Копикуз и его деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:12, реферат

Описание работы

Копикуз, акционерное общество Кузнецких каменноугольных копей -крупнейшая в Кузбассе и одна из крупнейших в Сибири капиталистических монополий возникла в 1912 при содействии императорского Кабинета, в ведение которого находилась большая часть Кузбасса, представлявшая тогда владения императорской фамилии. Член Государственного Совета В.Ф.Трепов, используя личные связи в придворных кругах, с помощью министра императорского двора Фредерикса, к началу 1912 г. добился для себя монопольных прав на разработку месторождений Алтайского горного округа, в который входил Кузбасс.

Содержание работы

2. Введение…………………………………………………..…….…3-5.
3. Как рождаются промышленные гиганты……………...…....…..6-12.
4. Начало угольных предприятий……………………...……....…13-16.
5. История Коксохима………………………...………………..…17-20.
6. Железорудные изыскания……………………………...………21-22.
7. Металлургические заводы………………………………...……23-25.
8. Люди Копикуза……………………………………….…………26-27.
9. "Инородцы"…………………………………………..…………28-29.
10. Квартирный вопрос……………………………………….……31-31.
11. Духовная жизнь………………………………………………….…32.
12. Финансовая сторона жизни…………………………………….33-34.
13. Заключение……………………………………………….……..35-38.
14. Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Копикуз и его деятельности.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

          К примеру, 18 августа 1915 года был выдан заказ на 500 тыс. пудов шамотного и фасонного кирпича заводу Ковалевского при станции Часовой Яр Екатерининской железной дороги. Этот завод работал с перебоями, так как не получал регулярно уголь. Заводом параллельно исполнялись заказы для других предприятий: несколько партий кирпича для Кемеровского химического завода были отправлены в адрес общества "Коксобензол", строившего свои печи в Донецком бассейне. Первые вагоны с шамотным кирпичом пришли лишь в мае 1916 года. После этого поставки были нерегулярны, различные виды кирпича поставлялись неравномерно. После большевистской революции 1917 года и отделения Украины от России были порваны все связи с заводами, на которых было размещено большинство заказов. Было решено передать заказы на кирпич уральским заводам Давыдова и Ершова. Завод Ершова выполнил заказ лишь в марте 1919 года, и то по категоричному требованию представителей Колчака.

          Еще сложней обстояло дело с заказами на аппараты и машины, они практически все были размещены за границей, так как в России никто не мог их изготовить. В августе 1915 года был сделан заказ английской фирме Браин-Донкин на 3 эксгаустера, заказ был выполнен. В августе же 1915 года был сделан заказ заводу Имбердис в Нью-Йорке на коксовыталкиватели. В августе 1916 года от этого заказа отказались, и он был передан заводу П. Гоффар в Париж. Часть заказа была получена, а часть была потоплена во время перевозки в Северном море германской подводной лодкой.

          Как видно из перечисленных выше фактов, строительство завода по объективным причинам не могло быть закончено в срок, но до конца существования Общества его руководители пытались любой ценой довести дело до конца. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Железорудные  изыскания 

          Получаемый кокс предполагалось использовать на металлургическом заводе. Можно предположить, что идея строительства такого завода вынашивалась с самого начала существования Общества. Но в начале работы Копикуза говорить о строительстве нового завода было рано. Поэтому директора ограничивались сначала лишь арендой Гурьевского завода (1912 год). К тому же активно велись поиски новых рудных месторождений и разработки старых. Для этих целей в 1912 году вместе с арендой Гурьевского завода Общество арендовало соседние с ним железорудные месторождения Салаира. В 1913 году вновь поднимается вопрос о продаже и сдаче Копикузу Гурьевского завода, Салаирского и Тельбесского рудников. В 1917 году был подписан еще один договор, по которому разработка новых месторождений должна была проходить в пределах системы реки Кондомы, левого притока реки Томи, в Салаирском крае и в ряде других мест. Акционерное общество получало право на разработку железных руд, флюсов, строительных и огнеупорных материалов, необходимых для постройки и действия металлургических заводов.

          Поиск и разработка новых месторождений началась с 1913 года, в этом году Общество на разные разведки затратило 74 905 рублей. В 1914 году затраты сократились до 48 492 рублей. В дальнейшем суммы, выделяемые на поиск новых месторождений, сокращались. Поиск и разведка происходили преимущественно на юге Кузнецкого уезда. В частности, велись активные исследования в Тельбесском районе. В 1915 году здесь производились разведочные работы, направленные на определение глубины залегания месторождений Тельбеса и Темиртау. В 1916 году геологические работы расширялись: в Тельбесском районе производились поисково-геологические изыскания, охватывающие большую рудоносную площадь. Разведочные работы велись как на старых, так и на новых месторождениях: Большая гора, Улутау, Темиртау, в окрестностях деревни Воробьевской и улуса Осиновского, в Елбашевском районе (при деревне Горловка). Все эти работы позволили бы составить пластовую карту бассейна. Наряду с геологическими производились и магнитометрические исследования.

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Металлургические  заводы 

          По мере исследования запасов железных руд вставал вопрос и о строительстве металлургического завода. Временное правительство, подписывая договор в апреле 1917 года, было заинтересовано в скорейшем строительстве металлургического завода, как когда-то царское - в добыче каменного угля. В результате договор, подписанный Копикузом с Временным правительством, содержал ряд условий, направленных на ускорение темпов работы. В частности, Общество обязалось до 1 октября 1918 года выбрать и принять все отводы, необходимые для добычи железной руды, флюсов и других материалов, и приступить к разработке и подготовительным работам для эксплуатации рудников и оборудования металлургических заводов в таких размерах, чтобы до 1 января 1919 года сумма расходов на эти работы определялась не менее 800 тысяч рублей. Если на полученном отводе Общество в течение 2 лет не начнет добычу или остановит ее на срок более чем на год, то эти отводы могут быть отобраны у Общества. Срок действия договора не назначался, и отводы предоставлялись Обществу вплоть до выработки.

          Не позже как по прошествии четырех лет со дня подписания договора должна начаться выплавка чугуна. Если все эти условия к указанному сроку не будут выполнены, то руководство будет считать предприятия Общества не состоявшимися и прекратит действие настоящего договора. Государство никоем образом не вмешивалось в хозяйственную деятельность, по договору были оговорены лишь суммы, получаемые в виде платежей за используемую землю. Среди них плата за лес, подесятинная плата (2 рубля в год) за сооружения водопроводов и других служб, находящихся вне территорий, полученных Обществом, необходимых для действия металлургических заводов и рудников, уплата казне за выплавку чугуна за первые десять лет действия договора по 0,5 коп. с пуда, за второе десятилетие по 1 коп., за третье десятилетие -1,5 коп., за четвертое, пятое и шестое - по 2 коп. и за последующее время, начиная с 1917 года, по установленной на то время норме за земельные участки, необходимые для устройства металлургических заводов и заводских поселков, плата 40 рублей за десятину ежегодно, по 2 рубля с десятины за земельные участки для рудничных отводов.

          Подписание этого договора подвело своеобразную черту под периодом подготовки. Начиная с 1917 года Акционерное общество вплотную подошло к началу строительства данного завода. Выразилось это прежде всего в увеличении капиталовложений. До 1917 года практически не выделялись деньги на строительство металлургического завода, на 1 декабря 1917 года было истрачено 940 рублей на подготовительные работы. К этому же времени выросли затраты и на Гурьевский металлургический завод. Деньги пошли на его расширение и восстановление, ибо он был необходим для сооружения нового металлургического завода.

          Новый завод было решено строить близ города Кузнецка. В 1917-1918 годах здесь велись подготовительные работы. К 1919 году была готова смета на начальные работы. Предполагалось на первом этапе строительства затратить 20 млн. рублей. Основная сумма пошла бы на заказ машин - 5 млн. рублей, на заготовку материалов - 5 млн., на заказы по оборудованию доменного цеха - 2 млн. рублей. Предполагалось соорудить большую сеть сопутствующих служб -временную водокачку, деревянный мост через Кондому, временный кирпичный завод, мельницу. Для строительства завода сначала рассчитывали привлечь порядка 1 550 рабочих и 20 служащих, для которых начали строить жилье.

          Но металлургический завод, как и химический, не был построен. Причины здесь просты, стоит посмотреть на даты сооружения нового объекта: 1917-1920 годы, то есть время Октябрьской революции, Гражданской войны, общего беспорядка в стране. Не были реализованы грандиозные замыслы по строительству двух крупных заводов (химического и металлургического), не закончена постройка железной дороги, экономическая деятельность в основном свелась к добыче каменного угля и его реализации на рынках Сибири. Национализация Акционерного общества окончательно оборвала все надежды учредителей Копикуза. Деятельность Копикуза была свернута после его национализации в 1920 году по решению СНК от 17 января, но идея использования иностранного капитала в освоении богатств Кузнецкого бассейна не утратила свою актуальность. Ее использовало правительство в 20-е годы (АИК "Кузбасс"), к ней обращаются руководители Кемеровской области и в настоящее время. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Люди  Копикуза 

          Грандиозности вынашиваемых планов соответствовал и подбор персонала. Сам родоначальник и руководитель Общества Трепов был человеком незаурядных способностей. Директор-распорядитель И. И. Федорович, также обладающий незаурядными качествами, был широко известен в кругах промышленников в начале XX века. Будучи сыном адмирала, стал горным инженером. Он, по сути, был тесно связан с Обществом с самого начала существования такового, возглавлял Общество и в период его уничтожения. Заслуги Федоровича как непосредственного управленца велики. Особенно ярко его талант руководителя проявился в 1917-1920 годах, когда Общество жило и работало в катастрофических условиях. Благодаря его деятельности работа рудников и заводов не останавливалась тогда, когда Россия была расколота на части гражданской войной. Сибирь, а вместе с ней и местная промышленность, была оторвана от основных индустриальных центров России. Он сумел установить контакты с правительством Колчака, организовать более-менее стабильную работу на своих предприятиях. Умело проводя социальную политику, не допускал массовых забастовок и прочих волнений среди рабочих Копикуза.

          Бессменным заместителем и помощником И. И. Федоровича был горный инженер С. К. Фитингоф. Среди остальных руководителей следует отметить главу Кемеровского рудника В. Н. Великорецкого, управляющего Кольчугинским рудником, Гурьевским механическим заводом, а затем руководителя строительства коксовых батарей и химического завода Н. В. Садова, управляющего Кольчугинским рудником К. В. Здановича, управляющего Прокопьевским рудником В. Н. Челпанова, начальника доменного цеха металлургического завода М. К. Курако, начальника мартеновского цеха В. В. Воробьева.

          Бесспорно, все они внесли свой вклад в деятельность Акционерного общества, но нельзя забывать и простых рабочих, которые своим непосредственным трудом осуществляли планы экономическоого развития Общества. Для полноценного функционирования предприятий Копикуза необходимо было обеспечить их в полном объеме рабочей силой. Но это представляло определенную сложность, так как Акционерным обществом в основном осваивались новые, как правило, мало заселенные территории. К тому же размах промышленного развития, осуществленный Копикузом, намного превосходил темпы экономического развития Кузнецкого уезда к 1912 году. Поэтому перед руководителями шахт и заводов постоянно стояла проблема пополнения рабочих кадров. Вполне типичным является объявление, распространяемое среди местных жителей, согласно которому в большом числе были нужны горнорабочие, так как с 1 ноября 1914 года на Кольчугинском руднике расширяются горные работы. Из-за такого положения количество рабочих постоянно изменялось. К примеру, на Кольчугинском руднике в 1914 году было 1 493 рабочих, в 1916 году их число возросло до 2 432 человек. В 1918 году на этом руднике число рабочих сократилось и составило на 5 июля 1918 года 1 689 человек. Самым многочисленным в 1917 году был Кемеровский рудник, где на 5 июля было 2 448 человек, на постройке коксовых печей и химического завода работало в это время 852 человека, на Гурьевском заводе - 619, на разведке в районе Кузнецка и заводской площадкой было занято 150 человек. Всего на предприятиях Копикуза в это время трудилось 5 758 человек. 
 
 
 
 
 
 
 

      "Инородцы" 

          Сложные условия формирования рабочих кадров определяли их качественный состав. На предприятиях Копикуза трудились выходцы из разных губерний России. Так, на Кольчугинском руднике в 1914 году большинство было выходцев из Томской губернии, они составляли около 64 %, в 1916 году их удельный вес сократился приблизительно до 25 %. Здесь же трудились выходцы из Вятской, Орловской, Пермской, Оренбургской и других губерний. На предприятиях использовали как труд свободных, так и труд заключенных. Эту вторую группу составляли пленные Первой мировой войны, доставлявшиеся из концентрационных лагерей Новониколаевска и Томска. Труд военнопленных стал использоваться примерно с 1915 года. Определить общее количество военнопленных, работавших на Копикуз, не представляется возможным из-за отсутствия документов в полном объеме, можно говорить лишь о некоторых данных. На Кольчугинском руднике в 1916 году было занято 1 262 военнопленных, в 1917 году их число постоянно колебалось, вероятно, максимально было 904 человека. На постройке Кольчугинской железной дороги было занято на 1 июля 1915 года 500 человек. На Кемеровском руднике в 1916 году были построены бараки, рассчитанные на 300 военнопленных. Для работы на Салаирском руднике 11 октября 1915 года прибыло 100 военнопленных. Работали военнопленные и на постройке коксовых батарей и химического завода. Национальный состав работников был разнообразен. Это были чехи и словаки, поляки, венгры, немцы, румыны.

          На предприятиях использовался дешевый труд так называемых "инородцев" и "китайцев". Иностранцы встречались и в среде служащих. Так, маркшейдером при управлении был германский подданный Альберт Эрнестович Вагнер, конторщиком при управлении - турецкий подданный, грек Пименити Онисим Ильич, а коксовым мастером на Кемеровской копи - Василий Ильич Пименити. В 1919 году на постройке коксовых батарей и химического завода работали два бельгийца - Теофилл Муас и Альфонс Варокэ. Возможность использования иностранных специалистов регламентировалась § 22 договора, подписанного в октябре 1912 года. Согласно документу, контингент служащих и рабочих может состоять наполовину из русских и наполовину из иностранцев. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Квартирный  вопрос 

          Постоянная проблема обеспечения трудовыми ресурсами предприятий требовала от директоров проведения умелой социальной политики, способствовавшей закреплению населения на месте. Как уже было отмечено, работники были в основном приезжие из других регионов, следовательно, их нужно было обеспечить жильем. На местах, параллельно со строительством промышленных объектов, создавался и жилищный фонд. За 1913 год на Кольчугинском руднике было построено восемь деревянных одноэтажных казарм, три казармы-землянки, выстроены два деревянных одноэтажных на каменном фундаменте дома для старших служащих. Построили конный двор с домом для конюхов, конюшню на 15 лошадей, начали строить больницу, школу, пожарный сарай. В 1914 году было построено 16 казарм для рабочих, 9 домов для служащих; была закончена постройка больницы, дома для фельдшеров, дома для почты с квартирами для почтовых чиновников. Было начато строительство бани для рабочих. Только за первое полугодие 1916 года было построено 5 домов для служащих, здание школы с залом собраний и ремесленным классом, дом для учителей. Закончена большая каменная казарма на 100 человек рабочих, выстроены четыре деревянные казармы и один барак для военнопленных.

          Из этих данных видно, что за три с половиной года Кольчугинский рудник оброс большим рудничным поселком, имеющим необходимые для жизни учреждения. Хотя надо отметить, что, создавая жилой сектор, не удалось избежать недостатков, неизбежно возникающих при таких быстрых темпах работы и особенно при создании шахтовых поселков. Все постройки производились из сырого леса, поэтому предполагалось, что они просуществуют 8-10 лет, после этого их заменят на другие. К тому же колония располагалась на угольных полях, подлежащих выемке шахтами "Вентиляционная", "Капитальная", "Николаевская", что требовало в дальнейшем либо капитального ремонта строений, либо их сноса и строительства в другом месте.

Информация о работе Копикуз и его деятельность