Народничество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 18:19, контрольная работа

Описание работы

Народничество — идеология интеллигенции в Российской империи в 1860—1910-х годах, ориентированная на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой.

Файлы: 1 файл

Народничество и татаро-монгольское иго 1ПП ЗС Кулик Е.В..doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Во 2-й половине 1870-х гг. «Хождение в народ» приняло форму «поселений», организованных «Землёй и волей», на смену «летучей» пришла «оседлая пропаганда» (устройство поселений «в народе»). С 1873 по март 1879 к дознанию по делу о революционной пропаганде были привлечены 2564 чел., главные участники движения осуждены по «процессу 193-х». «Хождение в народ» потерпело поражение прежде всего потому, что оно опиралось на утопическую идею народничества о возможности победы крестьянской революции в России. «Хождение в народ» не имело руководящего центра, большинство пропагандистов не обладало навыками конспирации, что позволило правительству сравнительно быстро разгромить движение. «Хождение в народ» явилось переломным событием в истории революционного народничества. Его опыт подготовил отход от бакунизма, ускорил процесс вызревания идеи о необходимости политической борьбы против самодержавия, создания централизованной, законспирированной организации революционеров.

Глава 3. Анархическое (бунтарское) направление народничества.

 Второе - бунтарское (оно же анархистское) - лидер основателей анархизма М.А.Бакунин, разделяя представления Лаврова о роли революционной интеллигенции в развязывании революции. Он полагал, что русский крестьянин - "стихийный социалист", а потому нужно не убеждать его в правоте социализма, а непосредственно призывать к бунту. Свергнув существующую власть, народ построит свободное коллективистское общество без всякой власти. Политическую борьбу Бакунин, по существу, отрицал, считая, что народу демократические свободы ничего не дают.

М.А.Бакунин полагал, что Россия и вообще славянские страны могут стать очагом всенародной и всеплеменной, интернациональной социальной революции. Славяне, в противоположность немцам, не питали страсти к государственному порядку и к государственной дисциплине. В России государство открыто противостоит народу: "Народ наш глубоко и страстно ненавидит государство, ненавидит всех представителей его, в каком бы виде они перед ним ни являлись".

 Страданиям народа нет числа, и переносит он их  не терпеливо, а с глубоким и страстным отчаянием, выразившимся уже два раза исторически, двумя страшными взрывами: бунтом Сеньки Разина и Пугачевским бунтом, и не перестающим поныне проявляться в беспрерывном ряде частных крестьянских бунтов. Поэтому задача интеллигенции - идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Бакунин призывал молодёжь немедленно готовить народное восстание против трёх главных врагов: частной собственности, государства, церкви. Рассматривая государство как инструмент несправедливости и угнетения, он призывал к его уничтожению и созданию федерации самоуправляемых свободных общин. Под его непосредственным воздействием в народничестве сложилось бунтарское направление.Он говорил, что главная несправедливость - социальное неравенство, а основным носителем и гарантом несправедливости является государство. Поэтому цель борьбы - не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового.

Вместе с тем, предупреждал Бакунин, русскому народному  идеалу присущи и затемняющие  черты, замедляющие его осуществление:

1) патриархальность,

2) поглощение  лица миром, 

3) вера в царя.

В виде четвертой  черты можно прибавить христианскую веру, писал Бакунин, но в России этот вопрос не так важен, как в  Западной Европе. Поэтому социальные революционеры не должны ставить религиозный вопрос на первый план пропаганды, поскольку религиозность в народе можно убить только социальной революцией. Ее подготовка и организация — главная задача друзей народа, образованной молодежи, зовущей народ к отчаянному бунту. "Надо поднять вдруг все деревни".

Эта задача, замечал  Бакунин, не проста. Всеобщему народному  восстанию в России препятствуют замкнутость общин, уединение и  разъединение крестьянских местных  миров, писал Бакунин. Нужно, соблюдая самую педантичную осторожность, связать между собой лучших крестьян всех деревень, волостей, по возможности — областей, провести такую же живую связь между фабричными работниками и крестьянами. Бакунину принадлежит идея всенародной газеты для пропаганды революционных идей и организации революционеров. Призывая образованную молодежь к пропаганде, подготовке и организации всенародного бунта, Бакунин подчеркивал необходимость действий по четко обдуманному плану, на началах самой строгой дисциплины и конспирации.

При этом организация  социальных революционеров должна быть скрытой не только от правительства, но и от народа, поскольку свободная организация общин должна сложиться как результат естественного развития общественной жизни, а не под каким-либо внешним давлением. Бакунин резко порицал доктринеров, стремившихся навязать народу политические и социальные схемы, формулы и теории, выработанные помимо народной жизни. С этим связаны его грубые выпады против Лаврова, ставившего на первый план задачу научной пропаганды и предполагавшего создание революционного правительства для организации социализма. Последователи Бакунина в народническом движении назывались "бунтари". Они начали хождение в народ, стремясь прояснить сознание народа и побудить его к стихийному бунту

Неудача этих попыток  привела к тому, что бакунистов-бунтарей потеснили (но не вытеснили) "пропагандисты", или "лавристы", ставившие задачей не подталкивание народа к революции, а систематическую революционную пропаганду, просветительство, подготовку в деревне сознательных борцов за социальную революцию.

 Всеобщему  народному восстанию в России  препятствуют замкнутость общин,  уединение и разъединение крестьянских  местных миров, писал Бакунин.  Нужно, соблюдая самую педантичную  осторожность, связать между собой  лучших крестьян всех деревень, волостей, по возможности -- областей, провести такую же живую связь между фабричными работниками и крестьянами. Бакунину принадлежит идея всенародной газеты для пропаганды революционных идей и организации революционеров.

Патриархальность  пронизала всю вертикаль русской социальной жизни - от семьи до государства, "положив на неё тот характер тупоумной неподвижности, той непроходимой грязи родной, той коренной лжи, алчного лицемерия, и, наконец, того холопского рабства, которые делают её нестерпимой".

Глава 4. Заговорческое направление народничества.

Предводителем третьего направление стал П.Н.Ткачев. Он не разделял увлечений своих сподвижников: не следует ждать, пока народ созреет к революции, и не нужно «бунтовать» деревню. Российская монархия, по его убеждению, висит в воздухе, не имеет прочных социальных корней, общество ее ненавидит и осуждает.   Поэтому интеллигенция должна создать законспирированную партию, которая захватит власть и будет руководить социалистическим переустройством общества. Для достижения поставленной цели необходимо использовать все средства, включая противозаконные и аморальные.   Задача революционеров в том, чтобы создать конспиративную организацию, готовую к перевороту и захвату власти.

Идеолог заговорческого направление полагал, что революция в России может осуществиться только путем заговора, т.е. захвата власти небольшой группой революционеров. Он считал, что самодержавие в России – «колосс на глиняных ногах», т.к не имеет социальной опоры в массах, поэтому может быть легко свергнуто путем заговора и тактики террора. Основной тезис – «Не готовить революцию, а делать ее». Для этого необходима сплоченная и хорошо законспирированная организация. Эти идеи нашли свое воплощение в деятельности «Народной воли».

Последователей  Ткачева иногда называли "русскими бланкистами" по имени знаменитого французского революционера-заговорщика О. Бланки. Ткачев считал, что революционная интеллигенция должна своими силами свергнуть существующий режим и, создав диктатуру, обеспечить проведение социальных преобразований. Он предполагал, что крестьянство не готово ни к революции, ни к самостоятельному построению социалистического общества. Поэтому нет смысла ни в пропаганде социализма, ни в агитации, призыве к бунту др.

Глава 5. Определение понятия «монголо-татарское иго».

 Монго́ло-тата́рское и́го — система политической и даннической зависимости русских княжеств от монголо-татарских ханов (до начала 60-х годов XIII века монгольских ханов, после — ханов Золотой Орды) в XIII—XV веках. Установление ига стало возможным в результате монгольского нашествия на Русь в 1237—1241 годах и происходило в течение двух десятилетий после него, в том числе и в неразорённых землях. В Северо-Восточной Руси длилось до 1480 года. В других русских землях ликвидировалось в XIV веке по мере поглощения их Великим княжеством Литовским и Польшей.

Начало игу  было положено в годы завоеваний русских  территорий (битва на Калке 1223, покорение  северо-восточной Руси 1237–1238, нашествие  на южную в 1240 и юго-западную Русь в 1242). Оно сопровождалось разрушением 49 русских городов из 74, что стало тяжелым ударом по основам городской русской культуры – ремесленному производству. Иго привело к ликвидации многочисленных памятников материальной и духовной культуры, разрушению каменных строений, поджогам монастырских и церковных библиотек.

Датой формального  установления ига считается 1243, когда  отец Александра Невского – последний  сын Всеволода Большое Гнездо, кн. Ярослав Всеволодович принял от завоевателей ярлык (удостоверяющий документ) на великое княжение во Владимирской земле, в котором он именовался «старшим всем иным князьям в Русской земле». При этом русские княжества, разгромленные монголо-татарскими войсками несколькими годами ранее, не считались непосредственно включенными в состав империи завоевателей, получившей в 1260-е наименование Золотой Орды. Они оставались политически автономными, сохраняли местную княжескую администрацию, деятельность которой контролировалась постоянными или приезжавшими регулярно представителями ордынцев (баскаками). Русские князья считались данниками ордынских ханов, но в случае получения от ханов ярлыков оставались официально признанными правителями своих земель.

Термин «иго», означающий власть Золотой Орды над  Русью, в русских летописях не встречается. Он появился на стыке XV—XVI века в польской исторической литературе. Первыми его употребили хронист Ян Длугош в 1479 году и профессор Краковского университета Матвей Меховский в 1517. Он назвал этот период «ИГОМ». С тех пор прочно закрепилось в западноевропейской историографии. Что вкладывал поляк в этот термин – никто уже и не помнит.

А далее, польский термин развил татарин историк Н.М. Карамзин (1766 – 1826 гг. Карамзин исполнился заботы и тепла к Руси и посчитал, что именно иго сдержало развитие Руси по сравнению с Западной Европой: «Сень варваров, омрачив горизонт России, сокрыла от нас Европу в то самое время, когда благодетельные сведения и навыки более и более в ней размножались».

Напомним, «варвары» = венеды – это коренные обитатели  русских земель. Крупнейшее племя – вятичи. И только церковники называют вятичей дикими, забыв, между прочим, указать, что они, вятичи, на 50 тысяч лет раньше образованных церковников арифметику и астрономию узнали. Жили вятичи на территории нескольких центральных областей Руси и оставили после себя несколько тысяч археологических памятников.

Название «татаро-монголы», скорее всего, происходит от древне-латинского названия гор Татры – «Turtur mons» (неоднократно). Слово «иго». имеет древний корень «Г» и с разной огласовкой имеет значение «(старший) огонь.

В переносном смысле иго – воротца из двух вертикальных копий, воткнутых в землю, и одного горизонтального, под которым римляне заставляли пройти побеждённых в знак их покорности.

Глава 6. Влияние «монголо-татарское иго» на политическое и социально-экономическое развитие русских земель;

Одним из самых  полемичных в отечественной историографии  является вопрос об отношениях между  Русью и Ордой, о степени тяжести  так называемого "монголо-татарского ига" и его последствиях для  хода русской истории. Русское государство, образованное на границе Европы с Азией, достигшее своего расцвета в X – начале XI века, в начале XII века распалось на множество княжеств. Этот распад произошел под влиянием феодального способа производства. Особенно ослабилась внешняя оборона Русской земли. Князья отдельных княжеств проводили свою обособленную политику, считались в первую очередь с интересами местной феодальной знати и вступали в бесконечные междоусобные войны.

Это привело  к потере централизованного управления и к сильному ослаблению государства в целом. Одной из основных причин поражения Руси, да и других государств от восточных завоевателей была феодальная раздробленность.

Однако, главная  причина - превосходство военной  организации монголо-татар над  феодальной структурой княжеской дружины. Более успешно отражались нашествия западных завоевателей, представляющие очень серьезную угрозу, так как стремились отторгнуть русские территории, а населению привить католическую религию.

Перед нашествием татаро-монгольских орд на русские земли Русское государство представляло собой несколько крупных княжеств, постоянно соперничавших между собой, но не обладавших одним большим войском, способным оказать сопротивление армаде кочевников. Сначала рассмотрим историю образования государства у кочевников.

Информация о работе Народничество