История освоения Дальнего Востока в XVII-X1X вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 18:49, реферат

Описание работы

Цель настоящей работы является изучение истории Дальнего Востока периода XVII-XIX вв.

Задачи работы включают рассмотрение предпосылок и начала освоения Дальнего Востока. Описание Камчатской экспедиции, а также других экспедиций, которые были организованы русскими землепроходцами в XVII – XIX веках.

Содержание работы

Введение 3
1. Предпосылки освоения Дальнего Востока 5
2. Начало освоения Дальнего Востока 9
2.1. Освоение Дальнего Востока при Петре I 9
2.2. Продвижение к берегам Северной Америки 12
3. Камчатская экспедиция 13
4. Первый этап освоения Дальнего Востока 20
5. Экспедиции XIX века 25
6. Значение русский экспедиций 33
Заключение 35
Литература 36

Файлы: 1 файл

История освоения ДВ.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

     Уже 20 июля, глядя на вершину горы Святого  Ильи капитан-командор, вероятно, решил  следовать другой части инструкции где говорилось: Ежели паче чаяния, за коим случаем осмотреть и описать в одно лето не допустит вам время, о том пути обстоятельно репортовать, а самим не дожидая указу, следовать и во окончание то приводить в другое лето...

     И приняв это решение он был уже  непреклонен, приказав задержаться  ровно настолько, насколько необходимо для пополнения запасов воды. Для  России Беринг сделал все, что мог, он не имел права более рисковать жизнью людей. Не мог тратить драгоценное время на картографические исследования, поиск городов европейских и изучение быта аборигенов.

     Но, вероятно, общий дух экспедиции оказался настолько силен, что судьба была вновь благосклонной: капитан-командор был вынужден уступить напору молодого ученого в его желании исследовать землю новоизобретенную и разрешил Стеллеру присоединиться к группе матросов, которые должны были сойти на берег для пополнения запасов воды.

     Естествоиспытатель  Стеллер оказался в цейтноте. И  иначе, чем волей провидения это  не назовешь - то чего Беринг достиг за 9 лет, Стеллер умудрился сделать  за 10 часов.

     Сделанные им наблюдения вместе с данными штурманов  позволили сделать безошибочный вывод - найденный берег Америка.

     Пока  команда занималась заготовкой воды Стеллер делал работу для которой  и был рожден на этот свет - он исследовал.

     Натолкнувшись на натоптанную тропу он буквально  стремглав бросился на поиски людей. Сопровождавший его казак Фома Лепехин пытался его удержать: Навалятся ватагой, не отбиться. Вишь, как срублено (об ольховом пруте). Не иначе ножом, либо топором. Давай к своим. Ведь убьют здесь, али в полон возьмут. Пропадем. На что Стеллер резонно ответил Дурак. Здесь есть люди, их надо найти... Упорство было частично вознаграждено - они набрели на кострище аборигенов и Стеллер был готов поклясться, что это стоянка камчадалов, и если бы не ландшафт и растительность он мог бы все-таки поклясться. Еще одна загадка поджидала его, когда он натолкнулся на яму, подобную тем, в которых камчадалы квасили рыбу: четыре шага вдоль, три поперек - в два человеческих роста. Но... рыбьей гнилью не пахло. С риском, что их рано или поздно обнаружат, Стеллер спустился в яму - это оказался подземный амбар, в котором стояли берестяные сосуды в два локтя высотой, набитые копченой лососиной, в других - чистая сладкая трава, лежали груды крапивы, связки сосновой коры, веревки из морской травы необыкновенной прочности, стрелы, превосходившие по длине камчатские (хорошо оструганные и выкрашенные в черный цвет). По их поводу Лепехин заметил: Не иначе татарская или тунгусская. Они прошли еще версты три в надежде встретить жителей, пока не увидели струйку дыма. Но добраться до этого огня им так и не удалось - по пути Стеллер увидел стаю птиц, породу которых он никак не мог определить. Поэтому он попросил Лепехина подстрелить одну из них. При звуке выстрела, с той стороны куда стреляли раздался человеческий вопль. Стеллер бросился туда, но там никого не было, хотя трава была примята, словно там кто-то стоял. Вероятно, кто-то из местных все время их сопровождал или, в крайнем случае, натолкнулся на них только-что и в недоумении наблюдал незваных гостей. Выстрел напугал его. Этот выстрел принес еще два результата - подстреленная птица оказалась ранее неизвестной науке и ее первооткрывателем явился он- Георг Стеллер, а также на звук этого выстрела пришел матрос, отправленный на  их поиски - пора было возвращаться... Но за это короткое время он успел собрать 160 видов местных растений, взять образцы домашней утвари, ознакомиться с покинутыми жилищами.

     Уже на следующий день на другом острове  Алеутской гряды экспедиция натолкнулась на американских индейцев.

     Обратный  путь. Обратный путь, как и предполагал Беринг, был тяжелым. Туманы и штормы затрудняли движение судов. Заканчивались вода и провиант. Цинга изводила людей. 4 ноября экспедиция натолкнулась на неизвестную землю. 7 ноября Беринг приказал высаживаться. Тогда никто не мог предположить, что они находятся в нескольких днях пути от Камчатки. Наступило тяжелое время зимовки. 8 декабря 1741 года руководитель экспедиции капитан-командор Витус Ионассен Беринг скончался. Командование перешло к лейтенанту С. Вакселю. Люди теряли силы. Из 76 человек, высадившихся на остров, выжили 45. Все кто мог держаться на ногах охотились на морских животных и птиц, укрепляли осыпающиеся землянки.

     Из  рапорта лейтенанта С. Вакселя с  Адмиралтейств-коллегию о плавании с В. Берингом к берегам Америки. 1742, 15 ноября.

     Остров  сей, на котором мы с командой зимовали... длиною около 130 верст, поперек верст 10. Жилья на нем никакова нет, но и знаков к тому, что бывали на нем когда люди, не находились... В бытность нашу на сем острове жили весьма пребедно, понеже жилища наши были в ямах, вырытых на песку и покрытые парусами. И в собирании дров  имели чрезвычайную тягость, ибо принуждены были дрова искать и собирать по берегу морскому и носить на плечах своих лямками верст по 10 и 12.

     ...Одержимы  были жестокою цынготною болезнью... Пропитание наше было чрез сию зиму за неимением провианта, можно ж сказать, самое бедное и многотрудное, к тому ж  и натуре человеческой противное, ибо принуждены были ходить по берегу морскому и отлучатца от жилища своего верст по 20 и по 30 и старатца о том, чтоб убить себе на пищу какова зверя, а именно бобра, сивуча или нерпу... которых убив, чрез такую дальность нашивали на себе...

     Среди них были русские, датчане, шведы, немцы - и все они боролись за то, чтобы  достойно завершить экспедицию. Георг Стеллер и здесь нашел себе занятие по душе - за время пребывания на острове, впоследствии получившего имя Беринга, он описал 220 видов растений, наблюдал морских котиков, сивучей. Его огромной заслугой явилось описание морской коровы - животного из отряда сирен, впоследствии полностью истребленной и оставшейся только в описании Стеллера. Пережив трудную зиму, экипаж из остатков разбитого штормом "Святого апостола Петра" построил маленькое суденышко, на котором 26 августа 1742 года и вернулся в Петропавловскую гавань. На этом вторая Камчатская экспедиция была завершена.

     В 1743 году сенат приостановил работу Второй Камчатской экспедиции. Итоги  обеих экспедиций были значительны: открыт американский берег, обследован пролив между Азией и Америкой, изучались Курильские острова, побережье Америки, Алеутские острова, уточнялись представления об Охотском море, Камчатке, Японии7.

4. Первый этап освоения  Дальнего Востока

     Экспедиция  Москвитина И.Ю. В 1639 году отряд томских казаков во главе с И.Ю.Москвитиным  вышел к Охотскому (Ламскому) морю в районе устья реки Ульи. В устье реки Ульи  был поставлен  первый  острог.  Обосновавшись  здесь,  И.Ю.Москвитин  исследовал побережье к  северу  и  югу  от  реки.  Во  время  походов  на  юг  спутники И.Ю.Москвитина  услышали  от  местных  жителей  о  богатой  реке  Амур.  Эти рассказы, во многом приукрашенные и дополненные, стали достоянием властей  и жителей Якутска, и послужили толчком к начавшимся, несколько позже,  походам русских на Амур8.

     Экспедиция  Перфильева М.П. В 1639 – 1640 годах  отряд  М.П.Перфильева  плавал  вверх  по  реке Витиму до речки Цыпир. В  1641  году  по  пути  М.П.Перфильева  ходил  отряд казаков и промышленных людей во главе с письменным головой Е.Бехтеяровым.

     Экспедиция Пояркова В.Д. 15 июня 1643 года под руководством  Якутского письменного головы В.Д.Пояркова начала свой долгий путь большая экспедиция из 132  человек.  По Лене, Алдану, Учуру, Гонаму, через перевал Станового хребта  В.Д.Поярков с товарищами вышел к истокам Брянты - притоку Зеи, а по ней  на  большую  реку Амур. С устья Зеи начался поход  В.Д.Пояркова  по  Амуру,  закончившийся  на устье этой реки. Впервые в истории Амур  был  пройден  на  всем  протяжении.

     Местных жителей В.Д.Поярков объявлял подданными русского царя  и  собирал  с них ясак. На устье Амура отряд зимовал, а весной 1645 года вышел в  Охотское море. Вторично зимовали недалеко от устья реки Улья.  И  только  в  середине июня 1646 года В.Д. Поярков возвращается в Якутск.

     В.Д.Поярков  дал подробное описание своего похода,  сделал  «чертёж» посещённых им рек,  рассказал  о  быте  и  нравах  встреченных  им  народов, которых привел в подданство русского царя. Труднейшее плавание по  Амуру   - первое в истории России плавание по этой реке,  ставит  имя  В.Д.Пояркова  в один ряд с  именами  выдающихся  путешественников.  В  середине  40–х  годов русскими была открыта и первоначально  освоена  река  Амур.  Русские  дважды зимовали на её берегах и в том числе на устье реки. Во время этого  плавания русские открыли остров Сахалин9.

     Экспедиции  Шедковникова С. И  Хабарова Е.П. В 1647 году Семён Шелковников основал Охотский острог.         

     Совершенно  особое, исключительное место в истории  Приамурского края занимает деятельность Е.П.Хабарова, походы которого к Амуру были  в  течение 1649 – 1658 годов.

     В результате походов Е.П.Хабарова  приамурское  население приняло  русское подданство, Приамурье  стало  быстро  осваиваться  русскими.

     Там появились русские остроги, крепости, зимовья  и  среди  них  Албазинский (1651 год), Ачинский (1652 год), Кумарский  (1654  год),  Косогорский  (1655 год) и другие. В Приамурье образовалось Албазинское воеводство  (уезд).  Оно наряду с Нерчинским уездом стало основным центром  деятельности  русских  на Амуре.

     В документах того времени упоминаются русские  деревни  –  слободы: Солдатово,   Покровская,   Игнашино,   Монастырсщина,    Озерная,    Паново, Андрюшкино.   Албазинский   уезд   быстро   занял   ведущее   положение   по хлебопашеству, и в 70-х годах XVII века  снабжал  все  Забайкалье  и  другие районы Восточной Сибири.

     До  появления русских, на Амуре проживали  племена  дауров,  эвенков, натков, гиляков и другие - около 30 тысяч  человек. Они не входили  в  какие-либо политические союзы, ясака никому не платили, были независимыми.  Первым экспедициям на Амур поручалось  приводить местное население в   российское подданство «не боем», а «ласкою»  и обещать им  защиту.  Только  в случае «непослушания»  разрешалось применять силу  («ратный   обычай»).   Попытку сопротивления пытались оказать дауры.  Но  вскоре  их  «князцы»  согласились платить ясак.

       «Расспросные речи» В.Д.Пояркова  и «Отписки»  Е.П.Хабарова  являются  уникальными источниками описания  природных богатств, быта и нравов  коренных жителей  края.  Отметим  и  другое  значение  их  походов.   Так,   «Цинское правительство, - как отмечает С.Л.Тихвинский, - не располагало  какими  либо удовлетворительными сведениями ни о географии этих внешних территорий, ни  о населявших их  местных  племенах».  Русские  же  знали  Амур,  знали  людей, населявших его берега,  знали,  куда  впадает  Амур,  знали  путь  по  нему.

     В.Д.Поярков  и Е.П.Хабаров оставили чертежи (карты) посещённых  мест.  Именно с походов  этих замечательных землепроходцев началось научное изучение Амура и Приамурья.

     Весь  Амур до Татарского пролива и территория к востоку от Аргуни до Большого Хингана вошли в состав России.  Были  образованы  Нерчинский  уезд, Албазинское воеводство. Они  стали центрами русской  деятельности  на  Амуре10.

     Перерыв в исследования в связи с агрессией Цинской империи. Однако процесс освоения  края  был прерван в связи с агрессией Цинской империи. С начала  80-х годов XVII  века  маньчжуры вступили  в открытый конфликт с российским государством. Военные действия велись в  Забайкалье  и на Амуре. Россия не собиралась уступать дальневосточные  рубежи.  Убедившись в том, что все попытки на протяжении почти  тридцати  лет  овладеть  Амуром, отнять у русских освоенные ими земли, терпят крушение, цинские  правители  в течение нескольких лет готовили крупную военную  операцию  против  Албазина.

     Наряду  с  героической  защитой  Албазина  (в  1685  -  1686  годах),   были предприняты  попытки  урегулировать  вопрос  путём  переговоров.   В   Пекин отправилось посольство Ф.А.Головина. Но, не имея возможности  перебросить  в Приамурье крупные военные силы, Россия была вынуждена  подписать  навязанный ей  Нерчинский  договор  (1689  год).   Согласно   территориальным   статьям российские подданные покидали левобережное Приамурье. Точной  границы между двумя государствами   установлено   не   было.   Огромный   край,   успешно осваивавшийся почти 40   лет,   превращался   в   пустынную,   никому   не принадлежавшую полосу. Длительная оборона Албазина навсегда вошла в историю героических подвигов русского народа11.

     Россия, занятая решением черноморской проблемы, а также внутренними делами, была вынуждена пойти на переговоры и  подписать,  навязанный  силой, договор, известный под названием Нерчинский трактат (27 августа 1689  года).

     Но  и в этих условиях, когда договор  был навязан русским, Ф.А.Головин,  сумел отстоять последующие права  Московского государства на Приамурье  и  Приморье. Территория, лежащая  ниже реки Уды, осталась  не  разграниченной,  Нерчинский договор был лишь  началом  в  установлении  пограничной  линии  между  двумя государствами. Вынужденная территориальная уступка со стороны  России  могла иметь лишь временный характер.

     России  удалось отстоять право на Забайкалье и  побережье  Охотского моря. В XVIII веке Охотск был главным тихоокеанским портом страны.  Освоение северных берегов Тихого океана, исследования Курильских островов и  Сахалина готовили  основы  для  возвращения  Приамурья.  Почти   полтора   века   оно оставалось  не  разграниченным  и  безлюдным.  Основанием   для   постановки амурского вопроса служило  также  интенсивное  заселение  Восточной  Сибири.

Информация о работе История освоения Дальнего Востока в XVII-X1X вв