нельзя повиноваться папе и папским приказам

    Вильгельм умер в 1087 г. в Руане, завещав Англию своему сыну Вильгельму.

    Англия  конца XI — первой половины XII в. Вильгельм  Рыжий и Генрих I.

    У Вильгельма Завоевателя было трое сыновей: Роберт (старший), которому он оставил  Нормандию, Вильгельм, получивший Англию, и Генрих. Вильгельм Рыжий (1087—1100) еще до смерти отца выехал в Англию, где, получив известие о кончине Вильгельма, сразу захватил казну в Винчестере и через семнадцать дней был коронован архиепископом Ланфранком. Открытого сопротивления не было, но, поскольку Нормандия досталась Роберту, встал вопрос о подданстве баронов. Часть баронов, проживавших в Англии, составила заговор в пользу Роберта; вспыхнули восстания в Норфолке, Сомерсете и т. д., но они были быстро подавлены. Во главе мятежников стоял брат Вильгельма Завоевателя Одон из Байё. Большинство баронов средней и восточной Англии стояли за Вильгельма Рыжего, в распоряжении которого были и феодальное ополчение, и пехота. Одон был изгнан, а сам Роберт остался пассивен.

    В 1089 г. после смерти архиепископа Ланфранка Вильгельм Рыжий начал борьбу с церковью. Он тянул с назначением нового примаса Англии, забирая доходы вакантного престола в казну. Эту же систему он практиковал и со всеми церковными бенефициями. Конфликт с церковью продолжался до 1093 г., когда Вильгельм покаялся и передал вакантный кентерберий-ский престол ученому монаху Ансельму, дав ему ряд обещаний. Вскоре король забыл об этих обещаниях, потребовал от Ан-сельма феодальной помощи, удержал значительную часть собственности престола и не пустил нового архиепископа в Рим за посвящением. В довершение всего Вильгельм заявил, что ни один папа не будет признан в Англии без разрешения короля. В 1097 г. Вильгельм, наконец, отпустил Ансельма в Рим, но, как только тот уехал из Англии, сразу захватил в свои руки доходы кентерберийского престола. В последние годы правления Вильгельма Рыжего Ансельм предпочел оставаться в Риме. Это было началом длительной борьбы между церковью и государством в Англии, борьбы, являвшейся частью общеевропейского спора между папством и светскими государями.

    Казначеем при Вильгельме Рыжем был капеллан Ранульф Фламбард. Творя всевозможные беззакония и выжимая деньги из кого только было можно, именно он был инициатором  отбирания церковных доходов  в казну.

    При Вильгельме была усилена суровость законов об охоте и об охране заповедников. Жестокие лесные законы вызвали сильнейшее недовольство крестьян, но открытых восстаний, исключая 1095 год, в это время было мало.

    В основном король был занят планами  расширения доменов (он добился некоторых  успехов на границе с Шотландией и Уэльсом) и возврата под свою руку Нормандии. В 1090 г. он, сговорившись с Робертом, отнял в Западной Нормандии у своего младшего брата Генриха многие владения.

    В 1096 г. Роберт Нормандский заложил  свои земли Вильгельму за 10 тыс. марок серебром и отправился в крестовый поход (I крестовый поход), причем всем было ясно, что выкупить Нормандию он никогда не сможет.

    В 1100 г. Вильгельм Рыжий был сражен неизвестной стрелой на охоте  в Новом Лесу. На следующий день его спешно похоронили в Винчестере. Многие церкви отказались звонить по убитому королю, и следствия никакого наряжено не было. Поскольку детей Вильгельм не имел, то претендентом на престол выступил его брат Генрих. В этот момент он находился в Англии и даже присутствовал на охоте в Новом Лесу. После убийства брата Генрих сразу же отправился в Винчестер и захватил казну, а через два дня уже короновался в Вестминстере, обратившись к подданным с манифестом («Хартия вольности Генриха I).

    В своей хартии Генрих I (1100—1035) обещал церкви свободу, феодалам — соблюдение их привилегий и прав, а народу —«законы короля Эдуарда». Король сообщал народу о своей коронации, заявлял, что ничего не будет продавать из церковных имений и не будет брать доходов с церковных бенефиций в периоды вакансий. Он обещал уничтожить худые обычаи (чрезмерные рельефы, плату за разрешение на браки баронских наследниц и вдов), обещал не назначать произвольных денежных залогов для баронов-преступников. Повинности рыцарей должны были отныне ограничиваться только военной службой,которой они обязаны лишь королю. Заявляя о восстановлении «законов короля Эдуарда», Генрих I как бы брал под свою защиту против баронов англосаксонское население, что должно было обеспечить королю его поддержку в борьбе с нормандскими феодалами.

    Этнические  и языковые различия англосаксов  и завоевателей - нормандцев к этому  времени еще не исчезли. Они особенно остро ощущались в силу того, что  французский язык был языком феодальной знати и, наряду с латынью, языком государства и закона, английский же оставался языком крестьян, горожан и рыцарей. Слияние английского и французского этнических и языковых элементов шло медленно и о каком-то его завершении можно говорить лишь к началу XIII в.

    Генрих I по сути дела возвращается к политической системе Вильгельма Завоевателя, пытаясь отменить все «новшества» Вильгельма Рыжего. В целом эта политика была популярна у церкви, баронов и англосаксонского населения. Король сделал попытку примирения с церковью: он послал за Ансельмом Кентерберийским и дал ему целый ряд обещаний.

    В Нормандию в это время вернулся Роберт, и там начались беспорядки. Он направился было походом в Англию, но там его никто не поддержал, и за пенсию в тысячу фунтов в  год Роберт отказался от ряда своих  владений. Однако сторонники Роберта  подняли в его пользу мятеж, что дало повод королю Генриху вторгнуться в 1105 г. в Нормандию, разгромить Роберта и взять его в плен. В плену Роберт прожил еще 28 лет.

    В Англии Генрих начинает борьбу с Ансельмом  Кентерберий-ским, который не желал  идти на компромисс и был убежденным противником того, чтобы церковные бенефиции передавались духовенству светской властью. Ансельм отказался принести Генриху оммаж и не стал посвящать епископов и аббатов, назначенных королем. Длительная борьба разрешилась соглашением, которое как бы предвосхитило Вормский конкордат: епископы и аббаты избирались монастырским капитулом и не получали инвеституру из мирских рук, но выборы происходили в присутствии короля или его представителей, и избранники приносили королю оммаж до окончательного посвящения.

    Административные  реформы Генриха I. Власть короля при  Генрихе I фактически была неограниченной, хотя он издавалзаконы, взимал налоги, решал дела с согласия Великого совета. В Великом совете преобладали крупные феодалы, светские и церковные. Собирался Великий совет трижды в год. Роль этого органа сводилась к тому, что он давал королю необязательные для него советы и выслушивал обязательные королевские решения. Фактически государством управлял более тесный круг советников — Малая курия, состоящая из ближайших королевских сподвижников как знатного, так и незнатного происхождения. Высшие же придворные чины были наследственными, а их носители в действительном управлении играли последнюю роль. Малая курия представляла собой, во-первых, высшее судебное учреждение — в качестве такового она именовалась Королевской курией — и, во-вторых, высшее финансовое учреждение— в этом случае она именовалась Палатой шахматной доски (стол в Палате покрыт клетчатым сукном). Во главе того и другого учреждения стоял юстициарий — главный помощник короля со времени Вильгельма Рыжего. При Генрихе I это был Рожер из Кана. От юстициария зависели канцлер и казначей. Канцлер— духовное лицо, сначала это был частный секретарь короля, а затем — государственный секретарь. Казначей заведовал королевской казной, хранившейся в Винчестере.

    Королевская курия решала, во-первых, дела, в которых  были затронуты интересы короля; во-вторых, дела, поступавшие в порядке апелляции; в-третьих, тяжбы между непосредственными держателями короны — баронами. Обыкновенным тяжущимся в виде особой милости разрешали передавать дела в Королевскую курию, минуя местные англосаксонские суды сотен или графств. Королевская курия ведала и гражданскими, и уголовными делами. Она была также органом контроля. Ее члены разъезжали по графствам, для их встречи шерифы созывали полные собрания графств. Два раза в год —на пасху и в день архангела Михаила — созывались полные сессии Палаты шахматной доски. Палата делилась на два отделения: верхнее —Отчетная палата и нижнее — Приемная палата. Шерифы со всех концов Англии привозили в Палату собранные в графствах деньги. Это были доходы с доменов, деньги, собранные с судов сотен и графств, «датские деньги», феодальные поборы и т. д. Мешки со звонкой монетой сдавались в подвалы по весу, взамен шерифы получали бирки, с которыми шли наверх, где сдавали отчет. Данные отчета заносились в особый казначейский свиток.

    Организация суда и финансов в значительной мере способствовала укреплению королевской власти при Генрихе I, однако после его смерти в Англии началась смута, которая продолжалась с 1135 по 1153 г.

    Баронская смута. После Генриха I не осталось наследника мужского пола, и борьбу за престол  начали два претендента: Дочь Генриха I Матильда и племянник короля (сын его сестры Адели) Стефан. Матильда, вдова германского императора Генриха V, вторым браком вышла за Жоффруа Плантагенета, графа Анжуйского. От этого брака у нее был сын Генрих, ради которого она и вела борьбу за английский престол.

    Стефан  явился в Лондон, и горожане встретили  его с радостью. Он захватил в  Винчестере казну и был коронован. Английские магнаты и лондонские горожане приняли Стефана, ибо не желали подчиняться иностранцам, которые  неизбежно пришли бы с Матильдой. Однако Стефан привел с собой армию наемников — фламандцев, и это не понравилось баронам. Чтобы их задобрить, Стефан дал хартию, по которой бароны получили все возможные привилегии: они захватили в свои руки суд, чеканку монеты, сбор налогов. Но самым скверным было то, что король разрешил баронам строить замки. За несколько лет бароны лихорадочными темпами построили 1115 замков, которые превратились в настоящие гнезда феодальной анархии, в очаги смуты. Вскоре началась феодальная усобица между сторонниками Стефана и Матильды, которую ее приверженцы провозгласили в 1141 г. королевой. Юго-восток Англии стоял за Стефана, запад — за Матильду. Опираясь на построенные замки, бароны со своими отрядами жгли и грабили поместья и деревни друг друга. За этот период Англия хорошо узнала все прелести феодальной смуты. Только в 1153 г. лондонские горожане и церковь добились переговоров между противниками, и был заключен договор, по которому королем был признан Стефан с тем условием, что после его смерти корона достанется сыну Матильды Генриху Плантагенету. Стефан был немощен и умер на следующий год, после чего Генрих занял английский престол.

Информация о работе Нормандское завоевание