История развития угольной промышленности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 22:14, реферат

Описание работы

Горное дело, как вид полезной деятельности по извлечению из земли полезных ископаемых, эволюционировало в своей длительной истории под влиянием человеческих потребностей: в древние века в целях самозащиты в борьбе с дикой и суровой природой; в более поздние века – в целях получения необходимых веществ и материалов.

Файлы: 1 файл

История угольной отрасли России.doc

— 789.50 Кб (Скачать файл)

    Для удовлетворения растущих потребностей народного хозяйства в топливе  к концу рассматриваемого периода  намечалось увеличить добычу угля до 160-170 млн. т в год.Развитие добычи угля такими высокими темпами потребовало значительного увеличения объёмов шахтного строительства. В течение 1929-1940 гг. было построено 285 шахт общей годовой производственной мощностью более 100 млн. тонн.

    Создание  крупнейшего Урало-Кузнецкого угольно-металлургического, машиностроительного и энергетического комплекса базировалось на разностороннем использовании углей Кузбасса, ставшего, после Донбасса, второй угольной базой страны.

    Только  в 1933-1938 гг. в Кузбассе (в Прокопьевском, Ленинском, Кемеровском, Киселевском и Осинниковском районах) было построено и сдано в эксплуатацию 28 крупных шахт, оснащенных новой техникой. Начинается интенсивное освоение Карагандинского бассейна — третьей угольной базы страны, располагавшей большими запасами ценных коксующихся и энергетических углей. В 1931 г. здесь были заложены первые 20 шахт, а в 1932 г. — ещё 5 шахт. К 1940 г. добыча угля в Карагандинском бассейне превысила 6 млн. тонн. Масштабное шахтное строительство осуществляется в Подмосковном бассейне. Если в 1933 г. здесь было 17 шахт, то в конце 1940 г. в эксплуатации находилось уже 43 шахты.

    Создание  второй и третьей угольных баз  в Кузнецком и Карагандинском бассейнах имело стратегическое значение и обеспечивало энергетическую безопасность страны. Однако северо-западные районы нуждались в улучшении обеспечения угольным топливом. Поэтому в 1934 г. началось освоение Печорского угольного бассейна — четвёртой угольной базы страны.

    В 1931 г. в Воркутинском районе была заложена штольня, а в 1934 г. начали эксплуатировать  первую шахту. В 1940 г. ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление об увеличении темпов строительства угольных шахт на Воркутинском месторождении и строительстве Печорской железной дороги. Создание этой мощной угольной базы на севере Европейской части СССР с 1938 г. осуществлялось силами «спецконтингента» Воркутинского лагеря НКВД-МВД СССР, самого крупного острова «Архипелага ГУЛАГ» в этой части страны. Среди бесплатной рабочей силы было немало тех, кто пострадал в начале 30-х годов, в том числе в связи с «Шахтинским делом».

    В этот период формируется база отечественного горного машиностроения. Советскими учеными и конструкторами было создано  много новых горных машин и  механизмов. В распоряжение горняков поступили отечественные мощные врубовые машины, бурильные и отбойные молотки, угле- и породопогрузочные машины. Были разработаны конструкции первых угольных комбайнов.

    Начинается  становление отраслевой науки. В  Москве были созданы Всесоюзный угольный институт и Институт горного дела АН СССР, Государственный проектно-конструкторский и экспериментальный институт угольного машиностроения «Гипроуглемаш». В 1936 г. создаются Донецкий НИИ угольной промышленности (ДонУГИ) и Кузнецкий НИИ угольной промышленности (КузНИУИ). В Ленинграде, Харькове, Новосибирске, Донецке и Днепропетровске были созданы институты по проектированию угольных предприятий: Гипрошахт, Южгипрошахт, Сибгипрошахт и Днепрогипрошахт.

    В 1932 г. по инициативе горловского забойщика  Н.Изотова началось соревнование за высокую производительность труда, за досрочное выполнение государственных планов.

    Дальнейшее  развитие это соревнование получило в 1935 г., когда забойщик шахты «Центральная-Ирмино»  Алексей Стаханов за смену вместе с двумя крепильщиками нарубил  отбойным молотком 102 т угля, превысив норму в 14 раз (месячная производительность забойщика в 1929-1930 гг. составляла около 83 тонн). Это событие инициировало рождение «стахановского движения» — массового социалистического соревнования за достижение наивысшей производительности труда. «Стахановское движение» сыграло большую роль в повышении производительности труда, которая увеличилась в целом по отрасли за более чем десятилетний период в два с лишним раза.

    В предвоенные годы получил заметное развитие открытый способ угледобычи, который до этого практически  не применялся, т.к. не было необходимой техники. Доля открытого способа угледобычи составила в 1940 г. 3,8% (6,3 млн. т). В 40-е годы были построены и введены в эксплуатацию новые разрезы: «Коркинский» в Челябинской области, «Райчихинский» и «Хромцовский» в Восточной Сибири, «Северный» и «Лачинский» — на Северном Урале. В 1934-1935 гг. для открытых горных работ начали серийно выпускать отечественные экскаваторы с ковшами емкостью 1 и 1,5 куб.м. Начато было также производство 20-40-тонных думпкаров.

    В 1932 г. ВСНХ, как орган управления промышленностью, был упразднен. Вместо него на общеоюзном уровне были созданы три наркомата (народных комиссариата): тяжелой, легкой, лесной и лесоперерабатывающей промышленности. Управление «Союзуголь», вновь переименованное в «Главуголь», было подчинено Наркомату тяжелой промышленности (руководители: С.Орджоникидзе, Л.Каганович).

    В октябре1939 г. был образован Народный комиссариат угольной промышленности. Главные управления отдельных угольных бассейнов были упразднены. Эта схема управления просуществовала до 1946 года. Первым Наркомом угольной промышленности был Василий Васильевич Вахрушев (1902-1947 гг.).

    Угольная  промышленность в годы Великой Отечественной  войны и послевоенного восстановления народного хозяйства (1941-1950 гг.)

    В годы войны и в первые послевоенные годы в новых угольных районах  строились преимущественно небольшие  шахты с наклонными стволами. Это  было вызвано необходимостью скорейшего ввода их в эксплуатацию. Уже в  ходе строительства на таких шахтах можно было добывать уголь. Для оснащения строящихся шахт были мобилизованы все внутренние ресурсы, использовалось оборудование, эвакуированное из временно оккупированных районов. В Кузбассе в 1942-1943 гг. были построены 26 новых шахт мощностью, равной половине годовой довоенной добыче угля всего бассейна. В Карагандинском бассейне было построено десять шахт в Промышленном районе и освоено Саранское угольное месторождение. Ускоренными темпами сооружали шахты в Печорском бассейне, чему способствовало завершение строительства железной дороги, давшей выход печорским углям в другие районы страны. На севере Кизеловского бассейна велась разработка коксующихся углей Гремячинского месторождения.

    20 января 1949 г. была изготовлена  партия угольных комбайнов «ГУК»  (впоследствии «Донбасс-1») на базе врубовой машины «МВ - 60». Комбайны получили широкое признание во всех угольных бассейнах СССР. Добыча угля в СССР в 1949 году превысила 200-миллионный рубеж и составила 208,2 млн.т.

    К 1950 г. угольная промышленность страны была восстановлена. В этом году среднемесячная производительность труда рабочего по добыче угля достигла уровня 1940 г. Объём добычи угля достиг 261,1 млн. т и превысил довоенный уровень почти в 1,6 раза. Количество занятых в угольной промышленности составляло в 1950 г. свыше 1,5 млн. чел. и все более увеличивалось. Престиж шахтерской профессии был очень высоким — угольщики по уровню заработной платы вышли на первое место по отраслям промышленности.  

    «Золотой  век» угольной промышленности (1951-1988 гг.)

    Начало 50-х годов XX в. было для СССР временем экстремального экономического развития. После огромных человеческих и материальных потерь экономика работала на пределе своих возможностей всё ещё сохраняя мобилизационный характер. Как и в годы первых советских пятилеток основной упор делался на развитие тяжёлых отраслей промышленности — топливно-энергетического комплекса, металлургии, тяжелого машиностроения и т.п. Миллионы людей органи­зованно направлялись на восстановление и строительство электростанций, металлургических заводов, шахт и рудников.

    Для угольной промышленности в ее развитии начался, условно говоря, «золотой век», который продолжался более трех десятилетий. Этот период сопровождался  непрерывным ростом объемов угледобычи, наращиванием производственных мощностей предприятий, повышением технического уровня процессов угледобычи, совершенствованием способов разработки месторождений, внедрением рациональных систем организации труда и производства.

    60-е  годы ознаменовались быстрым  подъемом отраслевой науки. Продолжался выпуск отечественной техники и оборудования для угледобычи, начались закупки и иностранной техники.

    С начала 1970-х годов начал быстро развиваться наиболее эффективный  открытый способ добычи угля, особенно в Кузбассе. Тогда же наше машиностроение освоило ряд современных по тем временам типов горнодобывающей техники. Со второй половины 1970-х годов начинается освоение гигантского Канско-Ачинского угольного бассейна, где сосредоточены энергетические угли высокого качества, и Южно-Якутского бассейна, призванного обеспечить углем электростанции Дальнего Востока и новые промышленные районы Якутии.

    Ещё в конце 60-х годов появились  тенденции недооценки государством роли угля. Открытие гигантских нефтегазовых месторождений в Западной Сибири вызвало эйфорию у ряда научных и административных работников, и был взят курс на приоритетное развитие нефтегазового комплекса. Приоритет, отданный нефтяникам и газовикам, в условиях плановой экономики означал значительное сокращение денежных поступлений в угольную отрасль. Социальная сфера угледобывающих регионов, и без того слабо развитая, все больше отставала. Горная техника производились в недостаточном количестве, качество ее было невысоким. Постепенно усложнялись горно-геологические и производственно-технические условия разработки угольных пластов, возрастали затраты на поддержание и развитие предприятий отрасли.

    Уголь всё ещё был нужен экономике  страны: несмотря на падение доли угля в топливном балансе страны с 66% в 1955 г. до 19% в 1990 г., он оставался основой тепло- и энергоснабжения коммунального хозяйства, значительной части промышленности и сельского хозяйства страны. Однако состояние дел в отрасли продолжало ухудшаться: большинство шахт были старыми, средняя глубина подземных работ дошла до критического уровня, возрастала опасность горных ударов, обвалов, пожаров и выбросов газа. Аварии с человеческими жертвами стали обычным явлением. Снижалось и качество добываемого угля.

    В конце 1980-х годов в экономике  страны назревал общий хозяйственный  кризис. Разрушалась финансовая система, рвались хозяйственные связи между республиками распадавшегося Союза ССР. Все это наложилось на проявившиеся ещё раньше негативные тенденции в отрасли. Общее падение производства привело к значительному уменьшению потребности в угле. В 1989 году социально-экономическая обстановка в угольной промышленности резко обострилась. Технологический кризис в отрасли стал перерастать в социально-экономический, который привел к массовым протестам шахтеров. Мощные забастовки потрясли угольную отрасль в 1989-1990 гг.

    В угольной промышленности продолжали нарастать  негативные тенденции, чему в значительной мере способствовали недостаток средств, выделяемых на отрасль из госбюджета,  физический и моральный износ  горно-шахтного оборудования, кризис социальной сферы, падение дисциплины и производительности труда.

    К 1992 году более половины шахт России имели фактический срок службы выше 40 лет и лишь 16 из них были относительно новыми. Около двух третей всех шахт были опасны по газу и угольной пыли, каждая вторая - по самовозгоранию угля.

    Дальнейшее  функционирование угольной отрасли  требовало постоянно возрастающих государственных дотаций, что при  бюждетном финансировании тех лет  было нереальным и противоречило  идеям рыночной экономики.

    В целях вывода угольной отрасли из системного кризиса, её адаптации к рыночной конкуренции с другими топливными ресурсами, было признано необходимым начать глубокие структурные отраслевые и межотраслевые преобразования, т.е. осуществить реструктуризацию отрасли.  

    Реформирование угольной отрасли в Российской Федерации

    Начало  реформированию отрасли положил  Указ Президента РФ от 30 декабря 1992 г. “О преобразовании в акционерные общества и приватизации объединений, предприятий  и организаций угольной промышленности”.

    01 марта 1993 года Государственная корпорация “Уголь России” была ликвидирована. В апреле 1993 года было создано Государственное предприятие "Российская угольная компания" (ГП “Росуголь”), в  функции которого перешло коммерческое управление закрепляемыми в федеральной собственности пакетами акций акционерных обществ. В руководство компании вошли известные ученые и опытные производственники: Малышев Ю.Н., Зайденварг В.Е., Саламатин А.Г., Яновский А.Б., Никишичев Б.Г. и др. На первый план деятельности компании “Росуголь” вышла задача преобразования российской угольной промышленности в рентабельное производство и обеспечение социальной защиты шахтеров.

Информация о работе История развития угольной промышленности в России