Личность Павла I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 16:30, контрольная работа

Описание работы

Цель работы. В соответствии с темой данной контрольной работы, ее целью является теоретический анализ противоречий личности и политики императора Павла I.
Задачи исследования. В соответствии с темой данной контрольной работы, а так же поставленной целью, был сформулирован ряд задач:
Теоретически обосновать биографию императора Павла I.
Охарактеризовать поведение и характер Павла I и выявить противоречия.

Файлы: 1 файл

ПАВЕЛ 1.docx

— 57.58 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Правление Павла I вызвало всеобщее недовольство, особенно дворянства, интересы которого были сильно ущемлены (восстановление обязательной службы и телесных наказаний для дворян, введение для них массы стеснений и ограничений). К тому же при непредсказуемом поведении Павла никто не мог чувствовать себя в безопасности. Не чувствовал себя в безопасности и Александр I.

Кратковременное правление Императора Павла Петровича (всего четыре года, четыре месяца и четыре дня!), сама тайна его личности, и, конечно, загадки, связанные с его убийством, привлекают внимание историков уже более двух веков, прошедших с ночи на 12 марта 1801 г. — ночи мученической кончины Императора.

Личность Павла I всегда привлекала исследователей своей многогранностью и противоречивостью. Правнук Петра I и прямой наследник престола, проведший большую часть жизни в ожидании власти, он получил ее в возрасте 42 лет и правил всего четыре года, четыре месяца и четыре дня. Мечтатель, желавший преобразовать Россию, и реформатор, вызывавший неудовольствие всех. Несчастный Государь, принявший смерть во время последнего в истории России дворцового переворота. Несчастный сын, повторивший судьбу своего отца.

Короткое правление и личность этого императора были настолько загадочны и непонятны, что ученые-историки и по сей день пытаются найти истину. В данном реферате мы попытаемся разобраться, в чем же заключались загадки личности и правления императора Павла I.

Цель работы. В соответствии с темой данной контрольной работы, ее целью является теоретический анализ противоречий личности и политики императора Павла I.

Задачи исследования. В соответствии с темой данной контрольной работы, а так же поставленной целью, был сформулирован ряд задач:

  1. Теоретически обосновать биографию императора Павла I.
  2. Охарактеризовать поведение и характер Павла I и выявить противоречия.
  3. Провести теоретический анализ правления Павла I и выявить противоречия.
  4. Рассмотреть политику Павла I глазами его современников
  5. Подвести итог результатов выполненной работы.

 

 

ГЛАВА 1. Личность Павла I

 

§1. Биография, воспитание и характер Павла I

 

Появление на свет Павла окутано завесой секретности. Глядя на портреты представителей дома Романовых, правивших до него, видно, что ни у одного из них нет таких черт, как у Павла: курносый, лобастый, с чуть выпуклыми глазами, широкогубый [2, c. 14]. Известно, что Екатерина II, его мать, испытывала к нему далеко не теплые чувства. Это породило легенду, а может, как раз и нет, о его рождении. Сам он считал своим отцом императора Петра III, мужа Екатерины II, но многие утверждали, что его отцом был любовник императрицы граф Салтыков. А вот иные заявляли, что такой уродливый, низкорослый, курносый мальчик не мог появиться от красавца-графа, что Екатерина родила мертвого ребенка, которого заменили новорожденным чухонцем из деревни Котмы возле Ораниенбаума. Затем для сохранения этой тайны всех жителей деревни выселили на Камчатку, а саму деревню снесли. А это – факт!

Павел I родился 20 сентября 1754 года, и тотчас же императрица Елизавета Петровна отобрала младенца у матери, поставив его колыбель у себя в спальне (так же Екатерина будет поступать и с детьми самого Павла). Мать мальчик видел редко, и лишь в присутствии Елизаветы и ее приближенных. Со временем она становилась для него малознакомой женщиной и все более отдалялась. Общество мамок и нянек, их рассказы о домовых и привидениях оказали плохое влияние на будущего императора, и без того излишне впечатлительного. С шести лет у него появился свой двор и другие воспитатели, среди которых ведущая роль принадлежала одному из знаменитых государственных деятелей своего времени – масону Никите Ивановичу Панину [9, c. 135]. Павла учили математике, истории, географии, языкам (он знал 4 языка), танцам, фехтованию, а когда подрос – физике, астрономии, политическим наукам, богословию. Кстати, он отличался набожностью. В 12 лет мальчик познакомился с идеями французских просветителей – Монтескье, Вольтера, Дидро, Гельвеция. Это не могло не сказаться в дальнейшем. С юных лет он сетовал при своих воспитателях на российские порядки: «Матушка развела дармоедов, все царство разворовали. Вырасту – всех прогоню палками».1

Учился Павел легко, отличался остротой ума и чрезвычайно развитым воображением, но при этом отсутствием усидчивости и терпеливости. Он легко поддавался гневу и так же быстро отходил, был крайне упрям, но под влиянием других легко менял свое мнение, и, видимо, было в нем что-то такое, что один из его воспитателей».2

Уже после смерти Елизаветы Петровны (Павлу тогда исполнилось 7 лет) он узнал, как на самом деле погиб его отец, Петр III, и об участии в этом его матери и гвардии. А затем «доброжелатели» нашептали мальчику, что после смерти Петра III императором должен был стать он, Павел, а мать могла быть при нем только регентшей до его совершеннолетия. 20 сентября 1772 года наступил день совершеннолетия. Но для него ничего не меняется, и еще 24 года придется мечтать о троне, тая страх и ненависть к своей матери. И чтобы умерить пыл наследника, Екатерина избрала проверенный способ – женитьбу. В 1773 году она женит его на немецкой принцессе Вильгельмине-Луизе (в православии – Наталье Алексеевне), а после смерти ее во время родов вновь женит сына в 1779 году на немецкой принцессе Софии-Доротее (в православии – Марии Федоровне). Даже если исходить из того, что Павел был для Екатерины лишь приемным сыном, теперь она получила возможность обрести внука, родного ей по крови.

В 1782 году Екатерина II отправила сына с женой под именем графа и графини Северных в путешествие по Европе. Австрия, Франция, Италия, Пруссия – и везде его принимали с таким почетом, какого он не знал на родине. Тогда же состоялось несколько свиданий с Папой Римским Пием VI. Побывав в Берлине у Фридриха II, он просто очаровался прусской регламентацией и беспрекословной дисциплиной. Еще в 1774 году Павел подал матери записку с критикой ее внешней политики и предложениями по борьбе с чиновничьим произволом. Теперь же критика усилилась. Екатерина, понимая, что с восшествием Павла на престол вся ее государственная программа будет уничтожена, задумала отстранить сына от трона в пользу внука Александра. Для начала она подарила ему Гатчину, куда он переехал со своим двором. Обойденный вниманием матери, испытавший к себе пренебрежение со стороны ее фаворитов, наследник, которому не доверяют никаких государственных дел, – в Гатчине был счастлив. Там все было устроено на прусский манер, даже форма маленького гарнизона. Только слухи о намерениях матери лишить его трона отравляли сознание. Павел стал подозрительным, вспыльчивым. Раздражительность все чаще прорывалась наружу в виде припадков безудержного гнева. Вместе с тем он быстро отходил, признавал свои ошибки, просил прощения, был щедр, старался заботиться о подчиненных. И очень хотел царствовать.

 

§2. Странности царствования Павла I

 

Царствование Павла I было далеким от совершенства, которого, кстати, не достигал на русском троне никто ни до, ни после него, но литература, театр и кинематограф упорно лепили, только из него отталкивающий образ недалекого тирана и самодура [5, c. 8]. Между тем за четыре года своего правления он предпринял немало мер, действительно необходимых для государства, но провел свои реформы так стремительно и противоречиво, что они не успевали принести пользы. У него что-то получалось, что-то – не совсем, а что-то окончилось провалом. Однако надо отметить, что у Павла почти не было единомышленников, а все его указы воспринимались как бред сумасшедшего.

После смерти Екатерины II Павел I сжег в камине манифест об отстранении его от престола. Он не имел ни четкого плана государственных преобразований, ни опыта, ни навыков государственного управления и на практике руководствовался скорее личными чувствами и взглядами, что придавало его политике довольно противоречивый характер. По сути, идеалист, романтик, внутренне порядочный человек (а такие на российском троне долго не задерживались), но с чрезвычайно тяжелым характером, Павел быстро нажил себе множество врагов. Хотя он никого не казнил, зато покончил с неспешной, вальяжной жизнью екатерининских вельмож, посягнув на «святое» – безмерные вольности, которыми Екатерина одарила дворянство.

Сам император вставал в 5 утра, молился, принимал чиновников с докладами. Опоздавший увольнялся тут же. С должностей были удалены все фавориты Екатерины, а со службы – порядка 20 тысяч офицеров и чиновников[1, c. 39]. Даже для дворян вводились палочные наказания. У ворот дворца по приказу Павла I установили ящик, куда каждый подданный мог опустить письмо для него. И он все их читал, и даже старался помочь. Работая по 16 часов в день, он пытался вникнуть во все, даже в дела о пожарах и трактирных драках, о разведении овец и издании книг. Мечтая о наведении порядка, на деле император нагнал страху, но все же покончить с российским воровством было невозможно. Оказалось, что всеобщее воровство, лень и отсутствие дисциплины устраивали всех. Число врагов государя росло, а он недооценил их силу и решимость. Уже на этом этапе его деятельности можно сказать, что участь его как императора была решена: созрел заговор.3

Были, однако, и другие причины для отстранения Павла I от власти, а также иные силы, непосредственно заинтересованные в этом. Увлекшись рыцарской целью восстановления «потрясенных тронов», Павел I оказался вовлеченным в антифранцузскую коалицию, куда вошли Англия, Австрия, Турция и Неаполь. Однако, увидев коварство союзников. (Англия захватила Мальту, Австрия – Италию), он порвал с коалицией. Началось его сближение с Наполеоном. В результате появился секретный план о совместном походе русских и французских войск в Индию [8, c. 76]. Выполнение этого плана нанесло бы тяжелейший удар по Англии. На фоне подготовки к походу в Англии пало правительство всемогущего Питта. Европа замерла в ожидании великих потрясений. Только смерть Павла I спасла Англию, а история Европы пошла по другому пути – по пути кровопролитных войн начала XIX века, в которые была втянута Россия.

Павел Петрович правил престолом менее пяти лет. Хотя его и готовили к царствованию, но после совершеннолетию он оказался в изгнании, будучи заперт во дворцах – Павловском и Гатчинском. Вступив на престол лишь 6 ноября 1796 года, несмотря на свое слабое здоровье. Самодержец проявил ревностную заботу о государственных делах. Он приступил к борьбе с беспорядками и расхищением государственной казны, ввел строгую дисциплину, укрепил тем самым военное могущество страны. 4

Особым нападкам подвергался Государь за реформы в армии [7, c. 52]. Бессмысленной муштрой пытались представить его поистине героические условия по созданию дисциплинированного современного войска. Основной опорой власти оставалась армия и ее цвет - гвардейские полки. Роль их в дворцовых переворотах была хорошо известна. Одним из первых своих узаконенный Павел принял на себя звание шефа и полковника всех гвардейских полков. Их прежний состав не удовлетворял его. Теперь сюда вливаются гатчинцы, и со временем почти полностью заменяется офицерский состав.5

Одновременно была сокращена численность армии: на 70 тысяч пехоты, на 25 тысяч кавалерии, всего на 105 тысяч, т.е. почти на треть всех вооруженных сил. Из армии были уволены все недоросли, лишь числившиеся в полках, но в действительности никогда не служившие. Причем сделали это оригинальным способом: им было приказано явиться на смотр, и как не явившихся их отчислили. Несмотря на такое мудрое решение, императора Павла обличили в солдафонстве. В исторических произведениях, как правило, не пишут, как исчезло такое несуразное явление общественной жизни, известное нам по одному из произведений А. С. Пушкина.

император

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Внутренняя и внешняя политика Павла I

 

§1. Программа реформирования Павла I

 

В течение четырех с половиной лет своего правления Павел I издал более 2000 именных законов, указов и актов, охватывающих все сферы жизни государства и общества, в среднем по 40 в месяц.

Концентрация власти в руках императора, особое внимание к внешним формам его почитания и одновременно курс на ужесточение дисциплины ярко проявились уже в самых первых павловских указах.6

Одним из первых был принят Акт о престолонаследии, отменявший “Устав о наследии престола” Петра I. Отныне императорский престол наследовали по праву первородства по мужской линии. В первый день царствования, 7 ноября 1796 г. ознаменовался появлением трех указов. В первом из них объявлялось о приеме Павлом на себя звания шефа и полковника всех полков гвардии. Во втором запрещалось генералам носить иные мундиры, кроме тех, которые полагались их полкам, а офицерам иную одежду, кроме мундиров. Наконец, в третьем генералам и штабным запрещалось носить мундиры разных цветов. На второй день царствования появился указ о том, чтобы все фельдфебели были не из дворян; на третий – два указа: не производить впредь выстрелов из Санкт-Петербургской крепости, но поднимать там флагов во время присутствия императора в столице и об “удержании” им звания генерал-адмирала флота. И только на четвертый день появился указ общегосударственного значения – об отмене рекрутского набора, обычно трактуемый историками как шаг, направленный на ослабление социальной напряженности, но в большей степени связанный с внешнеполитическими планами Павла. Впрочем, 16 ноября было объявлено о фактической амнистии находящихся под следствием нижних чинов (за исключением обвиняемых в особо тяжких преступлениях), 29 ноября – об освобождении пленных поляков, а 10 декабря – о замене хлебного сбора денежным. Показательно также, что для самого императора, очевидно, приказ об офицерах, кушающих в шляпах, по своему значению был столь же важен, как и нормообразующий приказ о штрафовании за плохое обращение с рекрутами. Примечательно и то, что за нарушение благопристойности можно было оказаться в Сибири, а за потерю рекрутов отделаться вычетом из жалованья.

Другая тенденция, проявившаяся уже в первые два месяца царствования Павла, - это тенденция контрреформаторского характера, направленная против преобразований его предшественницы. Так, именным указом Сенату от 19 ноября были восстановлены Берг-, Мануфактур- и Коммерц- коллегии. Причем оговаривалось, что они должны иметь тот же статус, что и до 1775 г., правда, с учетом того, что вошло в грамоты 1785 г. Несколько позднее, в феврале 1797 г., были воссозданы Главная соляная контора в Москве и Камер-коллегия. Указами от 28 и 30 ноября 1796 г. были восстановлены традиционные органы местного управления в Прибалтийских губерниях и на Украине. Подобные мероприятия были продолжены и в 1797 г., однако указом от 24 февраля этого года было повелено сохранить в Прибалтийских губерниях приказы общественного призрения. 3 декабря 1796 г. провозглашена полная свобода торговли в Петербурге с уничтожением всех ограничений, введенных с 1782 г., 12 декабря введено новое разделение на губернии, впрочем, отличающееся от прежнего лишь несколько меньшим числом губерний (41 и Область Войска Донского вместо 50), а 21 декабря ликвидирована Комиссия  о строении Санкт-Петербурга, Москвы и других городов. Вполне понятно, что восстановление коллегий было направлено на усиление централизма в управлении и сокращении властных полномочий на местах, что отвечало представлениям Павла о принципах организации монархической власти.

Во всех действиях Павла реставрационного характера очень силен был, конечно, и чисто эмоциональный порыв, связанный с желанием сделать вопреки матери. Не случайно  во всем павловском законодательстве мы практически не находим имени Екатерины. Даже ссылки на ее законодательство, вопреки практике, существовавшей на протяжении всего столетия, не сопровождаются упоминанием “вечно достойной памяти” императрицы. Более того, 26 января 1797 г. последовал именной указ об уничтожении в указанных книгах печатных указов, связанных с переворотом 1762 г. Примечателен в этом отношении и именной указ от 20 апреля 1799 г. о распространении на “те губернии, коим предоставили Мы иметь суд и расправу на основании древних их прав и привилегий”7, запрета смертной казни “по силе общих государственных узаконений”8. Однако какие именно узаконения имеются в виду в указе не говорится. Запрет на смертную казнь был введен Елизаветой Петровной и отменен Екатериной, но соответствующих законодательных актов издано не было.

С первых дней царствования важнейшее место в законодательстве и во всей деятельности Павла заняли вопросы военного строительства.  Разного рода указы по армии и флоту составляют не менее половины его законодательства. Такое внимание к военным вопросам объясняется несколькими причинами. Во-первых, конечно, широко известной по мемуарным источникам любовью императора вообще ко всему, связанному с армией и военным делом.  Именно в армии Павел видел идеальную модель общества – дисциплинированный, отлаженный механизм, беспрекословно подчиняющийся четким коротким командам. Устраивая бесконечные вахтпарады и смотры, император, безусловно, получал морально-психологическое удовлетворение от возможности наблюдать этот механизм в действии и реализовать свою потребность командовать массами людей. Во-вторых, реорганизация армии для Павла также имела характер противопоставления матери и ее генералов. И в-третьих укрепление армии Павел рассматривал как гарантию безопасности и от внутренних социальных потрясений, и от внешней революционной опасности. Его особенно раздражали любые мельчайшие проявления недисциплинированности, распущенности в армейской среде. Вся жизнь, все существования военных – от рядовых  до старших офицеров – должно было, по его мнению, быть подчинено интересам службы, быть аскетичным, лишенным каких-либо проявлений роскоши, барства, лени и пр. Введение Павлом жесткой дисциплины, отличается от мягких порядков екатериненского времени.

Информация о работе Личность Павла I