Контрольная работа по "Истории "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:39, контрольная работа

Описание работы

Санкт – Петербург. Город-герой, город трёх революций, северная Венеция, культурная столица и еще множество названий одного города, города-мечты Петра I. На невских берегах рождались гениальные строки произведений А.С. Пушкина и «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского; многие творения М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Блока, А.М. Горького, О.Э. Мандельштама, А.А. Ахматовой и других мастеров пера, кисти, резца и театрального искусства не могли бы быть созданы, если бы авторы их не прониклись духовной атмосферой города на Неве.

Содержание работы

Ведение---------------------------------------------------------------------------стр. 3-4.
Глава 1. Предыстория----------------------------------------------------------стр. 5-6.
Глава 2. Петербург Петра Великого.----------------------------------------стр. 7-27.
§ 1. Адмиралтейство и Летний сад----------------------------------стр.10-12.
§ 2. Строительство на Васильевском острове --------------------стр.13-17.
§ 3. Закат эпохи Петра Великого (1720-1725 гг.)-------------------стр.18-19
Заключение.---------------------------------------------------------------------стр. 20-22.
Примечания---------------------------------------------------------------------стр. 23.
Список использованной литературы.------------------------------------стр. 24.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word4.docx

— 64.11 Кб (Скачать файл)

       Именно на этом острове Петр Первый распорядился построить второй для себя дворец – Зимний. Начать сооружение Петр поручил архитектору Маттарнови в 1715 г. По замыслу архитектора, этот дворец должен был стать самым большим в городе. Золотисто-белому зданию предстояло вытянуться вдоль Невы на 70 м. Личные покои царя, по его желанию, разместили в западном флигеле. А чтобы можно было подплывать на ялике прямо к их дверям, вдоль западного фасада прорыли канал, соединивший Мойку и Неву. Канал прозвали Зимнедворцовым, а потом в разговорах стали просто называть Зимней канавкой.

        К сожалению, Маттарнови не успел довести строительство дворца до конца. Он умер почти одновременно с Леблоном в 1719 г. Завершить все работы царь поручил своему любимцу, трудолюбивому Трезини.

         В итоге Зимний дворец был поставлен там, где теперь двор эрмитажного театра, «стена о стену с каким-то частным домом; он во всем походил на прочие дома поблизости, кроме ворот из каменных столбов с венцом наверху и украшением в виде корабельного носа…».5

      Внутри дворец был убран комфортабельно, но опять-таки просто. Мебель выписали из Голландии и Англии. Стены затянули французскими шпалерами, и ткаными с петербургской шпалерной мануфактуры, открывшейся в 1717 г.

       Кабинет Петра Первого был примечателен одной курьезной деталью. Подражая Европе, царь пожелал соорудить в нем камин. Первый камин в России. В то же время, не доверяя его возможностям, повелел поставить рядом традиционную русскую печь, облицованную расписными плитками из Делфта.

       Интересно то, что долгие десятилетия специалисты считали, что Зимний дворец Петра был разрушен в восьмидесятые годы 18 в., когда императрица Екатерина Вторая поручила архитектору Джакошо Кваренги построить на этом месте придворный эрмитажный театр. Однако, ровно через два столетия, когда решено было реставрировать этот театр, вдруг обнаружили, что Кваренги не ломал дворец, а просто «вставил» в него зрительный зал и сцену. А также переделал фасад по моде своего времени – в стиле классицизма.

      В результате сохранились многие помещения старого дворца. В том числе столовая Петра, токарная комната и кабинет.

       Другой дворец, который построили на Васильевском острове, был дворец Меньшикова. Его строили архитекторы Д. М. Фонтана и Г. Шедель. Это здание – не чета Зимнему. Петр, как мы видели, был скромен в личном быту, но требовал, чтобы наиболее высокопоставленные сановники вели широкую жизнь, соответствующую их положению в свете.

       Главное трехэтажное здание меньшиковского дворца сохранилось до наших дней (теперь это один из корпусов Санкт-Петербургского государственного университета). Оно и сейчас весьма импозантно со своими лепными наличниками окон и такими же пилястрами, сияющими на кирпично-красном фоне стен. Но в те давние годы меньшиковский дворец был еще краше. По сравнению же с Летним и Зимним дворцами обиталище «светлейшего» производило на современников прямо-таки грандиозное впечатление. По сути дела, это была целая усадьба.

      «Дом светлейшего князя Меньшикова» состоял из нескольких слитых воедино корпусов под самостоятельными кровлями каждый – отзвук традиций древнерусского хоромного дела. Главный фасад обращен к Неве. Центральное здание в средней части увенчано аттиком (декоративной прямоугольной надстройкой), со стоящими на нем скульптурами; над ризалитами (выступающие из общей плоскости стен части здания) княжеские гербы. А позади дворца, за каменной оградой с массивными башнями по углам и в средней части стен, сад с партером (цветником).

      В 1709 г. Санкт-Петербург стал столицей огромного государства. Петр Первый повелел, чтобы все государственные учреждения и послы иностранных государств переехали на берега Невы. Конечно, новая роль способствовала увеличению и ускорению строительных работ. Новые дома стали подниматься вдоль набережной от Летнего сада до теперешнего Литейного проспекта. На московской стороне, как ее называли тогда, вдоль Первой Береговой улицы (пространство между теперешними набережной Кутузова и улицей Воинова) построили дворцы и особняки для сына Петра от первой жены – царевича Алексея, любимой сестры царя Натальи Алексеевны, вдовы покойного царского брата, для командующего русской артиллерией, потомка шотландских королей Якова Брюса и многих других знатных людей.

         Высшие придворные чины «спешат» построить жилища неподалеку от дома царя. Среди них на берегу Невы, рядом с восточным валом Адмиралтейства, выделяется пышный особняк генерал-адмирала Апраксина. Старшие офицеры заселяют пустующие земли к югу от Адмиралтейства, на месте будущих Большой и Малой Морских улиц.

        В тот же 1712 год царь отдал повеления, во многом определившие будущий облик Петербурга. Первое из них предписывало заменить деревянную церковь в крепости каменной с обязательной большой колокольней, которую украсить часами с боем. Петропавловский собор закончили лишь в 1733 году.     

        Центральное место на стрелке  занимает здание Биржи. Его  начали строить в 1805 году по  проекту Тома де Томана и  окончили в 1816 году. Здание построено  по типу античного храма, стоит  на высоком гранитном стилобате,  окружено со всех сторон колоннадой  из 44 колонн дорического ордера. Широкая лестница из 18 ступеней  и пологие пандусы усиливают  торжественный вид здания. Отдельное слово стоит сказать и о фасадах здания. Колоннаду украшают монументальные скульптурные группы, исполненные из пудостского камня каменотесом Самсоном Сухановым: на западном – Навигация в образе женщины с Меркурием, на восточном – Нептун на морской колеснице с аллегорическими фигурами, олицетворяющими великие русские реки Волгу,  Днепр, Волхов и конечно же Неву. Аллегорию Навигации мастер изобразил с короной в виде городской башни. В городском петербургском фольклоре это женское божество считается «Богиней города». Одновременно с постройкой Биржи Тома де Томон реализовывает свой проект ансамбля стрелки Васильевского острова с двумя пологими спусками к Неве и ростральными колоннами.

                Сохранилась легенда о том,  что при закладке Биржи под  все четыре угла её фундамента  были торжественно заложены полновесные  золотые слитки, отлитые будто  бы специально петербургскими  биржевиками и купечеством.
В 1889 году в здании Биржи состоялась первая в России промышленная выставка. На ней были представлены товары только отечественного производства.

              Вместе с постройкой Биржи   происходило оформление территории  перед ней. Набережную строили за кромкой берега Невы на расстоянии примерно 120 метров. Забив сваи в речное дно, построили каменную стенку, пандусы, причальную площадку и парапет с шарами. Затем на отгороженную территорию насыпали земли, предварительно откачав воду. Образовавшуюся между Биржей и рекой площадь назвали Биржевой.

              По краям набережной на гранитных  постаментах поставили два маяка  в виде пятиметровых ростральных  колон, украшенных фигурами ростров   с чашами и светильниками наверху.  Скульптуры у подножия колонн сделаны из пудостского камня и также, как скульптуры на здании Биржи изображают великие русские реки.

             Однажды, согласно легенде, прогуливаясь  по Васильевскому острову, Пётр I наткнулся на две необычные сосны. Ветвь одной из них вросла в ствол другой так, что было совершенно невозможно определить, какой из двух сосен она принадлежит. Такой раритет будто бы и подсказал Петру I место для строительства первого музея в России - Кунсткамеры.

       Здание Кунсткамеры было заложено  на Университетской набережной в 1718 году по проекту Г. И. Маттарнови. Его проект предусматривал устройство смотровой площадки на боковых крыльях здания, плоское завершение трёх ярусной башни. После смерти Маттарнови в 1719 году строительство Кунсткамеры возглавил Н. Ф. Гербель. Под его руководством были построены стены и архитектурные детали. Однако всего через год башня начала разрушаться, её верхний ярус пришлось разобрать. В 1724 году работы продолжил Г. Киавери. Крыша здания Кунсткамеры была выполнена двухъярусной с переломом. В 1725 году ещё не завершённое здание было передано Академии наук. По требованию астронома Ж. Н. Делиля вокруг башни по нижнему ярусу была обустроена обходная галерея. По проекту П. Виньона купол башни увенчали сферой.

        В 1727 году в ещё недостроенное  здание Кунсткамеры были перемещены  библиотека и Большой Готторпский глобус. Его разместили на третьем этаже, над залом-ротондой анатомического театра. Из палат Кикина были переведены собранные Петром I коллекции "монстров и раритетов". В ноябре 1728 года здесь был торжественно открыт первый в России естественнонаучный музей, именовавшийся Кунсткамерой, давший название и зданию. Здесь тогда разместилась также обсерватория и библиотека Академии наук. Для привлечения посетителей всем мужчинам здесь бесплатно наливали рюмку водки с закуской в придачу.

           

       В 1777-1779 годах в связи с 50-летием Академии наук в Кунсткамере были    установлены аллегорические группы, бюсты и медальоны с портретами учёных. Из них в восточном зале сохранился барельеф "Празднующая Европа", бюст Екатерины II, барельеф "Россия", медальон с изображением Л. Эйлера. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 3    Закат эпохи Петра Великого

            В 1720 году Пётр отдал распоряжение приказано начать сооружение сразу трех мостов. Первый – через протоку между Городовым островом и крепостью. Второй – на границе города, через Фонтанку. Третий – на Невском проспекте, где он пересекает Мойку, рядом с бывшим домом Леблона. За свою окраску мост получил название Зеленого и долго сохранял его.

        Повеление, отданное царем, точно прорвало плотину запрета. Уже через три года на материковой стороне было сооружено двадцать три подъемных моста через речки и каналы. Город настойчиво продолжал расширяться в сторону России. А нормальная жизнь на искусственных и естественных островах была невозможна без надежной и постоянной связи между ними.

        В тот же 1720 год рядом с небольшим деревянным храмом завершили кладку стен каменного Исакиевского собора.

        Москва гордилась своими священными реликвиями: ризой Христа, частью ризы Богоматери, головой Иоанна Златоуста и головой Григория Богослова, частицами мощей Иоанна Крестителя и святого Георгия. А в Петербурге не было ничего, что привлекало бы духовный взор народа, селила бы в душах людей веру в прочное будущее, пробуждало воспоминания о славном прошлом. Срочно нужен был монастырь и своя священная реликвия.

       Таковым стала Александро-Невская лавра.

       По проекту Трезини монастырский ансамбль фасадом должен был смотреть на Неву. Нарядная балюстрада и партерный сад с галереями и пирамидами, украшенными гербами русских городов, должны были отделять главный корпус от воды. Этот сад и внешний вид ансамбля напоминают больше замок-дворец, чем суровую монашескую обитель. В центре – величественный собор, над которым высится тонкий шпиль колокольни. Вправо и влево от него уступами расходятся двухэтажные корпуса. Их движение сдерживают по краям трехэтажные флигели. Служебные постройки за спиной главного корпуса образуют замкнутый просторный двор. Пожалуй, это самый интересный ансамбль из задуманных Трезини.

         К концу 1723 года в монастыре были готовы только двухэтажные корпуса и правый павильон-церковь во имя Благовещения. И сразу же в нее перенесли захоронения сына Петра – малолетнего Петра Петровича, любимой сестры – Натальи Алексеевны, вдовы брата – царицы Прасковьи. Тем самым монастырю придали государственное значение.

         Посвящение обители русскому князю Александру Невскому не было случайным. В 1240 году Александр разгромил на берегах Невы войско шведского  Ярла Биргера. За эту победу получил он прозвище Невский. А через два года на льду Чудского озера нанес тяжкое поражение рыцарям Ливонского ордена. Перенесение мощей князя-воина из древнего города Владимира на берега Невы как бы подчеркивало преемственность между древнерусским государством и молодым Петербургом.

        К 1720 году город насчитывал уже около 30 тысяч жителей и 5 тысяч зданий.

        В 1721 году в Санкт-Петербурге появились 595 диковинных для России уличных фонарей, которые должны были вечерами зажигать, а утром тушить 64 солдата-инвалида, объединенные в специальную команду.

        Весной 1722 года Петр Первый утвердил план строительства на Стрелке. По замыслу Трезини, широкий канал, протянувшийся с юга на север от Большой Невы к Малой; должен был отделить Стрелку от острова. Вдоль канала, спиной к острову должны были встать плотно друг к другу двенадцать одинаковых зданий Коллегий – министерств. С севера площадь Стрелки обрамляли Таможня и огромный Торговый дом. С юга дворец Прасковьи Федоровны и Кунсткамера. Здания Коллегий – трехэтажные. Строения, огибающие площадь, - двухэтажные.  Первые этажи у всех превращены в открытые галереи для гуляния в ненастную погоду. Все здания окрашены в красный цвет, и только белые наличники окон и белые пилястры вносят нарядное оживление. Проект удачен. Площадь как бы сама открывает свои объятия широкой реке, четкой и суровой горизонтали крепостных стен с устремленным ввысь золоченым шпилем. Замыкает всю панораму протяженное двухэтажное здание госпиталя на Выборгской стороне с небольшими куполами на боковых ризалитах и мощным куполом госпитальной церкви в центре. Все очень строго и вместе с тем величественно. 

    

 В 1725 году  Петр умер. Умер человеком, в  чьем уме родилась грандиозная  идея: создать за кратчайший строк  на болотистом берегу моря  величественный город, достойный  могущественного государства. И  он создал его, отдав силы  и жизнь 
 
 
 
 
 

Информация о работе Контрольная работа по "Истории "