Народное зодчество: Древние крепости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 14:46, реферат

Описание работы

Кремли и крепости – сердца древнерусских городов, испытанные защитники Отечества, яркий пример воинской доблести и строительного искусства. Долгое время существовало мнение что русские зодчие строили крепости и кремли по западным образцам слепо их копируя. Русские ученые С.Л. Агафонов, Л.В. Алексеев, М.Х. Алешковский, Н.Н. Воронин, М.К. Каргер, А.Н. Кирпичников, И.А. Кирьянов, В.В. Косточкин, И.К. Лабутина, Г.Я. Мокеев, А.Л. Монгайт, П.А. Раппопорт, В.В. Седов и другие приоткрыли многие неизвестные страницы русского фортификационного строительства. Они доказали, что русские градодельцы не просто слепо копировали западные достижения в этой области, а творчески воспроизводили их на национальной русской почве.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………3

Глава 1. Крепостное зодчество России…………………….5

Глава 2. Крепость Орешек……………………………………..9

Заключение………………………………………………………..13

Список литературы…………………………………………….14

Файлы: 1 файл

Реферат - Народное зодчество. Древние крепости..doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский Государственный университет культуры и искусств»

 

 

 

 

Факультет: ОСКТ

Специальность: Социально-культурная деятельность

Заочное отделение

 

 

 

Реферат на тему:

«Народное зодчество: Древние крепости»

 

 

 

 

 

Студента 30244 группы

Бессарабовой О.А.

Преподаватель: Каминская Н.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2011

Оглавление.

 

Введение……………………………………………………………3

 

Глава 1. Крепостное зодчество России…………………….5

 

Глава 2. Крепость Орешек……………………………………..9

 

Заключение………………………………………………………..13

 

Список литературы…………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Кремли и крепости – сердца древнерусских городов, испытанные защитники Отечества, яркий пример воинской доблести и строительного искусства. Долгое время существовало мнение что русские зодчие строили крепости и кремли по западным образцам слепо их копируя. Русские ученые С.Л. Агафонов, Л.В. Алексеев, М.Х. Алешковский, Н.Н. Воронин, М.К. Каргер, А.Н. Кирпичников, И.А. Кирьянов, В.В. Косточкин, И.К. Лабутина, Г.Я. Мокеев, А.Л. Монгайт, П.А. Раппопорт, В.В. Седов и другие приоткрыли многие неизвестные страницы русского фортификационного строительства. Они доказали, что русские градодельцы не просто слепо копировали западные достижения в этой области, а творчески воспроизводили их на национальной русской почве. Порой на Руси фортификационные новшества применялись не позже, а одновременно со странами Запада.

Оборонное зодчество России в нашей стране развивалось самобытным путем. Особенности экономического, исторического, культурного развития русского государства диктовали нашим предкам жесткие условия: живя под постоянной угрозой вражеского нашествия, русские люди отдавали оборонному строительству все свои творческие способности. Основу фортификационных сооружений составляли деревоземляные укрепления. Здесь русским умельцам не было равных: об этом свидетельствуют деревянные крепости Смоленска XII – XV вв., Москвы XVII в., Севска XVII в. и многих других городов.

Во второй половине XV в., с образованием Русского централизованного государства, в долговременном фортификационном строительстве происходит качественный сдвиг. Он был вызван не только государственной заботой об укреплении обороноспособности страны, но и широким применением артиллерии, ставшей грозой крепостей.

Каменные «стражи» России особенно широко возводили на северо-западе страны.

Возведение северорусских каменных твердынь стало крупнейшим технико-культурным явлением своего времени, чуткой реакцией на неблагоприятную военно-политическую обстановку. Эти крепости отстояли для Руси выход к Балтийскому морю, сохранили территориальную целостность страны и предотвратили ее разграбление с запада.

Лучшие произведения крепостной архитектуры помимо своей несомненной роли в истории страны ценны для нас и в художественном плане. Воплощая в себе дух своего времени, они имеют огромное познавательное и эстетическое значение. Зримым образом и в величественной форме они отражают суровые бытовые и культурные особенности жизни народа на протяжении веков, его знания, умения, таланты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Крепостное зодчество России.

 

Кремли и крепости – сердца древнерусских городов, испытанные защитники Отечества, яркий пример воинской доблести и строительного искусства. За время своего деятельного существования с начала образования Руси и до конца XVII столетия они прошли долгий путь. Во всем мире вслед за изменениями военно-политической обстановки, способов нападения и огневой мощи оружия технические и художественные качества оборонных сооружений постоянно усложнялись и совершенствовались. Это характерно и для крепостей России. И все же у них собственная история, своя культурная традиция. Это своеобразие было обусловлено особыми географическими, природными, климатическими условиями, а главное, тем, что русская земля во все века своей славной истории нуждалось в постоянной и крепкой защите от неугомонных воинственных соседей и иных врагов, охотно присматривавшихся к ее богатствам.

Еще в древности на прародине славян, располагавшейся между Карпатами и Днепром, для поселения выбирали удобные в оборонительном смысле участки на высоких плато со скругленными очертаниями. Несколько позже раннеславянский мир, оправившись от первых разорительных нашествий кочевых соседей, стал прикрываться от их стремительных нападений протянувшимися на сотни километров земляными валами, которые неприятель предпочитал обходить. Уже в IX – X вв., в тревожной атмосфере межплеменного противоборства, раннюю средневековую Русь скандинавы называли Страной городов, Гардарикой. Само собой, это подразумевало и наличие оборонительных сооружений, ведь город начинал существовать тогда, когда появлялась защищающая его жителей ограда.

Строительство деревоземляных укреплений для обороны от набегавших степняков было главным гарантом безопасности и благополучного существования городов. Но здесь требовались особая строительная логика, свои приемы и секреты. Важной составляющей этой логики была жесткая привязка всех сооружений к условиям ландшафта. В X – XIII вв. наиболее распространенными был массовый тип укрепления: городище располагалось на естественном возвышенном мысу у слияния рек и оврагов. Периметр поселения охватывал весь мыс по границе его верха, далее ограду обносили валом и строили дополнительное надежное укрепление со стороны поля, откуда ожидалось появление врага. Основания валов, чтобы они не оползали, могли укреплять деревянными конструкциями. Сверху на них ставили ряд клетей – тарас, заполненной землей либо глиной. В одном или двух местах кольцо укреплений прерывали ворота, обычно усиленные стоящей над ними башней.

В XIII – XIV столетиях, в эпоху монголо-татарского порабощения, частых нашествий монголо-татарского порабощения, частых нашествий ордынских ратей и борьбы удельных русских княжеств между собой, основу обороны Руси все еще составляли различные по устройству и мощи деревоземляные укрепления. Но и они менялись по мере того, как совершенствовалась тактика нападения врага, появлялись метательные и стенобитные механизмы, передвижные «грады» - сопоставимые по высоте со стенами крепости деревянные башни на колесах, с чьей помощью неприятель быстрее и успешнее разрушал защитные сооружения. Это был важный этап развития фортификационного строительства, когда зодчим приходилось искать достойные решения новых военных задач: долгая осада уступала место более эффективному штурму.

Татаро-монгольское нашествие нанесло жестокий удар по Руси, надолго разрушило ее хозяйство, понизило уровень и материальной, и духовной культуры. Лишь псковские и новгородские земли избежали вторжения орды завоевателей и успешно отражали агрессию со стороны шведов и немцев. Здесь (да еще возвысившейся Владимиро-Суздальской Руси) воплощение на практике новой крепостной фортификации пошло быстрыми темпами. Одним из первых в начале XIV в. Стал укрепляться в камне Новгород. В 1352 г. на месте деревянных новгородцы возвели каменные стены крепости Орешек, воплотившие в себе передовые для того времени фортификационные качества: сооружение имело несколько каменных башен и в плане было близко к регулярной, геометрической крепости.

Почти все старые крепости новгородских земель в конце XV – начале XVI в. перестроили, применяя новые конструкции и элементы. Но и местное, традиционное своеобразие тоже сохранялось. Внешние европейские влияния играли не малую роль, однако в большей мере русские зодчие руководствовались иными обстоятельствами: месторасположением крепости, наличием местного строительного материала и обученных людей; существенное значение имел в то тревожное военное время и денежный вопрос. В этот период Русь объединилась под знаменами Москвы. Финансы единого Русского государства позволяли возводить весьма значительные узлы обороны.

Возведение северорусских каменных твердынь стало крупнейшим технико-культурным явлением своего времени, чуткой реакцией на неблагоприятную военно-политическую обстановку. Эти крепости отстояли для Руси выход к Балтийскому морю, сохранили территориальную целостность страны и предотвратили ее разграбление с запада.

Выдающаяся роль в русском оборонном зодчестве принадлежала и Москве. Великолепный Московский Кремль был создан в тот исторический момент, когда окончательно рухнула зависимость Руси от Золотой Орды и город сделался столицей самостоятельного централизованного государства.

В течение XVI в. перестраиваются или строятся заново крепости Новгородской и Псковской земель, Нижнего Новгорода, Тулы, Коломны, Серпухова, Зарайска, Казани, Астрахани.

Оборонительные комплексы древних городов Руси создавались руками местных мастеров и массовым трудом населения. Лишь в деловой переписке встречаются редкие имена зодчих-горододельцев: они фигурировали там отнюдь не в качестве индивидуальных творцов, их вклад не воспринимался как нечто особенное. Такими был знаменитый Федор Конь, выстроивший московский Белый город (1585-1593 гг.; не сохранился) и грандиозный Смоленский кремль (1595-1602 гг.); дьяк Иван Михайлов и монах Трифон Кологривов.

Одновременно со строительством городских кремлей стали обзаводиться защитными стенами и православные монастыри. Изначальное стремление оградить иноческую жизнь от суетного существования мира привело в конце концов к сооружению прочных стен, порой не уступавших городским. И, подобно кремлям, обители упрочивали свою оборону. Не раз схватывался с врагом знаменитый Троице-Сергиев монастырь; многократно отражал неприятельские нападения западный страж – Псково-Печерский монастырь. В течение XVI столетия укреплялись и многие другие прославленные обители по всей Руси. Более правильная планировка крепостных стен была в городских монастырях, таких, например, как московские Донской и Новодевичий.

Преобладавшие когда-то на Руси деревоземляные и деревянные укрепления, естественно, не могли тягаться с более надежными, долговечными каменными кремлями. Тем не менее на русских просторах деревянное оборонное строительство не кануло в Лету, оно по-своему совершенствовалось и даже получило невиданное до того распространение. Связано это было не столько с защитой древнерусских земель, которые находились под надежной охраной каменных твердынь, сколько с территориальным расширением страны, освоением новых территорий. Военно-политический и экономический успех Московского государства умножал число поселений и городов на новых землях. Это стало важнейшей задачей власти. А для защиты от частых набегов ногайских и крымских татар на степном Юге и в обширных восточных районах вдоль Волги, Камы, в Предуралье правительство вынуждено было создавать препятствия в виде защитных линий.

Только к концу русского Средневековья, когда европейская часть страны оказалось в безопасности, военно-оборонительные качества деревянных крепостей и засечных черт стали бесполезными. Сооружения постепенно ветшали, их разбирали. Гораздо дольше сохранялись градообразующие остроги в необъятной и не всегда мирной  Сибири, освоение которое русскими растянулось на несколько столетий.

Дальнейшее развитие крепостной фортификации было тесно связано с достижениями в области артиллерии. Башни и стены крепостей, чтобы не быть уязвимой мишенью для разрывных снарядов, становились приземистей, их лишали верхнего навесного яруса боя, а верх башен порой делали открытым – там устанавливали пушки. Постепенно самым надежным способом защиты стали более низкие бастионы – фигурные, в основном четырехгранные земляные сооружения, часто облицованные камнем.

Более простой тип укреплений представляют собой батареи – возвышенные площадки для установки на них орудий, со рвом и валом впереди. Еще скромнее выглядело низкое земляное, деревянное или каменное сооружение в виде вала трапециевидной формы – бруствер. Он служил для защиты обороняющихся от обстрела.

Время распорядилось так, что многие крепости нашей страны со временем ветшали, препятствовали развитию городов, и поэтому их разбирали, приспосабливали к новым нуждам, расталкивали на стройматериалы. Лишь в последние 150 лет была осознана историко-культурная значимость старинных крепостей, а некоторым из них повезло быть восстановленными.

Лучшие произведения крепостной архитектуры помимо своей несомненной роли в истории страны ценны для нас и в художественном плане. Воплощая в себе дух своего времени, они имеют огромное познавательное и эстетическое значение. Зримым образом и в величественной форме они отражают суровые бытовые и культурные особенности жизни народа на протяжении веков, его знания, умения, таланты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Крепость Орешек.

 

В первые остров Ореховый, расположен у истоков Невы из Ладожского озера, упоминается в новгородских летописях в 1228 г. как пункт на важном торговом пути, проходившем по Неве. В 1323 г. на Ореховом острове новгородцы выстроили форпост для защиты пути к Ладожскому озеру и в земле Великого Новгорода от шведов: «Ходиша Новгородци с князем Юрием Даниловичем (внуком князя Александра Ярославовича Невского.) в Неву и поставиша город на усть Невы на Ореховом острову; ту же приехавшее послы великы от свейского (шведского) короля и докончаша мир вечный с князем и с Новым городом по старой пошлине». Новое фортификационное сооружение получило название Орешек – прежде всего по имени острова, на котором оно было расположено. В том же году заключили Ореховецкий мирный договор между Новгородом и Швецией, согласно которому за Новгородской республикой закреплялись земли в бассейне Невы.

Шлиссельбургская крепость – памятник русского оборонного зодчества. История крепости, в далеком прошлом пограничной твердыни Новгорода, тесно связана с борьбой русского народа за земли по берегам Невы и Финского залива, которые стремились отторгнуть шведские завоеватели.

Летом 1323 г. новгородцы с князем Юрием поставили город на Ореховом острове, у входа в Неву из Ладожского озера. В нем 12 сентября этого же года и был заключен первый официальный мирный договор Руси со Швецией, по которому берега Невы и восточная половина Карельского перешейка остались под властью перешейка остались под властью Новгорода. Главная же цель создания этого стратегического форпоста – защитить ладожско-невские земли Водской пятины, контролировать торговые пути на Запад.

Информация о работе Народное зодчество: Древние крепости