Крестовые походы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2016 в 21:02, контрольная работа

Описание работы

Крестовые походы - серия военных походов западноевропейских рыцарей, направленные против «неверных» - мусульман, язычников, различных еретических движений. Нас интересуют, как я уже обозначил, крестовые походы, которые были направлены на освобождение Палестины, в первую очередь Иерусалима (с Гробом Господним), от турок-сельджуков.

Содержание работы

Введение
Историография……………………………………….1
Причины и подготовка крестовых походов………..2
Первый крестовый поход……………………………3
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

История.docx

— 78.04 Кб (Скачать файл)

Я считаю нужным частично процитировать его обращение к народу: «… Мы хотим, чтобы вы ведали, какая печальная причина привела нас в ваши края… От пределов Иерусалимских и из града Константинополя пришло к нам важное известие…, что народ персидского царя (так Роберт Реймский именует турков-сельджуров), иноземное племя, чуждое Богу, народ упорный и мятежный и неверный Богу духом своим вторгся в земли христиан, опустошил их мечом, грабежами…, а церкви Божья срыл до основания, либо приспособил для своих обрядов. Они опрокидывают алтари, оскверняя их своими испражнениями, обрезают христиан и обрезанные части кидают в алтари или крещальни. И если им хочется придать кого-то позорной смерти, пронзают посреди живота, лишают детородных членов, привязывают к дереву и, гоняя вокруг него, хлестают до тех пор пока из них не выпадут внутренности.» Здесь я прерву цитату Урбана, потому что писать об этом крайне неприятно, добавлю лишь, что можно догадаться о невыразимом бесчестии, которому подвергались женщины.

Здесь я хотел бы остановиться, ибо, как мне кажется, это очень важно для понимания причин крестовых походов. Мы видим, какие ужасы устраивали мусульмане на востоке. И эти бесчинства мусульмане устраивали не ради наживы или развлечения, а на религиозной почве. Ведь как я уже писал во 2 главе «Магомет и его учение» Магомет учил, что правоверный магометанин должен всячески, даже силой, обращать в магометанство неверных, а сопротивляющихся, убивать, за что в будущей райской жизни Магомет обещал замечательную жизнь. На востоке христиане столкнулись с исламским экстремизмом, который принял ужасные формы… К чему я это? Церковь понимала, что сила мусульман растет и недалек тот день, когда радикально настроенные исламисты могут двинуться на Запад и их срочно нужно остановить. Более того, не стоить забывать о христианском сострадании и банальной человеческой гордости и обиды за свою честь. Папа Урбан II, который как никто знал о мучениях восточных христиан, я думаю, искренне желал спасти христианские святыни и христианскую честь, если можно так сказать.

В доказательство вышесказанного продолжу цитату речи Урбана: «Греческое царство до того урезано ими и изничтожено, что утраченное не обойти за 2 месяца. Кому выпадет труд отомстить за все это, кому как не вам, которых Бог превознес перед всеми силой оружия и величием духа, сокрушать головы врагов своих?... Пусть побуждает вас святой гроб Господень, Спасителя нашего, гроб, которым владеют нынче нечестивые, и святые места, которые ими подло оскверняются и постыдно нечестием их мараются.

О святых местах. Для верующих людей - святые места - это святые места, простите за тавтологию. Тяжело передать словами, какое оскорбление может нанести глубоко верующим людям оскорбление святынь. Это касается всех религий: мусульман, христиан, язычников. У многих есть мнение, что посылать огромное количество христиан на бойню ради Святых мест - неоправданная глупость, но мне кажется, что это вполне естественная реакция. Давайте поразмыслим, если, не дай Бог, христиане, или люди любой иной веры вторгнутся в Саудовскую Аравию и надругаются над Святыми для мусульман местами… Это приведет к крупному военному конфликту. К слову, въезд в Мекку не мусульманам запрещен…

Затем Урбан II произнес следующее: «Если вас удерживает нежная привязанность к детям, и родителям, и женам, поразмыслите над тем, что говорит Господь в Евангелии: «Кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную». Этими словами, по сути, Урбан призывает людей двинуться на Восток.

На этом речь Урбана II не заканчивается, но я проанализирую её в следующей части моей работы.

Когда Урбан II открыто призвал людей освободить христианские святыни и Гроб Господень, то толпа, проникнувшись его речью, в один голос воскликнула: «Так хочет Бог! Бог того хочет!».

После этого Урбан произнес следующее: «Пусть этот клич станет вашим воинским сигналом, ибо слово это произнесено Богом». Это и все остальное, происходившее в Клермоне, лишний раз подтверждает, что одной из важнейших причин начала крестовых походов стали глубокие религиозные чувства верующих, которые были ущемлены магометанами.

8. Подъем народных масс.

Торжественно объехал папа Урбан II многие провинции Франции, более того молва о происходящем разносилась среди всех христиан Западной Европы. Во время его «рабочей поездки», если можно так сказать, за ним валом валил народ, толпы которого с каждым шагом все росли и росли.

После Клермонского народа всю зиму шли приготовления к предстоящему походу. Им отпускались грехи, Церковь принимала под свое покровительство их семьи и имущество крестоносцев; с них снимали подати, налоги, частные долги на время похода. Кто-то может уловить некоторые меркантильные нотки в этих событиях, дескать люди отправлялись на Восток ради отпущение грехов и некоторых других льгот, однако это не совсем так. Во-первых, отправиться на восток - это невероятная авантюра, ведь люди того времени, по сути отправлялись на другую планету, если можно так сказать, многие, вероятно, осознавали, что вполне вероятно они, что называется «покупают билет в один конец». Более того, во время подготовки к походу происходили невероятные для мирного времени вещи, о которых я расскажу несколько позже.

Забегая вперед скажу, что когда прошла зима, весной 1096 года ещё сильнее разгорелось желание крестоносцев. Все возможные дороги были забиты толпами людей, всюду были слышны крики: «Бог так хочет!.. С нами Бог!» А звуки труб, пение псалмов покрывали эти крики. О чем все это говорит? Люди объединились именно на религиозной почве и их воодушевление было невероятно высоко.

Рыцари решили отправляться в поход каждый своим путем, в разное время, а встретиться и соединиться всем вместе уже под стенами Константинополя. Возможно, это было не очень мудро, т.к. для серьёзного похода нужно организованное войско, мировая практика показывает, что в управлении армии должна быть строгая централизация и дисциплина. Я не думаю, что Урбан II и другие высокопоставленные лица этого не понимали. Но народ не мог больше ждать, не мог терпеть. Люди были возмущены бесчинствами мусульман, они хотели помочь братьям по вере, они хотели освободить свои святыни, им невыносима была даже мысль о том, что пока они сидят и ждут, кто-то разрушает их церкви, пытается обратить в ислам их единоверцев, убивает, пытает и насилует других христиан. Это трудно представить насколько вера может объединить и сплотить народ. И тогда в путь тронулись многочисленные ополчения. В историографии некоторыми историками критикуется многочисленность крестовых походов. Например, англичанин Гиббон пишет, что, несмотря на то, что христиане имели моральное право воевать с турками для защиты религии и остановки их движения на Запад, но безумием была отправка на Восток такого количества людской силы. «Наш рассудок не может одобрить отправки на отдаленный театр военных действий тех бесчисленных полчищ, которые затопили Азию и обезлюдили Европу». Рассмотрев этот вопрос поглубже, мы приходим к выводу, что после агитаций Урбана II и Петра Пустынника люди настолько прониклись мыслью о крестовых походах, что их уже было не остановить.

Теперь я бы хотел остановиться на том, что творилось в народе во время подготовке к походу и рассмотреть хронику аббата Гвиберта Ножанского «История, называемая Деяния Бога через франков».

Итак, дадим слово Ножанскому «По закрытии Клермонского собора… по всем провинциям Франции разнеслась о нем большая слава… Уже возгорелось усердие графов, и рыцарство стало подумывать о походе, когда отвага бедняков воспламенилась столь великим рвением, что никто из них не обращал внимания на скудость доходов, не задумывался о надлежащей распродаже домов, виноградников и полей; всякий пускал в распродажу лучшую часть имущества за ничтожную цену, как будто он находился в жестоком рабстве, или был заключен в темницу, и дело шло о скорейшем выкупе». Как мы в очередной раз видим, подъем людей на религиозной почве - это не пустой звук, люди начали продавать свое имущество ради возможности двинуться в поход, вполне возможно больше никогда не вернуться… Согласитесь, это дорогого стоит.

Но дальше больше. Дадим слово автору хроники: «Так как многие торопились окончить свои дела, то случилась удивительная вещь, а именно, резкое падение цен: за пять денариев можно было купить семь овец…. Каждый продавал как будто все, что имел, не по стоимости, о по цене, назначенной покупателями лишь бы не последним вступить на стезю Господню…. Дорого покупали то, что нужно было для пользования в пути, а дешево продавали то, чем следовали покрыть издержки.»

Как вам это? Попробуйте вообразить насколько сильно души людей захватила идея освобождение святых мест, что они готовы были бросить всё и отправиться на край света. Люди настолько прониклись духовным, что им абсолютно стало не нужно всё земное. Разве не так? Продать за бесценок всё своё имущество и отправиться воевать с сильным врагом за освобождение святых мест - это, согласитесь, дорогого стоит.

. Обратная сторона медали.

Выше я много говорил о притеснениях христиан мусульманами на востоке и о религиозных порывах людей, которые бросили все и отправились освобождать святыни от захватчиков и осквернителей. Но необходимо задаться вопросом: «Все ли так чисто в побуждении людей «сорваться» с обжитых мест и двинуться на край света?»

Для начала я бы хотел ещё раз вернуться к Клермонскому собору, который, напомню, состоялся в 1095 г. Я уже немало процитировал Урбана II, но, справедливости ради, стоит отметить, что речь шла не только о необходимости освобождения святынь. Я бы даже сказал, что в его послании можно усмотреть некоторые меркантильные нотки…

Процитирую Урбана II, а затем попробую проанализировать и сделать какие-то выводы. Во-первых, важно отметить следующие слова: «Земля эта, которую вы населяете, сдавлена отовсюду морем и горными хребтами, она стеснена вашей многолюдностью, обилием же богатств не переизбыточествует и едва прокармливает тех, кто её обрабатывает.» Затем приведу характеристику Иерусалима данную вдохновителем святой войны: «Иерусалим - это пуп земли, край, плодоноснейший по сравнению с другими, земля эта словно второй рай». Более того, в конце речи папа пообещал всем участникам похода прощение грехов и долгов(!), а тем же, кто погибнет в бою за святую веру, обещано было место в раю. Согласитесь, есть определенные несостыковки с теорией о том, что крестовые походы были исключительно негодованием, связанным с захватом святынь.

. «В ту пору была  большая нужда»

Для того, чтобы лучше разобраться в причинах крестовых походов необходимо посмотреть на жизнь Западной Европы в 11 веке. Для начала я бы хотел обратиться к хронике аббата Гвиберта Ножанского «История, называемая Деяния Бога через франков». «В ту пору была большая нужда, даже у богатых вследствие нехватки хлеба… Толпы бедняков пробовали кормиться корнями дикорастущих растений, чтобы, поедая более доступное, поскольку хлеб являлся большой редкость, возместить недостаток повсюду разыскиваемой пищи.» Скажем так, не очень веселая характеристика…

Особенно зачастили голодные годы в конце столетия: «семь тощих лет» - так называют историки время, предшествующие крестовым походам. От голода умирали люди, погибал скот. Болезни косили тысячами крестьян и горожан, обессилевших от недоедания.

Особо я бы хотел отметить бедственное положение крестьян. Почему деревня Западной Европы того времени находилась в нищенствующем положении? Хотел бы выделить несколько причин: во-первых, это природные катаклизмы - засухи и наводнения. Не буду голословным, приведу характерный пример: В 1094 году анналы монастыря святого Августина повествуют о том, что обильные осадки: кое-где ливни и наводнения продолжались с октября 1094 по апрель 1095. Урожаю нанесен очень серьёзный урон. Голод свирепствовал в Северной Франции, многих областях Германии и Англии. Более того, этот же источник повествует о том, что массовая смертность поразила Европу из-за эпидемии «огненной чумы», что согласитесь ещё один довод в пользу того, что простому люду, в том числе крестьянству, очень худо жилось в то время.

Но вернемся к бедственному положению крестьянства. Второй причиной я бы выделил то, что крестьянин не являлся свободным землепашцем. Земля, на которой он пахал принадлежала феодалу, которому он выплачивал разного рода повинности: натуральные, денежные. Податей было немало перечислю несколько: с каждого жителя ежегодно бралась подушная подать, затем, к рождеству бралась особая подать - подымное (с «дыма, очага). Платить нужно было за то, что крестьянский скот пасся на лугу, за право рубить деревья в лесу сеньора и т.д.

Но дальше - больше. Я бы хотел выделить ещё одну причину удручающего положения крестьян: деревня очень сильно страдала из-за раздоров, которые часто происходили между феодалами. В хрониках осталось множество жалоб на феодальные войны: нигде нет мира, князья воюют между собой по поводу и без. А ведь во время войн деревня, как правило, страдает едва-ли не больше всех - противники, когда осаждают вражеский город или крепость выжигают все в округе: жгут крестьянские жилища, грабят, убивают, занимаются вандализмом - вырубают сады, вытаптывают посевы; разве что солью землю не посыпают, хотя я не удивлюсь, если встречалось и такое…

Ещё одна серьёзная проблема - это малоземелье, как таковое. Ведь свободных земель, годных для обработки, уже нигде не было. «Нет земли без сеньора!» - гласила тогдашняя поговорка. Доказательством того, что эта проблема имела место быть является то, что даже Урбан II в своей речи уделил этому внимание.

Итак, к чему я рассказываю о бедственном положении. Дело в том, что слова Урбана II попали на подготовленную почву и, именно по-этому идея крестовых походов получила такой резонанс. Когда папа бросил клич: «Идем на Восток! - его отзыв встретил горячий отклик в крестьянской массе. Папа все прекрасно понимал и, по-этому, надавил на больное место людей, показав возможность захвата новых земель, что решило бы проблему малоземелья. Более того, он говорил, что земля в Палестине куда плодородней, нарисовав картину райской жизни в далекой Палестине, где реки текут млеком и медом.

Но это ещё не все. Очень важное значение имеет то, что церковь и сама религия имела над людьми в стократ большее влияние чем сейчас. Я скажу больше - люд средневековья я бы назвал, в какой-то мере, темным. Причину голода, неурожая, эпидемии подавляюще число людей воспринимало как наказание Господа Бога нашего за грехи человеческие. Человек терпел все невзгоды с мыслью о рае, о лучшей жизни, а тут никто не будь, а сам папа Римский, наместник Бога на земле говорит о том, что участники похода получат прощение грехов, райскую жизнь, более того, обещая материальные, мирские выгоды. Как он говорил? «Кто здесь горестны и бедны, - там будут радостны и богаты!» Разве в такой ситуации могло быть 2 варианта?? Кончено, нет! Толпа была готова выполнять любые приказы и отдать свою жизнь ради такого дела. Что можно сказать? Браво, Урбан II!

. О рыцарстве и феодалах.

Далее я бы хотел поговорить о рыцарстве и других обеспеченных людях, которые нашили на грудь крест и приняли участие в крестовых походах. Ведь именно эти люди захватили Иерусалим и нагоняли страх на всех мусульман востока. При всем моем уважении к крестьянам, но поход бедноты закончился неудачей. Рыцари не испытывали голода и нищенства, уж, как минимум такого как крестьяне, даже в тощие лета, ибо рыцарских доспех уже стоил больших денег и беднота не могла себе его позволить. По какой причине они отправились на восток проливать кровь неверных, рискуя своей жизнью? Этот вопрос очень неоднозначен: я бы выделил 2 причины.

Поговорим о феодалах в 11 в. В те времена на Западе стали возникать города. Глаза барона загорались, когда, проезжая, через городской рынок, он видел искусно изготовлены ремесленниками доспехи, искусные щиты, мягкие кожаные сапоги. А представьте себе, в какой экстаз приходили феодалы, когда из-за моря с востока начали приходить невиданные доселе товары: шелковые ткани и сукна разных расцветок, тонкие вина, стальные мечи невиданной прочности и красоты.

Информация о работе Крестовые походы