Иван Грозный

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 23:38, контрольная работа

Описание работы

Важное место в публицистике XVI века занимала проблема государственной власти. Вопросы о характере царской власти и ее взаимоотношениях с подданными были основными в дискуссии между Иваном Грозным и князем А. М. Курбским, развернувшейся в 60 - 70-х годах.

Файлы: 1 файл

реферат Иван Грозный реформы политика кр право.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

     План.

    1. Введение…………………………………………………….3
    2. Основная часть:
 

    .

    1. Заключение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

    На  XVI век выпало начало становления русского самодержавия. Наибольший вклад в его укрепление и развитие внес Иван IV Грозный, сын Василия III. Именно в период правления Ивана Грозного, личность царя на Руси была сакрализована, царь стал воплощением русской государственности. Великий Князь был признан "Божьим слугой", "стражем Земли Русской". Присущность государственного сознания всему народу,  осознание каждого своей принадлежности государству, во главе которого мыслился лишь самодержец, стала основой для  передачи воли народа во власть воли Высшей, которой освящена власть Монарха. Яркий след в истории оставили реформы Ивана VI, также в целом направленные на установление самодержавного строя. Наблюдались две тенденции в развитии русской государственности:

    - развитие принципа сочетания власти монарха, учреждений приказного аппарата с органами сословного представительства в центре и на местах;

    - утверждение принципа неограниченной монархии с установлением деспотического политического режима.

    Весомым фактором стало и установление крепостного  права, как подспорья для поддержания относительного экономического благополучия поместья, путем использования рабского по своей сути труда крестьян.

    Важное место в публицистике XVI века занимала проблема государственной власти. Вопросы о характере царской власти и ее взаимоотношениях с подданными были основными в дискуссии между Иваном Грозным и князем А. М. Курбским, развернувшейся в 60 - 70-х годах. 
 
 
 
 
 
 
 

     На  престол Иван Васильевич взошёл практически  в младенческом возрасте, и, несмотря на необходимость с ранних лет  участвовать в различных церемониях и приёмах, жизнь мальчика в целом  протекала обычно для того времени, так же как и в других семьях знатных людей.

     Всему этому пришёл конец 1 апреля 1538 года, когда скончалась мать Великого князя  – Елена Глинская. Будущий царь остался сиротой. Такие случаи, конечно, бывали  в знатных семьях и  довольно часто, и тогда малолетние дети просто поступали под опеку близких родственников. Но Иоанн IV был не просто знатным сиротой, он был правителем государства, от имени которого исходили все административные распоряжения. В этом случае в действие вступали совсем другие правила, правила политической игры.

     Среди захвативших власть бояр главную  роль играли суздальские княжата, то есть бывшие удельные князья, бояре  Василий Васильевич и Иоанн Васильевич Шуйские. Василий скоро умер, а  его брат продолжал управлять  страной, приняв давно исчезнувший титул Московского наместника. Фигуры опекунов решительно отодвигали на задний план малолетнего Великого князя. Как бы то ни было, молодой правитель оказался  под опекой чужих людей, к которым у него не было никаких оснований испытывать добрые чувства.

     Позже царь обвинил боярских правителей во многих бедах, постигших страну в  его малолетство. По его мнению, захватив власть, они подвергали людей мучениям и поборам и под видом необходимости  выплачивать жалованье детям  боярским, опустошили государственную казну. Достоверно одно, соперничающие группировки настолько обнаглели, что в 1542 году русская столица стала ареной настоящего военного переворота.

     Устраняя  или убивая неугодных, отдавая приказы  от имени Великого князя, бояре нисколько не интересовались мнением самого Иоанна и не принимали его в расчёт, так что у Великого князя были все основания для антипатии к этим предводителям боярства, которые в борьбе за власть, неоднократно предъявляли открытое пренебрежение к монарху.

    В 1545-1547 годах было осуществлено несколько мероприятий, призванных подчеркнуть переход всей полноты власти к юному государю: Иван Васильевич начал ходить в военные походы, женился на Анастасии Романовне Захарьиной, принял титул «царя». Иван IV утверждал, что достигнув пятнадцатилетнего возраста, он начал сам строить своё государство. Коронация произошла в Успенском соборе 16 января 1547 года. «Митрополит Макарий, «человек большого ума и такта»1 возложил на его голову Шапку Мономаха - символ царской власти. Воцарение способствовало утверждению на Руси идеи преемственности Богом данной монархической власти.

       Однако, как согласно отмечают  исследователи, вмешательство Великого  князя в государственные дела  выразилось в 1546 году лишь в  возвышении его дядьёв, братьев Елены Глинской, которые заняли высшие государственные должности.

     Причины этого вполне понятны: выросший в  обстановке постоянных интриг и борьбы за власть Великий князь хотел  опереться в управлении страной  на людей, в личной преданности которых  он мог быть уверен. В ситуации, создавшейся с возвышением Глинских, Великий князь не проявлял большого внимания к государственным делам. Вскоре, однако, произошли события, которые потрясли молодого монарха, и заставили его резко изменить всю свою жизнь.

       Такими событиями стали московский пожар и последовавшее за ним восстание в Москве в июне 1547 года. В этом, в известной мере, оказался повинен сам будущий царь. Он полностью доверил ведение государственных дел своим родственникам, которые оказались неспособными прекратить бедствия, терзавшие страну. Постепенно любимцы царя, которых считали ответственными за положение в стране, возбудили к себе всеобщую ненависть, и нужен был лишь толчок, чтобы эта ненависть вырвалась наружу. Таким толчком стали пожары, буквально уничтожившие Москву весной-летом 1547 года. Возвышение Глинских вырвалось наружу.

     Москвичи  – чёрные люди, собравшись на вече, то есть созвав собрание всех московских, 26 июня ворвались в Кремль. Дядя царя, князь Юрий Васильевич Глинский, был  схвачен во время службы в Успенском соборе и убит. Несколько дней Москва находилась во власти восставших. Царь после пожара в Кремле, уничтожившего все дворцовые постройки, жил в одной из своих загородных резиденций, в селе Воробьёве, так что всё происходившее в Москве его непосредственно не коснулось. Однако через три дня, 29 июня, вооружённые москвичи пришли к царю и потребовали от него выдать им Михаила Глинского и княгиню Анну, которые, по их убеждению, прячутся у царя.

     Эта встреча с вооружённым народом  произвела на будущего Грозного очень сильное впечатление. Молодой монарх был в растерянности, бедствия такого рода, что постигли Москву, воспринимались людьми средневековья как проявление Божьего гнева. Прежде всего, следовало умилостивить грозного Бога. Ответ на эти мучавшие царя вопросы он получил при встрече со священником Благовещенского собора Сильвестром. Эта встреча также оказала очень сильное влияние на всю последовавшую жизнь Иоанна Васильевича.

     Очевидно, что разговор царя с Сильвестром  касался смысла произошедших событий и тех уроков, которые должен был извлечь Великий князь. Значение встречи состояло и в том, что благодаря ей царь смог, наконец, составить впечатление о положении дел в стране и злоупотреблениях боярских правителей.  В результате бесед с Сильвестром царь осознавал, в каком неприглядном, плачевном состоянии оказалась страна и он сам и меру своей ответственности за это. Нет оснований сомневаться, что под влиянием этих бесед мысль о необходимости умилостивить Бога искренним покаянием глубоко запала в сознание государя.

     Перед правительством, которое стало во главе страны в сороковых годах XVI в., стояли две серьёзные проблемы, которые требовали немедле нного решения – это борьба с возросшей внешней угрозой и необходимость вывести страну из состояния острого внутриполитического кризиса. В реальной жизни обе проблемы решались одновременно и были тесно взаимосвязаны. Объединение разных слоёв общества для совместной борьбы с угрожавшей всем внешней опасностью создало благоприятную обстановку для проведения реформ, которые, в свою очередь, способствовали выходу страны из кризиса, что ослабляло или устраняло противоречия между разными слоями общества, способствовало их объединению для борьбы  с той же внешней опасностью.  

     С февраля 1549 года в стране стали проводиться многочисленные реформы, во многом изменившие и традиционный облик государственных институтов и характер отношения этих институтов с формирующимися сословиями.

    Исходным  моментом в проведении реформ стала  речь Ивана IV  27 февраля 1549 года на заседании Боярской Думы, которая представляла основные направления государственной политики: давалась резко отрицательная оценка боярского правления, рассматривался вопрос о боярских детях и их интересах, которые страдали от «сил», «обид», «продаж» бояр при решении дел о землях и холопах и других «многих дел», а бояре же рассматривались источником «сил», «обид» и «продаж». «Исходным пунктом преобразований явилась критика боярских злоупотреблений»2. В результате речь Ивана IV дала толчок к проведению широкой программы правительственных преобразований.

    Обычно, в связи с этим чаще упоминают  имена Сильвестра и Алексея Адашева, который вместе с митрополитом Макарием составляли, так называемую, Избранную  раду, то есть ближайших советников царя. « ...Выдвинулось и стало около  престола  несколько дельных, благомыслящих и даровитых советников - Избранная рада».3 Помимо них в «Избранную Раду» вошли князь Курлятев, князь Андрей Михайлович Курбский, дьяк Иван Михайлович Висковатый и некоторые другие представители аристократии. Мнения по вопросу деятельности данной организаяции расходятся: по мнению Платонова – это « ...Частный кружок, созданный временщиками для их целей, и поставленный ими около царя не в  виде учреждения, а как собрание «доброхотающих» друзей».4  С другой стороны, Смирнов пишет, что. «Избранная  Рада ...явилась проводником дворянских интересов».5  В более современных источниках говорится о «продворянском» характере «Избранной рады», т. к. нельзя сказать, что изменения в жизни страны, произошедшие за десятилетие ее существования были лишь «побочным действием» активности, направленной на собственное благополучие и процветание.

     Им  действительно принадлежала важная роль в проведении реформ, а, судя по всему, именно они убедили царя в  том, что реформы необходимы, а без этого важного условия было весьма трудно рассчитывать на их осуществление.

     Начало  реформ сопровождалось резким увеличением  размеров главного органа управления государства – Боярской думы, что, очевидно, подразумевало консолидацию правящей элиты, поэтому есть основания полагать, что все реформы в значительной степени были плодом коллективных усилий всей правящей элиты Русского государства.

     В 1549 году Царь собрал на совещание боярскую думу, Освященный собор (верхушка церкви) и высших представителей боярства и дворянства – первый Земский Собор. Царь обвинил бояр в злоупотреблениях и насилиях, которые они совершали в его малолетство, и напомнил им, как они издевались над ним самим. Затем он призвал забыть все обиды и действовать всем вместе на общее благо. Отсюда название Собора – «Собор Примирения». Там сам царь призвал кормленщиков и население не прибегать к насилию и объявил о создании нового «Судебника», который был издан годом позже, в 1550 году, и во многом повторял традиции «Судебника» Ивана III. Однако он регламентировал суд и фактически констатировал права сословий. Так за городским населением фактически была признана монополия на торговлю и ремесло.

    Преобразования  начались с реформы системы управления навстречу требованиям дворянства. Практика передачи расследования об уголовных делах перешла в руки выборно-представительной уездно-дворянской организации, появившейся уже в годы боярского правления, что в 50-е годы получило повсеместное распространение. Царь с боярами «...уложил, что во всех городах  Московской  земли  наместниками детей боярских не судити ни в чем, опричь душегубства и татьбы и разбоя с поличным».6 Этот закон предполагал, что отныне дворян в наиболее важных для них делах мог судить только Царский суд, а не Боярский, как раньше. Это произошло, несомненно, в результате давления уездного дворянства.

    Изменению подвергаются не только права местных  правителей, но сам порядок ведения  судебных процедур.

    Первый  Судебник и уставные грамоты предписывали, чтобы на суде у «областных кормленщиков присутствовали сотские, старосты и лучшие люди», а судебник 1550 года прибавляет еще дворянского, выборного управителя.

    Эти меры можно отнести к попытке  придать кормленщикам характер местных  правителей в государственном смысле слова и в этом направлении изменить их судебно-административную деятельность. За ней же вводился строгий надзор, который подавлял их бесчинства.

Информация о работе Иван Грозный