Крещение Руси. Роль православия в развитии древнерусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 16:05, контрольная работа

Описание работы

История русской (древнерусской) культуры началась именно после принятия Русью христианства, и дата крещения Руси становится, таким образом, начальной точкой отсчета национального культурно-исторического развития России. На месте разрозненных и слабо развитых в экономическом, социальном и политико-государственном отношении восточнославянских племен, разбросанных на окраине европейского континента, на границе между оседлыми поселениями и Великой Степью - жизненным пространством кочевых народов, - возникло европейское феодально-монархическое централизованное государство, сплоченное единой идеологией и созидательными устремлениями.

Файлы: 1 файл

Отечественная история.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО  «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ» (080504.65/3) 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

Дисциплина: Отечественная история

Тема: Крещение Руси. Роль православия в развитии древнерусского государства 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: Зантман Татьяна Михайловна

Группа  № 3210053002 
 

Проверяющий преподаватель: Московкин Владимир Васильевич 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Салехард

2011 
 
 

 

Введение

     Принятие  языческой Русью христианства в X веке стало бесспорно одним из важнейших событий русской истории, сыгравшим огромную роль в последующем  политическом, экономическом и культурном развитии страны.

     Становление и укрепление древнерусского государства, борьба с племенной раздробленностью, развитие феодальных отношений порождали необходимость в принятии новой идеологии. Древняя Русь была многонациональным государством, поэтому нужна была наднациональная, мировая религия.

     Исторический  акт принятия христианства византийского, православного толка был совершен князем Владимиром Святославовичем в 988г., и с этого момента в сонме европейских христианских государств появилась Киевская Русь. Самой первой его попыткой была религиозная реформа 980 года – суть её в создании единого пантеона языческих богов во главе с Перуном и предания ему стройной иерархической системы.

     Реформа потерпела поражение, но она расшатала  племенные религиозные верования  и тем самым подготовила почву  для принятия христианства.

     История русской (древнерусской) культуры началась именно после принятия Русью христианства, и дата крещения Руси становится, таким  образом, начальной точкой отсчета  национального культурно-исторического  развития России. На месте разрозненных и слабо развитых в экономическом, социальном и политико-государственном отношении восточнославянских племен, разбросанных на окраине европейского континента, на границе между оседлыми поселениями и Великой Степью - жизненным пространством кочевых народов, - возникло европейское феодально-монархическое централизованное государство, сплоченное единой идеологией и созидательными устремлениями.

     Принятие  Русью христианства представляет собой  момент принципиального культурно-исторического  выбора, который на столетия предопределил важнейшие черты русской культуры и повлиял на развитие социально-экономических и политико-правовых процессов.

 

1. Предпосылки принятия  Русью христианства.

     Дохристианская (языческая) культура Древней Руси была бесписьменной, ее мировоззренческую  основу составлял политеизм (многобожие). По определению Б. А. Рыбакова, славянское язычество - это "часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой всех позднейших мировых религий". Мифологический словарь и обрядовые традиции славянского язычества восходят к древним индоевропейским источникам. Пантеон славяно-русского язычества сформировался на основе сакрализации природных сил и стихий. Небесную стихию олицетворял Сварог; воздух и ветер - Стрибог; землю и плодородие - Мокошь и т. п. Человек и Вселенная в рамках такого миропонимания находились в состоянии гармонического равновесия, подчинявшегося неизменному и вечному круговороту природных циклов. Существование в языческом сознании такого рода извечной гармонии предопределяло понимание человека как чисто природного, а не социального существа, отсутствовало здесь и представление о времени, поскольку согласно языческим верованиям загробная жизнь есть вечное продолжение жизни земной. Соответственно не было и понимания хода исторического времени, направленности и смысла истории как процесса.

     Разрушение  привычного жизненного уклада в период постоянных миграций в первом тысячелетии  нашей эры создавало предпосылки  для усвоения более универсальных верований. Христианство на Руси распространялось как длительная работа по внедрению религии, где добровольно, где насильственно в течение нескольких веков. Можно предположить, что еще в первом веке нашей эры славянские земли посетил апостол Андрей с миссией распространения христианства.

     Ольга, управлявшая государством после  смерти своего мужа, также приняла  крещение, что считается историками тактическим ходом в сложной  дипломатической игре с Византией.

     Постепенно  христианство приобретало статус религии. Распространение христианства в придворной и дружинной среде создавало предпосылки для официального признания новой религии и для массового крещения восточных славян.

     Основными предпосылками исторического религиозного выбора Древней Руси можно назвать:

  • особое геополитическое положение Руси, заключавшееся в ее нахождении между Западом и Востоком, что приводило к постоянной подверженности духовной жизни и культуры русского народа перекрестному влиянию различных цивилизаций;
  • исторически сложившаяся юго-восточная направленность торгово-экономических, внешнеполитических, идейных интересов Руси, поскольку на протяжении многих веков именно отсюда для Руси исходила максимальная военная угроза, а основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в южном и северном направлении.

     Следовательно, проблема выбора религии, а вместе с  ней и определенного культурно-исторического  пути, стояла перед Русью очень  остро, так как:

  • речь шла о достижении национального сплочения и этнокультурного объединения разрозненных восточнославянских племен;
  • речь шла о геополитическом самоопределении древнерусской народности, постепенно приобретавшем не только географический, но и политический, культурно-религиозный смысл;
  • вместе с направленностью национальных интересов выявлялось направление собственного территориально-государственного и национально-культурного развития.

     Русь  до своего исторического крещения проявляла  большой интерес и к исламу, и к иудаизму в соседних с собой  странах, но выбор пал именно на христианство, впоследствии – православное христианство.

 

2. Причины принятия  христианства князем  Владимиром.

     Владимир  многим был обязан язычникам. Он щедро  отблагодарил их, но чувствовал себя очень  стеснительно под контролем языческой  верхушки и волхвов. Они препятствовали его созидательной деятельности. Своими военными победами, строительными успехами внутри страны, мудрой дипломатией по отношению к соседним государствам Владимир укрепил роль и значение княжеской власти и более не терпел соперничества. Уже со второй половины 80-х годов язычники потеряли в Киеве свою ведущую роль.

     Но  Владимир не сразу пошел на введение христианства. Летописное «Сказание  об испытании или выборе вер» описывает, что сначала он встретился с посланцами из других земель и расспросил их о  монотеистических религиях – мусульманстве, иудаизме, римском и византийском христианстве. Это было не случайно: монотеистические религии выросли из одного корня, к тому же Русь имела тесные связи и с христианскими странами – Германией, Византией Римом, и с мусульманскими – Волжской Болгарией, Хорезмом, а также контакты с еврейскими общинами в Хазарии и на территории Руси.

     Во  всех религиях того времени главным  была обрядность. Только участием в  жертвоприношениях, а на Востоке  еще и соблюдением четких предписаний относительно приема пищи и омовений, можно было доказать принадлежность к определенной религии. В то время как Рим и Греция в этом отношении терпимость, на Востоке свирепствовала система религиозных запретов. Христианство в отличие от восточных религий не знало никаких вносящих разделение обрядов, не знало даже жертвоприношений. Поэтому, отказав по разным причинам первым трем посольствам, Владимир благосклонно выслушал пространную речь православного греческого философа, который, кратко опровергнув учения мусульман, латинян и иудеев, сжато изложил ветхозаветную историю, пророчества об отвержении Богом иудеев и пришествии Спасителя и, наконец, перешел к новозаветным событиям. Большое впечатление на князя произвел рассказ о грядущем Втором пришествии, при этом ему была показано полотно с изображением Страшного суда.

     Потом, посовещавшись с боярами и  представителями городов, Владимир направил посольства в окрестные  страны. Возвратившись, послы рассказали о религиозных обычаях и обрядах  этих стран. Они побывали и в мусульманской мечети у болгар, и у католиков-немцев, но самое большое впечатление на них произвела патриаршая служба в Царьграде. Пораженные красотой византийского богослужения, послы заявили Владимиру и всей его дружине: «Не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом». Выбор веры был обусловлен не тем, какая из них красивее, а тем, какая вера истинная.

     Князь Владимир, первым приняв святое Крещение, принципиально, качественно изменил свою жизнь. Причем изменил, будучи уже достаточно зрелым человеком, закореневшим в своих привычках, пристрастиях. А ведь очень тяжело в зрелом возрасте все это преодолевать. Этим он и отличается от многих европейских правителей, которые принимали христианство из соображений выгоды, практичности и прогрессивности. Для него это был вопрос нравственного выбора, что видно из всей его дальнейшей жизни.

     Ряд исторических причин способствовал  крещению Руси. Во-первых, интересы развивавшегося государства требовали отказа от многобожия с его племенными богами и введения монотеистической религии по принципу: единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог. Во-вторых, этого требовали международные условия. Весь европейский мир принял христианство, и Русь более не могла оставаться языческой окраиной. В-третьих, христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку вообще, к женщине, матери и детям, в частности; оно укрепляло семью – основную ячейку общества. В-четвертых, приобщение к христианству давало сильный толчок в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны. И наконец, развитие общественных отношений, совершенствование души, и посмертное воздаяние.

     Исторический  выбор древнерусским обществом  в качестве государственной религии  именно восточного христианства был  продиктован не только государственно-политической мудростью князя Владимира и  тех слоев раннефеодального общества у восточных славян, которые он представлял в своей политике, но и потенциальной "предрасположенностью" древней восточнославянской культуры именно к такому, а не иному выбору.

     На  первом плане была территориальная  близость Византии как культурного, религиозного и политического центра, с давних пор ощущавшаяся Русью как важный фактор исторического развития. Именно Константинополь являлся во всех отношениях культурно-политическим и духовно-религиозным центром для Руси (не только территориально, но и в ценностно-смысловом отношении), нежели Иерусалим, Рим или аравийская Мекка.

     Византийская  империя была для русских не только богатым и могущественным соседом, она выступала как идеал государственного могущества, всемирной признанности, экономического и духовного богатства, как пример оптимального общественного устройства - централизованного, иерархизированного, регламентированного до мельчайших деталей ритуального или церемониального характера. Владимир желал, чтобы Русь стала державой, равновеликой Византии, была ее партнером, союзником, а может даже и конкурентом во всех международных делах.

     Выбор православного христианства, вероятно, опирался и на религиозно-культурный опыт предков, освященный заветами отцов. Почитание предков, веками устоявшихся  обычаев, укоренившихся в быту и образе жизни систем ценностей, было характерно для восточных славян. Поэтому коренное изменение всей системы ценностей и норм культуры (а именно так следует рассматривать Крещение Руси) должно было опираться - хотя бы условно и частично - на традицию, на имеющийся социокультурный опыт.

     Западное  христианство означало для Руси признание  над собой власти папы, как духовной, так и политической. Стремление древнерусских  князей к государственной самостоятельности  и независимости, к культурному и религиозному самоутверждению не соответствовала тем историческим задачам, которые решала на этом этапе своего национального становления и развития древнерусская народность, стремившаяся к культурному, политическому и религиозно-духовному оформлению.

     Следовательно, в лице Византии и восточно-христианской церкви древняя Русь получила совершенную  модель преодоления язычества в  формах христианства, притом в культурно-исторических условиях, максимально близких древнерусским.

Информация о работе Крещение Руси. Роль православия в развитии древнерусского государства