Культура коми народа в эпоху феодализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 12:09, контрольная работа

Описание работы

Документы XV в. сообщают, что в Коми крае в то время существовали следующие типы поселение: деревня, погост и посад. Очевидно, существовали и некоторые другие типы поселений, например, починки. Хотя неполнота данных не позволяет вычислить конкретное соотношение между различными типами поселений XV – середины XVI вв., можно предположить, что наиболее распространенным типом поселения была деревня. Погосты и особенно посады были, несомненно, немногочисленны.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Материальная культура

1.1. Поселения и жилища

1.2. Одежда, утварь и другие предметы быта

Глава 2. Духовна культура коми

2.1. Фольклор

2.2. Древнекоми письменность

Заключение

Файлы: 1 файл

Культура коми народа в эпоху феодализма1.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

    Мужской костюм в рассматриваемый период состоял из длинной холщовой (льняной или конопляной) рубахи навыпуск, подпоясанной ремнем или поясом, холщовых (белых или крашенинных) штанов, заправленных в шерстяные чулки, которые обвертывались онучами, котов, бахил или сапог. Верхней одеждой служили кафтан и зипун, по-коми называемые «дукöс» или «сукман», а зимой - овчинная шуба. На голову надевали войлочный колпак или овчинную шапку.

    Женская одежда была более разнообразна и богата, чем мужская. Она отчетливо разделялась на повседневную и праздничную. Горничная одежда состояла из холщовой рубахи (причем лучшей считалась рубашка со сборками, имевшая широкие рукава), пестрядинного или крашенинного сарафана и короткой распашной кофты. Верхней одеждой, как и у мужчин, служили холщовая глухая накидка — дубник и распашные суконные шабур и дукöс, а зимой овчинная шуба. В праздники некоторые надевали башмаки. Но в обычные дни женщины, как и мужчины, носили шерстяные чулки с онучами и кожаные коты. На головах у девушек были перевязки, платки, а у женщин -специальные уборы.

    О других сторонах быта сведений также немного. Документы XVII—XVIII вв. сообщают, что обитательницы Коми края носили серьги, перстни и другие украшения. Так, крестьянка из с. Гам носила «на правой руке перстень серебряный», а девушка из Чупрово — «на ухе медные серьги». В описях встречаются также «перстень серебряный золоченый», «цепочка серебряная с крестом», «серьги-чусы серебряные», «мишурная сетка», «пуговицы медные и оловянные». Поскольку средств для приобретения украшений у большей части населения не было, то жители старались украсить одежду собственными изделиями, такими как «пояс пестрый самотканый», «зборник золотный», «носовые платки льняные браные и вышитые» и т.д. Ижемские коми украшали одежду, обувь, хозяйственные сумки меховой мозаикой (кусочками разноцветного сукна и меха). В Прилузье головные уборы («сороки») и женские рубашки украшали вышивкой. Широкое распространение имели различные бусы, изделия из бисера и т.п. Женщины пользовались косметикой - белилами. Из предметов гигиены - мыло, продажа которого в Коми крае в течение XVII в. увеличилась.

    Меблировка  и утварь в крестьянском доме были очень скудными, все необходимые предметы — в основном, собственного изготовления. И в зависимости от таланта и прилежания исполнителя эти утилитарные предметы могли быть грубо исполненными, примитивными или являться истинными произведениями искусства. Чаще других таким предметом была прялка, которую жених готовил в дар своей невесте. Известны также резные солонки в виде уток. Из дерева изготавливались столы, табуреты, скамьи, лукошки, ушаты для воды, кадки, ведра, ступки, берестяные кузова, бураки, жернова. Многие из этих предметов также украшались контурной или прорезной резьбой. В XVII—XVIII вв. в домах имелись короба различной формы, расписные, украшенные просечным железом и запиравшиеся на замок. Они были главным образом привозными'.

    Посуда  в основном деревянная или глиняная. В XV—XVI вв., вероятно, почти вся она изготавливалась самими жителями, а в XVII столетии в крае стали покупать деревянную посуду из Устюга и Вятки: ложки, блюда, ставцы, братины, стаканы, ковши водочерпные3. Из глины лепили крынки, латки, корчаги и т.п. Существенно более редкой была металлическая посуда. В XVII в. жители Коми края пользовались блюдами и тарелками из олова, котлами и тазами из меди, во второй половине того же столетия в обиходе стали появляться сковороды из железа и чугуна. В 1670-х гг. в некоторых домах стали закрывать окна слюдой — в таможенных книгах того времени появились сообщения о ввозе в Коми край слюдяных окончин разных размеров, вставлявшихся в деревянные решетки (рамы).

    Кровати в Коми крае не были распространены. Спали зимой на полатях и пристенных лавках, летом на полу или повети. Вместо постелей использовались обычно шкуры животных или зимняя одежда. Поэтому и в документах упоминаются чаше всего «одеяло овчинное не крытое», «подушка с наволочками и постель оленья», а также холщовые полога и «занавес крашенинный пестрый». Таким занавесом обособляли кровать, если она имелась, или отделяли передний угол от хозяйственного, где возле печи хлопотали женщины4. Скатерти редко упоминались в описях; обычно лишь в праздники обеденный стол покрывали скатертью домашнего производства («скатерти льняные браные»). Зато полотенца имелись, видимо, почти повсеместно. Они служили не только предметом гигиены, но и элементом украшения. Кусок простого холста служил утиральником, а украшенный тканым орнаментом висел на стенах и над окнами, не имевшими занавесок.

    Хозяйственный и промысловый инвентарь также  первоначально почти полностью изготавливали сами крестьяне. Из транспортных средств можно назвать лодки, волокуши и сани. Колесные повозки распространения не имели. Но широко были распространены лыжи. С. Герберштейн, побывавший в России в первой трети XVI в., сообщал, что жители Пермии «зимою... обыкновенно совершают путь на артах, как это делается в очень многих местностях Руссии. А арты представляют из себя нечто вроде деревянных продолговатых башмаков, длиною почти в шесть Ладоней; надев их на ноги, они несутся и совершают .; путь с великою быстротою».

    Для рыболовного и охотничьего промыслов мастерились различные ловушки, луки и стрелы, плелись сети и т.д. По мере развития рыночных отношений стала возрастать доля покупных изделий в крестьянском обиходе. Так, в XVII в. во все районы Коми края ввозилась упряжь (гужи, узды, хомуты, дуги, шлеи), металлические орудия труда (сошники, топоры, серпы, косы и др.). Жители нижней Печоры в 1670-х гг. стали покупать неводные сети. На нижней Вычегде тогда же появились в продаже порох и свинец, что свидетельствует о начавшемся применении коми охотниками огнестрельного оружия (впрочем, весьма малые объемы продажи говорят, что это оружие было в крае весьма редким).

    Питались  крестьяне в основном продуктами собственного хозяйства, к рынку  обращались мало. Мука и крупа приготовлялись из ячменя, ржи, мясо и рыба добывались на промыслах, домашнее скотоводство поставляло мясо и молоко. В документах упоминаются, например, «кадцы ячной муки», «хлеб ячный», «крупа ячная», «кадка с кислым молоком», «кринка с коровьим маслом», «мясо телячье», «20 фунтов соли».

 

     Глава 2.  Духовна  культура коми

    2.1. Фольклор 

    Из  глубины веков дошли до нас  произведения устного народного  творчества (фольклора) коми — увлекательные сказки, полные таинственности легенды, задушевные песни, а также пословицы, поговорки, загадки, приметы и другие жемчужины народной словесности. В них в образной форме нашли свое отражение представления коми об устройстве окружающего мира (причем фантазия переплелась там с точно подмеченными закономерностями), передававшиеся из поколения в поколение и порой изменявшиеся до неузнаваемости рассказы о событиях давно минувших времен и многое-многое другое.

    В фольклоре коми имелись самые  разнообразные жанры: эпические  сказания и былины, сказки, легенды, песни, пословицы и поговорки, загадки. В эпических поэмах и прозаических сказаниях воспевались подвиги богатырей и героев. В тех из них, которые отражали местную жизнь, действующими лицами выступали удачливые охотники, торговцы и крестьяне и т.д. Им приписывались особые свойства, позволявшие добиваться больших успехов. Так, охотник Йиркап нашел в лесу свое дерево-двойник и изготовил из него волшебные быстрые лыжи. Богатырь-охотник Пера обладал огромной силой и на лыжах бегал быстрее лошади и т.д.

    Широко  были известны среди коми былины о русских богатырях, особенно о крестьянском сыне Илье Муромце. Эти былины о защитниках Русской земли оказали большое влияние на коми эпос, особенно на эпос южных групп коми. Большинство богатырей коми в этих сказаниях также выступают активными защитниками Русской земли против татар и других иноземных захватчиков. Например, по приказу русского царя едет спасать Русь Пера-богатырь, богатырь Педöр Кирон вырванной с корнем березой побивает войско врага.

    Имущественное неравенство, разложение общины также нашли свое отражение в сказаниях и легендах. Богатым стали приписывать, с одной стороны, колдовские способности, с помощью которых они будто бы и добывали себе богатства: Кöрт-Айка мог, например, останавливать словом («заговором») течение воды в реке, движение лодки, мог жить и передвигаться под водой и т.п. С другой стороны, такие люди противопоставляются общине: сотник Юрка, например, грабит своих односельчан. И вообще колдуны нередко изображались разбойниками: тот же Юрка, Яг-Морт и др.

    Распространены  были предания о чуди - древнем дохристианском населении края. Очевидно, в первоначальном виде в этих преданиях отразилась мысль, что в чудских ямах погребли себя те древние коми, которые не пожелали креститься; тогда в этих сказаниях  коми не отрицали свое родство, с чудью.

    Особый  сюжет - образы Стефана Пермского (Перымса  Степан) и его противников в  коми фольклоре. В легендах и преданиях о тунах, могучих колдунах, сохранилась память народа о действительных событиях борьбы Стефана с языческими жрецами. Фольклорный Перымса Степан, как отмечают исследователи, с одной стороны, сохранил наиболее важные для христиан черты, а с другой - приобрел свойства, которые позволяют включить его в число персонажей традиционных коми рассказов о колдунах. В этих преданиях Перымса Степан побеждает местных колдунов (Пама, прототипом которого являлся пермский старейшина Пам, Мелейку, Кыску, Лупарью и др.) их же приемами - с помощью магии и хитрости'.

    Самый богатый жанр в фольклоре коми — это сказки: волшебные, о животных, бытовые, шуточные и т.п. Многие из них возникли в седой древности и сохранялись, передаваемые из поколения в поколение. В них, как и в эпических сказаниях, отражалась реальная жизнь: у северных коми, например, преобладали охотничьи мотивы, а у южных — земледельческо-скотоводческие. В сказках имеется большое количество бытовых характеристик и описаний. особенно свадебных обрядов и обычаев.

    Издавна была распространена у коми волшебная  сказка. Этот жанр очень древний, так же, как и сказки о животных. Они пользовались особым почтением еще и потому, что описываемые в них события считались реальными. Люди верили в реальное существование сверхъестественных сил - леших, водяных, домовых и тому подобных духов, злых Ёмы и Яг-Морта. В кровнородственную связь человека и животных, в возможность превращения человека в животного, в частности в медведя, в реальность сожительства с животными, лешими и водяными и рождения детей от этого брака, при этом быт такой семьи изображался как обычный крестьянский: своя изба, домашнее хозяйство, занятия охотой 
и рыболовством и т.д. 

    Эти сказки, а также мифологические сказания были тесно связаны с религиозными воззрениями: в древности — с дохристианскими, в XV—XVII вв. — с христианством и остатками языческих верований. Охотники, например, выбивали зубы и отрезали когти убитому медведю, голову его хоронили с определенными церемониями. Считалось, что без этого обряда он может ожить. И вообще медведя полагалось называть только иносказательно. Для обеспечения успеха на промысле первому добытому ценному трофею устраивали торжественный прием: принося зверя в охотничью избушку, помогали ему «раздеться», сняв шкурку, которую подвешивали к потолочной балке, и под пеплом костра в ямке хоронили тушку. Затем варили хороший ужин и приглашали «почетного гостя» к столу, обращаясь к подвешенной шкурке. Таких промысловых обрядов было известно немало. Обитатели дома боялись домового и старались его ублажить, так как считалось, что благополучие дома во многом зависит от него. Лешие, водяные, русалки обычно считались враждебно настроенными к человеку. Поэтому во избежание неприятностей коми приносили им жертвы. Особо почитался у местного населения огонь, а позднее, уже в описываемую эпоху, кухонная печь.

    Вся жизнь коми крестьянина была связана  с правилами и требованиями христианства и древними поверьями. Зачастую в народных представлениях они сливались воедино. Особенно много всяческих примет и «оберегов» применялось во время; свадебного и похоронного обрядов. На свадьбу даже приглашали специального колдуна для охраны от порчи. В похоронном обряде большое значение имело представление о том, что смерть является только переходом покойника в другой мир, что связь его с этим миром не прерывается, и отсюда вытекала необходимость обезопасить себя от возможных неприятностей со стороны умершего. К этим правилам относятся: вынос покойника через поветь, тройное запирание дверей за ним, определенные правила похорон и устройства могилы, своевременные поминки, на которых угощают покойного, как живого гостя. В фольклорных произведениях коми отражены условия жизни, специфика быта и уровень знаний народа, в том числе и черты, которые характеризуют время — XV—XVII вв.: картины организации и проведения охоты или рыбной ловли, подсечного земледелия, ухода за скотом и т.п. Убедительно описывается быт крестьянской семьи, права и обязанности ее членов. Уровень народных знаний хорошо раскрывают пословицы и поговорки. В них есть наблюдения за природой, советы по ведению хозяйства, бытовые правила.

    Очень богатым был песенный жанр — песни  обрядовые, семейно-бытовые, хороводные, плясовые, игровые, шуточные, трудовые, любовные и лирические и т.д. В их числе и оригинальные, самобытные, и заимствованные, особенно у русских соседей. В трудовых песнях описывались хозяйственные работы или участие исполнителя в трудовом процессе: сенокосе, жатве, уходе за оленями, поездке на промысел. Семейно-бытовые и обрядовые песни отражают положение девушки и женщины в доме родителей, условия жизни женщин в семье мужа и т.д. Большое историческое содержание несут обрядовые плачи и причитания. Игровые песни также насыщены семейно-бытовым содержанием, в частности темами сватовства и замужества. Плясовые, хороводные, игровые и шуточные песни были связаны с развлечениями молодежи, которая устраивала посиделки, сборища и гуляния за околицей. На гуляниях исполнялись хороводные и плясовые песни, на посиделках и вечеринках — больше игровые и плясовые. Песни и пляски исполнялись под музыкальное сопровождение. К наиболее старинным музыкальным инструментам коми относятся разнообразные берестяные рожки и ивовые дудки (бук-сан), одно- и многоствольные флейты — поляны и чипсаны, смычковый ситудэк и разные ударные инструменты. Исследователи пишут, что первые упоминания о коми народных музыкальных инструментах содержатся уже в древнепермских письменных источниках XIV—XVII вв. Например, слово «сюргум» («роговой стебель»), по мнению В.И Лыткина, обозначаю музыкальный инструмент — трубу, рожок. Относительно распространения народных инструментов у коми-пермяков в XVIIв. есть сообщение в «Записках о русском посольстве в Китай» И.Идеса и А.Брандта: «Однажды к Кай городку по Каме подплыло несколько судов с большим экипажем», состоявшим из местных пермяков, с «барабанным боем и дудками». Вероятно, аналогичные инструменты имелись и у коми-зырян.

Информация о работе Культура коми народа в эпоху феодализма