Национально-государственное строительство БССР в 1920-30 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 16:48, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей контрольной работы является проследить, как происходило национально-государственное строительство БССР в 20-30-ые гг. XX века. Исходя из этой цели можно поставить следующие задачи: 1) определить значение II съезда Советов БССР в государственном строительстве БССР; 2) проанализировать Дополнения к Конституции 1919 г. в контексте государственного строительства БССР; 3) проследить отражение белорусской государственности в общественно-политических процессах 1920-1930-ых гг.

Содержание работы

Введение 3
2. Второй Всебелорусский съезд Советов и его значение в государственном строительстве БССР
5
3. Историко-правовой анализ Дополнений к Конституции 1919 года 10
4. Белорусская государственность в общественно-политических процессах 1920 – 1930-ых гг.
13
5. Заключение 20
6. Список использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

Национально-государственное строительство БССР в 1920-30 гг..doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Стоит отметить, что местные органы власти в первой Конституции БССР не нашли своего юридического закрепления. Законодатель, провозгласив в первом разделе Конституции, что «вся власть в пределах Социалистической Советской Республики Белоруссия принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах» [7, ст. 5], больше о местных органах власти не упоминал. Без законодательного оформления остались вопросы избирательного права. Порядок проведения выборов в органы власти не был закреплен. В Конституции ничего не говорилось о бюджете и финансах республики.

И на этот раз «Дополнения к Конституции  ССР Беларуси» содержали статьи о структуре и полномочиях  только центральных органов [3, с. 94]. Не было разделов о местных органах власти, избирательном праве, судебной системе, прокуратуре. В отношении этих разделов в дополнениях имелась оговорка: «в отношении уездных съездов, их исполкомов и отделов, а также по всем остальным вопросам советского строительства в ССРБ съезд постановляет руководствоваться Конституцией и постановлениями VII Всероссийского съезда Советов» [2, с. 253]. В дополнениях не уточнялось даже, какой именно Конституцией следует руководствоваться, так как само собой разумелось, что Конституцией РСФСР 1918 г. и другими российскими законодательными актами [1, с. 202].

Также оставалась неизменной вводная часть Конституции – Декларация прав рабочего и эксплуатируемого народа.

По Конституции 1919 г. функции правительства выполнял Большой и Малый президиумы Центрального Исполнительного Комитета [7, ст.ст. 27-29]. В соответствии с новым законом предусматривалось создание правительства – Совета Народных Комиссаров [2, с. 252-253].

В сущности, Съезд обновил Конституцию. Документ содержал нормы о структуре и полномочиях «центральных органов советской власти ССРБ» [3, с. 94]: о съезде Советов Беларуси, Центральном Исполнительном Комитете Беларуси, Президиуме ЦИК Беларуси, Совете Народных Комиссаров.

Съезд Советов Беларуси, который являлся  «высшим органом власти в Республике» [2, с. 252], должен был составляться «из представителей городских Советов по расчету 1 депутат от двух тысяч избирателей и от волостных и уездных съездов по расчету 1 депутат на 10 000 жителей [2, с. 252].

Съезд Советов, согласно Дополнениям, выбирает ЦИК Беларуси в составе 60 человек, который является между съездами Советов высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом ССРБ [2, с. 252]. Президиум ЦИК Беларуси избирается сессией ЦИК в составе председателя и четырех членов, к которому в межсессийный период ЦИК переходят функции и права ЦИК. Но общеполитические вопросы большого значения выносятся на утверждение сессии ЦИК [3, с. 95].

Согласно  Положению о Президиуме ЦИК Советов  Беларуси, принятому в декабре 1920 г., ЦИК ССРБ избирался в составе председателя, секретаря и пяти членов [2, с. 254].

Совету  Народных Комиссаров принадлежало «общее управление делами ССРБ» [2, с. 253]. СНК «принимает все меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни» [2, с. 253]. Вводилось правило, согласно которому обо всех своих постановлениях и решениях СНК немедленно должен был уведомить ЦИК. ЦИК имел право отменить или приостановить постановления или решения СНК. Все постановления и решения СНК, которые имели общеполитическое значение, подлежали рассмотрению и утверждению ЦИК, несмотря на то, что у обоих органов был общий председатель [2, с. 253].

Члены СНК возглавляли органы отраслевого  управления. Дополнения к Конституции  утверждали следующие народные комиссариаты: 1) по иностранным делам, 2) по военным делам, 3) внутренних дел, 4) юстиции, 5) труда, 6) социального обеспечения, 7) народного просвещения, 8) финансов, 9) Совет народного хозяйства, 10) земледелия, 11) народной связи, 12) здравоохранения, 13) рабоче-крестьянской инспекции, 14) продовольствия, 15) чрезвычайная комиссия Белоруссии [2, с. 253].

Председатель  ЦИК одновременно являлся и председателем  Совнаркома. Законодательные акты общегосударственного значения имели право издавать не только съезды Советов, но и ЦИК, его  президиум, СНК [2, с. 254]. Но акты, принятые по инициативе Президиума ЦИК и СНК, подлежали утверждению ЦИК.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что Дополнения лишь условно можно определить как документ, принятый в развитие существовавших конституционных норм. Это, по сути, был новый опять-таки «укороченный» вариант Конституции [4, с. 312], так как он снова не содержал многих положений, подлежащих конституционному регулированию. И в определении основ белорусской советской государственности белорусский законодатель первых лет советской власти ориентировался на закрепление максимально тесных взаимоотношений с РСФСР. 

 

4. Белорусская государственность в общественно-политических процессах 1920 – 1930-ых гг. 

Состоявшийся  Второй Всебелорусский съезд Советов  способствовал популяризации идеи белорусской советской национальной государственности. Политика национально-государственного строительства началась с момента восстановления Белорусской ССР в 1920 г. Уже в Декларации о восстановлении БССР от 31 июля 1920 г. устанавливалось «полное равноправие языков (белорусского, русского, польского и еврейского) в сношениях с государственными учреждениями и в организациях и учреждениях народного просвещения и социалистической культуры» [1, с. 214]. Развитию белорусской культуры содействовало и проведение нэпа: открылись новые школы, техникумы, Белорусский Государственный Университет (1921 г.), Институт белорусской культуры (1922 г.), ставший прообразом Национальной академии наук Беларуси. Академия наук была образована в 1929 г. Большая работа проводилась по ликвидации неграмотности среди взрослого населения республики. В это же время проводились мероприятия по сдерживанию русификации государственных учреждений и переводу их на белорусский язык. Согласно Постановлению ЦИК БССР от 15 июля 1924 г «О практических мероприятиях по проведению национальной политики», все государственные учреждения Белорусской ССР обязаны были перевести свое делопроизводство на белорусский язык в течение трех лет [3, с. 145]. Законы БССР было решено публиковать на четырех государственных языках. Сотрудникам учреждений и организаций предписывалось обязательное знание белорусского и русского языков. Во всех высших учебных заведениях предполагалось создание кафедр по изучению истории и культуры Беларуси.

Большое значение для национально-государственного строительства имел вопрос о территории ССРБ.

История административно-территориального деления  БССР свидетельствует о его непрерывной  связи с задачами хозяйственного и культурного строительства, со структурой и фукциями государственного аппарата. В период становления советской власти в Беларуси волостные, поветовые и губернские Советы и ревкомы создавались в рамках административного деления, которое сложилось в царские времена. Далее были проведеты некоторые нововведения. Нас в контексте данной контрольной работы интересует возвращение в состав БССР восточных районов Беларуси. VII съезд Компартии Белоруссии, который был проведен в марте 1923 г., поставил вопрос об увеличении Белорусской Республики и о пересмотре ее административного деления. Этот вопрос рассматривался на губернских съездах Советов в Гомеле и Витебске, на V и VI съездах Советов Белоруссии и ЦИК БССР, во Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете, а также в Президиуме ЦИК СССР.

И вот  с марта 1924 г. в соответствии с достигнутым между двумя республиками соглашением вышло Постановление ВЦИК о передаче БССР территории с преимущественно белорусским населением. 7 марта 1924 г. изменение границ между БССР и РСФСР было утверждено Президиумом ЦИК Союза ССР, который охарактеризовал увеличение БССР как «новое и яркое доказательство фактического осуществления все более тесных, дружных и братских отношений народов, населяющих Союз» [2, с. 477], «величайший акт взаимного доверия народов» [2, с. 478]. Это был акт исправления допущенной историей несправедливости в отношении белорусов. В состав БССР вошли 15 поветов и некоторые волости Витебской, Гомельской и Смоленской губерний. В новых границах территория БССР составила 110 584 км2, а количество населения выросло до 4,2 млн человек [3, с. 150].

Увеличение  Белоруссии означало, таким образом, создание в пределах республики единого  района, который выделялся своими этническими, экономическими, культурными, историческими и другими особенностями. И это соответственно по-новому ставило вопрос административного районирования. 17 июля 1924 г. 2-ая сессия ЦИК БССР упразднила поветы и волости и создала округи и районы, которые в свою очередь были поделены на сельсоветы. Окончательное новое административно-территориальное деление БССР ЦИК и СНК республики было утверждено 2 января 1925 г. [3, с. 151-153].

В конце 1926 г. произошло новое расширение территории БССР. Это был второй этап. Президиум Всероссийского ЦИК 6 декабря 1926 г. постановил передать БССР Гомельский и Речицкий поветы (территория – 15 727 км2, население – 649 тыс. человек) [3, с. 154]. Также было опробовано введенное ранее административно-территориальное деление и выявлены его недостатки, в частности, округа оказались слишком мелкими. Поэтому в 1927 г. были упразднены 4 округа. Сетка районов оставалась прежней. При районировании учитывался национальный принцип. Национальные районы и сельские Советы были, по сути, дальнейшим развитием в практике государственного строительства принципа национально-государственного и административного обособления местностей с компактным национальным большинством [3, с. 154-156].

В 1924-1929 гг. в БССР происходила коренная ломка старого административно-территориального деления, и были испробованы новые  формы. Переход системы местных  органов, а вместе с тем и новой системы административно-территориального деления означал решение исключительно важных проблем государственного строительства. Это расширение территории БССР по своей значимости, по мнению Круталевича В.А., стоит в одном ряду с такими актами, как провозглашение белорусской государственности в январе 1919 г., восстановление ССРБ в июле 1920 г., вступление республики в качестве равноправного субъекта в состав Союза ССР в 1922 г. [5, с. 268].

В июне-июле 1930 г. ЦИК и СНК БССР взяли курс на упразднение округов, после чего осталась двухзвенная система местных органов власти и управления. Почти 100 районов управлялись из центра. Вместе с тем были расширены права сельских Советов. Были также пересмотрены границы районов по всей республике. Почти треть районов подлежала сокращению, но в 1931 г. стало ясно, что это не оправдало себя. В 1934 г. начинается процесс упразднения национальных административно-территориальных единиц, что объяснялось недостаточными основаниями для их создания. В 1935 г. не везде, но возобновляется создание округов: вдоль западной границы с Польшей округи объединили 24 района. Это возвращение к округам было подготовительным этапом к введению трехзвенной системы местных органов – к созданию областей, которые окончательно получили законодательное закрепление в 1938 г. В БССР было создано 5 областей: Минская, Витебская, Могилевская, Гомельская и Полесская. Таким образом, и города республики поделились на две категории: города областного подчинения и города в подчинении районным исполнительным комитетам [3, с. 183-187].

В 1939 г., уже в условиях начавшейся второй мировой войны, с БССР объединилась Западная Белоруссия.

Важным  обстоятельством явилось создание Союза Советских Социалистических Республик и принятие его первой Конституции в 1924 г., что внесло значительные перемены в государственно-политическое положение Белорусской ССР, содействовало увеличению авторитета республики. Однако вместе с тем возникла необходимость внесения некоторых изменений в конституционное право БССР [3, с. 158].

Первый  проект Конституции БССР, подготовленный в 1924-1925 гг., который закреплял широкие  полномочия высших органов республики, был отклонен. Поэтому по инициативе ЦК Компартии большевиков Белоруссии была создана конституционная комиссия, которая и разработала необходимый проект Конституции, который был одобрен Бюро ЦК КП(б)Б. Окончательно проект Конституции был утвержден VIII Всебелорусским съездом Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов 11 апреля 1927 г. [3, с. 159]. Конституция БССР состояла из 13 глав и 76 статей. В ней закреплялась диктатура пролетариата [7, ст.ст. 1, 2], труд признавался обязанностью всех граждан [7, ст. 7], объявлялись различные демократические свободы: собраний, союзов, печати и др. [7, гл. 1], объявлялось о равноправии всех граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности [7, ст. 14], а белорусский язык определялся как «преимущественный для сношения между государственными, профессиональными и общественными учреждениями и организациями» [7, ст. 22]. Высшим органом государственной власти объявлялся Всебелорусский съезд Советов, в период между съездами – ЦИК БССР. А в период между сессиями ЦИК БССР высшим законодательным, распорядительным и контрольным органом власти являлся Президиум ЦИК, который выбирался на сессии ЦИК БССР. Для непосредственного управления отдельными отраслями государственной жизни создавался Совет Народных Комиссаров в составе председателя, его заместителей и комиссаров [7, ст. 45]. Главы 7 – 10 регламентировали порядок создания и деятельности местных органов власти и управления (высший орган власти в пределах округа или района – окружной или районный съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов). В главе 11 закреплялись основные принципы избирательного права Белорусской ССР. Как мы видим по сравнению с предыдущей Конституцией 1919 г. и Дополнениями к ней эта Конституция охватывала многие положения государственной жизни и содержала статьи, которых ранее не было.

20-30-е  гг. ознаменовались развитием промышленности и техники, что вызывало необходимость повышения образования и культуры, а следовательно самосознания народа. Но это не соответствовало интересам правящей верхушки, которые в конце 20-х – начале 30-х гг. развернули борьбу с демократическими устремлениями, начали «чистки», аресты, фальсификации уголовных дел и т.п. Чтобы придать репрессиям против народа некоторую видимость демократии, было решено внести изменения в Конституцию. Таким образом, в ноябре 1936 г. был созван XII Чрезвычайный съезд Советов БССР, который подготовил Конституцию БССР (19 февраля 1937 г.) в полном соответствии с Конституцией СССР 1936 г. и повторяла все ее основные положения. В этой Конституции в частности было сказано о том, что все важнейшие вопросы государственной жизни относятся к компетенции высших органов Союза ССР [3, с. 189-190]. По своей структуре и теоретико-технической разработке Конституция БССР 1937 г. была более совершенной по сравнению с предыдущей. В ней был намечен переход к разделу власти на законодательную (Верховный Совет БССР, Президиум Верховного Совета БССР), исполнительную (Совет Народных Комиссаров БССР) и судебную [8, ст.ст. 20, 39]. Новыми были разделы о бюджете [8, ст.ст. 76-79] и о суде и прокуратуре [8, ст.ст. 80-92]. В значительной степени были перестроены местные органы государственной власти. Ликвидировались окружные и районные съезды Советов и создавались Советы в округах, районах, городах, селах, местечках, деревнях, поселках [8, ст. 52]. Это деление просуществовало до 1938 г., до создания областей. Коренным изменениям подверглась и избирательная система [8, ст.ст. 109-118]. Объявлялась свобода слова, печати, митингов, уличных шествий и демонстраций [8, ст. 100], но только на бумаге, так как в то же время проводились массовые репрессии, людей уничтожали без всякой вины с их стороны.

Что касается создания и деятельности судов, то в  БССР все общие судебные учреждения ликвидировались и заменялись судами, которые должны были создаваться на основе демократических выборов. Первые народные суды были созданы в Минске в феврале 1919 г., но нормальная работа этих судов началась лишь с 1921 г., когда был создан Народный Комиссариат юстиции и были выбраны народные судьи. В 1923 г. была проведена судебная реформа, согласно которой создавалась следующая система судов: 1. Народный суд; 2. Высший суд (в качестве суда второй инстанции); 3. Верховный суд БССР (судебный контроль и надзор за судебной деятельностью судов БССР). После возвращения в состав БССР ее восточных земель и проведения административно-территориального деления были опять внесены изменения в систему судов: в районе, городе – народные суды, в округах – окружные суды как суды второй инстанции и Верховный суд республики, который осуществлял надзор за деятельностью всех судов БССР. Такая система сохранялась и в последующие годы, и только в 1938 г. вместо окружных были созданы областные суды [3, с. 164-166].

Информация о работе Национально-государственное строительство БССР в 1920-30 гг