Культура и религиозные представления в первобытном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2016 в 00:49, реферат

Описание работы

Под историей первобытного общества мы понимаем обширную эпоху связанную с историей появления, становления и развития человека современного физического типа. Это эпоха, создала фундамент для дальнейшего социального и культурного развития человека.
Изучение истории первобытного общества осложненно многими факторами, в числе которых проблема письменных источников данной эпохи. Основой для составления хронологии событий служат “археологические памятники”, перед ученым стоит сложная задача - сопоставить информацию о развитии культуры на различных территориях и вывести определенные хронологические рамки.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Материальная культура………………………………………………………..4
2. Искусство……………………………………………………………………….7
3. Религиозные представления первобытного человека………………………10
3.1. Анимизм…………………………………………………………………...11
3.2. Тотемизм…………………………………………………………………..12
3.3. Фетишизм………………………………………………………………….13
4. Магия в представлении первобытного человека……………………………15
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 47.48 Кб (Скачать файл)

1) вера в души и духов 

2) теория происхождения религии.

Тайлор усматривал в Анимизме. "минимум религии" т. е. зародыш, из которого развились все религии, вплоть до самых сложных и утончённых, равно как и все воззрения на душу не только в религии, но и в идеалистической философии.

3.2. Тотемизм

Тотемизм - Появление тотемизма, по мнению историков, связано с укладом жизни древних людей. Первобытные люди занимались охотой и собирательством, для них растения и животные были источником пропитания, поэтому закономерно, что человек начал обожествлять самый важный для его жизнедеятельности вид флоры или фауны. 10Наиболее ярко тотемизм был представлен в племен северной Америки, центральной Африки и Австралии, так как жизнь древних людей, проживающих в этих регионах, была более сильно связана с окружающей природой, чем жизненный уклад народов Европы, Азии и западной Африки.

Тотемизм представлял собой верование в мистическую связь с животным либо растением, которое было тотемом, а также веру в покровительство тотема11. Вследствие в племенах, верящих в существование тотемной связи со своим животным-покровителем, сформировались обряды и культы, направленные на задабривание тотема. Таких обрядов было большое множество: к примеру, при рождении ребенка проводились ритуалы, направленные на то, чтобы тотем дал покровительство новому члену племени; потом выросший ребенок должен был сам просить милости тотема; перед важными событиями в жизни общины, в сложные времена (перед войнами с другими племенами, при засухе, недостатке пищи и др.), а также в праздники люди приносили тотему дары и высказывали ему свои просьбы.

3.3. Фетишизм

Фетишизм - вера в то, что какой-либо материальный объект является носителем таинственной мистической силы, причем таким объектом могли быть как камни необычной формы, деревья и рукотворные предметы, так и солнце, луна и т.д. Фетишизм является скорее не полноценным религиозным верованием, а одной из составляющих древних религиозных культов. 12В наиболее чистой форме фетишизм присутствовал в африканских племен, причем и до нашего времени в некоторых африканских аборигенов сохранился обычай поклонения фетишам - как статуэткам богов, так и предметам, обладающим, по мнению верующих, магической силой.

У первобытных людей, как правило, был не один фетиш, так как они считали магическим практически все необычное или привлекшее их внимание. Выйдя на охоту, древний человек на своем пути мог найти несколько предметов (камушков, костей животных, непривычных растений и др.), которые он мог посчитать таинственными и сделать своими фетишами. С развитием общинного строя в каждого племени появился свой фетиш (либо несколько фетишей), который стоял на видном месте в поселении. Люди просили фетиш о помощи, благодарили его за удачу и приносили ему дары на праздники, однако беспрекословного почитания фетиша не было - когда, по мнению первобытных людей, магический предмет не помогал им, они его истязали, чтобы принудить к действию.

В большинстве современных религий да и в образе жизни большинства наших современников есть место фетишизму. Некоторые религиеведы сходятся во мнении, что изображения святых, священные мощи, вещи, принадлежащие апостолам и пророкам - это своего рода фетиши для адептов религий. Также к отголоскам фетишизма можно отнести веру людей с силу амулетов, оберегов и других предметов, связанных с тем или иным культом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Магия в представлении первобытного

Место магии в истории, в кратких словах, следующее. Она – по своему основному принципу – принадлежит к самой низшей из известных ступеней цивилизации. У примитивных обществ, которые очень мало участвовали в умственном развитии мира, она сохраняется еще во всей своей силе13. Начиная от этого уровня, ее можно проследить и выше, так как многие приемы и навыки дикарей и дальше продолжают сохранять свое место без существенных изменений. С течением времени развились новые приемы, и эта смесь старого и нового сохранилась у новейших культурных народов. Однако за те века, когда передовые общества приучались подчинять свои мнения все более и более точной опытной проверке, тайноведение упало до простого пережитка, и в этом состоянии большей частью мы и находим его в нашей среде. Новейший образованный мир, отвергая тайноведение, как презренное суеверие, практически пришел к мнению, что магия относится к низшему уровню цивилизации. Весьма поучительно видеть, что это здравое суждение бессознательно принимается теми народами, развитие которых не настолько продвинулось вперед, чтобы разрушить самую веру в колдовство. В любой стране изолированное или отдаленное племя, уцелевший остаток более древней народности могут приобрести репутацию колдунов.

Те народы, которые с самым неподдельным страхом верят в действительность магического искусства, сплошь да рядом в то же время не замечают факта, что магия по существу свойственна как раз племенам менее цивилизованным, чем они сами, и что там она на своем настоящем месте.

Малайцы полуострова, которые приняли мусульманскую религию и культуру, очень высокого мнения о магическом искусстве отсталых племен своей страны, принадлежащих к их же расе, но оставшихся в своем древ- нем, диком состоянии. Малайцы имеют собственных чародеев, но считают их ниже колдунов, или пойянгов, грубого племени минтира. К последним они обращаются для излечения болезней и для причинения несчастья и смерти своим врагам. И действительно, лучшей защитой минтира от их более сильных соседей малайцев служит то, что эти последние стараются не оскорблять их из боязни их магического мщения14.

Джакун – также грубое и дикое племя людей, которых малайцы презирают как неверных и стоящих не намного выше животных, но которых в то же время страшно боятся. Для малайца джакун кажется сверхъестественным существом, искусным в гадании, колдовстве и чародействе, способным делать зло или добро по собственной прихоти, благословение которого приносит полный успех, а проклятие влечет самые страшные последствия. Малайцы уверены, что джакун может повернуться лицом к дому врага на каком бы то ни было расстоянии и до тех пор ударять двумя палочками одной о другую, пока его враг не свалится в смертельной болезни. Он искусен в лечении травами и в состоянии околдовывать самых свирепых диких зверей. Таким образом, малайцы хотя и презирают джакун, но обычно удерживаются от дурного обхождения с ними.

В Индии в давно прошедшие века господствующие арийцы описывали грубых Туземцев страны как людей, «владеющих волшебными силами», «меняющих свой вид пожеланию». Индусы, населяющие Чота-Нагпур и Сингбум, твердо верят, что мунда сильны в колдовстве, что они способны превращаться в тигров и других хищных зверей, чтобы пожирать своих врагов, и что колдовством своим они в силах отнять жизнь у человека и у зверя. Эта способность приписывается вообще самым грубым и диким людям из этого племени. В Южной Индии тоже когда-то рассказывали об индуизированных дравидийцах, о канарских судрах, что они жили в страхе перед демонической силой касты рабов, стоявшей ниже их.

И в наше время тода и бадага, из числа дравидийских племен округа Нейльгери, смертельно боятся курумба, малокультурного и презираемого племени, одаренного, однако, как полагают, волшебной силой истреблять людей, животных и имущество.

Северная Европа тоже дает примеры подобного рода. Финны и лопари, низкий культурный уровень которых характеризовался таким же колдовством, какое процветает у их сибирских родичей, были вследствие этого предметом суеверного страха для своих скандинавских соседей и притеснителей. В средние века название финна было, а у моряков остается и до сих пор, равнозначным названию колдуна. Лапландские ведьмы имели европейскую славу по своей силе в черном искусстве15. Уже после того, как финны поднялись по лестнице культуры, лопари еще целые века сохраняли многое из своих древних, полудиких обычаев, а вместе с тем, конечно, и свое колдовство, так что даже одаренные будто бы магической способностью финны уважали тайную силу народа, более варварского, чем они сами. Рюс пишет в начале нынешнего столетия: «В Финляндии есть еще колдуны, но самые искусные из них думают, что лопари далеко превосходят их. Об очень опытном колдуне они говорят: „Это настоящий лопарь“. За колдовскими знаниями здешние колдуны отправляются в Лапландию».

Все это вполне соответствует сохранению подобных пережитков у невежественных людей и в других краях цивилизованного мира. Многие из белых в Вест-Индии и Африке боятся заклинаний племени оби, а Европа приписывает колдовскую силу презираемым представителям «проклятых племен» – цыганам и каготам.

Тайноведение зиждется на ассоциации идей – способности, которая лежит в самом основании "человеческого разума, но в немалой степени также и человеческого неразумия. В этом ключ к пониманию магии. Человек еще в низшем умственном состоянии научился соединять в мысли те вещи, которые он находил связанными между собой в действительности. Однако в дальнейшем он ошибочно извратил эту связь, заключив, что ассоциация в мысли должна предполагать такую же связь и в действительности. Руководясь этим, он пытался открывать, предсказывать и вызывать события такими способами, которые, как мы видим это теперь, имели чисто фантастический характер. Благодаря обширной массе фактов из дикой, варварской и цивилизованной жизни можно ясно проследить развитие магических искусств, происшедших из такого ошибочного смешения идеальной связи с действительной связью, от низшей культуры, в которой они возникли, до высшей, которая сохранила их.

Как бы то ни было, по крайней мере является установленным то, что, согласно коллективным представлениям первобытных людей, желание само по себе обладает мистическим свойством воздействия на желаемый предмет, причем без магических формул и без обрядов16. И в этом нет ничего странного для такого менталитета, который привык считать, что естественные причины и любого рода орудия можно не принимать во внимание, и который учитывает лишь невидимые, единственно действенные для него причины.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, изучив сведения по материальной культуре и искусству, можно сделать вывод о том, что развитие производства орудий труда, строительства жилья, ремесел привели человека от его первобытного состояния до современного. Все эти факторы имели отражение в дальнейшей истории и все это дало толчок к дальнейшему развитию человека, как существа разумного.

С развитием искусства первобытный человека все больше и больше подвергается не только потребностям физическим, таким как пища и сон, но и потребностям духовным. Мы можем наблюдать его становление как все более и более цивилизованное существо.

Осознание первобытным коллективом своего единства положило начало религиозным представлениям. Первые ее формы, не отделяли человека от природы, но именно благодаря им отголоски древних верований находят отражение в современных религиях и представлениях людей, мифах,  легендах, сказках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Список использованной литературы

  1. Косвен М. О. Очерки истории первобытной культуры. - М.:  Издательство АН СССР, 1957. - 241 с.
  2. Леви-Брюль Л. Первобытный менталитет. - СПб.: Европейский Дом,  2002. - 400 с.
  3. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. - М.: Политиздат, 1989. -  573 с.
  4. Токарев С. А. Ранние формы религии. -  М.: Политиздат, 1990. - 622 с.

 

                                                                                     

 

1 Косвен М. О. Очерки истории первобытной культуры. - М.:  Издательство АН СССР, 1957. - С. 33-39.

 

2 Косвен М. О. Очерки истории первобытной культуры. - М.:  Издательство АН СССР, 1957. - С. 42.

 

3 Тайлор Э. Б. Первобытная культура. - М.: Политиздат, 1989. -  С. 10.

4 Косвен М. О. Очерки истории первобытной культуры. - М.:  Издательство АН СССР, 1957. - С. 174.

 

5 В. И. Ленин. Соч., т. 10.- С. 65.

6 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. I.- С. 399.

 

7 Косвен М. О. Очерки истории первобытной культуры. - М.:  Издательство АН СССР, 1957. - С. 154.

 

8 Косвен М. О. Очерки истории первобытной культуры. - М.:  Издательство АН СССР, 1957. - С. 165.

9 Тайлор Э. Б. Первобытная культура. - М.: Политиздат, 1989. -  С. 846.

 

10 Косвен М. О. Очерки истории первобытной культуры. - М.:  Издательство АН СССР, 1957. - С. 158.

11 Тайлор Э. Б. Первобытная культура. - М.: Политиздат, 1989. -  С. 157-158.

 

12 Тайлор Э. Б. Первобытная культура. - М.: Политиздат, 1989. -  С. 868-869.

 

13 Токарев С. А. Ранние формы религии. -  М.: Политиздат, 1990. - С. 406-407.

 

14 Тайлор Э. Б. Первобытная культура. - М.: Политиздат, 1989. -  С. 223.

15 Тайлор Э. Б. Первобытная культура. - М.: Политиздат, 1989. -  С. 229.

16 Леви-Брюль Л. Первобытный менталитет. - СПб.: Европейский Дом,  2002. - С. 285.

 


Информация о работе Культура и религиозные представления в первобытном обществе