Красная Армия накануне Великой Отечественной Войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:40, реферат

Описание работы

Прошло почти 70 лет со времени начала Великой Отечественной войны, но ясности относительно неудач Красной армии в начальный период этой войны до сих пор нет, как нет достаточно полной и достоверной информации о состоянии Вооруженных сил СССР на июнь 1941 г.. Задача работы заключается к области оценки численного и качественного, а также кадрового состава Красной армии накануне войны

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Красная армия и их организационно-штатная структура к 22 июня 1941.. 4
2. Строительства Вооруженных сил СССР в 1-м полугодии 1941г ……… 6
3. Обострение международной обстановки ……………………….…………...8
4. Накануне суровых испытаний………..…………………...……..…….……. 11
Заключение ……………………………..………………………………………..13
Список используемой литературы…………………..………………………….14

Файлы: 1 файл

Коломенский Медицинский Колледж.docx

— 33.61 Кб (Скачать файл)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ  
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«УЛЬЯНОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра истории  и культуры 
 

Реферат

по дисциплине: «История»

на тему: «Красная Армия накануне Великой Отечественной Войны » 
 
 

Выполнил студент: Иванов Юрий

Группа: УПбд-11

Проверил: Осипов Сергей Викторович

                                                                                                           Оценка:                          

Ульяновск 2011

Содержание: 

Введение…………………………………………………………………………..3 
1. Красная армия и их организационно-штатная структура к 22 июня 1941.. 4 
2.
Строительства Вооруженных сил СССР в 1-м полугодии 1941г ……… 6 
3. Обострение международной обстановки ……………………….…………...8 
4. Накануне суровых испытаний………..…………………...……..…….……. 11 
Заключение ……………………………..………………………………………..13 
Список используемой литературы…………………..………………………….14 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Прошло почти 70 лет со времени начала Великой Отечественной войны, но ясности относительно неудач Красной армии в начальный период этой войны до сих пор нет, как нет достаточно полной и достоверной информации о состоянии Вооруженных сил СССР на июнь 1941 г.. Задача работы заключается к области оценки численного и качественного, а также кадрового состава Красной армии накануне войны 
        Многочисленные публикации, посвященные описанию именно этого периода отечественной истории, к сожалению, не только не позволяют закрыть все «белые пятна», но и становятся источником новых мифов, искажающих роль Красной армии в победе над фашистской Германией. Такое положение в исторической науке во многом было обусловлено политической конъюнктурой, когда в публикуемой литературе говорилось лишь о победах Красной армии и не говорилось о поражениях, говорилось о победителях и не говорилось о павших в период поражений и отступлений. И современные исследования в погоне за сенсациями еще не смогли преодолеть политической и идеологической конъюнктуры в изложении и интерпретации фактов той войны.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Красная армия и их организационно-штатная структура к 22 июня 1941 г.

 

 За два года, с июля 1939 по июнь 1941 г., штатная численность Вооруженных сил СССР резко возросла, в первую очередь Сухопутных войск Причем изменения в основном коснулись подвижных войск — АБТВ и кавалерии, и если вторые сократились более чем в 2 раза и не изменили своей организации, то АБТВ трижды за неполные 2 года поменяли организацию: от танковых корпусов перешли к отдельным бригадам и мотодивизиям, затем, с июня 1940 г., была введена смешанная организация — механизированные корпуса, отдельные дивизии и бригады, и, наконец, с марта 1941 г. установились тот состав и штатная структура, с которыми они вступили в войну Пожалуй, лишь мотоброневая бригада, дивизионы бронепоездов и сами бронепоезда не изменили своей организации.

Несколько меньшие изменения произошли  в стрелковых корпусах и дивизиях, хотя они также меняли штатную  организацию, как и другие формирования родов войск. Наиболее важные из них  — введение второго артполка и  изъятие танковых батальонов, кроме 18 дивизий ДВФ. Существовало несколько  штатов мирного времени, но штат военного времени был практически единый для всех стрелковых дивизий. Другое дело, что до этого штата подавляющее  большинство дивизий доведено не было. Так, в ряде дивизий отсутствовал второй артполк, зенитный дивизион, рота химзащиты, вместо автомобильных батальонов имелись лишь роты. Часть дивизий  внутренних округов оказались без  саперных батальонов, привлеченных к  строительству укреплений на границе. Стрелковые корпуса также далеко не все имели предусмотренные  штатами корпусные части —  в ряде из них отсутствовали зенитные дивизионы, саперные батальоны, авиационные  эскадрильи. В горно-стрелковых дивизиях вместо разведывательного батальона  имелся кавалерийский эскадрон, имелось  по 4 полка, а в некоторых вместо противотанкового дивизиона в наличии  была лишь батарея. Горно-стрелковые полки  не имели батальонного звена и  состояли непосредственно из 10 горнострелковых  рот.

Увеличение  численности воздушно-десантных  войск потребовало создания более  крупных соединений, чем имевшиеся  бригады, поэтому появление корпусов стало закономерным явлением, хотя по численности и огневой мощи такой корпус уступал обычной  стрелковой дивизии. Наличие танковых и артиллерийских подразделений  усиливало корпус в наземном бою, но перемещение танков и орудий по воздуху было весьма проблематичным из-за отсутствия средств доставки.

Основной  единицей артиллерии являлся полк, состоящий из 3 дивизионов по 3 батареи (2 огневых взвода в каждой). Батареи  имели орудия, количество которых зависело от их калибра -— по 2 орудия (203-мм и выше), по 4 (от 76 до 152-мм), по 6 (ниже 76-мм). Артиллерия имела в своем составе гаубичные, в том числе большой мощности, пушечные РГК, корпусные, легкие, противотанковые полки, минометные батальоны, отдельные артдивизионы и батареи БМ РГК, а также дивизионы, батареи и даже полки в составе У Р. Гаубичные полки были как отдельными РГК, так и входили в состав почти всех дивизий Сухопутных войск, кроме кавалерийских. Корпусные полки имелись в составе 32 стрелковых корпусов по 2, в остальных корпусах — по 1, легкие полки входили вместе с гаубичными в стрелковые дивизии, 20 противотанковых полков объединялись управлениями 10 одноименных бригад.

Укрепленные районы имели различную штатную  организацию в зависимости от выполняемых задач. Наиболее типичный штат: 2-4 пулеметно-артиллерийских батальона, 1-2 артдивизиона, рота связи, саперная рота, автомобильная рота. В их состав могли входить гаубичные артполки, отдельные батальоны — саперные, автомобильные и связи, пулеметные роты, батареи и взводы капонирной артиллерии.

В ВВС  перешли от бригад в составе 2-3 полков к дивизиям и увеличили количество полков (в том числе появились  разведывательные и штурмовые), создали  вместо 3 авиационных армий особого  назначения 5 дальнебомбардировочных авиакорпусов. Дивизии состояли из 3-5 полков по 4-5 эскадрилий в 3 звена  по 3 самолета. Были созданы районы авиационного базирования с собственными батальонами  связи и другими подразделениями, каждый авиаполк получил свой батальон аэродромного обслуживания.

Штатная структура ПВО отличалась большим  разнообразием в зависимости  от решаемых частями ПВО задач. Все  три корпуса имели разные штаты: так же как зенитные полки имели 4 типа, дивизионы — 3. Бригадные районы определенной штатной структуры  не имели и объединяли части ПВО  по территориальному принципу. Полки  были 100 и 60-орудийные, трех- и двухдивизионные  с пулеметными батальонами. Дивизионы  имели по 3-4 батареи и некоторые  из них — пулеметные роты. Зенитно-пулеметные, прожекторные, полки ВНОС и аэростатов состояли из батальонов по 3 в каждом, батальоны — из 3 рот. Зенитно-пулеметные роты имели по 9 установок, прожекторные — по 16 станций, дивизионы аэростатов — по 81 единице. 

 
 

2. Строительства Вооруженных сил СССР в 1-м полугодии 1941г. 

К 22 июня 1941 г. Вооруженные  силы (ВС) СССР состояли из Сухопутных войск (79,3%), ВВС (11,5%), ПВО (3,4%) и ВМФ (5,6%). Народный комиссариат обороны осуществлял  руководство Сухопутными войсками, ВВС, ПВО Народный комиссариат Военно-морского флота руководил ВМФ. Кроме того, вооруженные формирования имели наркоматы: внутренних дел, госбезопасности, путей сообщения. Генеральный штаб Вооруженных сил призван был осуществлять координацию всех мероприятий по укреплению обороноспособности страны.

Как правило, все находившиеся на территории округа воинские формирования, кроме войск  НКВД, НКГБ и ВМФ, подчинялись командующему округом, но в связи с началом  выдвижения ряда армий (16, 19, 21, 22-й) к западной границе часть воинских формирований была переподчинена командующим этих армий. Состав округов, как и армий, существенно различался в зависимости от возлагаемых на них задач. Так, 9-я армия ОДВО имела 15 дивизий (7 стрелковых, 4 танковых, 2 моторизованные, 2 кавалерийские) и 6 УР, а 14-я ЛВО — лишь 4 стрелковые дивизии и 1 УР.

Прикрытие стратегического развертывания  планировалось двумя основными  способами боевых действий войск: в  западных округах путем активной обороны с последующим переходом  в наступление на центральном  участке и ведением активной обороны  на широком фронте на севере и юге. Замысел был неплохой, но до его реализации дело не дошло.По существу, утвержденного общего плана прикрытия границы так и не получилось, поскольку окружные планы поступили в Генштаб лишь к 20 июня, но практически все армейские планы были готовы, и они-то и были приведены в действие с началом войны, хотя и не в полном объеме.

Примерно  то же произошло и с мобилизационными планами развертывания войск. Хотя в основу принятого в феврале 1941 г. мобилизационного плана МП-41 и  был положен принцип реальности, но времени для его качественной разработки в войсках оказалось  явно недостаточно. В период с мая 40-го по июнь 41-го планы кардинально  перерабатывались 4 раза, хотя практически  для качественной отработки одного требовалось не менее 9 месяцев. По этому  плану численность Вооруженных  сил должна была составить 8,9 млн  человек, 32 628 самолетов (из них 22 171 боевых), 106 тыс. орудий и минометов, 37 тыс. танков, 10 679 бронеавтомобилей, 91 тыс. тракторов, 595 тыс. автомобилей. Из планируемых  к подаче по мобилизации в Вооруженные  силы из народного хозяйства 447 тыс. автомобилей, 50 тыс. тракторов и 54 тыс. мотоциклов 205 тыс. автомобилей и 21 тыс. тракторов были технически непригодны и фактически с началом войны в войска было подано 244 тыс. автомобилей и 42 тыс. тракторов. Людские же ресурсы полностью покрывали потребность, но качество их было невысоким, поскольку не хватало некоторых специалистов на должностях, определяющих боеспособность частей. Так, в избытке было пехотинцев и кавалеристов, достаточно артиллеристов, но остро не хватало танкистов, специалистов связи, ремонта и обслуживания самолетов, танков и артиллерийских систем, артиллеристов зенитной и противотанковой артиллерии и некоторых других. В ВМФ положение было несколько лучше, но и там недоставало специалистов-подводников и обслуживания. Сроки полной готовности определялись для 172 дивизий — на 2-4-е сутки, для 60 — на 4-5-е сутки, для 61 — на 8-10-е сутки, части тыла и вузы — на 8-15-е сутки. Завершить полное отмобилизование Вооруженных сил планировалось к исходу 30-х суток.

Свою  негативную лепту внесло и то обстоятельство, что большое количество воинских частей из-за отсутствия достаточного количества аэродромов, казарменного фонда располагались скученно, порой  по несколько крупных частей в  одном городке и для их выхода требовалось больше времени, а плохое состояние дорожной сети и отсутствие дорог и мостов достаточной грузоподъемности в приграничных районах делали плановый выход и сосредоточение частей в  намеченных районах достаточно проблематичным. Многие командиры проживали на частных  квартирах и стали жертвами бомбежек, артобстрелов и диверсантов, не успев  добраться до своих частей. Большинство  штабов, казарм, парковых сооружений, складов  и других служебных помещений  были чрезвычайно пожароопасными, поскольку  являлись деревянными, и это обстоятельство тоже внесло определенную лепту в  общую сумму тяжелых потерь. Например, 86-я стрелковая дивизия, попавшая под  первый сильный удар 3-й немецкой танковой группы, в первые часы лишилась из-за пожара не только штаба со всей документацией и связью, но и боевого  знамени дивизии и уже к 27 июня перестала существовать как боевое соединение.

К негативным обстоятельствам можно отнести  и тот факт, что войска оказались  практически не готовы как психологически, так и технически к той войне, которую развернули в последние  мирные и первые военные часы вражеские  диверсанты. Уничтожение узлов и  линий связи, мостов и складов, командного состава внесло определенную долю паники и дезорганизации в управление войсками, сбор частей и их выход в районы сосредоточения. Войска НКВД и милиция  в этой ситуации не смогли оказать  достаточного противодействия тактике  диверсантов и помочь армейским  частям. Диверсантам, как ни странно, в уничтожении командного состава  оказали определенную услугу центральные  и армейские газеты, печатавшие портреты командиров и политработников, облегчившие  бандитам их опознание. 

3. Обострение  международной обстановки.

В.И. Ленин  выступил с речью в которой  говорил, что весь наш народ должен быть начеку и помнить о том, что  наша страна окружена людьми, классами и правительствами, которые открыто  выражают ненависть к нам. Он имел ввиду гитлеровскую партию, официальное название которой “национал - социалистская немецкая рабочая партия”. Основными планами этой партии, как в последствии признал А.Гитлер являлось уничтожение большевизма. При зарождение гитлеровской партии уже планировалось нападение на Советский Союз, как на первое в мире социалистическое государство. Сша, Англии и Франци нравились действия гитлеровской партии, которые были бы рады уничтожению коллективизма. А в конце 30-х годов они высказали  пожелание за военное столкновение между СССР и Германией. Многие действия западных держав были направлены против политики нашего государства. Эти “демократические” государства не просто одобряли политику Гитлера, но и способствовали материально и политически укреплению военного потенциала Германии. Они приложили немало сил для того, чтобы помочь Германии справиться с большевистской Россией.

Информация о работе Красная Армия накануне Великой Отечественной Войны